ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Л.Н.Вавилова, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры «Защита в ЧС» Калининградского технического университета
Ю.А.Чушанков, заместитель начальника кафедры тактико-специальной, огневой и физической подготовки Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России

Профессиональная идентичность, структура профессиональной идентичности, когнитивный компонент профессиональной идентичности, мотивационно- ценностный компонент профессиональной идентичности.

Трансформации в системе образования актуализируют проблему профессиональной идентичности студентов. Статья посвящена изучению данного феномена в условиях системы образования в юридическом вузе. Делается вывод о том, что современные требования к выпускнику такого вуза рассматривают профессиональную идентичность как показатель успешного освоения компетенций и готовности к их реализации в профессиональной деятельности.

 

На современном этапе развития образования в России особое значение приобретает концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности, что обусловлено сменой ценностных ориентиров. Неотъемлемыми признаками социального развития стали нарушение духовного единства общества, смена жизненных приоритетов молодежи, разрушение ценностей старшего поколения, а также деформации традиционных для страны нравственных устоев. Поэтому роль образования в духовно-нравственном воспитании трудно переоценить.

На фоне трансформаций системы образования формирование профессиональной идентичности студентов в юридическом вузе требует особого внимания. Новые образовательные стандарты устанавливают требования к выпускнику юридического вуза, в соответствии с которыми он должен уметь ориентироваться в динамично меняющихся условиях, быстро и эффективно принимать самостоятельные решения, понимать их правовые последствия и нести за них предусмотренную законом ответственность.

Современные требования, предъявляемые к процессу обучения, заключаются в том, чтобы данный процесс заключался не только в передаче знаний, но и в овладении базовыми компетенциями, позволяющими самостоятельно приобретать, осмысливать и использовать полученные знания. В противном случае возникают проблемы, связанные с трудоустройством, с невостребованностью выпускников на рынке труда, низким уровнем их готовности работать по специальности.

Образовательный процесс в юридическом вузе – явление многогранное, отражающее сложность и противоречия социальной и культурной жизни. Проблемы, возникающие в этом процессе, все менее поддаются решению привычными способами. Индивидуально ориентированный подход к профессиональной подготовке обучающихся в юридическом вузе заставляет по-новому подойти к моделированию учебных ситуаций. Если в традиционном обучении учебные ситуации строились на передаче и усвоении информации и сменяли одна другую в зависимости от содержания информации, то при индивидуально-ориентированном подходе смена учебных ситуаций обусловлена формами взаимодействия участников образовательного процесса [1, 2, 7]. Данный подход, учитывающий особенности предмета психической деятельности, а также предмета психологического анализа будущей профессиональной деятельности, соответствует известному педагогическому положению о том, что развитие и образование невозможно кому- либо сообщить или передать. Только собственная деятельность и собственное стремление являются средствами приобретения знаний, умений, навыков. В понятие «профессиональное самосознание» включены такие необходимые характеристики, как профессиональная компетентность, способность к непрерывному образованию, адаптация к изменяющимся условиям труда, а также ряд личностных характеристик, включающих свойства характера и интеллектуальные способности, необходимые обучающемуся для осуществления будущей профессиональной деятельности.

Профессиональная идентификация студентов имеет определенные особенности. Под профессиональной идентичностью мы понимаем динамичную структуру, в процессе развития которой конструируется представление человека о профессиональной группе, своем месте в этой группе, сопровождающееся переживанием своей профессиональной принадлежности [3]. Определенную роль в становлении профессиональной идентичности студента в юридическом вузе играют субъективные ожидания и возможности социальных перспектив, а также признание окружающими его в качестве профессионала, что способствует утверждению профессиональной идентичности. Внешние аспекты профессиональной идентичности связаны с тем, как воспринимают студента и насколько принимают как будущего специалиста другие субъекты. К внутренним аспектам профессиональной идентичности относятся процессы профессионального самосознания и профессиональной самооценки. Когнитивный компонент профессиональной идентичности реализовывается посредством самопознания. В его состав входят профессиональные знания и убеждения, аккумулированные как образ профессии, образ профессионала, профессиональные смыслы. Мотивационно- ценностный компонент, формируясь в результате самореализации, включает отношение к профессии, профессиональную самооценку, профессиональную позицию и профессиональные ожидания. Формирование профессиональной идентичности осуществляется в процессе профессионализации, то есть становления профессионала. Данный процесс включает выбор будущей профессии с учетом личных возможностей и способностей, освоение содержания профессии, формирование и осознание себя как профессионала, обобщение опыта профессии за счет личного вклада, развитие своей личности в рамках профессии. В широком смысле профессионализация представляет собой одну из сторон социализации подобно тому, как становление профессионала является одним из аспектов развития личности. В данном контексте профессиональная идентичность студентов рассматривается как компонент личности, обеспечивающий успешную профессиональную адаптацию. Будучи доминантным фактором профессиональной карьеры, она основывается на компетентности, профессиональной пригодности, интересе к работе и балансе с профессиональной средой. Элементами профессиональной идентичности являются потребности, интересы, установки, убеждения и другие компоненты мотивационной сферы личности, которые реализуются и удовлетворяются в процессе профессионального становления.

