ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ РОССИЙСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ (НА ПРИМЕРЕ РАНХИГС)

Л.Г.Андреева, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры зарубежного регионоведения и международного сотрудничества Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва
О.В.Жуликова, кандидат социологических наук, доцент, директор программ факультета международного регионоведения и регионального управления Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва

В современной системе высшего образования дополнительное образование занимает особое институциональное место. Оно отвечает вызовам общества со стороны социокультурной системы и социально-экономическим трендам развивающегося рынка. Дополнительное профессиональное образование выступает важным фактором развития человеческого капитала, поэтому его качество и направленность выступают актуальным объектом исследования. Социологический анализ действующей модели непрерывного профессионального образования ведущего российского университета позволил обосновать потенциал дополнительного профессионального образования в реализации государственной политики, выявить принципы построения образовательной системы вуза, обеспечивающей высокое качество оказания образовательных услуг, их соответствие потребностям рынка, целям инновационного развития национальной экономики, запросам потенциальных заказчиков (работодателей и работников). Реализация в практической деятельности принципов непрерывности, индивидуализации образования, интернационализации образовательных программ, использование новых образовательных технологий в русле компетентностного подхода, выделение центров превосходства, предоставляющих конкурентоспособные образовательные услуги, создание на их базе методического и организационного ядра современной системы непрерывного образования управленческих кадров обеспечивает вузу лидерство в отрасли и системе образования. В результате были определены основные разновидности дополнительных профессиональных программ: «традиционные» программы профессиональной подготовки, программы профессиональной подготовки (тип «А» – advanced (продвинутые), «В» – basic (базовые)), «мастерские программы» бизнес-образования: MBA, MPA и аналогичные им, «сетевые программы». Механизм оценки качества программ дополнительного профессионального образования, их содержание, процедуры промежуточной и итоговой аттестации постоянно совершенствуются с опорой на международный опыт и результаты научных исследований, проводимых вузом. Анализ существующей модели дополнительного профессионального образования, сложившейся в вузе, показал, что образовательные учреждения высшего образования реализуют дополнительные профессиональные программы в рамках дополнительной деятельности в логике либеральной модели, обеспечивающей вузам автономию и благоприятные условия для создания адаптивной системы непрерывного профессионального образования средствами дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: непрерывное профессиональное образование, человеческий капитал, дополнительное профессиональное образование, дополнительные профессиональные программы, программы переподготовки, образовательные услуги, компетентностный подход

 

Трансформации современного общества отражаются в деятельности всех его социальных институтов, в том числе институте образования, где образовательная политика обусловлена социально- экономическим развитием страны. Рыночная экономика ставит перед системой высшего образования задачи повышения качества и эффективности подготовки специалистов, востребованных на рынке труда. Это требует не только обновления содержательного, структурного, организационно- управленческого, педагогико-технологического, методико-методологического и иных компонентов образования, но реформирования, преобразования, наполнения инновационным контекстом форм реализации образовательных услуг [1].

В связи с этим одним из ведущих трендов, отвечающих вызовам рыночной экономики, становится утверждение дополнительного профессионального образования (ДНО) в качестве полноценного и необходимого компонента российской системы образования, определенного системой реальных социальных потребностей [2; 3]. ДНО, выступая ответом на вызовы общества, как со стороны государства, так и со стороны экономики, выполняя две важнейшие социальные функции – функцию адаптации, где программа переподготовки или повышения квалификации выступает социальным лифтом, способствующим не только росту профессиональной компетенции, но и построению карьеры; инновационную экономическую функцию, обеспечивающую подготовку востребованного на рынке труда специалиста, владеющего не только определенными умениями и навыками, но и обладающего знаниевым обоснованием данных профессиональных компетенций, а также развившего свой потенциал по самообразованию и самоменеджменту профессионального роста.

ДПО как форма непрерывного образования определяет ориентиры формирования человеческого капитала столь актуального для современного глобализирующегося общества в условиях инновационной экономики. ДПО как форма образования играет важную роль в процессах трансформации современного российского общества, т. к. оно позволяет работнику менее травматично, с социальной и экономической точек зрения, освоить новые формы экономических отношений, соответствовать квалификационным требованиям и требованиям профессиональных стандартов, интегрироваться не только в экономическую, но и в социальную среду, повысить социальный статус, чувствовать увереннее в различных жизненных ситуациях, зачастую даже за пределами профессиональной сферы. Формирование новых компетенций, расширение и обновление знаний, освоение традиционных и инновационных умений и формирование профессиональных навыков в достаточно короткие сроки по сравнению с общими подходами в системе высшего образования позволяет не только каждому участнику программ ДПО констатировать свой экономический, социальный, духовный прогресс, но и, будучи ресурсом государства и общества, повысить уровень экономического и социального развития страны.

