ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ИМИ СВОИХ СЛУЖЕБНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ

А.С.Калинников, кандидат педагогических наук, начальник кафедры тактико-специальной, огневой и физической подготовки Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России

Огневая подготовка, личная безопасность, полиция, методика обучения, психологическая подготовка.

В статье рассматриваются основные направления реализации требований, предъявляемых к организации огневой подготовки курантов и слушателей образовательных организаций МВД России. Затронуты проблемы, касающиеся формирования психологической готовности к применению оружия в их будущей служебной деятельности.

 

Общепринятые требования современного общества к выпускникам образовательных организаций МВД России выражаются в подготовке специалистов к решению возложенных на них служеб- но-боевых задач на высоком профессиональном уровне. Сотрудники должны уверенно и грамотно владеть стрелковым оружием, уметь правильно применять его в различных служебно-боевых ситуациях.

Аналитический обзор практики применения оружия сотрудниками органов внутренних дел показал, что для решения служебно-боевых задач с применением оружия сотрудники полиции в среднем производят 3-4 выстрела. При этом только один из четырех выстрелов результативен. Не лучше ситуация и в других структурах. Такую же примерно картину демонстрируют и обзоры практики применения огнестрельного оружия силовыми структурами других государств.

Недавние выпускники, попадая в экстремальную ситуацию, в корне отличающуюся от спокойной обстановки стрелкового тира или полигона (стрельбища), теряются и чаще всего получают ранения. Опрос более двухсот сотрудников оперативных служб и специальных подразделений показал, что многие (68,3%) испытывают растерянность и скованность при огневом столкновении с преступником.

Решение проблемы нам видится в применении комплексного подхода к боевой подготовке будущих специалистов с учетом следующих основополагающих позиций:

1. Готовить курсантов и слушателей силовых образовательных организаций России к боевому контакту с противником необходимо по методической схеме, отличной от подготовки стрелка-спортсмена.

2. Будущий специалист силовых структур для осуществления эффективного применения оружия должен обладать рядом специальных качеств. Анкетирование практических сотрудников и опрос экспертов показал, что таковыми являются:
– быстрота мышления (оценка обстановки, сил противника и своих сил);
– объем внимания и памяти;
– ловкость, быстрота;
– психологическая готовность к применению оружия.

3. Огневая подготовка курсантов и слушателей силовых образовательных организаций должна быть максимально приближенна к условиям, в которых им придется применять оружие на поражение. Иными словами, при проведении занятий необходимо решать проблемы экстремальности.

Для решения задач применения комплексного подхода к боевой подготовке будущих специалистов необходима интеграция таких предметов как огневая подготовка, тактико-специальная подготовка и физическая подготовка.

Как же должна быть организована огневая подготовка курсантов в образовательных организациях федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка в России? Сформулируем основные направления деятельности, направленной на реализацию современных требований, предъявляемых к боевой подготовке выпускников этих организаций:

1. Необходимо вырабатывать у курсантов согласованность движений и действий до автоматизма (уровень подсознания), то есть учить их умению быстро и качественно переходить из режима «ожидания» (изготовки для стрельбы) к действиям и умению быстро уходить от встречного огня.

2. Требуется формирование прочных правовых знаний: специалист силовых структур должен четко знать, что ему гарантируется личная безопасность и он (его деятельность) охраняется законом.

3. Необходимо формирование умений применения огнестрельного оружия. В частности, касающихся ведения поражающего огня:

– в ограниченное время; в условиях ограниченной видимости (освещенность 0,8-12 люкс); при звуковых раздражителях (фактор экстремальности – звук свыше 130 децибел); при частоте сердечных сокращений свыше 140 ударов в минуту (фактор экстремальности и физического утомления);

– на коротких и сверхкоротких дистанциях; в условиях большой ответственности за результат выстрела; из любых положений и в движении (по движущейся цели).

4. Требуется совершенствование психологической подготовки курсантов. Противник, как правило, уже преодолел психологический барьер и морально готов к противоправным действиям. Следовательно, чтобы сотрудник силовых структур не стал жертвой физического насилия, ему необходимо знать и уметь применять следующие правила:

– ожидай неожиданного (владей собой, информацией, оружием, ситуацией);

– будь здесь и сейчас (не расслабляйся, не будь доверчив и предвидь последствия своих поступков-действий);

– не работай без страховки (первыми погибают действующие в одиночку);

– изучи возможные варианты действий в стрессовой ситуации и самого себя в стрессовой ситуации (видеотренинги, ролевые игры);

– знай, что ослабляет стресс – контроль всех действий и ситуации в целом;

– владей приемами выхода из ситуации сверхстресса (сделай себе больно, позови себя по имени, реши простейшую математическую задачку и т.д.).

