СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ: ВЫБОР СТРАТЕГИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ СВГУ)

А.В.Барбарук, доцент кафедры социологии и философии социально-гуманитарного факультета СВГУ;
кандидат социологических наук

Статья посвящена актуальной проблеме: в каком режиме должен осуществляться сегодня опрос в вузе; когда условия обучения серьезным образом изменились за последние 10 лет. В социологии выделяют, по крайней мере, две стратегии сбора, обработки, анализа данных. Они различаются по основным своим составляющим элементам. Причем выбор каждой из стратегий часто продиктован не вопросами целесообразности, а скорее моды. Сначала моду на плотное описание, качественную аналитику, меняет мода на цифры, затем мода на цифры, по крайней мере, в рамках профессионального сообщества постепенно уходит на второй план. Все больше исследователей как теоретиков, так и прикладников склоняются к необходимости использовать именно «мягкие» методы, неформализованные способы опроса. Как подобная дилемма решается в условиях прикладной социологии на уровне конкретной организации, будет рассмотрено в данной работе.

Ключевые слова: опросы, общественное мнение, качественная стратегия, количествен-
ная стратегия, социологическое исследование, образовательный процесс.

 

Качественная и количественная стратегии в социологических исследованиях.

Количественная и качественная стратегии, использующиеся в социологических опросах, существенно различаются по общей направленности и стадиям социологического анализа. Т.Е. Зерчаинова по этому поводу отмечает, что речь идет о двух совершенно разных культурах, устоявшихся в науке [2]. Автор при этом приводит перечень условий в каких применим именно количественный подход, а когда лучше прибегать к качественным методикам. Например, количественная стратегия применима для изучения достаточно больших по численности объектов, когда исследовательской целью является причинное объяснение и измерение взаимосвязей, когда исследователь концентрируется на уровне макроанализа фактов, событий. Качественный же подход целесообразен, когда он используется для изучения небольших по численности объектов (малых групп или отдельных индивидов), исследовательская цель заключается в выявлении и интерпретации субъективных смыслов, значений [2].

Вопреки распространенному мнению, что недостоверные качественные данные должны проверяться достоверными количественными, Д. Кэмпбелл указывает, что в реальной научной практике постоянно происходит и обратная перепроверка количественных результатов качественными. «Там, где качественные оценки приходят в противоречие с количественными результатами, последние следует брать под сомнение, пока не будут поняты причины расхождения. Количественные результаты могут быть столь же мало застрахованы от ошибок, как и качественные, поэтому я настоятельно рекомендую использовать оба подхода как взаимно дополняющие средства перекрестной валидизации. Неадекватность количественных данных часто обнаруживается лишь благодаря качественному знанию» [Цит. по: 1, с. 34].

Возможности и перспективы использования качественной стратегии в социологических исследованиях, проводимых на базе вуза.

С тех пор как в СВГУ стал функционировать отдел социологических исследований, его основная задача практически не изменилась. Она заключается в информационном сопровождении образовательного процесса в вузе. Цель: сделать управление в университете таким, чтобы оно базировалось на обоснованной и достоверной социологической информации о состоянии внутренних организационных проблем.

За много лет работы отделом социологических исследований была создана обширная база данных, которая давала возможность руководству вуза при принятии управленческих решений оперировать актуальными социологическими данными. За почти 20-летнюю историю тематика и содержание исследований практически не изменились. Они также посвящены изучению насущных проблем университета: удовлетворенность работников СВГУ условиями труда; удовлетворенность студентов качеством обучения; качество воспитательной работы в вузе; адаптация студентов 1-го курса к условиям обучения и т. д. Однако произошли некоторые перемены в используемых исследовательских стратегиях: чаще стали применяться качественные методы опросов, которые обладают своими преимуществами и недостатками. Уже несколько раз применялся метод фокус-групповых интервью (в частности, в 2014 г. для изучения роли куратора в жизни университета). В результате чего стала нарабатываться база респондентов готовых принимать участие в подобных опросах, знающих предназначение данного метода. Несколько исследований в 2017 г. были проведены только с помощью качественных методов сбора эмпирических данных.

