ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ И ГРАЖДАНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНЫХ ОСНОВ НЕПРЕРЫВНОГО ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.В.Васильев, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры административной деятельности органов внутренних дел Нижегородской академии МВД России

Ценностные основания, непрерывное образование, вузы МВД России, правоохранительное образование, воспитательно-обучающая деятельность, воспитание, патриотизм.

В статье раскрываются основные направления организации взаимодействия образовательных организаций, входящих в систему Министерства внутренних дел России с гражданскими образовательными организациями в рамках воспитательно-обучающей деятельности, направленной на формирование и реализацию ценностных оснований правоохранительного непрерывного образования. Проводится систематизация ценностных оснований непрерывного образования по группам.

 

Зародившееся еще в конце XIX века ведомственное непрерывное образование сотрудников правоохранительных органов, получило серьезное развитие в советский период истории и достигло своего современного состояния после преобразования милиции в полицию и сокращения числа вузов МВД России и центров профессиональной подготовки территориальных органов внутренних дел по субъектам Российской Федерации.

Рассуждая о путях взаимодействия правоохранительного и гражданского образования, стоит отметить, что существование и развитие системы ведомственного правоохранительного непрерывного образования ничуть не исключает возможности осуществления Минобрнауки России контрольно-распорядительных полномочий в отношении элементов данной системы. Одновременно с этим не умаляется право образовательных организаций МВД России осуществлять всякое не запрещенное нормативно взаимодействие с гражданскими образовательными организациями в целях повышения качества «образовательной продукции» – подготовки профессионально грамотных сотрудников для органов внутренних дел.

Изменения государственной политики в сфере образования, реализуемой Минобрнауки России, в настоящее время ознаменованы возвращением понимания того, что образование не только и не столько представляет собой разновидность услуги, оказываемой образовательной организацией, но есть процесс, в котором взаимосвязаны воспитание и обучение. Данный процесс осуществляется для получения в качестве итога образовательного воздействия всесторонне развитой личности в рамках заданной, запрограммированной модели обучения и образовательной программы. По мнению А.В. Вашкевич и В.А. Смородиной, эффективность получения образования лицами, обучающимися в образовательных организациях МВД России, а также успешность их становления в качестве сотрудников органов внутренних дел, всестороннее развитие их личности напрямую зависят от воспитывающей среды, в которой осуществляется целостный педагогический процесс [1, с. 101].

Беря за основу утверждение С.В. Векленко о том, что задачей образовательных организаций МВД России является подготовка квалифицированных кадров, сочетающих глубокие профессиональные знания с необходимыми профессиональ- 96 но-нравственными и моральными качествами [2, с. 8], мы намерены рассмотреть вопросы взаимодействия гражданских и ведомственных (системы МВД России) образовательных организаций с точки зрения формирования ценностных основ правоохранительного образования. Предполагается выявление путей взаимодействия образовательных организаций высшего образования системы МВД России с аналогичными гражданскими организациями, обусловленных единообразным пониманием и формированием ценностных основ правоохранительного образования.

Массив нормативных правовых актов в сфере образовательной деятельности, и прежде всего Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», достаточно подробно очерчивает перечень взаимосвязанных образовательных элементов, составляющих в совокупности систему непрерывного образования, реализуемую в России. Анализируя данную систему с точки зрения ведомственного правоохранительного образования МВД России, приходится отметить, что не все элементы непрерывного образования, посредством которого осуществляется обучение и воспитание личности сотрудника органа внутренних дел (полиции), возможны и допустимы в системе образовательных организаций, подведомственной Министерству внутренних дел России. Освоение отдельных уровней образования возможно лишь в гражданских образовательных организациях Минобрнауки России либо в образовательных организациях, подведомственных иным федеральным органам исполнительной власти (начальные уровни общего образования, профессиональное образование врачей, химиков и пр.).

Вынесенное нами в название статьи взаимодействие ведомственных правоохранительных и гражданских образовательных организаций, направленное на формирование ценностных основ непрерывного правоохранительного образования, требует определения предмета указанного взаимодействия. Необходимо определить, что мы понимаем под ценностными основаниями непрерывного образования вообще и правоохранительного в частности.