5. Необходимы комплексные занятия по огневой, тактико-специальной и физической подготовке.

Стрельба из боевого оружия даже по бумажной мишени нередко ассоциируется у обучаемых с чувством боязни, тревоги и страха, которые порой доминируют в работе центральной нервной системы. Эти чувства затормаживают всю ее функциональную деятельность и вызывают состояние излишней напряженности психики и всех систем организма стреляющего. При реальном огневом противоборстве такой процесс обостряется многократно.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что содержание психологической подготовки курсанта должно включать положения, позволяющие выработать и закрепить у него следующие качества:

– уверенность в себе, в своем умении, товарищах, умение воздействовать на себя (брать себя в руки);

– устойчивость центральной нервной системы к воздействию неблагоприятных (сбивающих) факторов;

– смелость, решительность, находчивость, инициативность;

– устойчивость к риску и опасности, большому перенапряжению;

– способность концентрировать свое внимание;

– способность использования аутогенной и иде- омоторной тренировки.

Уверенность в себе приходит тогда, когда сотрудник обладает высокоавтоматизированными навыками применения оружия в экстремальной ситуации. Они освобождают сознание человека от контроля над отдельными деталями действий и позволяют сосредоточиться на основных, решающих моментах деятельности.

К навыкам, характерным для стрельбы из боевого оружия, относятся сенсорные, умственные и двигательные. Сенсорные навыки – это автоматизированные действия, позволяющие быстро и с большой точностью воспринимать окружающую действительность. Умственные навыки – это действия, отражающие в сознании сущность окружающих явлений, основанные на анализе, синтезе, сравнении, абстракции и обобщении. Двигательные навыки – это автоматизированные действия, обеспечивающие моторную реализацию принятых решений.

В основе любой привычки лежит особый психологический процесс – прогнозирование. Выработать у курсантов динамические стереотипы двигательных умений, навыков и знаний существенно помогают идеомоторная и аутогенная (в некоторых источниках – ментальная) тренировки.

Идеомоторная тренировка – мысленное воспроизведение ранее изученных приемов и действий. Она направлена на закрепление двигательных навыков и поддержание у курсанта состояния постоянной готовности к выполнению двигательной задачи. Такая тренировка позволяет четко представлять в своем сознании отдельные элементы действий, тонко анализировать возникновение при этом мышечно-двигательных, зрительных и других ощущений, выработать внимание и быстроту реакции.

Аутогенная тренировка – многократное повторение специальных словесных упражнений, направленных на овладение методикой самовнушения с целью предотвращения излишнего нервно-психологического напряжения и поддержания уверенности в себе. Основной принцип аутогенной тренировки – научить человека фиксировать свое внимание на конкретных субъективных ситуациях в точном соответствии с собственными мысленными словесными формулами.

Правильная оценка обстановки при ведении стрельбы из боевого оружия и принятие того или иного решения – это не просто мышление, а сложная психологическая деятельность, во многом зависящая от личности стреляющего, его характера, обученности и т.д.

В экстремальной обстановке боевого столкновения будущий специалист будет действовать так, как его научили. Огневой контакт, как правило, активизирует инстинкт самосохранения и защитную реакцию и приводит обученного специалиста в состояние осмысленных разумных действий. У необученного возникает чувство страха, паника, что, как следствие, приводит к непредсказуемым действиям, которые могут создать угрозу жизни самого сотрудника и его товарищей по оружию.

Последовательность действий подготовленного сотрудника в экстремальной ситуации огневого контакта можно представить следующим образом:

Как видно, все три компонента имеют обратную связь, то есть при хорошем закреплении навыка на протяжении реализации выстрела (серии выстрелов) контроль всех трех действий постоянен. Все эти действия происходят при наличии чувства опасности, дефицита времени, недостатка информации, агрессивности противника. Принятие решения осуществляется на основе как мыслительных операций, так и на основе анализа действий противника. Значительную роль играет также прогнозирование (предвидение) дальнейших действий противника.

Подготовить курсанта к грамотным действиям в огневом противоборстве с противником можно только при условии комплексного подхода к решению этой задачи. Комплексные занятия должны включать элементы огневой, тактико-специальной и физической подготовки и проводиться в форме моделирования ситуаций, деловых игр, учений и т.д. Иными словами, психологическая готовность будущих специалистов силовых структур к огневому контакту с противником – это планомерный, многосторонний процесс овладения знаниями, умениями и навыками, приобретенными в процессе обучения.

Источник: Научно-теоретический журнал “Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России”. № 2 (48) 2017.

Просмотров: 0

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code