Конечно, с 1999 г. практически 99 % всех опросов было осуществлено в форме анкетирования. Можно утверждать, что это был излюбленный метод региональных социологов. Мода на количественные исследования преобладала не только в прикладных работах, но и на уровне подготовки квалифицированных кадров в области, которым долгое время в обязательном порядке вменялся «количественник» как показатель их качественной работы, а также достоверности собранных данных.

Мы хотели бы объяснить почему сегодня выбор качественной стратегии при проведении социологических исследований в СВГУ наиболее целесообразен. Во-первых, это связано с общероссийскими тенденциями: ученые все чаще уходят от массовых опросов к изучению повседневности. Но существуют и определенные специфические условия, сложившиеся в вузе, которые делают применение качественных стратегий в опросах общественного мнения просто необходимыми. Данные условия сложились в Северо-Восточном государственном университете сравнительно недавно, приблизительно 10 лет назад.

Во-первых, запросы заказчика социологических исследований, в качестве которого выступает руководство университета, стали более целевыми, конкретными, точечными. Администрации вуза сегодня важно отслеживать ситуацию, складывающуюся в каждом конкретном случае, а не собирать общие данные, например, по удовлетворенности условиями обучения всех студентов университета. Сегодня управленческий аппарат интересуют конкретные направления, профили подготовки, и весь комплекс социальных проблем, связанных с их существованием. Подобная конкретизация, акцент на отличиях, индивидуальности, особенностях, не мог не привести к тому, что качественные методы исследований стали наиболее релевантными в современных условиях.

Во-вторых, в вузе сложилась специфическая демографическая ситуация. Количество студентов в группах уменьшается из года в год, в результате чего найти группу, состоящую из 30 человек сейчас довольно сложно. Даже на самых раскрученных направлениях подготовки сегодня от силы наберется человек 15. Численное уменьшение объекта исследования, или по-другому – генеральной совокупности, естественным образом влечет за собой и изменение операций, методов выборки, сбора и анализа социологических данных. Какой смысл говорить о количественных тенденциях при опросе 20 человек? При этом маленькое число опрашиваемых дает возможность более глубоко изучить каждый случай в отдельности, что становится особенно интересным.

Мы также хотели бы развеять и некоторые мифы, сложившиеся за рамками профессионального сообщества, и связанные с качественными и количественными опросами. До сих пор есть мнение, что цифры говорят сами за себя, что они отражают объективную реальность. Дело в том, что социология имеет дело с оценками, количественное измерение которых представляет собой скорее научную «фикцию», условное допущение. Если мы предлагаем шкалу из пяти значений, каждый респондент найдет на ней свою оценку, но мерить будет исключительно по своей внутренней психологической шкале, которая вовсе не совпадает с математической. Поэтому опросить необходимо достаточно много человек, и использовать большое количество «контрольных» вопросов, чтобы получить объективные данные.

Существует также позиция, что провести интервью проще, чем собрать 100 анкет. Проводить интервью не только более интересно с точки зрения самого процесса, но и намного сложнее, чем собрать анкеты. Поскольку каждый раз необходимо установить психологический контакт с респондентом, добиться доверительных отношений с ним, чтобы он смог выразить свое мнение. Каждое интервью – это новый опыт, который требует проявления гибкости мышления со стороны исследователя.

Некоторые утверждают, что социолог просто занимается сбором «сплетен», если он проводит интервью. Действительно, обработка интервью требует развитого социологического воображения, чтобы не пересказывать слова респондента буквально. Необходимо обобщение высказываний разных лиц, поиск общего основания, выявления общих и специфических черт. Очень важно при анализе качественных данных не вырвать высказывания из первоначального смыслового контекста, не потерять ключевое для респондента значение. В качественном исследовании, конечно, возможны промахи, которые могут быть ликвидированы только при повторном, глубоком прочтении данных интервью, а также прочтении их разными лицами, если это необходимо.

