ИНТЕГРАЦИЯ ИНСТРУМЕНТОВ КОНТРОЛЛИНГА В СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ РЕГИОНОВ

А.С.Тамакчи

В статье представлен алгоритм формирования системы контроллинга экономической безопасности региона. Обосновано, что развитие теории контроллинга включает обогащение понятийного аппарата, определение факторов и организационно-экономических условий устойчивого развития и безопасности региона, типологизацию регионов с учетом состава факторов их безопасности. Доказана необходимость разработки методического обеспечения управления экономической безопасностью региона, включающего определение и типологизацию факторов угроз, а также выделение базовых показателей, влияющих на устойчивое развитие региона, определение методики расчета индикаторов экономической безопасности региона, обоснование схемы информационных потоков в системе контроллинга экономической безопасности региона. Определено, что формирование системы контроля экономической безопасности региона предполагает определение процедуры передачи функций контроллинга специальным подразделениям органов регионального управления, разработку информационной аналитической подсистемы системы управления экономической безопасностью региона. Сделан вывод о необходимости и возможности использования инструментов контроллинга для предотвращения или снижения объема потерь от негативного влияния выявленных угроз. Доказано, что инструменты контроллинга интегрируются в систему управления экономической безопасностью региона и обеспечивают снижение уровня угроз для регионального развития.

Ключевые слова: региональная экономика, региональное развитие, контроллинг, экономическая безопасность, риски и угрозы региональной экономической безопасности, региональное управление

 

Трансформация факторов внешней среды обусловливает повышения уровня турбулентности функционирования региональной экономики, что усложняет процедуру принятия эффективного управленческого решения и обусловливает повышение уровня риска реализации целевых ориентиров регионального развития. Тем самым, в условиях растущей неопределенности актуализируется проблема интеграции в систему управления экономической безопасностью региона инструментов и механизмов контроллинга.

Контроллинг обеспечивает в системе управления экономической безопасностью региона выбор эффективных инструментов управления, гласность, доступность и достоверную интерпретацию статистических и фактологических данных, необходимых для принятия решений; формирование эффективной системы планирования, контроля, учета и анализа на всех уровнях иерархической региональной экономической системы; инструментальное и методическое обеспечение механизма управления экономической безопасностью региона; формирование интегрированной системы регионального менеджмента и управления экономической безопасностью региона, включающей организационные структуры, реализующие функции планирования, контроля, отчетности и информационного обеспечения процессов принятия управленческих решений [1; 2].

Контроллинг обеспечивает координацию функций управления региональной экономикой и экономической безопасностью региона, включающих функции планирования, контроля, координации, анализа и информационного обеспечения. Реализация указанной функции предполагает участие специализированных подразделений (департаментов) в процессе формирования иерархии целей, т. е. установления целей функционирования региональной экономики и системы экономической безопасности региона в целом, а также совокупности подцелей с учетом иерархического характера мезоуровневых систем; организации информационных потоков в системе информационно-аналитического обеспечения функционирования региональной экономики; организации регионального программирования и планирования, оптимизации планов отдельных субъектов хозяйствования; в разработке технологий «нового» государственного менеджмента и их адаптации к региональной экономике; в реализации ситуационного подхода к разработке и реализации управленческих решений в условиях выбора; в методическом и информационном обеспечении организации регионального управления в условиях турбулентности внешней среды.

Контроллинг управления экономической безопасностью региона направлен на выявление внутренних и внешних угроз, на обеспечение эффективной взаимосвязи мер регионального управляющего воздействия в экономической, социальной, организационной сферах, в целях реализации долгосрочных целей регионального развития и снижение уровня угроз; на разработку механизма согласования процедур планирования, анализа и контроля уровня угроз для регионального развития; на определение показателей, сроков и состава исполнителей мероприятий, направленных на снижение угроз; на выявление источников финансирования системы контроллинга и формирование ее бюджета.

