К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

В.Ю.Николаичева, кандидат педагогических наук, доцент Ресурсного центра (кафедры) иностранных языков Балтийского федерального университета им. И. Канта
А.А.Рытьков, кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры криминалистики Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России

Невербальное общение, специалист, педагогика, преподаватель, следователь.

В статье рассматриваются проблемные вопросы использования невербального общения при подготовке специалистов для органов внутренних дел. Авторы делают вывод о том, что умения невербального общения формируются и проявляются в нескольких сферах индивидуальности человека: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и предметно-практической. Каждая из названных сфер создает предпосылки развития умений невербального общения. Поэтому развитие невербального общения представляет собой целостный процесс, в котором необходимо предусмотреть развитие указанных выше составляющих каждой сферы.

 

Подготовка высококвалифицированных кадров для органов внутренних является одной из задач, решаемых в процессе формирования эффективной правоохранительной системы. Близкие по своему содержанию программы подготовки сотрудников органов внутренних в сфере юриспруденции и обеспечении национальной безопасности предполагают формирование у обучающихся ряда компетенций. Выпускник должен не только уверено владеть знаниями в сфере права, уметь составлять процессуальные документы, но и обладать одной из главных компетенций – умением анализировать оперативную, следственную, иную ситуацию, в рамках которой оценить и обобщить полученную информацию и принять тактически верное решение. В системе подготовки кадров для органов внутренних дел эти навыки формируются в ходе изучения таких учебных дисциплин, как криминалистика, оперативно-разыскная деятельность, предварительное следствие в органах внутренних дел. Осваивая программу именно данных дисциплин, курсанты и слушатели учится воспринимать различную информацию, анализировать ситуацию, складывающуюся в ходе расследования и раскрытия преступлений.

Одним из важнейших навыков, позволяющих сотруднику органов внутренних дел тактически верно действовать в любой ситуации, является способность анализировать информацию в рамках невербального общения. Формирование этого навыка – одна из задач профессионального обучения. Понятие невербального общения включает в себя характеристику индивидуально-личностных качеств субъекта общения, его отношений и взаимоотношений с окружающей действительностью. Именно в результате сочетания данных элементов развиваются умения невербального общения.

В связи с этим необходимо отметить, что умения невербального общения как компетенция выпускника высшего учебного заведения МВД России – это сложное психологическое образование, характеризующееся способностью человека реализовать знание в действии с учетом конкретных условий деятельности, то есть это умения, связанные с: 1) приемом и передачей информации посредством невербальных компонентов коммуникации в определенной ситуации общения; 2) взаиморегуляцией процесса общения; 3) пониманием и познанием субъектов общения.

В качестве детерминанты личностного развития следует рассматривать неразрывную связь между выразительным поведением и психикой человека. В психолого-педагогической литературе неоднократно подчеркивалось значение выразительных движений при различных психических состояниях личности, которые служат внешним выражением этих состояний, а также отношения к тем или иным лицам, предметам, явлениям действительности. Поэтому правомерно выделить в качестве основы невербального общения экспрессивное и эмоциональное начало. Однако в содержание понятия невербального общения правильнее включать такие элементы, как выразительность, континуальность, вариабельность, непроизвольность, целостность, пространственно-временная нерасчлененность элементов невербального поведения, их адекватное восприятие и интерпретация [4].

Таким образом, в рамках формирования вышеназванных компетенций будущих следователей, дознавателей, оперативных сотрудников следует обратить внимание на следующие признаки невербального общения:

– экспрессивность (колоритность, образность, яркость, красочность);

– эмоциональность (экспансивность, возбудимость);

– континуальность (продолжительность);

– вариабельность (изменяемость, в отличие от инвариантности вербального языка);

– целостность (единство психики и поведения);

– пространственно-временная нерасчлененность;

– экономичность (в отличие от вербального компонента коммуникации невербальный способен за более короткий промежуток времени выразить истинное положение вещей);

– рефлексивность (способность человека познавать себя, свою деятельность, свои психические процессы и состояния).

Формирование у обучающихся в высшем учебном заведении МВД России умения невербального общения представляет собой форму активности в проблемном поиске, сознательную и целенаправ
ленную попытку расширить существующие границы знаний. Посредством невербального общения у курсантов и слушателей развиваются эмоциональная, интеллектуальная, мотивационная и предметно-практическая сферы индивидуальности.

Невербальное общение проявляется как умение эмоционального восприятия людьми друг друга, и чем выше уровень развития этого умения, тем больше вероятность развития названных сфер. Данное умение очень важно при проведении допросов, очных ставок и других следственных действий, в процессе которых сотруднику надлежит не просто соблюсти уголовно-процессуальное законодательство, но и выбрать тактику проведения следственного действия, прочувствовать эмоциональный настрой участников уголовного судопроизводства.

