ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА В РОССИИ (НОВЫЕ ПУТИ ВЫВОДА КАПИТАЛА ЗА РУБЕЖ)

О.С.Зиберова, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры криминалистики Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России
И.М.Парунов

Теневая экономика в России, вывод капитала за рубеж, незаконный вывод денежных средств за рубеж, преступная деятельность, финансирование преступности, финансирование экстремизма и терроризма, налоговые преступления, незаконное обогащение, новые пути вывода капитала за рубеж.

Статья посвящена проблемам незаконного вывода денежных средств за рубеж. Раскрываются новые пути переправки денежных средств в банки других стран, которыми пользуются как представители преступного мира, так и недобросовестные бизнесмены, стремящиеся незаконно обогатиться. Цели незаконного вывода денежных средств могут быть различными: дальнейшая легализация, рассредоточение по преступным группам и сообществам, накопление для последующей капитализации, финансирование представителей террористических и экстремистских группировок и др.

 

Преступность, обличенная в организованные формы, нередко сопряжена с большим объемом доходов, требующих легализации, в том числе с помощью незаконного вывода за рубеж. Данные финансовой статистики, которые опубликовал Центральный Банк России по итогам 2016 года, свидетельствуют о том, что незаконный вывод денежных средств под видом легальных операций является значительным сегментом теневой экономики страны. В 2016 году из России под видом легальных операций было выведено более 80 млрд рублей. И это только с учетом тех, которые не числились как сомнительные банковские операции, по которым можно привести отдельную статистику. Общая сумма нелегально выведенных из России средств в 2016 году составила 190 млрд рублей.

В настоящее время сомнительные банковские операции [1], которыми не так давно были чрезвычайно обеспокоены правоохранительные органы и Центральный Банк России, поступательно выявляются, в том числе благодаря действию Федерального закона от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» [3]. Активно нарабатывается юридическая практика по своевременному замораживанию счетов подозреваемых в целях предотвращения вывода денежных средств за рубеж, по выявлению всех фигурантов и истинных целей вывода денежных средств за рубеж. Динамика этой работы находит отражение в статистике противодействия сомнительным банковским операциям. «Объем сомнительных операций по выводу денежных средств, по нашим оценкам, сократился по сравнению с аналогичным периодом 2015 года в 2,8 раза и сейчас составляет порядка 190 млрд рублей. Транзитные операции сократились в течение года в 2,6 раза. Обнал упал в 1,8 раза», – прокомментировал ситуацию заместитель председателя Центрального Банка России Д. Скобелкин [4]. Отмеченные в цитате процессы возникают из-за проблем в экономике страны и сами, в свою очередь, являются катализатором, формирующим теневые экономические процессы.

Интересное замечание сделал О.В. Моргун: «Особую опасность для финансовой системы России представляют экономические детерминанты преступности. Помимо общего (мирового) экономического кризиса, нестабильности экономической ситуации в стране, инфляции, высокого уровня безработицы к экономическим детерминантам особой опасности следует также отнести: падение уровня капитализации российских компаний; усиление оттока капиталов из России; рост теневой экономики (по разным оценкам доля теневой экономики составляет от 24 до 45%); массовое сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов и др.» [5]. В связи с этим считаем уместным замечание С.В. Васюкова, который так высказался относительно возможностей противодействия российской теневой экономике: «Правоохранительные органы оказались неготовыми к работе в новых экономических условиях. Этому способствовали такие факторы, как отсутствие надлежащей материально-технической базы; неподготовленность значительной части специалистов из числа сотрудников органов дознания и следствия для работы в современных условиях и раскрытия таких «технически усложненных» и «интеллектуально обогащенных» преступлений и т.д.» [6].