Инструменты контроллинга интегрируются в систему управления экономической безопасностью региона в результате реализации следующих мероприятий, направленных на снижение уровня угроз для регионального развития:

1. анализ факторов внешней среды как источников угроз системе экономической безопасности региона и рисков регионального развития, прогнозирование результатов нейтрализации (предупреждения) угроз и управления рисками;

2. разработка организационной структуры системы управления экономической безопасностью региона, что предусматривает определение стратегических и тактических целей и задач, вменяемым соответствующих органам управления (их специализированным подразделениям), распределение и делегирование полномочий должностным лицам и федеральным и региональным органам государственного управления (местного самоуправления);

3. организация контроля за эффективностью мер нейтрализации угроз и управления рисками, реализуемых в соответствии со стратегией долгосрочного развития региона;

4. разработка методик измерения, анализа индикаторов для оценки уровня экономической безопасности и отклонений от пороговых значений как составляющих подсистемы информационной безопасности, информационное обеспечение системы риск-менеджмента;

5. разработка методик и инструментов стратегического планирования, контроля, учета и анализа факторов внешней среды;

6. сопровождение процессов управления проектами [3].

Выявление угроз безопасности и оценка их уровня предполагает проведение процедуры наблюдения основных индикаторов и их сопоставление с пороговыми значениями; применение метода экспертной оценки для ранжирования по уровню угроз; оценку темпов регионального развития с использованием основных мезоэкономических показателей и динамики их изменений; использование методов экономико-математического моделирования и многомерного статистического анализа.

Разработка и внедрение инструментов контроллинга в систему управления экономической безопасностью региона предполагает необходимость учета стратегии регионального развития и ее роли в прогнозировании угроз, методов стратегического и тактического планирования. В этой связи инструменты контроллинга направлены на обеспечение эффективного взаимодействия органов федерального и регионального государственного управления и местного самоуправления в целях достижения агрегированных показателей регионального развития.

В качестве исходных принципов формирования интегрированной системы управления экономической безопасностью региона с учетом инструментов контроллинга выступают: своевременное выявление возможных угроз экономической безопасности региона; легитимность реализации мер; комплексное использование инструментов управления в рамках программ нейтрализации (предупреждения) угроз регионального развития; координация и взаимодействие федеральных и региональных органов государственного управления и местного самоуправления; гласность при сохранении конфиденциальности данных для отдельных экономических агентов; профессионализм субъектов управления экономической безопасностью; экономическая целесообразность, или оптимизация объема издержек с учетом объемов решаемых задач; планомерность, реализующаяся через систему отраслевых и целевых программ регионального развития; системность, предполагающая учет всей совокупности угроз экономической безопасности и рисков регионального развития.

Процесс формирования системы контроллинга предполагает необходимость разработки стратегических целей регионального развития, реализация которых предусматривает необходимость постановки и решения стратегических и текущих задач. Поскольку угрозы экономической безопасности инициируют риски регионального развития, это предполагает необходимость принятия мер, направленных на нейтрализацию угроз и восстановление траектории устойчивого развития.

Угрозы экономической безопасности порождены совокупностью внешних и внутренних факторов объективного и субъективного характера. К числу внутренних факторов угроз экономической безопасности региона относятся факторы, имеющие место в основных, вспомогательных и обеспечивающих сферах экономической деятельности, на отдельных стадиях воспроизводственного процесса. К числу внешних факторов угроз экономической безопасности региона относятся факторы, формирующиеся в экономической, политической, научно-технической, социальной экологических сферах. Инструменты контроллинга позволяют выявить и представить объективную оценку имеющихся и прогнозируемых угроз, что предполагает необходимость формирования и ранжирования перечня угроз, определить вероятность их возникновения, представить оценку суммы возможных убытков (ущерба), определить состав показателей угроз и их пороговых значений. Таким образом, контроллинг осуществляет перманентный анализ фактических значений факторов угроз, что позволяет предупредить отклонения их от порогового значения. При этом ключевой функцией контроллинга в системе управления экономической безопасностью региона выступает координация взаимодействия органов управления в процессе выполнения функций – планирования, учета, анализа, контроля и регулирования в процессе регионального развития [4].

Методическая функция контроллинга в системе управления экономической безопасностью региона и регионального управления ориентирована на: снижение уровня угроз экономической безопасности региона; адаптацию организационной структуры регионального управления к изменяющимся факторам внешней среды и интеграция в систему управления экономической безопасностью адаптеров, обеспечивающих устойчивость регионального развития; повышение конкурентоспособности региональной экономики; повышение мотивации работников бюрократического аппарата органов государственного управления; организацию управления на основе использования современных технических средств, экономико- математических методов и информационных технологий [5].

