ВНЕДРЕНИЕ МЕТОДОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

О.Г.Карнаухова, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры криминалистики Санкт-Петербургского университета МВД России
Д.В.Иванов, кандидат юридических наук, декан факультета судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета

Образовательный процесс, профессиональные компетенции, инновационные образовательные технологии, методы активного обучения, деловая игра.

В статье рассматриваются проблемы внедрения в образовательный процесс методов активного обучения. Предлагается использование деловой игры как одного из методов активного обучения, развития профессиональных навыков и формирования профессиональных компетенций. Приводится пример проведения деловой игры на практическом занятии по теме «Версии и планирование расследования» по дисциплине «Криминалистика».

 

Проблема внедрения в современную систему обучения методов активного обучения и инновационных образовательных технологий не теряет своей актуальности и на сегодняшний день [1, 2]. Итоговым результатом обучения в образовательных организациях МВД России является не только получение определенных знаний, но и приобретение профессиональных компетенций. Реально существующая обстановка в органах внутренних дел России и требования, предъявляемые к сотрудникам полиции заставляют педагогических работников искать такие методы обучения, которые позволят научить обучающихся мыслить, самостоятельно добывать знания, приобретать высокопрофессиональные навыки, привить способность реа- лизовывать их в практической деятельности.

Многолетняя практика свидетельствует, что обучение с помощью традиционных методов и технологий не позволяет развить общекультурные и профессиональные компетенции, обозначенные в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (далее – ФГОС ВО). В процессе обучения курсанты, слушатели образовательных организаций должны запомнить и усвоить большой объем информации, которая постоянно обновляется, а полученная ранее устаревает [5]. Современные требования к образованию в образовательных организациях высшего образования не могут быть ориентированы только на запоминание и сохранение материала в памяти. Следовательно, возникает проблема формирования таких качеств мышления, которые позволили бы обучающемуся самостоятельно искать и усваивать новую информацию.

За время обучения необходимо развить у курсантов и слушателей такие качества и способности, которые помогут им после окончания образовательной организации выделять полезную, необходимую в данный момент информацию и не потеряться в потоке новообразований. Роль педагогического работника заключается в том, чтобы направить обучающегося, предложить возможные пути обучения и усвоения информации, а не давать все в готовом виде. Нужно стремиться подвести обучающегося к анализу своих ошибок, научить подводить итог проделанной работе. Преподаватель высшей школы должен не только выполнять функцию передачи научных знаний, но и уметь выбирать наиболее эффективные методы активного обучения, использовать современные образовательные и инновационные технологии, направленные на создание творческой атмосферы образовательного процесса. Совершенствование процесса обучения должно быть направлено на создание организационно-педагогических условий, обеспечивающих успешное обучение. Акцент в такой деятельности переносится на партнерство, а характер взаимоотношений педагогического работника и обучающегося можно определять как субъект-субъектные.

Следовательно, необходимо найти такие методы и подходы в обучении, которые помогут обучающемуся самостоятельно находить и усваивать нужную информацию, приобретать профессиональные умения, навыки и компетенции. Введение системы многоуровневого образования, создание единого образовательного пространства, обучение в соответствии с ФГОС ВО, реализация компетентност- ного подхода обусловливают необходимость совершенно нового взгляда на организацию обучения.

Выбор методов обучения обусловлен не только содержанием образовательного процесса, но и целями обучения. В число целей активного обучения, наряду с получением знаний, входит и формирование умений и навыков, компетенций, необходимых в практической работе сотрудника органов внутренних дел [3]. Существуют различные имитационные методы активного обучения: деловая игра; органи- зационно-деятельностная игра; ролевая игра; тренинг; кейс-метод и другие.
Одним из методов активного обучения, способствующих формированию навыков и умений, необходимых в профессиональной деятельности, является деловая игра. Деловая игра – это форма деятельности людей, имитирующая те или иные практические ситуации [4].

Моделируемая в деловой игре реальная профессиональная ситуация носит динамический характер. Конечный результат игры зависит от решений, принятых на различных этапах. Важно то, что каждое решение влияет на изменение ситуации и поиск решения на последующем этапе игры.

Интерактивное взаимодействие участников происходит на всех этапах деловой игры, а решения в большинстве случаев принимаются коллективно. Таким образом, именно наличие поэтапно принятых и взаимосвязанных решений, выработанных в условиях внутригруппового и межгруппового взаимодействия, является специфической особенностью деловой игры. Другим важным свойством деловой игры является наличие определенного сценария, в который заложен алгоритм «неправильности» и «правильности» принимаемых решений. В конечном итоге каждый участник осознает важность и влияние принятых решений на весь ход игры.

