АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

И.И.Моисеева, кандидат экономических наук
К.И.Моргунова

Данная статья посвящена рассмотрению вопросов экономического анализа финансового состояния и прогнозирования на его основе дальнейшего развития предприятия. В статье проведен анализ проблем планирования и прогнозирования показателей деятельности предприятия; изучены теоретические основы анализа и прогнозирования финансового состояния предприятия; проведено сравнение методов анализа и прогнозирования; рассмотрены методики прогнозирования показателей. Профессиональное управление финансами неизбежно требует прогнозирования показателей деятельности предприятия, позволяющего более точно оценить неопределенность ситуации с помощью современных количественных методов исследования. Благодаря знанию техники и технологии прогнозирования показателей деятельности предприятия, квалифицированные специалисты экономического профиля могут легко адаптироваться к изменениям рыночной ситуации и находить правильные решения. Таким образом, успех любого предприятия во многом зависит от его финансового состояния. При этом в задачи аналитика входит изучение не только текущего финансового состояния предприятия, а также прогнозирование, как на ближайшую, так и долгосрочную перспективу. В связи с этим прогнозированию показателей деятельности предприятия уделяется немало внимания. Прогноз результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия является одной из важнейших задач перспективного экономического анализа. Эффективное решение данной задачи, с одной стороны, основывается на комплексном аналитическом исследовании предприятия как сложной экономической системы, характеризующейся многообразием происходящих в ней процессов и взаимным влиянием большого количества факторов. С другой стороны, основываясь на результатах сложных оценочных процедур, прогнозирование выступает основой для формирования перспективных направлений деятельности и, связывая этапы планирования и контроля в постоянный процесс, служит для организации эффективного управления предприятием.

Ключевые слова: бухгалтерская отчетность, методы прогноза, финансовое состояние

 

В условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции всегда важно иметь представление о финансовом состоянии, как собственного предприятия, так и предприятий – партнеров для принятия эффективных управленческих решений. Основным инструментом для этого служит анализ финансово-хозяйственной деятельности, при помощи которого можно объективно оценить: имущественное состояние предприятия, степень предпринимательского риска, возможность погашения обязательств перед третьими лицами, достаточность капитала для текущей деятельности и долгосрочных инвестиций, потребность в дополнительных источниках финансирования, а затем по его результатам принять обоснованные решения.

Результаты в любой сфере бизнеса зависят от наличия и эффективности использования финансовых ресурсов, которые обеспечивают жизнедеятельность предприятия.

Чтобы развиваться в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия, нужно знать, как управлять финансами, какую долю должны занимать собственные средства, а какую заемные. Следует знать и такие понятия рыночной экономики, как финансовая устойчивость, платежеспособность, деловая активность, рентабельность и др.

Профессиональное управление финансами неизбежно требует прогнозирования показателей деятельности предприятия, позволяющего более точно оценить неопределенность ситуации с помощью современных количественных методов исследования. Благодаря знанию техники и технологии прогнозирования показателей деятельности предприятия квалифицированные специалисты экономического профиля могут легко адаптироваться к изменениям рыночной ситуации и находить правильные решения.

Таким образом, успех любого предприятия во многом зависит от его финансового состояния. В связи с этим прогнозированию показателей деятельности предприятия уделяется немало внимания. Анализ финансового состояния предприятия позволяет определить такие аспекты, как текущий уровень финансового состояния и его перспективы развития, состав источников формирования бюджета предприятия и возможности минимизации кредиторской задолженности. В определенном смысле он может способствовать составлению плана производственной и финансовой деятельности на ближайшее время.

Также анализ позволяет определить «слабые» места предприятия. Для устранения таких мест необходимо разработать определенные мероприятия. Даже если предприятие имеет стабильное финансовое состояние, это не говорит о том, что не нужно принимать никаких мер и оставлять все как есть. Необходимо тогда проводить анализ по отношению к конкурентам и экономикой страны в целом.

Стабильное финансовое состояние формируется в течение всей деятельности предприятия. Также на финансовое состояние оказывает влияние степень выполнения производственного плана и другие показатели, имеющие натурально- вещественную природу. Если производственные, а также финансовые планы выполняются, то это позитивно сказывается и на финансовом состоянии предприятия. Поэтому устойчивое финансовое состояние не возникает просто так: оно формируется под воздействием многих факторов, включающих грамотное распределение ресурсов, грамотное управление ими и привлечение. Применительно к эффективности управления социально-экономическими объектами можно отметить, что исследование данного вопроса имеет значительный задел в макроэкономике – на уровне региональных и национальных систем. Так, в работе В. В. Колмакова убедительно доказывается необходимость выстраивания эффективных управленческих механизмов и моделируются последствия нарушения принципов эффективности. Очевидно, что эти принципы могут быть адаптированы и к проблематике управления финансовым состоянием хозяйствующего субъекта [1].