Для нас представляется важными работы сторонников теории человеческого капитала: Т. Шульца и Г. Беккера, X. Зиберта, В. A. May, где образование выступает доминирующим фактором развития [4-8].
В целом, в российской социологии среди исследователей проблем образования можно отметить Д. Л. Константиновского, Е. Д. Вознесенскую, Г. А. Чередниченко, Ф. А. Хохлушкину, Ф. Э. Шереги, В. И. Савинкова, Г. А. Ключарева, М. С. Попова, П. М. Козырева и др. [9-12].

Исследования феномена ДПО представлены в работах О. В. Купцовой, В. В. Абрауховой, Н. Ш. Валеевой, В. Г. Воронцовой, Г. А. Трубина, Я. А. Ильинской и др. [13-18]

В этой связи очевидна потребность в социологическом анализе ДПО как социального компонента вуза в контексте реализации социально- экономических функций образования как института. В качестве объекта исследования было выбрано образовательное учреждение, реализующее в рамках своей дополнительной деятельности дополнительные профессиональные программы, ориентированные на повышение квалификации и профессиональную переподготовку «управленческих кадров для государственного, общественного и частного секторов с целью решения задачи инновационного развития общества» [19], – Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС, Президентская академия)».

Деятельность Президентской академии строится на основе принципов непрерывности, индивидуализации образования, интернационализации образовательных программ, использования новых образовательных технологий в русле компетентно- стного подхода, выделения центров превосходства, предоставляющих конкурентоспособные образовательные услуги, и создания на их базе методического и организационного ядра современной системы непрерывного образования управленческих кадров [20].

Система дополнительного профессионального образования является частью системы непрерывного профессионального образования, реализуемого в Президентской академии. Предоставление образовательных услуг по дополнительным профессиональным программам осуществляется в рамках дополнительной образовательной деятельности в 22 институтах (факультетах), находящихся как на территории московского кампуса, так и входящих в региональную сеть, и 47 филиалах региональной сети [19].

Общую управленческую функцию в реализации программ дополнительного профессионального образования выполняет руководитель структурного подразделения (директор, декан, заведующий кафедрой), который инициирует своим распоряжением создание рабочей группы для разработки дополнительной профессионально программы (ДПП). В группу включаются научно-педаго-гические работники структурных подразделений Президентской академии, специалисты предприятий (организаций). Разработанная программа проходит рецензирование, которое осуществляется лицами из числа авторитетных научно-педагогических работников, профессионально занимающихся вопросами соответствующей сферы и (или) авторитетных работников соответствующей практической области. Затем ДПП рассматривается на заседании Ученого совета института (филиала) и согласовывается с учебно- методическим управлением Президентской академии. Решение об утверждении ДПП принимается Ученым советом РАНХиГС. Утвержденные ДПП включаются в общеакадемический реестр дополнительных программ.

Стратегической целью Президентской академии является создание образовательной, научной и организационно-методической среды, обеспечивающей качественную подготовку и переподготовку руководящих кадров для государственной службы и муниципального управления, общественного сектора экономики, создание системы непрерывного образования, гарантирующей конкурентоспособный уровень компетентности государственных и муниципальных служащих. На протяжении нескольких десятилетий деятельность институтов и филиалов, которые сейчас входят в региональную сеть РАНХиГС, была направлена на удовлетворение потребностей регионов Российской Федерации в профессиональном обучении, профессиональной переподготовке и повышении квалификации специалистов в области государственного управления. Для координации и методического обеспечения этого вида деятельности в 2013 г. в Президентской академии был создан институт «Высшая школа государственного управления» (ВШГУ).

В рамках исследования были проанализированы открытые данные, представленные на 12 сайтах институтов (факультетов), входящих в московский кампус, и на 56 сайтах институтов и филиалов, входящих в региональную сеть РАНХиГС.

