ИССЛЕДОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СРОЧНОЙ СЛУЖБЫ

А.А.Зайцев, доктор педагогических наук, профессор
А.Ю.Фарафонов

Стрессоустойчивость, физическая подготовка, военнослужащие.

В ходе педагогического эксперимента авторами доказана необходимость выявления военнослужащих с высоким уровнем стресса на основе расчета индекса стрессоустойчивости, а также создания на занятиях по физической подготовке специальных условий, обеспечивающих формирование у военнослужащих стрессоустойчивости. Предлагаются практические рекомендации по применению способа функциональной диагностики для выявления индекса стресса.

 

Одним из важных вопросов успешного прохождения военной службы является хорошая физическая подготовка военнослужащих и их постоянная готовность к ведению активных противоборствующих действий.

Обобщение научных публикаций и данных, публикуемых в средствах массовой информации, в которых приводятся результаты анализа особенностей прохождения военной службы по призыву, выявило наличие большого числа стресс-факторов, влияющих на адаптацию к воинской службе и выполнение военнослужащими своих обязанностей. К ним относятся:

– несоответствие реальности представлений о будущих служебных действиях;

– неспособность реально воспринимать опасности;

– отсутствие умения адекватно формировать образ противника, представлять его возможные действия и свои ответные действия;

– низкая степень адаптированности личного состава к служебной деятельности, в том числе к действиям в экстремальных условиях (адаптирован- ность к служебному коллективу и к выполняемым задачам, целям, условиям, информации, способам и средствам действий);

– низкий уровень развития физических и специальных качеств;

– низкая степень психологической устойчивости (в частности, касающейся способности применения оружия на поражение);

– наличие неблагоприятных факторов в виде эмоциональной и физической перегруженности, воздействие шума, вибрации, химических реагентов, замкнутого пространства, сенсорной депривации.

Испытанием для моральных, эмоциональных и физических сил является также резкая смена обстановки, изменение режима дня, влияние постоянного и недобровольного контакта с одновозрастным и однополым коллективом, отсутствие возможности уединения, межличностная напряженность, тем более межличностные конфликты.

Как правило, период адаптации к новой деятельности (к военной службе) имеет сугубо индивидуальные характеристики. Он длится примерно от 3 до 6 месяцев. Происходящие изменения затрагивают все сферы личности военнослужаще- 90 го, в том числе и сферу физической подготовленности.

Многие новобранцы начинают активные занятия физическими упражнениями только в военных подразделениях. Зачастую, особенно при выполнении сложных упражнений, связанных с риском, преподаватели фиксируют у них внешние показатели стресса, которые не позволяют военнослужащим в полной мере использовать свой физический потенциал.

Процесс физической подготовки в армии направлен на подготовку военнослужащих к выполнению нормативов в отдельных упражнениях, регламентированных нормативными документами, без учета реальных условий служебно-боевой деятельности, которая предъявляет высокие требования к уровню стрессоустойчивости военнослужащих.

В настоящее время в мировой практике идет переосмысление традиционных подходов к занятиям по физической подготовке, происходит их переориентация на индивидуализацию процессов тренировок с применением методик медицины и психологии, использованием обучаемыми приемов саморегуляции и аутогенной тренировки, относящихся к способам повышения стрессоустойчиво- сти. При этом показателем стрессоустойчивости являются эмоциональные проявления психики человека, сопровождаемые: повышением сердцебиения (ЧСС, АД), учащением дыхания, повышением потоотделения (t тела), тремором мышц, замедлением скорости реакций. Эти показатели достаточно объективны, однако их учет на практике, как правило, ведется условно. В связи с этим мы рассмотрели возможности применения технологии функциональной диагностики для выявления индекса стресса.

Данный способ, отличающийся высокой чувствительностью, простотой и доступностью, официально запатентован в 2000 году братьями Шейх- Заде (Шейх-Заде Ю.Р., Шейх-Заде К.Ю. Способ определения уровня стресса: патент № 2147831 от 23 января 1997 г.). Его сущность состоит в оценке стрессоустойчивости по показателям изменения вегетативных функций (ЧСС и ПАД) с учетом массы испытуемого и нормирующего коэффициента (1). При этом нормальный уровень стресса состав
ляет 0,88-1,12 усл. ед., значения ниже характеризуют высокий уровень, выше – низкий уровень стрес- соустойчивости.

В нашем эксперименте приняло участие 30 военнослужащих первого года службы в возрасте 1819 лет (по 15 в контрольной и экспериментальной группах). Целью эксперимента было выявление показателя стрессоустойчивости и его изменения к окончанию года службы в контрольной группе, обучающейся по общей программе, и в экспериментальной группе, в которой военнослужащие дополнительно подвергались ряду педагогических воздействий (формирование навыков предупреждения и преодоления эмоциональной напряженности путем обучения методикам самоконтроля, мышечной релаксации и специальным дыхательным упражнениям).

Регистрация показателей осуществлялась перед выполнением наиболее сложного для усвоения упражнения, характеризующего специальные качества (общеконтрольное упражнение на единой полосе препятствий).

На начальном этапе педагогического эксперимента в обеих группах результаты по физической подготовке и уровень стрессоустойчивости (индекс стресса) были примерно одинаковы:

– в контрольной группе: 5 военнослужащих с низким уровнем стрессоустойчивости, 8 – со средним и 2 – с высоким (низкий индекс стресса);

– в экспериментальной группе: 6 военнослужащих – с низким показателем, 6 – со средним и 3 – с высоким уровнем стрессоустойчивости.

В течение года военнослужащие, участвовавшие в эксперименте, проходили одинаковую программу обучения и подвергались одинаковым физическим нагрузкам. Однако к концу годичного периода обучения результаты, показанные ими при выполнении упражнений и характеризующие основные физические качества, отличались (см. таблицу 1).

Расчет среднего балла оценки выполнения тестовых упражнений показал, что в экспериментальной группе он оказался выше, чем в контрольной (см. диаграмму 1).

Таблица 1.
Динамика развития физических качеств.

Диаграмма 1.
Оценка результатов успеваемости по основным упражнениям программы обучения.

Таблица 2.
Изменение уровня стрессоустойчивости на первом году службы.

Диаграмма 2.
Изменение индекса стресса в экспериментальной группе группе.

После эксперимента в обеих группах произошли изменения в показателях индекса стресса. К окончанию первого года службы в экспериментальной группе уровень стресса существенно снизился.

Отмечено, что все участники группы, за исключением одного, перешли на уровни среднего и низкого индекса стрессоустойчивости. Тогда как в контрольной группе военнослужащих с высоким уровнем индекса стрессоустойчивости оказалось больше (см. таблицу 2 и диаграмму 2).

Таким образом, наше исследование подтвердило важность выявления первичных показателей уровня стрессоустойчивости у новобранцев с определением индекса стресса и дальнейшей корректировки учебной программы по повышению боеготовности подразделений с применением инвазивных методик при его высоких значениях.

Источник: Научно-теоретический журнал “Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России”. № 2 (48) 2017.

Просмотров: 0

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code