Используемая в рамках данного исследования трактовка контроллинга позволяет рассматривать его как интегрированную систему управления, как систему, включающую: цель функционирования объекта, в качестве которого выступает система экономической безопасности; характер экономической безопасности как общественного блага; технологию и научную организация управления; индикаторы для оценки уровня экономической безопасности и отклонений от пороговых значений; стратегическое, оперативное планирование; систему координации функций учета, анализа и контроля; прогнозирование регионального развития и рисков; профессионализм контроллера; автоматизация контроллинга.

Контроллинг в системе управления экономической безопасностью региона выполняет функцию противодействия угрозам безопасности и нейтрализации рисков регионального развития. При этом контроллинг находится во взаимосвязи с иными видами управленческой деятельности: экономическое районирование; региональный маркетинг; государственное регулирование цен (тарифов) на региональном уровне; региональное регулирование инновационной деятельностью; стратегическое планирование; региональная финансовая и кредитная политика; управление трудовыми ресурсами; стандартизация, сертификация и метрологический контроль; внешнеэкономическая деятельность. Указанные виды управленческой деятельности выделены в соответствии с принципом «горизонтального» разделения труда. Контроллинг связан со всеми видами управленческой деятельности, выделенными в соответствии с «вертикальным» разделением труда (высшее руководство, средний и низший уровни).

Структурные и функциональные элементы контроллинга в системе управления экономической безопасностью региона представлены на рисунке 1. Административный регламент интеграции инструментов контроллинга в систему управления экономической безопасностью региона, утверждаемый региональным подзаконным актом, должен включать: результаты стратегического анализа факторов внешней среды региона с полной характеристикой источников угроз экономической безопасности и рисков регионального развития; состав целевых ориентиров развития региона, которые не могут быть достигнуты в случае реализации угроз и рисков; характеристику угроз экономической безопасности региона с указанием причин возникновения, источников, направленности, определением типа по возможности прогнозирования, источнику происхождения, возможности предотвращения, вероятности наступления, масштабу ущерба, инструментам реализации, пространственно-временным характеристикам и др. Административный регламент функционирования службы контроллинга в системе управления экономической безопасностью региона должен включать общий методический подход к противодействию угрозам, перечень инструментов их нейтрализации или локализации, а также состав решаемых задач.

Рис. 1. Структурные и функциональные элементы контроллинга в системе управления экономической безопасностью региона

Так как контроллинг выполняет функцию информационно-аналитической и методической поддержки региональных органов государственного управления в процессе разработки и реализации управленческих решений, он с необходимостью включает блок стратегического анализа факторов внешней среды, что позволяет реализовать органами региональной власти функции целепо- лагания и разработать систему целей и подцелей. Анализ факторов внутренней среды региона с необходимостью предполагает анализ ресурсного потенциала, используемого для достижения конкретных задач регионального развития; анализ инструментов управления процессами реализации указанных задач; оценку целевых программ, связанных с решением конкретных задач регионального развития и др. В качестве факторов внешней среды, требующих проведения анализа с целью выявления угроз и рисков, выступают: состояние отраслевых рынков и их механизмов, оценка межрегионального взаимодействия, состояние институциональной среды, анализ федеральных целевых программ, связанных с решаемыми органами региональной власти задачами и др. Полученная в ходе анализа факторов внешней и внутренней среды региона информация используется при разработке разделов долгосрочной стратегии социально-экономического развития региона в той части, которая связана определением состава угроз и их источников, что обусловливает возможность включения в состав программных документов положений, определяющих порядок нейтрализации (предупреждения) и инструментарий управления рисками. Реализация информационно-аналитической функции определяет необходимость внедрения информационного комплекса единой системы электронного документооборота. Это выступает основой для реализации инновационных организационных технологий управления, к которым относится система менеджмента качества (СМК). Применение процессного подхода позволяет проводить точечное наблюдение и контроль, а также оказывать управляющее воздействие на региональные процессы как объект управления. Таким образом, контроллинг в системе управления экономической безопасностью региона выполняет функцию выявления и типологиза- ции основных факторов угроз, а также разработки базовых показателей угроз и их пороговых значений, достижение которых препятствует реализации траектории устойчивого регионального развития предприятия. При этом применение инструментов контроллинга позволяет спрогнозировать объем ущерба в случае реализации угроз и негативных рисков.