Понятие и смысловое наполнение ценностного основания образовательной деятельности и ее важнейшего элемента – воспитательной деятельности были рассмотрены и обоснованы А.А. Тимониной. Под ценностными основаниями она понимала системную совокупность ценностей, являющихся смысловой основой образовательной деятельности, определяющих взаимодействие образовательной организации как социального института, ценностей педагогического коллектива образовательной организации, ценностей, определяющих развитие ценностно-смысловой сферы обучающегося [3, с. 8].

Соглашаясь с ее мнением, мы в то же время полагаем, что к числу ценностных основ ведомственного правоохранительного образования должны быть отнесены:

– ценностные основания образовательной деятельности обучающихся: любовь к Отчизне и желание защищать ее интересы, прохождение обучения в престижной образовательной организации, получение качественного и конкурентоспособного на рынке труда образования, гарантии трудоустройства и карьерного роста;

– ценностные основания деятельности преподавательского, воспитательного и командного состава образовательной организации: воспитание убежденного патриота своей Родины с осознанной гражданской позицией, обучение всесторонне развитого профессионала правоохранительной сферы государства;

– ценностные основания правоприменительной деятельности комплектующего органа внутренних дел – заказчика «образовательного продукта»: своевременное и качественное заполнение вакантных штатных должностей молодыми специалистами по конкретным направлениям правоохранительной деятельности, дополнительное профессиональное образование действующих сотрудников в рамках их непрерывного образования.

Вторая группа ценностных оснований непосредственно находится внутри системы ведомственного правоохранительного непрерывного образования.

В отношении ценностных оснований образовательной деятельности обучающихся и правоприменительной деятельности комплектующих органов внутренних дел может и должно осуществляться взаимодействие гражданских образовательных организаций и соответствующих организаций системы МВД России. Рассмотрим более подробно возможности такого взаимодействия в рамках обеих групп ценностных оснований непрерывной правоохранительной образовательной деятельности.

Формирование ценностных основ правоохранительного образования начинается на уровне получения обучающимися среднего общего образования. Наиболее результативными, перспективными путями взаимодействия гражданских и правоохранительных образовательных организаций является ранняя профессионально-правоохранительная и государственно-патриотическая ориентация школьников. Реализация такой профессионально- ориентированной образовательной деятельности возможна несколькими способами:

1. Воспитательно-обучающая деятельность педагогических отрядов пропаганды правовых знаний. В соответствии с локальным нормативным правовым актом вуза МВД России в отряд могут входить курсанты и педагоги учебного заведения. Пропаганда правовых знаний и воспитание школьников на личном примере организуется курсантами правоохранительного вуза под руководством преподавателей в муниципальных образовательных организациях среднего образования. Эффективность работы курсантских педагогических отрядов во многом зависит от качественного сочетания воспитательного и обучающего воздействия на школьников со стороны лиц, обучающихся в вузе МВД России. Посредством взаимодействия школы и курсантского педагогического отряда осуществляется не только дополнительное формирование и корректировка правовых знаний школьников, но и воспитание у них лицами одной с ними возрастной группы положительного отношения к деятельности правоохранительных органов, любви к Родине, патриотизма.

2. Воспитательно-обучающая деятельность, осуществляемая сотрудниками территориальных органов внутренних дел в школах и колледжах. На плановой основе перед обучающимися выступают представители различных служб и подразделений территориального органа внутренних дел, на участке оперативного обслуживания которого расположена образовательная организация. Чаще всего в такой образовательной деятельности принимают участие сотрудники подразделений пропаганды ГИБДД, инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних, участковые уполномоченные полиции.

3. Воспитательно-обучающая деятельность в рамках кадетского (суворовского) образования. В настоящее время оно реализуется как гражданскими образовательными организациями среднего образования с различной степенью вовлечения сотрудников МВД России в процесс воспитания и обучения подрастающего поколения будущих правоохранителей, так и суворовскими военными училищами МВД России.

Наименее затратным как с материальной и организационной точки зрения, так и с методико-воспитательной стороны организации процесса обучения в настоящее время является создание в имеющейся образовательной организации среднего образования (как правило, муниципальной) специализированного кадетского класса с углубленным нравственно-патриотическим и физическо-прикла- дным воспитательным процессом.

Окончание обучения в кадетском классе не налагает на выпускника никаких обязательств по поступлению на службу в ОВД или в вуз системы Министерства внутренних дел России.