Безусловно, борьба с теневыми банковскими операциями является приоритетным направлением деятельности правоохранительных органов, вместе с тем большую обеспокоенность вызывают операции с финансами, маскируемые под легальные, потому что средств противодействия им практически нет. Лицами, заинтересованными в выводе денежных средств за рубеж под видом легальных финансовых операций, могут быть как предприниматели, занижающие объем прибыли и нуждающиеся в ее сокрытии, так и представители преступного мира, получающие высокий криминальный доход и стре
мящиеся к выводу денежной массы за рубеж с целью ее легализации или последующего направления в криминальный оборот.

Анализ теневых экономических доходов, легализуемых под видом законных финансовых операций, показывает, что основными путями «законной» легализации являются: вывод капиталов под видом контрактов на оказание услуг (международный туризм, транспортные перевозки, лизинг, хай- ринг, рентинг); возмещение долгов по кредитам и обязательствам нерезидентам.

Цели вывода денежных средств под видом легальных денежных операций:

– рассредоточение денежной массы по банковским и финансовым институтам и дальнейшая легализация (размещение денег на различных счетах в зарубежных банках, в том числе на подставных лиц, действующих в интересах определенного лица или организации; приобретение ценных бумаг; заключение контрактов с брокерскими биржевыми фирмами; приобретение инвестиционных портфелей; покупка недвижимости; предметов, представляющих особую ценность; переводы денежных средств на различные счета с целью последующего обналичивания и др.);

– распределение по преступным группам и сообществам (перечисление на счета физических или юридических лиц, действующих в интересах преступных групп или сообществ, с банковского счета офшорной юрисдикции, обналичивание в банке офшорной юрисдикции и последующая передача преступному контингенту, финансирование фирм, функционирующих легально, но с целью финансового обеспечения преступной группы или сообщества);

– накопление с целью последующей капитализацией (размещение в иностранных банках денежных средств, выведенных их России под видом легальных денежных операций, их капитализация с целью дальнейшего использования лично или через представителей);

– финансирование представителей террористических и экстремистских группировок (финансирование терроризма можно представить как динамический процесс формирования, накопления и распределения финансов с целью обеспечения деятельности террористической организации, а также достижения целей, стоящих перед террористической организацией, формирования предпосылок для новых целей и актов террора) [7]. В случае вывода денежных средств под видом легальной финансовой операции может происходить перечисление денег по договорам, заключенным с фирмами, зарегистрированными или имеющими счета в офшорных юрисдикциях, а также действующих в интересах физических или юридических лиц, финансирующих террористические или экстремистские организации. Другой возможный способ финансирования террористических или экстремистских организаций – перечисление денежных средств на счета иностранных организаций, действующих под видом легальных благотворительных фондов, настоящей целью которых является накопление и последующее распределение денежных средств в интересах террористических или экстремистских организаций. Можно указать и такую форму финансирования, как перечисление денежных средств на иностранные счета подконтрольных террористам религиозных организаций, откуда финансы затем рассредоточиваются. Религиозные организации из числа законно действующих во многих станах обладают особым статусом юридических лиц, в том числе не подвергаются аудиту. Если религиозная организация или отдельные ее представители становятся идейными сторонниками террористических или экстремистских групп и течений или находятся в той или иной зависимости от них, они могут предоставлять возможности денежного транзита для террористов и экстремистов;

– прочие цели.

Рассмотрим основные способы вывода денежных средств за рубеж под видом легальных финансовых операций:

1. Договоры невидимых услуг. Это услуги, невидимые как в прямом, так и в переносном смысле. Услуга – это деятельность, которая осуществляется в интересах другого лица или компании. Но когда создается лишь видимость ее осуществления или стоимость и объем фактически оказываемых услуг сильно преувеличены, оценить истинные объемы оказанных услуг порой бывает сложно. Масса выводимых денежных средств через туристические фирмы прямо пропорциональна туристическим сезонам. Через счета туристических фирм деньги перечисляются на счета иностранных представителей, которые должны оказать те иди иные дорогостоящие туристические услуги (проживание в эксклюзивном месте, индивидуальные услуги гида, посещение редких мест, экстремальный туризм и др.). Всего в 2016 году «прошло сомнительных операций на сумму от 80 млрд до 92 млрд руб. Наибольшая часть этой суммы – от 48 млрд до 60 млрд рублей – теневой оборот наличности в секторе турфирм. Объемы теневого оборота наличных денег в секторе турагентств колеблются в зависимости от пиков туристических сезонов и в 2016 году ежемесячно составляли от 4 млрд до 5 млрд рублей» [8].