Рассмотрим связи невербального общения с основными сферами индивидуальности человека на основе концепции педагогики индивидуальности.

Интеллектуальная сфера в учебной и учебно- профессиональной деятельности характеризуется необходимостью использования умений невербального общения для развития интеллектуальных возможностей обучающихся, умениями перерабатывать поток информации в необходимые профессиональные знания (слушать, вчитываться в текст, понимать и перекодировать его), внепредметными знаниями и умениями (представления об общечеловеческих нормах и ценностях общения).

Мотивационная сфера формируется под влиянием ряда факторов, среди которых взаимоотношение с педагогом и предлагаемый им стиль общения занимают важное место. Эта сфера характеризуется стремлением выполнять учебные и профессиональные задания при условии адекватного использования преподавателем невербальных компонентов коммуникации (мимика (визуальное взаимодействие, контакт глазами), кинесика (позы, жесты), проксемика (пространственная организация общения, дистанция), такесика (тактильная коммуникация, прикосновения), просодика (громкость голоса, интонация)). Ведущим мотивом является интерес к поиску собственного стиля общения с использованием невербальных компонентов, одна из целей – стать разносторонним, творческим специалистом, способным вести конструктивное общение.

Эмоциональная сфера в межличностном общении характеризуется необходимостью контроля и осознанного управления своими эмоциями с использованием умений невербального общения, проявлением чувств, эмоций сопутствующих поиску, открытиям. Одна из целей формирования эмоциональной сферы студентов с использованием умений невербального общения – научиться понимать невербальное поведение окружающих, контролировать свои внутренние и внешние эмоциональные состояния и управлять ими.

Предметно-практическая сфера характеризуется необходимостью развития у обучающихся профессиональных умений и навыков и способности их применения на практике (в единстве использования как вербального, так и невербального компонентов коммуникации).

Можно предположить, что от того, какую степень сформированности у будущего сотрудника органа внутренних дел имеют вышерассмотрен- ные связи, зависит развитие умений невербального общения. Поэтому необходимо рассмотреть факторы, связанные со степенью сформированно- сти перечисленных сфер и влияющие на развитие умений невербального общения [4].

С точки зрения возрастных особенностей на развитие интеллектуальной сферы обучаемых влияет острая необходимость в общении. Развиваются способности к интерпретации невербального поведения сверстников и педагогов, к индивидуальной эмоциональной выразительности в общении, к эффективному взаимодействию и взаимопониманию. Все вышеперечисленное мы относим к факторам, способствующим развитию невербального общения. Среди факторов, препятствующих развитию невербального общения в интеллектуальной сфере, можно выделить такие, как слабое развитие умений невербального общения и недостаточную сформированность понятийного аппарата.

Положительными особенностями мотивацион- ной сферы курсантов и слушателей, влияющими, на наш взгляд, на развитие умений невербального общения, являются:

– активность обучающегося, его желание участвовать в различных видах деятельности (в частности, в общении) с преподавателями и сверстниками;

– стремление к использованию экспрессивного языка для достижения определенных целей общения;

– увеличение знаний, расширение интересов, связанных с использованием «языка жестов»;

– развитие стремления к совершенствованию в различных областях как профессиональной, так и творческой деятельности.

К факторам, отрицательно влияющим на развитие умений невербального общения, отнесем неумение точно выразить свои мысли (как вербально, так и невербально).

Желание чрезмерного использования невербальных средств может затруднять общение по нескольким причинам:

1) избыточное использование невербальных средств затрудняет восприятие информации;

2) в процессе общения неадекватное использование невербальных средств может привести к полному искажению передаваемой информации: например, «несовпадение содержания жестов, употребляемых в разных культурах, может привести к случаям противоположного значения помимо воли общающихся» [1, с. 149];

3) большинство невербальных средств многозначны, их более точное определение возможно лишь при учете следующих факторов: подбор слов, ударение, окружение, настроение, раздражители.

Как отмечают некоторые ученые, «можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать». То есть эмоциональная сфера, характеризующаяся эмоциями и чувствами, тревожностью и самооценкой, также важна для полноценного развития умений невербального общения обучающихся.