Во время игры должны действовать такие конструктивные элементы, как правила и нормы, наказания и поощрения, обратная связь с руководителем игры, экспертная оценка результатов.

Деловая игра состоит из следующих этапов.

1. База деловой игры. Обычно это модель профессиональной или социально экономической ситуации.

2. Содержание деловой игры. Содержанием может быть явление, к которому имеется несколько практических и теоретических подходов. Ситуация должна содержать элемент неопределенности, предполагать неоднозначность решений, что обеспечит проблемный характер игры и возможность личностного проявления каждого игрока. Важно предусмотреть возможность активного участия и принятия решения всеми игроками. Для этого при подготовке к деловой игре должны быть приготовлены документы для определенного игрока или команды.

3. Количество и состав участников игры, в том числе их компетентность, подготовленность, должны соответствовать поставленным целям. Важно продумать стимулы, обеспечивающие большую степень вовлеченности игроков.

4. Регламент. Время игры зависит от сложности выбранной ситуации, количества этапов и сложности выбора принимаемых решений.

5. Нормы и правила. Деловая игра обязательно должна предусматривать поощрения и штрафы, а также критерии выигрыша. Оценивание результатов должно быть оговорено, выражено количественно, качественно и производиться как с помощью игроков, так и оцениванием экспертов.

6. Моделирование игры. Создается сценарный план, продумываются игровые события. Даются подробные инструкции участникам игры, ведущим, экспертам. В соответствии с целями игры распределяются роли, которые могут быть сформулированы ведущим игры, сценарием, нормативными документами, игроками в соответствии с их видением ситуации и поставленными целями. Создаются макеты, замещающие объекты реальной ситуации, схемы, таблицы, вспомогательная документация.

7. Обратная связь. Деловая игра содержит разные виды обратной связи, характерные для каждого этапа. Обратная связь должна отражать развитие и ход игры.

8. Система оценивания результатов игры. Включает в себя специальные разработки методик оценивания, выбор экспертов, судей.

9. Вспомогательный материал. Специальные задания, упражнения, тесты, методические и ролевые инструкции, информационный и справочный материал.

10. Организация пространственной среды. Выбор аудитории, размещение игроков по местам.

11. Подготовка технических средств. Назначение специалистов и выбор способа фиксации игры (письменно, аудио-, видеозапись).

Порядок проведения деловой игры предусматривает несколько этапов. Предлагаем рассмотреть 128 этапы деловой игры с теоретической и практической точки зрения и возможности внедрения данного метода активного обучения в практическое занятие по дисциплине «Криминалистика» (тема «Версии и планирование расследования»).

I. Введение в игру. На этом этапе участников игры знакомят с целями и задачами, смыслом проводимой игры, общим регламентом. Осуществляется консультирование, проводится инструктаж. В некоторых случаях игре предшествует беседа по проблемам игры или лекция. На данном этапе участники вспоминают виды версий и варианты планирования расследования. Педагогический работник объясняет правила игры, которые заключаются в выстраивании версий по предложенной фабуле, планировании расследования и проведении следственных действий в сокращенном варианте, а затем построении новых версий в зависимости от вновь возникшей следственной ситуации.

II. Деление игроков на группы. Оптимальный размер группы 4-6 человек. В каждой группе определяется лидер, распределяются игровые роли. Исполнитель роли определяет для себя точное внешнее воспроизведение деятельности человека через поведение, определенное социальной ролью, предполагаемым психотипом, нормами поведения в обществе, в соответствии с задачами, предписанными данной ролью. Участники делятся на 5 групп. Предлагается в каждой группе распределить роли, соответствующие различным представителям следственно-оперативной группы: следователь (руководитель группы), оперуполномоченный, эксперт-криминалист, участковый уполномоченный полиции, сотрудник патруль-постовой службы полиции.

III. Погружение в игру. На данном этапе игроки получают задание. По указанной теме преподаватель предлагает первую следственную ситуацию, например, по сообщению об обнаружении трупа, с описанием улик, обнаруженных на месте происшествия, и представлением пояснений, полученных от лиц, обнаруживших труп. Деловая игра проводится по преступлению, ранее реально имевшему место в следственной практике.

IV. Изучение и анализ проблемы или ситуации. Игроки в каждой группе анализируют предлагаемую ситуацию, формулируют проблемы, осуществляют диагностику, договариваются о терминологии, входят в роль, знакомятся с правилами. Каждой группе необходимо составить по 5-6 частных версий по предложенной фабуле, основываясь на исходных данных первой следственной ситуации.