Вывести из тени этот сектор крайне сложно, так как деятельность носит персонифицированный характер, турфирма действует в интересах каждого конкретного клиента. Денежные средства от клиента, как правило, поступают наличными, а последующие расчеты через посредников турфирмы ведут безналично. На этапе оказания посреднических услуг стоимость туров увеличивается многократно. Решение проблемы видится в разработке письма Центрального Банка России финансовым и кредитным учреждениям по выявлению в операциях туристических фирм признаков сомнительности. Возможно, необходимо разработать стоимостный ценз, когда путевки стоимостью, превышающей, например, 500 тысяч рублей, должны проходить экспертную оценку. Например, товароведческую экспертизу, если цена складывается в основном из стоимости турпакета. Тогда туристический пакет можно рассматривать как товар. Или – экспертизу услуг для оценки стоимости услуг, оказываемых туристической фирмой, если основу цены составляют тарифы самой туристической фирмы. При необходимости может быть назначена судебно-бухгалтерская экспертиза. Это существенно повысит эффективность выявления сомнительных банковских операций с участием туристических фирм. Значительную долю в теневом туристическом бизнесе составляют подставные турфирмы. В этом случае проверкам, включая проводимые оперативным путем, должна подвергаться, помимо документальной, фактическая деятельность фирмы.

Еще одно направление, активно используемое недобросовестными предпринимателями, стремящимися вывести денежные средства за рубеж, а также представителями криминального сектора, располагающими большой теневой денежной массой, – вывод денежных средств за рубеж под видом оказания транспортных услуг. По схеме с участием поставщиков транспортных услуг за 2016 года было выведено 25 млрд рублей [8]. По договорам оказания транспортных услуг, особенно по дорогостоящим контрактам, в целях выявления фактов вывода денежных средств под видом легальной операции (при наличии соответствующей оперативной информации) оперуполномоченным полиции по раскрытию финансовых преступлений и преступлений экономической направленности необходимо проверять следующие документы:

– договоры на оказание транспортных услуг (наличие в них таксировки на оказываемые услуги, маршрут перевозки груза, дата и время подачи автотранспортного средства, оформленная заявка на конкретную перевозку груза в виде приложения к договору);

– талоны заказчика, в которых отражаются дата, направление перевозки (откуда, куда), марка и государственный номер транспортного средства, посредством которого была осуществлена перевозка груза, и другие данные;

– акты об оказании услуг по перевозке груза (оформляются в произвольной форме в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» [2]).

2. Взыскание фиктивных долгов. Примечательна отечественная юридическая практика взыскания долгов с юридических лиц-должников в пользу нерезидентов. Формальный подход к осуществлению процедуры взыскания долгов приводит к тому, что преступники, юридически не нарушая законодательство, фактически беспрепятственно выводят свои капиталы за рубеж, прибегая к законной помощи российских судов и судебных приставов. В 2016 году так было выведено свыше 16 млрд рублей. Схема выглядит следующим образом: предприниматель или иное физическое лицо оказывается должником нерезидента по кредитному договору или договору на оказание услуг, поставки оборудования и др. Для взыскания суммы долга нерезидент лично или через представителей обращается в суд, по решению которого судебные приставы взыскивают в интересах иностранного истца требуемую сумму долга, включая компенсации. Суд и судебные приставы становятся инструментом в выполнении мошеннических действий по выводу денежных средств за рубеж по обязательствам, существующим только на бумаге. Нередко иностранным истцом выступает то же лицо, которое является ответчиком. Если некто лично или через посредника учредил фирму в офшорной юрисдикции, доказать, что он ведет фиктивную предпринимательскую деятельность сам с собой, крайне сложно из-за анонимности функционирования офшора.