В хозяйственной практике российских организаций используются различные методы и подходы к анализу финансового состояния.

Финансовое состояние организаций предопределяется целесообразностью и рациональностью вложений финансовых ресурсов в активы. Активы по своей природе динамичны. В процессе функционирования организаций величина активов, их структура находятся в движении деньги – товар – деньги, формируя валовой доход, прибыли и соответственно финансовое состояние [2].

В связи с этим необходимым предварительным этапом, предшествующим проведению финансового анализа, является преобразование отчетного баланса в форму, делающую возможным объективный анализ и удобства для проведения аналитических расчетов. Это достигается построением сравнительного аналитического балан- са-нетто, который получается из исходного баланса путем дополнения его показателями структуры и динамики структуры вложений и источников средств организации за отчетный период.

Для получения сравнительного аналитического баланса из отчетного баланса необходимо устранить все регулирующие статьи, искажающие реальную стоимость основных средств, запасов, источников собственных средств. Непосредственно из сравнительного аналитического баланса получается ряд важных показателей финансового состояния организации – общая стоимость имущества, стоимость иммобилизованных активов, стоимость мобильных (оборотных) средств, стоимость материальных оборотных средств, величина собственных средств. Сравнительный аналитический баланс объединяет и систематизирует финансовые ресурсы и источники их финансирования. Схемой сравнительного баланса охватываются основные показатели, характеризующие статику и динамику финансового состояния.

На базе аналитического баланса представляется возможным получить наиболее общие представления о качественных изменениях в структуре средств и их источников в динамике этих изменений на основе вертикального и горизонтального анализа (трендовые ряды).

В ходе вертикального анализа раскрывается структура средств и их источников. Необходимость и целесообразность проведения вертикального анализа обусловлены использованием в аналитической практике (методике) относительных показателей, позволяющих проводить межхозяйственные сравнения экономического (имущественного) потенциала и результатов деятельности организаций, различающихся по величине используемых ресурсов и другим объемным показателям. Кроме того, относительные показатели в определенной степени сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, искажающих абсолютные показатели финансового состояния организаций.

Горизонтальный анализ баланса заключается в построении аналитических таблиц (на базе сравнительного аналитического баланса), в которых абсолютные показатели дополняются относительными – темпами роста, снижения. Необходимо изучать базисные темпы роста за ряд лет, что позволяет анализировать не только изменение отдельных показателей, но и оценить их значение.

Горизонтальный и вертикальный анализ взаимодействуют, что обусловливает необходимость строить аналитические таблицы, характеризующие как структуру, так и динамику показателей оценки финансового состояния организаций.

Прогноз результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия является одной из важнейших задач перспективного экономического анализа [3].

Эффективное решение данной задачи, с одной стороны, основывается на комплексном аналитическом исследовании предприятия как сложной экономической системы, характеризующейся многообразием происходящих в ней процессов и взаимным влиянием большого количества факторов. С другой стороны, основываясь на результатах сложных оценочных процедур, прогнозирование выступает основой для формирования перспективных направлений деятельности и, связывая этапы планирования и контроля в постоянный процесс, служит для организации эффективного управления предприятием.

Прогнозирование результатов деятельности предприятия способно дать его руководству возможность наметить решения, которые позволят решать, как краткосрочные цели, так и добиваться стабильного развития предприятия в долгосрочной перспективе, эффективно используя имеющиеся финансовые и другие ресурсы. В то же время финансовое состояние и результаты деятельности предприятия являются важнейшими экономическими характеристиками предприятия во внешней среде. Они определяют его конкурентоспособность, потенциал в деловых отношениях, гарантии интересов широкого круга участников экономических отношений.

Важной особенностью информации о состоянии и результатах деятельности предприятия во внешней среде является ее ориентация на финансовые показатели, являющиеся более универсальными, общими и, в конечном счете, более удобными для дальнейшего анализа.

Для рассмотрения вопросов создания и применения эффективных моделей и методов прогнозирования показателей деятельности предприятия, необходимо выявить основные особенности такого прогнозирования.

Первой особенностью при применении такого рода прогноза является крайне малая длина динамического ряда измерений показателей. Это обстоятельство связано со значительным периодом между составлением и публикацией финансовой отчетности российскими предприятиями. В Российской Федерации наибольшей информативностью обладает годовая бухгалтерская отчетность, промежуточная же отчетность составляется ежеквартально, но, как правило, только в виде двух форм и является малодоступной для внешних пользователей [4].