При поступлении в образовательные организации высшего образования МВД России такие выпускники не имеют конкурсных преимуществ перед остальными абитуриентами. Вместе с тем их выбор образовательной организации высшего образования МВД России, места дальнейшей профессионально-трудовой (служебной) деятельности значительно более осознан. Уровень сформированности патриотизма как одного из ценностных оснований непрерывного правоохранительного образования у выпускника кадетского класса находится на более высоком уровне, чем у среднестатистического курсанта первого семестра вуза МВД России.

Следующим уровнем взаимодействия гражданских и правоохранительных образовательных организаций в рамках формирования ценностных основ правоохранительного образования являются кадетские корпуса (училища) и суворовские военные училища МВД России. По сравнению с кадетским классом они предполагают значительно более затратную организацию воспитательно-образовательного процесса, направленного на получение выпускником среднего общего образования. Одновременно с обучением у воспитанника (кадета, суворовца) идет формирование внутренних морально-этических и социально-нравственных, патриотических установок личности гражданина своего Отечества [4]. В данной ситуации мы можем вспомнить известное стихотворное утверждение Н.А. Некрасова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!», перефразировав его, заменяя слово «поэт» на слово «кадет» [5, с. 346].

Как и в случае с кадетским классом, выпускник кадетского (суворовского военного) училища не обязан связывать свою дальнейшую жизнь с системой МВД России и службой в правоохранительных органах. Он волен самостоятельно определять место своей учебы и работы. Задача получения всесторонне развитой патриотически ориентированной личности училищем выполнена. По решению образовательной организации высшего образования МВД России выпускнику данной специализированной образовательной организации МВД России может быть предоставлено конкурсное преимущество (при остальных равных условиях) при поступлении в этот вуз.

Формирование ценностных оснований правоприменительной деятельности комплектующего органа внутренних дел как одного из элементов ценностных основ правоохранительного образования также находит свою реализацию через взаимодействие гражданских и ведомственных образовательных организаций высшего образования МВД России.

Данное взаимодействие осуществляется в рамках подготовки гражданскими образовательными организациями высшего образования так называемого «штучного товара» – специалистов в различных узкоспециализированных областях техники, народного хозяйства, информационных технологий и т.д. для их дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел. Обучение таких специалистов на плановой основе в системе образовательных организаций высшего образования МВД России экономически и организационно невыгодно, а зачастую контрпродуктивно. Как показывает практика, гражданская модель организации образовательной деятельности в сфере высшего образования менее консервативна, чем ее правоохранительный ведомственный аналог, легче откликается на изменение конъюнктуры рынка труда и гораздо легче открывает подготовку кадров отдельных специальностей с учетом ограниченного набора студентов.

Перспективы такого сотрудничества просматриваются и в рамках выполнения вузами МВД России аккредитационных показателей по количеству докторов наук. Нахождение сотрудника вуза МВД России в докторантуре гражданской образовательной организации высшего образования с последующей защитой диссертации и продолжением правоохранительной службы также относится к одному из путей межведомственного образовательного взаимодействия.

Подводя итог рассмотрения основных путей взаимодействия гражданских образовательных организаций и образовательных организаций МВД России по формированию ценностных основ непрерывного правоохранительного образования, необходимо отметить, что они многочисленны, недостаточно исследованы и требуют дальнейшего осмысления и развития.

 

Библиографический список:

1. Вашкевич А.В., Смородина В.А. Педагогические аспекты формирования социокультурной среды в образовательных организациях МВД России // Вестник Калининградского филиала Санкт- Петербургского университета МВД России. 2017. № 1 (47). С. 101-103.
2. Векленко С.В. О формировании положительного образа сотрудника органов внутренних дел в процессе обучения // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 3 (45). С. 7-8.
3. Тимонина А.А. Ценностные основания программирования воспитательного процесса загородного детского оздоровительного центра: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Кострома, 2013. 23 с.
4. Вызулин Е.А., Мусина Н.И., Мухина Т.Г. Педагогические условия патриотического воспитания обучающихся в ведомственных общеобразовательных организациях МВД России // Формирование патриотизма у молодежи средствами социально-культурной деятельности: векторы исследовательских и практических перспектив. Материалы Международной электронной научно- практической конференции. Казань: Астор и Я, 2016. С. 225-229.
5. Некрасов Н.А. Поэт и гражданин / Избранные произведения. М. Художественная литература, 1971. 624с.

Источник: Научно-теоретический журнал “Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России”. № 2 (48) 2017.

Просмотров: 0

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code