ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ СЛУЖБЫ

ВЫЗУЛИН Е.А.

Профессионально-этическая культура, полиция, общество, профессионально-этические нормы.

Рассматриваются проблемы формирования профессионально-этической культуры сотрудников системы МВД России при прохождении службы. Предлагаются варианты их решения. Определены психолого- педагогические условия формирования профессионально-этической культуры сотрудников полиции.

 

Внимание ученых и практиков обращено на исследование проблем формирования профессионально-этической культуры сотрудников органов внутренних дел (полиции) (далее – сотрудники) при прохождении ими службы, а также проблем, связанных с подбором кадров. Анализ таких исследований указывает на отсутствие механизмов, позволяющих осуществлять качественный подбор и рациональную расстановку кадров в правоохранительной системе, в том числе с учетом их социальной сущности, нравственных ориентиров, морали, этики.

Одной из объективных причин отсутствия таких механизмов является то, что служба в органах внутренних дел (полиции) должна основываться на прочном духовно-нравственном фундаменте. Исходя из природы правоохранительной службы, ее основополагающих начал, принципов, норм, профессиональных требований к кадровому составу, можно сделать вывод о том, что содержание этой службы имеет нравственно-этические аспекты.

Овладение содержанием определенного федерального государственного образовательного стандарта способствует формированию профессионально-этической культуры у сотрудников и становлению личности гражданина-патриота-профессионала. Ранее мы формулировали тезис о том, что патриотизм является базисной идеей, отражающей реальные явления и процессы развития, формирующие сотрудника органов внутренних дел (полиции) и его профессионально-этическую культуру [1].

Анализ психолого-педагогической и философской литературы позволяет оценить различные точки зрения на категории «гражданин» и «патриот». Аристотель в «Политике» и Платон в «Государстве» представляли сходные мнения по поводу того, что такое хороший гражданин. Он представлялся как законопослушный, патриотически настроенный человек, прилагающий усилия для выполнения своего предназначения в обществе. Позже сформировались мнения К. Гельвеция, Д. Дидро, Ж-Ж. Руссо о том, что патриотизм – проявление субъектом чувства национальной гордости за страну. Русские мыслители В.Г. Белинский, H.A. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский рассматривали патриотизм как основание для формирования духовно-нравственных ценностей в виде национальной идеи, чести, достоинства и долга. В работах отечественных философов H.H. Бердяева, И.И. Ильина, B.C. Соловьева патриотизм рассматривается как внутреннее духовно- нравственное состояние народа.

Значительную роль в развитии профессионально-этической культуры сотрудников играет формирование у них этических норм и морали [2]. Следует отметить, что отсутствие законодательного нормативного оформления положений профессиональной нравственности сотрудников является серьезным пробелом в законодательстве, отсутствие в структуре модели личности «гражданин-патриот-профессионал» нравственных ориентиров, профессионально-этических ценностей и профессионально-этических норм, особенно у сотрудников органов правопорядка, делает проблематичным преобразование специалиста в профессионала. Профессионалом может быть только специалист высокого уровня, который, кроме специальных знаний, умений и навыков, имеет высокий уровень моральных и нравственных качеств, сформированных и усвоенных профессионально-этических ценностей, которые не допустят возможного нарушения профессионально- этических норм, особенно ради удовлетворения индивидуальных потребностей.

Таким образом, можно выявить противоречие между требованиями, предъявляемыми современностью к желаемому уровню состояния кадрового состава сотрудников системы МВД России, и его реальным состоянием [3].

Главным условием формирования профессионально-этической культуры являются:

1) стабильность государственной власти и законодательства;

2) пропаганда, формирующая положительный образ сотрудника, обладающего высокими моральными принципами;

3) неприятие коррупционных проявлений, стяжательства, нечестной служебной конкуренции.

Основными проблемами формирования профессионально-этической культуры сотрудника являются:

1. Недостаточное количество высококвалифицированных сотрудников, владеющих юридической теорией и имеющих опыт правоприменительной практики, умеющих работать в условиях сложной оперативной обстановки и соблюдающих нравственные и профессионально-этические нормы в служебных отношениях.

2. Отсутствие юридического оформления норм профессионально-этической культуры и нравственности сотрудника полиции, что является серьезным пробелом в законодательстве.

3. Отсутствие необходимого соответствия профессионального образования квалификационным требованиям по должности.

4. Несоответствие уровня профессиональной подготовки значительного числа сотрудников заявляемым требованиям по занимаемым должностям.