Также невозможность применения ряда данных при прогнозировании, охватывающих реально даже один-два десятка лет, является следствием глубинных противоречий в современном научном понимании категории времени и ее месте в динамике экономических процессов.

Второй особенностью составления прогнозов финансовой отчетности предприятий является то, что при использовании любого метода моделирования все имеющиеся показатели следует относить к выходным переменным. Представляя собой срез результатов деятельности предприятия, отчетность собственно и не содержит данных, которые можно классифицировать как входные для некоторой модели. Все управляющие параметры в модели функционирования предприятия относятся к его внутренней информации и в отчетность, предназначенную для внешних пользователей, не включаются. Кроме того, важной особенностью модели формирования отчетности является ее динамический характер. Причем изменению во времени подвержены не только входные и выходные параметры модели, но также и сами внутренние характеристики процесса функционирования предприятия [5].

Несмотря на вышеназванные особенности, необходимость профессиональной оценки деятельности предприятий и принятия обоснованных управленческих решений требует в современной экономике точных и своевременных прогнозных данных. Объективным процессом в этой связи является расширение использования формулированных моделей, как в целом в использовании финансовых и иных потоков предприятия, так и в прогнозных расчетах.

В качестве критериев эффективности модели, используемой в прогнозировании, следует рассматривать точность прогноза и полноту представления будущего финансового состояния предприятия.

Важным этапом использования любой прогнозной модели, является проверка ее на адекватность с тем, чтобы обеспечить точность прогнозов. Для задачи прогнозирования показателей финансовой отчетности этого можно добиться двумя основными способами:

1. Результаты, полученные с помощью модели, сравниваются с фактическими значениями через некоторый промежуток времени, когда те становятся доступными. Недостаток такого подхода состоит в том, что проверка точности модели может занять много времени, т.к. по-настоящему проверить модель можно только на продолжительном временном отрезке, реально по истечению нескольких периодов формирования отчетности.

2. Модель строится исходя из усеченного набора имеющихся исторических данных. Оставшиеся данные используются для Российской Федерации наибольшей информативностью обладает годовая бухгалтерская отчетность, промежуточная же отчетность составляется ежеквартально, но, как правило, только в виде двух форм и является малодоступной для внешних пользователей.

Также невозможность применения ряда данных при прогнозировании, охватывающих реально даже один-два десятка лет, является следствием глубинных противоречий в современном научном понимании категории времени и ее месте в динамике экономических процессов.

Второй особенностью составления прогнозов финансовой отчетности предприятий является то, что при использовании любого метода моделирования все имеющиеся показатели следует относить к выходным переменным. Представляя собой срез результатов деятельности предприятия, отчетность собственно и не содержит данных, которые можно классифицировать как входные для некоторой модели. Все управляющие параметры в модели функционирования предприятия относятся к его внутренней информации и в отчетность, предназначенную для внешних пользователей, не включаются. Кроме того, важной особенностью модели формирования отчетности является ее динамический характер. Причем изменению во времени подвержены не только входные и выходные параметры модели, но также и сами внутренние характеристики процесса функционирования предприятия.

Несмотря на вышеназванные особенности, необходимость профессиональной оценки деятельности предприятий и принятия обоснованных управленческих решений требует в современной экономике точных и своевременных прогнозных данных. Объективным процессом в этой связи является расширение использования формулированных моделей, как в целом в использовании финансовых и иных потоков предприятия, так и в прогнозных расчетах.

В качестве критериев эффективности модели, используемой в прогнозировании, следует рассматривать точность прогноза и полноту представления будущего финансового состояния предприятия.

Важным этапом использования любой прогнозной модели, является проверка ее на адекватность с тем, чтобы обеспечить точность прогнозов. Для задачи прогнозирования показателей финансовой отчетности этого можно добиться двумя основными способами:

1. Результаты, полученные с помощью модели, сравниваются с фактическими значениями через некоторый промежуток времени, когда те становятся доступными. Недостаток такого подхода состоит в том, что проверка точности модели может занять много времени, т.к. по-настоящему проверить модель можно только на продолжительном временном отрезке, реально по истечению нескольких периодов формирования отчетности;

2. Модель строится исходя из усеченного набора имеющихся исторических данных. Оставшиеся данные используются для сравнения с полученными прогнозными показателями. Такая проверка не требует долгого ожидания контрольных результатов и очевидно более реалистична. Однако недостатком данного метода является то обстоятельство, что самые последние, а, следовательно, наиболее значимые показатели исключены из процесса формирования исходной модели.

Среди основных путей, которыми можно увеличить эффективность базовых методов прогнозирования показателей деятельности предприятия, можно назвать следующие:

– укрупнение и трансформация статей;

– введение комплексных коэффициентов;

– уменьшение размерности показателей.