V. Игровой процесс. Поиск и разработка вариантов решений, прогнозирование возможных потенциальных проблем, рисков и других последствий. В ходе внутригрупповой дискуссии вырабатывается коллективное решение, затем готовится и обосновывается проект, который визуализируется на плакатах, делаются расчеты для его реализации, готовятся и заполняются документы, необходимые для решения и его презентации.

VI. Общая дискуссия. Проводится межгрупповое общение. Каждая группа обосновывает свои решения или проекты, происходит обмен мнениями, вопросами. На данном этапе изменяется пространственная среда, включаются в работу эксперты, которые оценивают результаты деятельности команд, культуру коммуникации и презентации.

Пятый и шестой этап делятся на несколько ступеней:

1) Каждая группа четко и грамотно формулирует 5 частных версий, которые возникают в процессе обсуждения. Анализируется вероятность каждой версии.

2) По очереди все группы озвучивают по одной версии и обосновывают их логику. Каждая последующая группа должна выдвинуть свою версию из чикла тех, которые не были предложены ранее другими участниками.

3) Педагогический работник вводит новые факты и предлагает вторую следственную ситуацию, в зависимости от которой каждая группа должна выбрать наиболее вероятную версию и составить план расследования.

4) Всем группам по очереди предоставляется право провести по одному следственному действию в усеченном виде. Цель практического занятия по указанной теме научиться выдвигать версии и строить планирование расследования, поэтому в ходе проведения следственных действий делается акцент на их последовательность и результативность, но не концентрируется внимание на тактике проведения следственного действия. Например, одна из групп сообщает, что они ходят провести судебно-медицинскую экспертизу и узнать причину смерти потерпевшей. Преподаватель сообщает результат судебно-медицинской экспертизы трупа в соответствии с задуманной фабулой.

5) В результате полученной третьей следственной ситуации каждая группа формулирует ту версию, которую считает наиболее вероятной. Затем преподаватель рассказывает, как реально происходило расследование по данному факту и кто совершил убийство.

VII. Подведение итогов игры. Оцениваются проекты и принятые решения, происходит знакомство с разными стратегиями, определяется их конкурентоспособность и эффективность. На данном этапе подсчитываются баллы, поощрительные и штрафные очки, выявляются лучшие команды, игроки, проекты. Система оценивания в конечном итоге должна соотносить планируемые цели и полученный результат игры. Поощрение получает команда, которая набирает большее количество баллов в зависимости от следующих критериев: четкость формулирования частных версий, эффективность планирования расследования, правильная последовательность следственных действий, соотношение выбора наиболее вероятной итоговой версии команды с версией, подтвержденной в ходе расследования.

VIII. Рефлексия. То есть обратная связь по итогам игры от самих игроков, позволяющая преподавателю выявить степень удовлетворенности участников проведенной игрой, встреченные ими трудности, личные достижения, эффективность принятых решений. Участники команды обсуждают результативность вклада каждого из них и плодотворность работы группы на всех этапах деловой игры.

IX. Фиксация достижений. На последнем этапе командам предлагается разработать «Памятку» о полученных результатах.

Основной идей активного обучения в образовательном процессе в образовательных организациях МВД России является предоставление обучающимся максимально широких возможностей в получении знаний, умений и навыков в образовательной и профессиональной деятельности. Такое обучение позволяет оптимально адаптироваться к реальной действительности во всем ее многообразии и целостности и применять на практике профессиональные и общекультурные компетенции. Реализация компетентностного подхода выдвигает серьезные требования к методам обучения, которые должны из «обучения делать что-то» трансформироваться в «оказание помощи научиться что-то делать». В основе методов активного обучения лежит обучение посредством деятельности.

 

Библиографический список:

1. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: Учебно- методическое пособие / Е.В. Зарукина, Н.А. Логинова, М.М. Новик. СПб: СПбГИЭУ, 2010. 59 с.
2. Камин А.Л. Развивающее обучение. М.: Феникс, 2003. 123 с.
3. Олейников В.С., Хальзов В.И., Душкин А.С. Педагогика высшей школы: Учебное пособие / Под общ. ред. В.Я. Слепова. СПб: СПбУ МВД России, 2014. 136 с.
4. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 192 с.
5. Педагогика: Учебник / Под общ. ред. А.А. Кочина. СПб: СПбУ МВД России, 2014. 292 с.

Источник: Научно-теоретический журнал “Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России”. № 2 (48) 2017.

Просмотров: 0

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code