Согласно полученной информации в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации реализуются следующие разновидности дополнительных профессиональных программ:

1. «Традиционные» программы профессиональной подготовки, разработанные и реализуемые непосредственно в структурных подразделениях. Это ДПП, ориентированные на широкий спектр получателей образовательных услуг (в том числе государственных и муниципальных служащих, впервые приступающих к должности), имеющих высшее образование и нацеленных на получение новой квалификации. Заказчиками образовательных услуг являются домохозяйства, работодатели, в числе которых органы государственной власти и муниципального управления. Данный вид программ реализуется во всех институтах и филиалах РАНХиГС. Содержание программ определяется требованиями профессиональных стандартов (квалификационных требований) и ФГОС ВО.

2. Программы профессиональной подготовки (тип «А», «В»), реализуются образовательными учреждениями высшего образования согласно Указу Президента Российской Федерации от 23 июля 1997 г. № 774 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации» и Постановлению Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. № 177 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2007/08-2017/18 учебных годах». Этот вид ДПП ПП нацелен на повышение уровня человеческого капитала в российских регионах и является инструментом экономического развития страны путем планомерного (ежегодно в программах принимает участие не менее 5 000 чел. по стране в целом) обеспечения организаций народного хозяйства молодыми, перспективными руководителями высшего и среднего звена в области управления и организации производства.

Содержание ДПП ПП типа «В» – basic (базовые) и «А» – advanced (продвинутые) предусматривает профессиональную переподготовку специалистов по одному из направлений в укрупненной группе специальностей и направлений «Экономика и управление»: менеджмент, маркетинг, финансы с ориентацией на развитие компетенций менеджера, при этом обучение по программам типа «А» предполагает создание проекта в интересах направившей специалиста на обучение организации, реализуемого на всем протяжении образовательной программы. Продолжительность программ типа «А» и «В» – 500 и 550 учебных часов соответственно. Содержание программ соответствует требованиям международных стандартов по данной укрупненной группе.

Заказчиком ДПП ПП типа «А», «В» является Министерство экономического развития Российской Федерации. Институты РАНХиГС самостоятельно участвуют в конкурсе Министерства экономического развития Российской Федерации и в случае успешного его прохождения обучают слушателей, отобранных региональными комиссиями в рамках выделенных квот. Программы реализуются в контексте регионального подхода. Оплата за обучение складывается из 3 источников – 33 % оплачивается из федерального бюджета, 33 % – из регионального и 34 % платит предприятие, которое рекомендует специалиста, или сам специалист. Отбор претендентов на обучение проводят региональные конкурсные комиссии. Обязательными условиями для участия в программе являются:

– наличие законченного высшего образования;

– наличие общего трудового (не менее 5 лет) и управленческого (не менее 3 лет) стажа;

– владение иностранным языком;

– наличие концепции проекта (проектной идеи на базе индивидуального проектного задания) развития организации, поддержанной работодателем;

– рекомендуемый возраст участника конкурсного отбора – до 40 лет.

Основными задачами ДПП IIII (тип «А», «В») являются:

– повышение качества управления организациями народного хозяйства Российской Федерации и эффективности использования подготовленных управленческих кадров для поддержки наиболее значимых секторов экономики;

– повышение конкурентоспособности организаций народного хозяйства Российской Федерации в условиях глобализации мировой экономики;

– укрепление существующих и установление новых взаимовыгодных экономических связей между российскими и зарубежными организациями;

– ускорение внедрения проектов развития в организациях народного хозяйства Российской Федерации;

– введение единой системы оценки профессиональной компетенции специалистов;

– совершенствование деятельности российских образовательных учреждений, занимающихся подготовкой управленческих кадров.

По завершении подготовки в образовательных учреждениях участникам программы предоставляется возможность прохождения стажировки на профильных российских или зарубежных предприятиях.

Таким образом, качество предоставления услуг обеспечивается конкурсным отбором образовательных услуг высшего образования, системой мероприятий, итоговой аттестацией слушателей, в проведении которой принимают участие заказчик образовательных услуг, работодатель, представители экспертного сообщества.

В 2016-2017 учебном году 7 институтов региональной сети и московского кампуса проводили обучение по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки «Инновационное развитие компании» (Тип А), «Менеджмент в сфере здравоохранения» (Тип А), «Менеджмент в крупной корпорации» (Тип В), «Менеджмент в сфере здравоохранения» (Тип В), «Топ-менеджмент» (Тип В), «Управление инновационными проектами» (Тип В), «Экономика и управление предприятием» (Тип В).