При изучении проблемы вывода капиталов через фиктивные кредиты и обязательства необходим комплексный подход к выработке и реализации мер, направленных на своевременное выявление фиктивности таких кредитов и обязательств. Э.Х. Шагеев отмечает, что одним из способов минимизации последствий от криминальной экономики и коррупции является эффективно организованный государственный контроль, направленный не только на выявление совершенных криминальных деяний, но и на их предупреждение [9, с. 147]. При рассмотрении судами дел о взыскании долгов в интересах иностранных компаний необходимо внимательно изучать основания для сделок между кредитором и должником, а также документы, указывающие на то, что деятельность этих компаний не является реальной. Об этом же могут свидетельствовать, например:

– отсутствие производственных активов, складских помещений, транспортных средств;

– сомнительные доли вычетов по НДС;

– завышенная или заниженная рентабельность активов;

– использование типичных схем минимизации налогов;

– разовые выплаты крупными суммами на счета физических или юридических лиц за указанные услуги или по договорам подряда.

В случаях взыскания долгов в интересах иностранных истцов по крупным суммам, размер которых, к примеру, превышает 1 млн рублей, необходимо ввести требование о прохождении ответчиком процедуры аудита по основным направлениям деятельности и заключенным кредитным договорам. Анализу должны также подвергаться текущая учетная документация, финансовая отчетность предприятия за последние три года, материалы стратегического планирования развития бизнеса. Кроме того, по делам о взыскании долгов в особо крупном размере, например, свыше 6 млн рублей, суд может направлять материалы на производство экспертиз (судебно-бухгалтерской, финансово-экономической, налоговой, таможенной и др.) для выявления возможных фактов фальсификации финансово-экономической деятельности, в том числе иностранным контрагентом. Одновременно необходимо направлять запросы в Интерпол о сведениях, которые могут указывать на участие иностранной компании (истца) в мошеннических схемах.

Подводя итог анализу путей вывода денежных средств за рубеж под видом легальных операций, стоит отметить, что осуществлять успешное противодействие новым формам мошеннических действий можно. Необходимо не только анализировать существующие пути формирования и накопления теневых финансов, вырабатывать методики раскрытия преступлений в сфере теневой экономики, но и упреждать появление новых теневых финансовых «путепроводов».

 

Библиографический список:

1. Зиберова О.С. Критерий «подозрительности» в сомнительных финансовых операциях при легализации (отмывании) денежных средств // Вестник Калининградского филиала Санкт- Петербургского университета МВД России. 2014. № 2 (36). С. 30-32.
2. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» // СПС «КонсультантПлюс».
3. Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» // СПС «КонсультантПлюс».
4. Зампред ЦБ назвал операции с услугами основной схемой вывода средств за рубеж // Информационное агентство RNS. URL: https://rns.online/finance/Zampred-TSB-nazval-operatsii-s-uslugami- osnovnoi-shemoi-vivoda-sredstv-za-rubezh-2017-02-09/.
5. Моргун О.В. Детерминанты преступности в финансовой системе в Российской Федерации // Теория и практика общественного развития. 2014. № 15.
6. Васюков С.В. Предупреждение преступлений, совершаемых в сфере проведения безналичных расчетов, проводимых с использованием банковских карт: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2013.
7. Зиберова О.С. Проблемы выявления фактов финансирования терроризма // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 3 (45).
С. 61-64.
8. ЦБ раскрыл объем операций по популярным схемам обналички и вывода активов // Информационное агентство РБК. URL:// http://www.rbc.ru/finances/09/03/2017/ 58bdb70f9a79475177f01bc2.
9. Шагеев Э.Х. Повышение эффективности финансового контроля над экономической преступностью // Сборник статей по материалам Региональной студенческой научно-практической конференции «Финансово-кредитная система Российской Федерации в условиях экономических санкций». Уфа, 2015.

Источник: Научно-теоретический журнал “Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России”. № 2 (48) 2017.

Просмотров: 3

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code