По мнению З.С. Смелковой, «невербальная информация в большинстве своем адресована эмоционально-образной сфере человека» [2]. Признаками невербального общения является устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая самооценка невербального поведения, которая при необходимости может меняться под влиянием новой информации, приобретения опыта, оценок окружающих. Студент с развитой самооценкой в состоянии управлять отрицательными эмоциями, то есть контролировать поток невербальных компонентов коммуникации (мимика, жесты, телодвижения и т.д.). В плане развития умений невербального общения, на наш взгляд, следует уделить внимание тревожности, состоящей в повышенном чувстве беспокойства в самых различных жизненных ситуациях, что проявляется в выразительном поведении обучающихся. Высокий уровень тревожности может представлять большое неудобство для обучающегося, так как в этом состоянии он легко раздражается, у него наблюдается неадекватная реакция, он теряется даже в обычных ситуациях, не уверен в себе, боится неудач, быстро возбуждается. При завышенной или заниженной самооценке обучающийся испытывает затруднения в общении, болезненно реагирует на замечания. Если к тревожности добавляется интеллектуальное неблагополучие, то налицо признаки синдрома хронической неуспешности.

Таким образом, среди факторов (связанных со степенью сформированности эмоциональной сферы), препятствующих развитию умений невербального общения, выделим:

– психическую неуравновешенность и характерные для нее резкие смены настроения и, как следствие, изменение невербального поведения;

– неуверенность в себе (часто сопутствует общей низкой самооценке);

– эмоциональную подавленность и устойчивое доминирование отрицательных эмоций;

– неадекватную самооценку и высокий уровень тревожности.

К факторам, положительно влияющим на развитие умений невербального общения, относятся:

– социальная активность;

– уверенность в своих силах, что выражается в адекватном использовании таких невербальных компонентов коммуникации, как мимика, кинесика, проксемика, такесика, просодика;

– доминирование эмоций радости, что позволяет контролировать свое эмоциональное поведение.

Рассмотрим факторы, оказывающие влияние на невербальное общение и связанные с сформи- рованностью предметно-практической сферы. Как было показано выше, невербальное общение является общей особенностью (характеристикой) личности и индивидуальности. Следовательно, эта характеристика имеет отношение к предметно-практической сфере, основными составляющими которой являются способности, поступки, умения обучающихся в различных видах деятельности и общения.

Сформированность умений и навыков в различных видах деятельности (в частности, общения) помогает видеть и решать возникающие проблемы, реализовать себя как индивидуальность и личность. В предметно-практической сфере выделим интеллектуальные способности, познавательные умения и коммуникативные способности. В общении следует различать три стороны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися людьми и взаимном обогащением за счет имеющегося у каждого запаса знаний и опыта. По мнению А.В. Батаршева [3, с. 23], она может проявляться через действия личности, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми. Важной характеристикой коммуникативного процесса является намерение участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого, необходимым условием чего выступает одинаковое понимание ситуации. Другими словами, коммуникативная сторона общения связана с определением специфики информационного процесса между субъектами этого общения. То есть при учете отношений между партнерами, их целей и намерений происходит не просто движение информации, но и уточнение, обогащение тех знаний, которыми субъекты общения обмениваются.

Особый интерес для нас представляет проблема соотношения таких понятий, как общение и коммуникация. В связи с этим возникают вопросы о том, что следует понимать под коммуникацией и в чем отличие общения от коммуникации. Исходя из общих определений коммуникации, можно сделать вывод, что это:

– передача информации;

– общение как процесс обмена мыслями;

– форма взаимодействия между двумя и более лицами.

Следовательно, коммуникация – это целенаправленный обмен информацией посредством звукового (вербального) языка и сопровождающих его невербальных сигналов (жесты, мимика, позы и т.д.). По нашему мнению, каждое из этих определений охватывает какую-то сторону коммуникации и отнюдь не является полным, отражающим все ее стороны. В связи с этим необходимо дифференцировать понятия «общение» и «коммуникация». Основными критериями общения можно считать его социальный и психологический моменты, тогда как понятие «коммуникация» отражает сам процесс связи и передачи информации. В общем смысле под коммуникацией понимается «информационная связь субъекта с тем или иным объектом». Суть этой связи выражается в передаче субъектом новой информации, которую объект (получатель) должен принять, понять и в соответствии с которой должен поступать [4].

Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что умения невербального общения формируются и проявляются в следующих сферах индивидуальности человека: интеллектуальная, мотиваци- онная, эмоциональная и предметно-практическая. Каждая из названных сфер создает предпосылки развития умений невербального общения. Поэтому развитие невербального общения представляет собой целостный процесс, в котором необходимо предусмотреть развитие указанных выше составляющих каждой сферы.

 

Библиографический список:

1. Ермолаева Е.А. Психосемиотический анализ жестикуляции как знакового средства общения: Дисс. … канд. филолог. наук. М., 1984. 231 с/
2. Смелкова З.С. Педагогическое общение. М.: Флинт, 1999. 232 с.
3. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению. М.: Владос, 1992 .
4. Николаичева В.Ю. Формирование невербального общения студентов вуза: Дисс. … канд. пед. наук. Калининград, 2002.

Источник: Научно-теоретический журнал “Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России”. № 2 (48) 2017.

Просмотров: 2

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code