Приведем отрывок одного из отчетов отдела социологических исследований СВГУ, посвященного оценке студентами-бакалаврами качества своего обучения. Опрос был проведен методом полуформализованного интервью в 2017 г.

Ниже даны высказывания разных респондентов, у каждого из которых своя история, но все они в определенный период жизни оказались в статусе студента СВГУ.

«Если честно, впечатления от этого бакалавриата не очень. Преподаватели рассказывают о том, что нам просто урезают программу, поэтому то, что раньше изучали специалисты, мы этого уже не изучаем, поэтому нам придется доучиваться в магистратуре» (интервью 1).

«А так у нас 4 года обучения, урезанный курс и в плане трудоустройства это может привести к проблемам» (интервью 2).

«Я планирую дальше продолжать обучение в магистратуре. Очень-очень жалко, что у нас не открыта магистратура в Магадане по направлению “Биология”» (интервью 3).

«Стоит убрать эту совершенно глупую систему бакалавриата и вернуться к обучению на специалитете» (интервью 4).

Из приведенных цитат мы можем видеть не только индивидуальные особенности речи, мнение о бакалавриате, но также и «обоснование мнения». В анкете этого пришлось бы добиваться, например, серией вопросов, которые сформулировал бы исследователь, исходя из своего понимания проблемы. Здесь же самой логикой изложения руководит респондент. Каждое высказывание индивидуально, но все эти высказывания объединяет общее критическое настроение по поводу бакалавриата. Студентов не устраивает современная образовательная система и то, как она работает. Каждый из них говорит о том, чем именно, по их оценкам, «плох» бакалавриат. Причем из первого интервью мы узнаем «канал» формирования подобного мнения (источник). Во втором интервью акцентируется внимание на том, что после окончания бакалавриата могут возникнуть проблемы с трудоустройством. Третий респондент говорит о том, что отсутствие магистратуры становится проблемой, сказывающейся на отношении к обучению сейчас. Четвертый пребывает в ностальгическом настроении и считает, что прошлая система образования была лучше. Соответственно, мы можем видеть, что каждый студент раскрывает суть проблемы по-своему. Триангуляция здесь заключается в сравнении этих специфических случаев, учета их при формулировке выводов. Конечно, здесь требуется помещение высказываний в контексте всего интервью, чтобы результаты опроса не превращались просто в «сборник цитат».

Итак, может ли качественная социология эффективно работать в условиях прикладных исследований? Мы считаем, – «Да». Однако необходимо думать о создании наиболее оптимальных условий для реализации как количественной, так и качественной стратегии в вузе, тем более университет – это социальная организация, сами функции существования которого в регионе, могут этому способствовать.

 

Библиографический список

1. Белановский С.А. Глубокое интервью / С.А. Белановский. – М. : Никколо-Медиа, 2001.
2. Зерчанинова Т.Е. Две стратегии – две культуры: количественный и качественный подходы к социологическому исследованию / Т.Е. Зерчанинова // Вопросы управления. – 2007. – № 1.
3. Лаба Л.Я. Способы интеграции качественных и количественных методов / Л.Я. Лаба // Социологические исследования. – 2004. – № 2.
4. Семина М.В. Как качественная социология завоевывала себе дорогу (на примере судьбы одного социолога), или об основных тенденциях современных исследований / М.В. Семина // Мониторинг общественного мнения. – 2012. – № 3.
5. Страусс А. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники / А. Страусс А., Дж. Корбин // пер. с англ. и послесл. Т.С. Васильевой. – М. : Эдиториал УРСС, 2001.

Источник: Научный журнал “Вестник Северо-Восточного государственного университета” 2018. – Вып. 29.

Просмотров: 0

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code