Финансовое прогнозирование – основа для финансового планирования на предприятии (т. е.
составления стратегических, текущих и оперативных планов) и для финансового бюджетирования (т. е. составления общего, финансового и оперативного бюджетов). Финансовое прогнозирование широко используется, как предварительная стадия разработки планов прибыли и служит источником получения дополнительной информации при выработке решений по развитию финансово- хозяйственной деятельности предприятия.

Основными задачами финансового прогнозирования является выявление объективно складывающихся тенденций хозяйства, анализ потенциала фирмы, выявление альтернатив развития, определение проблем, требующих решения в прогнозном периоде. Стратегическое финансовое прогнозирование связано с получением ряда финансовых оценок деятельности предприятия, включая потребность в дополнительных финансовых ресурсах на длительном отрезке времени, непосредственно связано с обработкой стратегического плана развития предприятия. Тактическое финансовое прогнозирование преследует цель получения оценок потребностей предприятия в дополнительных финансовых ресурсах на будущий отчетный период, как правило, год.

Методы прогнозирования отчетности, в свою очередь, делятся на методы, в которых каждая статья прогнозируется отдельно исходя из ее индивидуальной динамики, и методы, учитывающие существующую взаимосвязь между отдельными статьями как в пределах одной формы отчетности, так и из разных форм. Действительно, различные строки отчетности должны изменяться в динамике согласованно, так как они характеризуют одну и ту же экономическую систему.

В зависимости от вида используемой модели все методы прогнозирования можно подразделить на три большие группы [6]:

1. Методы экспертных оценок, которые предусматривают многоступенчатый опрос экспертов по специальным схемам и обработку полученных результатов с помощью инструментария экономической статистики. Это наиболее простые и достаточно популярные методы, история которых насчитывает не одно тысячелетие. Применение этих методов на практике, обычно, заключается в использовании опыта и знаний торговых, финансовых, производственных руководителей предприятия. Как правило, это обеспечивает принятие решения наиболее простым и быстрым образом. Недостатком является снижение или полное отсутствие персональной ответственности за сделанный прогноз. Экспертные оценки применяются не только для прогнозирования значений показателей, но и в аналитической работе, например, для разработки весовых коэффициентов, пороговых значений контролируемых показателей и т. п.

2. Стохастические методы, предполагающие вероятностный характер как прогноза, так и самой связи между исследуемыми показателями. Вероятность получения точного прогноза растет с ростом числа эмпирических данных. Эти методы занимают ведущее место с позиции формализованного прогнозирования и существенно варьируют по сложности используемых алгоритмов. Наиболее простой пример – исследование тенденций изменения объема продаж с помощью анализа темпов роста показателей реализации. Результаты прогнозирования, полученные методами статистики, подвержены влиянию случайных колебаний данных, что может иногда приводить к серьезным просчетам.

3. Детерминированные методы, предполагающие наличие функциональных или жестко детерминированных связей, когда каждому значению факторного признака соответствует вполне определенное неслучайное значение результативного признака.

При разработке любой из моделей прогнозирования предполагается, что ситуация в будущем не будет сильно отличаться от настоящей. Другими словами, считается, что все значимые факторы либо учтены в модели прогнозирования, либо неизменны в течение всего периода времени, на котором она используется. Однако модель – это всегда огрубление реальной ситуации путем отбора из бесконечного количества действующих факторов ограниченного числа тех из них, которые считаются наиболее важными исходя из конкретных целей анализа. Точность и эффективность построенной модели будут напрямую зависеть от правильности и обоснованности такого отбора. При использовании модели для прогнозирования следует помнить о существовании факторов, сознательно или несознательно не включенных в нее, которые, тем не менее, оказывают влияние на состояние предприятия в будущем.

 

Литература

1. Колмаков В. В. Совершенствование подходов и методик анализа финансового состояния предприятия // Вестник НГИЭИ. 2015. № 12. С. 67-73.
2. Абдукаримов И. Т. Анализ финансового состояния и финансовых результатов предпринимательских структур. М.: ИНФРА-М, 2016.
3. Гиляровская Л. Т., Вехорева А. А. Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческого предприятия. Спб.: Питер, 2013.
4. Ефимова О. В. Финансовый анализ. 3-е изд., пе- рераб. и доп. М.: Издательство «Бухгалтерский учет», 2014.
5. Гринавцева Е. В., Иода Е. В., Сарахманова В. В. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: техника составления. Воронеж: «Издательство Ритм», 2017.
6. Экономический анализ / под ред. Л. Т. Гиляровская. 4-е изд., доп. М.: Юнити-Дана, 2013.

Источник: Международный научно-теоретический и прикладной журнал «Социально-экономические явления и процессы». Тамбов, 2018. Т. 13. № 1

Просмотров: 9

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code