Негативное влияние на привлечение к правоохранительной деятельности высококвалифицированных кадров оказывает проводимая в ряде средств массовой информации кампания по дискредитации деятельности сотрудников органов внутренних дел. Тиражируемые обвинения в коррупции, волоките, некомпетентности сотрудников не формируют привлекательности правоохранительной деятельности.

По нашему мнению, существует несколько путей решения обозначенных проблем. В первую очередь необходимо подчеркнуть важность дифференцированного отбора сотрудников для подготовки по различным профессиональным программам [4, с. 2; 5, с. 123]. В работе по оказанию методической помощи вышестоящих структур подразделениям территориальных органов внутренних дел следует перейти от контроля к организации регулярно проводимых или постоянно действующих семинаров, а также выездов для оказания практической помощи. Профессиональной подготовке должна предшествовать качественная оценка сотрудников. Профессиограм- мы по должностным категориям сотрудников, должностям управленческой деятельности необходимо составлять на основании результатов аттестации. По итогам профессиональной оценки должны определяться формы обучения: повышение квалификации, профессиональная переподготовка. При этом необходимо учитывать:

– личные потребности сотрудников в профессиональной подготовке;

– возможность карьерного роста по службе;

– потребности территориальных органов внутренних дел в специалистах-профессионалах.

Таким образом, основная проблема формирования профессионально-этической культуры заключается в отсутствии норм, регламентирующих поведение на правоохранительной службе. Повышение уровня профессионально-этической культуры сотрудников необходимо осуществлять путем роста эффективности профессионально-служебной деятельности, формирования профессионально-этических норм, внедрения в программы подготовки положений перспективного Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел, что является важным условием эффективного функционирования правоохранительной службы, ориентированного на удовлетворение интересов государства и общества.

Назовем основные психолого-педагогические условия, способствующие формированию профессионально-этической культуры сотрудников:

1. Обеспечение ценностно-смыслового самоопределения по отношению к профессиональной деятельности.

2. Направленность содержания образования в профессиональной подготовке на формирование профессионально-этической культуры сотрудника.

3. Использование инновационных технологий, обеспечивающих оптимальное сочетание теоретической и практической подготовки полицейских- профессионалов.

Формируя личность сотрудника, необходимо учитывать, что для создания эффективной системы правоохранительных органов недостаточно просто подготовить хорошего юриста, экономиста или управленца-государственника. России нужна мощная правоохранительная система, основанная на профессионалах, имеющих необходимые знания, умеющих, готовых и способных служить Отечеству. Органичное единство социального государственного аппарата, института публично-правого регулирования в форме правоохранительной системы и воспитания сотрудника правоохранительных органов высокой правовой, административно-управленческой и профессионально-этической культуры с успехом позволит решить вышеназванную задачу.

Таким образом, говоря о личности сотрудника правоохранительных органов, следует представлять стратегические перспективы государственного строительства, параметры модели правоохранительной профессионально-служебной деятельности, на которую следует ориентироваться. По нашему убеждению, таковой будет служить модель «гражданин-патриот-профессионал», формирующая образованных, нравственных, сильных, созидательных граждан, патриотов, профессионалов своего рода деятельности с высокой профессионально-этической культурой.

 

Библиографический список:

1. Вызулин Е.А., Мусина Н.И., Мухина Т.Г. Педагогические условия патриотического воспитания обучающихся в ведомственных общеобразовательных организациях МВД России // Формирование патриотизма у молодежи средствами социально-культурной деятельности: векторы исследовательских и практических перспектив. Материалы Междунар. электрон. научно-практ. конференции. Казань, 2016. С. 225-229.
2. Андреев Г.И. Формирование профессионально-этической культуры курсантов образовательных учреждений МВД РФ: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Чебоксары, 2002. 251 с.
3. Мухина Т.Г., Вызулин Е.А. Историко-педагогический аспект изучения проблемы формирования профессионально-этической культуры у курсантов МВД // 18-й Международный научно-промышленный форум «Великие реки’ 2016». Н.Новгород: ННГАСУ, 2016. С. 341-344.
4. Административно-служебная деятельность участкового уполномоченного полиции: Учебник / В.В. Васильев, Е.А. Вызулин и др. Н.Новгород: Стимул-СТ, 2017. 315 с.
5. Коломенская О.Д. Специфика воспитательного воздействия на лиц, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел, в процессе профессионального обучения (профессиональной подготовки) в образовательной системе МВД России // Вестник Калининградского филиала Санкт- Петербургского университета МВД России. № 2 (44). 2016. С. 123-126.

Источник: Научно-теоретический журнал “Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России”. № 2 (48) 2017.

Просмотров: 9

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code