К средствам достижения профессиональной идентичности относятся полученные знания и способности, которые обеспечивают реализацию активности, направленной на достижение заданной профессиональной идентичности [4]. Полагаем, что использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм и методов обучения актуально для будущих выпускников юридических вузов, поскольку развитие мотивов и потребностей обучающихся, их самостоятельного творческого мышления, их самосознания, социальной активности и нравственной воспитанности во многом зависит от применяемых методов обучения. Так, применение кейс-методов и методов моделирования, позволяющих реализовать практическую направленность обучения, способствует формированию активной позиции обучающихся и раскрытию их индивидуальных способностей [5, 6, 9].

Таким образом, профессиональная идентичность носит интегральный характер и является универсальной основой адаптации специалистов в профессиональной сфере, что свидетельствует о многокомпонентности структуры идентичности. Наряду с высоким уровнем профессионализма, способностью комплексного использования умений и навыков в условиях нового профессионального пространства в ее структуру входят коммуникативные способности, сформированность эмоционально-волевой сферы, активность, целеустремленность, решительность, стрессоустойчи- вость, следование этическим нормам профессионального сообщества. Таким образом, современные требования к выпускнику юридического вуза рассматривают профессиональную идентичность как показатель успешного освоения компетенций и готовности к их реализации в профессиональной деятельности.

 

Библиографический список:

1. Вавилова Л.Н. К вопросу об индивидуальной работе со студентами в аспекте культуры здорового образа жизни. Матер. XIV междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. / Отв. ред. Н.Ю. Никулина. Калининград: Изд-во БФУ им. И.Канта, 2014. С. 117-120.
2. Вавилова Л.Н. Основы регуляции психологического статуса студентов в аспекте здорового образа жизни. Калининград: МФЮА, 2014. 77 с.
3. Вавилова Л.Н. К вопросу профессиональной идентичности бакалавров как субъектов трудовой деятельности // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. 2015. № 1 (31). С. 181-185.
4. Вавилова Л.Н., Маханёк А.Б. К вопросу профессиональной идентичности как основному критерию профессионального развития будущих специалистов правоохранительных органов // Правовая деятельности в РФ: Проблемы теории и практики. Сборник материалов всероссийской заочной научно-практической конф. Калининград: Калининградский филиал СПбУ МВД России, 2015. С. 29-33.
5. Кузьмина О.Л., Авдеев В.Н. Возможности метода кейс-технологий в обучении будущих специалистов органов внутренних дел // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 3 (45). С. 108-110.
6. Кузьмина О.Л., Авдеев В.Н. Об опыте реализации проектной методики преподавания уголовно-процессуального права // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 1 (47). С. 107-108.
7. Вавилова Л.Н., Лапин Д.А. Особенности преподавания дисциплины судебная медицина в современных условиях // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 2 (44). С. 103-105.
8. Лапин Д.А. Чушанков Ю.А. Моделирование служебно-боевых ситуаций на занятиях по физической подготовке в образовательных организациях МВД России: Сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции / Под общ. ред. С.Н. Кашина. Ставрополь: Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России, Сервисшкола, 2014. С. 170-175.
9. Чушанков Ю.А., Лапин Д.А. Использование активных форм обучения на занятиях по физической подготовке // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 1 (43). С. 150-152.

Источник: Научно-теоретический журнал “Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России”. № 2 (48) 2017.

Просмотров: 0

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code