3. «Мастерские программы» бизнес- образования: MBA, MPA и аналогичные им. Программы разрабатывают и реализуют институты московского кампуса. Содержание ДПП ПП данного вида отражает европейские руководящие принципы для аналогичных программ, принятые Российской ассоциацией бизнес-образования. В их числе: наличие высшего образования, опыта профессиональной деятельности (не менее 2-3 лет), знание иностранного языка. Минимальная длительность данного вида программ составляет 1 академический год для дневной формы обучения или эквивалентную длительность для очно- заочной формы обучения. Общее количество аудиторных часов для данных программам составляет 535. Минимальное общее количество часов по программе составляет 1 600 академических часов индивидуальной работы. Зачислению на программу предшествует конкурсный отбор.

В системе РАНХиГС реализуются следующие разновидности дополнительных профессиональных программ повышения квалификации:

1. «Традиционные» программы повышения квалификации, разработанные и реализуемые непосредственно в структурных подразделениях. ДПП ПК ориентированы на широкий спектр получателей образовательных услуг, имеющих высшее образование и нацеленных на обновление теоретических и практических знаний, совершенствование навыков в связи с постоянно повышающимися требованиями к квалификации. Заказчиками образовательных услуг являются домохозяйства, работодатели, в числе которых органы государственной власти и муниципального управления. Данный вид программ реализуется во всех институтах и филиалах РАНХиГС.

2. Программы повышения квалификации (класса Q) реализуются в вузах страны согласно
Указу Президента Российской Федерации от 23 июля 1997 г. № 774 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации» и Постановлению Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. № 177 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2007/08-2017/18 учебных годах». Заказчиком данного вида программ является Министерство экономического развития Российской Федерации. Институты РАНХиГС самостоятельно участвуют в конкурсе и в случае успешного его прохождения обучают слушателей, отобранных региональными комиссиями в рамках выделенных квот. Содержание программ отвечает общеевропейским требованиям к качеству образования и компетенциям, формируемым в рамках программ данного типа. ДПП нацелены, в первую очередь, на формирование общепрофессиональных компетенций, а конкурсный отбор позволяет определить профессионально-личностный потенциал слушателя и оценить уровень сформированности ключевых компетенций. Для реализации программ создается электронная образовательная среда, ориентированная на использование СДО и электронных образовательных ресурсов, созданы условия для группового взаимодействия участников образования.

В 2016-2017 учебном году в институты и филиалы региональной сети (Северо-Западный институт управления, Поволжский институт управления им. П. А. Столыпина, Южно-Российский институт управления, Нижегородский институт управления, Брянский, Ивановский, Ижевский, Кировский, Красногорский, Липецкий, Оренбургский, Пермский, Чебоксарский, Челябинский филиалы) участвовали в конкурсном отборе Министерства экономического развития РФ и получили квоты на реализацию ДПП ПК «Сити-менеджер» (продолжительность программы – 120 часов), нацеленной на повышение квалификации муниципальных служащих.

3. «Сетевые программы» РАНХиГС, разработчиками которых выступают проектные группы институтов московского кампуса, а реализаторами – структурные подразделения московского кампуса и региональной сети. К числу таких программ относится ДПП ПК «Управление в сфере здравоохранения» и «Управление в сфере образования» (реализуются с 2011 г.), «Управление в сфере культуры» (реализуется с 2015 г.). Заказчиком этих программ является Министерство экономического развития РФ. В 2016 г. была запущена ДПП ПК «Управление государственными и муниципальными закупками».
Содержание «сетевых» программ ориентировано на международные стандарты качества. Содержание ДПП нацелено на формирование общепрофессиональных компетенций в процессе практико-ориентированной деятельности: слушатели изучают теорию, чтобы использовать полученные знания для написания и реализации социально значимого проекта. В обучении применяются электронные технологии и симуляторы, формирующие управленческие и социальные навыки в процессе командной работы. Системномыследеятельност- ный (СМД) подход, используемый в обучении, развивает навыки групповой рефлексии и способствует формированию готовности слушателей к процессному управлению.

Особенностью «сетевых» программ является то, что они запускаются одновременно во всех структурных подразделениях РАНХиГС и проходят в режиме контактной работы, электронного и дистанционного обучения. В качестве экспертов выступают представители министерств и ведомств федерального и регионального уровней (часть лекций читается в режиме онлайн), широко используются симуляторы. Итоговая аттестация включает онлайн-тестирование, что позволяет проводить мониторинг качества и сопоставлять результаты учебной деятельности.