Общий алгоритм реализации мероприятий, направленных на снижение уровня угроз экономической безопасности региона и рисков регионального развития с использованием инструментов контроллинга представлен на рисунке 2.

Рис. 2. Алгоритм реализации мероприятий, направленных на снижение уровня угроз экономической безопасности региона и рисков регионального развития

Проведенное исследование показало, что системы экономической безопасности регионов как подсистемы региональных экономических систем I, II и III типа могут рассматриваться как системы с замкнутым контуром, что обусловливает наличие обратной связи между субъектами и объектами управления в целях минимизации возникающих отклонений и обеспечения устойчивого развития. Экономические системы регионов IV типа могут быть определены как самонастраивающиеся системы, которые обладают адаптационным потенциалом в отношении возмущающих воздействий внутренней и внешней среды, а также потенциалом воздействия на указанные факторы для их трансформации в соответствии со стратегическими целями развития. Таким образом, для систем экономической безопасности регионов IV типа характерно наличие двух контуров управления – управление по отклонениям и адаптивного управления на основе введения в систему адаптеров, или компенсационных элементов и механизмов. Наличие указанных контуров управления экономической безопасностью позволяет региональным экономическим системам сохранять в процессе своего развития атрибутивные свойства в определенном диапазоне, что является основанием для их отнесения к числу самоорганизующихся, а также определения типа их развития, как устойчивого. Традиционно в качестве подобных адаптеров рассматривались резервный или страховой фонды и др. В рамках данного исследования в качестве подобного механизма выступает контроллинг экономической безопасности, как технология регионального менеджмента, содержание и функции которого на мезоэкономическом уровне изменяются в зависимости от типа региональной экономики. При этом региональное развитие трактуется как результат синтеза структуры и процессов, факторов внешней и внутренней среды [6].

Множественность подобных факторов воздействия определяют неоднозначность выбора экономических агентов и спонтанный порядок, что обусловливает необходимость использования различных технологий управления, в том числе инструментов контроллинга.

Повышение уровня неопределенности внешней среды и усложнение системы управления обусловливает необходимость формирования эффективного внутреннего механизма координации. Контроллинг экономической безопасности в системе стратегического управления устойчивым региональным развитием обеспечивает трансформацию целей развития региональной системы в систему целевых программ. При этом он позволяет проводить контрольно-аналитические сопоставления фактических отклонений на основе определения планируемых параметров регионального развития, организации взаимодействия между потоками информации внутри мезоэкономиче- ской системы, мониторинга основных процессов, реализующихся в рамках системы с учетом пространственно-временных характеристик, проведения обобщающей оценки полученных результатов. Контроллинг позволяет выявлять угрозы во внутренней и внешней среде региональной экономической системы, т. е. его объектом выступают отношения между элементами системы и отношения между организацией и внешней средой.

 

Литература

1. Данилочкин С. В., Ананькин Е. А., Данилочкин Н. Г. Контроллинг как инструмент управления предприятием. М.: ЮНИТИ, 2002.
2. Гильфанов Р. Х. Использование метода самоорганизации в системе контролллинга // Автоматизация и современные технологии. 2001. № 2. С. 41-43.
3. Карминский А. М., Оленев Н. И., Примак А. Г., Филько С. Г. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях. М.: Финансы и статистика, 2002.
4. Анискин Ю. П., Павлова А. М. Планирование и контроллинг. М.: Омега-Л, 2005.
5. Дедов О. А. Методология контроллинга и практика управления крупным промышленным предприятием. М.: Альпина бизнес Букс, 2008.
6. Ципоренко А. А. Теоретические аспекты контроллинга // Проблемы современной экономики. 2011. № 1. С. 97-99.

Источник: Международный научно-теоретический и прикладной журнал «Социально-экономические явления и процессы». Тамбов, 2018. Т. 13. № 1

Просмотров: 7

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code