Таким образом, структурные подразделения (институты и филиалы) РАНХиГС реализуют несколько разновидностей ДПП повышения квалификации и профессиональной переподготовки, объединенные нами в группы по виду и типу ДПП. Профессиональная переподготовка осуществляется в рамках «традиционных» программ, «президентских» программ типа А и В, «мастерских» программ; повышение квалификации проходит в рамках «традиционных» программ, «президентских» программ типа Q и «сетевых» программ Президентской академии, при этом качество «президентских» программ типа А, В и Q, «мастерских» программ, «сетевых» программ отвечает международным требованиям. Содержание «традиционных» программ отвечает требованиям профессиональных стандартов и подтверждается в ходе независимой общественной экспертизы.

Качество ДПП вуза подтверждено в ходе независимой общественной и профессионально- общественной оценки, проводимой общественными советами, работодателями и их объединениями, и сообществами, в том числе международными. Механизм оценки качества образования, его содержание, процедуры промежуточной и итоговой аттестации постоянно совершенствуются с опорой на международный опыт и результаты научных исследований, проводимых вузом. Локальные акты обеспечивают возможность одновременного освоения нескольких образовательных программ с целью более полного удовлетворения потребностей граждан в личностном и профессиональном развитии, однако ранее полученное неформальное образование учитывается только при зачислении на программы магистратуры в случае, если оно было получено в результате успешного освоения программ бизнес-образования (MBA и аналогов). Нормативно-методические механизмы, обеспечивающие идентификацию и валидацию неформального и спонтанного образования для построения индивидуальной траектории развития, в вузе пока не созданы.

Стратегически значимыми преимуществами РАНХиГС являются географическое положение и качество программ. ДПП разрабатываются в структурных подразделениях, проходят длительную экспертизу качества и обязательную процедуру утверждения решением Ученого совета. Ускорению процедуры будет способствовать введение унифицированных форм и размещение утвержденных программ в сети интранет, создание площадки для общения профессионального сообщества с целью обсуждения лучших практик.

Таким образом, проведенный нами анализ стратегий формирования пакета образовательных продуктов позволил получить информацию о видах и типах, количестве, средней стоимости дополнительных профессиональных программ, реализуемых в институтах (факультетах) московского кампуса и вузах региональной сети Президентской академии, выявить целевую аудиторию и основные факторы, привлекающие заказчиков/потребителей образовательных услуг. Результаты исследования в целом опровергли гипотезу о том, что сектор ДПО в вузе должен быть равномерно представлен программами разной длительности. Было установлено, что ДПП коррелируют со структурой спроса, поэтому для учета потребностей различных целевых групп и с целью удовлетворения запросов основных заказчиков образовательных услуг разработан целый спектр ДПП повышения квалификации и профессиональной переподготовки, объединенных нами в группы по виду и типу ДПП.

Анализ спроса на программы ДПО показал, что определяющим фактором выступает содержание профессиональных программ. Наибольшей популярностью пользуются практико-ориенти- рованные программы, направленные на подготовку слушателей к успешному прохождению сертификации профессиональных компетенций, отвечающие международным требованиям. Мотивами слушателей к обучению на престижной программе выступают возможности карьерного роста, авторитет вуза, экспертное сопровождение, профессиональные связи и общение.

Возможными направлениями использования передового отечественного и зарубежного опыта непрерывного профессионального образования взрослых в организации обучения по дополнительным профессиональным программам вуза могут стать следующие:

– совершенствование механизма оценки качества дополнительного профессионального образования, его содержания, процедур оценки результатов образования;

– создание локальных актов, обеспечивающих идентификацию и валидацию неформального и спонтанного образования с целью построения индивидуальной траектории развития слушателей;

– создание информационных ресурсов в сети интернет/интранет, демонстрирующих лучшие практики реализации дополнительных образовательных программ;

– создание информационных ресурсов для потребителей/заказчиков образовательных услуг, обеспечивающих профессиональное общение, оценку уровня сформированности компетенций, реестр программ ДПО, реализуемых вузом, наставничество с целью рекомендаций по подбору программ, ссылки на сайты центров независимой оценки компетенций.

Проведенный нами критический анализ существующей модели дополнительного профессионального образования, сложившейся в вузе, показал, что образовательные учреждения высшего образования реализуют дополнительные профессиональные программы в рамках дополнительной деятельности в логике либеральной модели, обеспечивающей вузам автономию и благоприятные условия для создания адаптивной системы непрерывного профессионального образования средствами ДПО. Либеральная модель обеспечивает вузам большую свободу действий, возможность чутко реагировать на потребности рынка труда, учитывать потребности работодателей и их объединений, выявленные в ходе исследований. Вместе с тем, логика либерального подхода предполагает формирование у университета несколько иного набора компетенций.

Реализация политики непрерывного профессионального образования является приоритетным направлением развития РАНХиГС и призвана обеспечить подготовку новой генерации управленческих кадров в государственном, общественном и частном секторах посредством разработки инновационных высококачественных образовательных программ в логике непрерывного образования и компетентностного подхода с учетом международных трендов, ориентированных на активное включение личности в процесс непрерывного профессионального образования. Для достижения поставленной цели вуз, в том числе в рамках государственного задания, проводит фундаментальные и прикладные исследования, направленные на выявление долгосрочных факторов и перспектив формирования инновационной экономики, к числу которых относят: выявление основных тенденций и характеристик международного рынка образовательных услуг; разработка мер, рекомендаций, направленных на решение задач и достижение индикаторов государственной политики в области образования и науки; исследование, моделирование и управление процессами распространения инноваций в социально-экономических системах; анализ причин и факторов неравенства заработных плат с целью реформирования системы оплаты труда и управления человеческими ресурсами; создание системы мониторинга непрерывного профессионального образования для выявления лучших практик и особенностей реализации программ повышения квалификации и переподготовки кадров по приоритетным направлениям развития экономики России.

 

Литература

1. Клячко Т. Л., Мау В. А. Будущее университетов М., 2015.
2. Авраамова Е. М., Каравай А. В., Клячко Т. Л., Логинов Д. М. Мониторинг дополнительного профессионального образования в России М., 2016.
3. Беляков С. А., Каравай А. В., Полушкина Е. А. Дополнительное профессиональное образование: результаты мониторинга 2016 М., 2017.
4. Becker, Gary S. Human Capital. N.Y., 1964.
5. Shultz T. Human Capital in the International Encyclopedia of the Social Sciences. N.Y., 1968, vol. 6.
6. Shultz T. Investment in Human Capital. N. Y., London, 1971. P. 26-28.
7. Зиберт X. Эффект кобры. Как можно избежать заблуждений в экономической политике. Перевод с немецкого под редакцией П. И. Гребенникова. СПб., 2003.
8. Мау В. А. Человеческий капитал: вызовы для России М., 2013.
9. Константиновский Д. Л., Вознесенская Е. Д., Чередниченко Г. А., Хохлушкина Ф. А. Образование и жизненные траектории молодежи: 1998-2008 годы. М., 2011.
10. Шереги Ф. Э., Савинков В. И. Образование как фактор формирования интеллектуального потенциала России М., 2011.
11. Ключарев Г. А., Попов М. С., Савинков В. И. Образование, наука и бизнес: новые грани взаимодействия М., 2017.
12. Козырева П. М. Образование и трудоустройство: возможности и реальность // Россия реформирующаяся. Вып. 13. М., 2015. С. 304-323.
13. Купцов О. В. Непрерывное образование и его структура // Высшее образование в Европе. ЮНЕСКО, Европ. центр по высш. обр. Т. XVI. 1991. № 1. С. 65-81.
14. Абраухова В. В. Инновационные подходы в деятельности учреждения дополнительного образования как средство его развития: автореф. дис. … канд. пед. наук: Ростов н/Д, 1997.
15. Валеева Н. Ш. Становление и развитие дополнительного профессионального образования студентов в техническом вузе. Казань, 2008.
16. Воронцова В. Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога. Псков, 1997.
17. Трубин Г. А. Современное дополнительное профессиональное образование взрослых (социологический анализ): автореф. дис. … канд. социол. наук. Тюмень, 2013.
18. Ильинская Я. А. Региональная система дополнительного непрерывного образования как ресурс профессионального развития личности): автореф. дис. … д-ра педагог. наук. Петропавловск-Камчатский, 2016.
19. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. URL: http://www.ranepa.ru/ob-akademii
20. Беляков С. А., Клячко Т. Л. Методология оценки вклада образования в социально-экономическое развитие Российской Федерации и ее субъектов М., 2015.

Источник: Международный научно-теоретический и прикладной журнал «Социально-экономические явления и процессы». Тамбов, 2018. Т. 13. № 1

Просмотров: 7

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code