ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТРАТЕГИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ОПЫТ ЯПОНИИ

В.В.Комлева, доктор социологических наук, декан факультета международного регионоведения и регионального управления Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

 

Развитие федеративного государства как социального института невозможно без грамотной региональной политики. В Японии на государственном уровне были созданы и реализованы различного вида национальные документы: закон «О всеобъемлющем национальном развитии земли», Комплексные планы национального развития Японии, Большого плана развития для XXI в., Национальная кластеро- вая программа и др. Опыт Японии по определению трендов развития регионов демонстрирует их эффективное позиционирование, обозначение национальной, региональной и международной миссии каждого региона с учетом демографических факторов, процессов информатизации. Вследствие событий 2011 г. для региональной политики Японии характерно усиление значимости окружающей среды: ее потенциала и рисков, экологической безопасности. Отдельным направлением является актуализация идентичности регионов – создание мультиосевой региональной структуры с учетом природно- географической, геополитической, культурно-исторической, экономической и политической специфики каждого региона. Акцентирование проблем отдаленных островных территорий способствует не только привлечению внимания к ним, но и позволяет улучшить главные транспортные инфраструктуры, создавать и совершенствовать средства экологической безопасности, повышать уровень жизни, способствовать развитию новых отраслей промышленности, создавать привлекательные и насыщенные туристические маршруты, инкорпорируя данные регионы в общую систему социально-экономических отношений Японии. Кластерная программа Японии объединяет деятельность промышленных групп с научно- исследовательскими институтами и объединениями, образовательными учреждениями. Опыт региональной политики Японии ориентирован не только на внутрирегиональное развитие, но и способствует повышению эффективности межрегиональных взаимодействий, а также повышает привлекательность регионов в сфере международного сотрудничества, что может выступать основой для развития региональных отношений в России.

Ключевые слова: региональная политика, международные интеграционные процессы, социально-экономическое развитие, кластерная политика, демографические факторы, национальные стратегии, национальное самосознание

 

В условиях глобализации и развития международной интеграции, усиления международной конкуренции, использования инструментов международных санкций для урегулирования международных отношений политическая и экономическая роль регионов будет возрастать и оказывать влияние на формирование внутренней и внешней политики государств. Кроме факторов, определяющих региональную политику в каждом конкретном государстве (в России, например, они перечислены в Указе Президента [1]), выделим факторы международного порядка:

– борьба за ресурсы (человеческие, природные, технологические, информационные и иные);

– усиление концепта «силы» в урегулировании споров;

– повышение влияния транснациональных акторов на развитие региональных процессов;

– распространение международного терроризма, трансграничной преступности;

– международные интеграционные процессы, развитие программ приграничного и трансграничного сотрудничества;

– развитие информационного общества, влияние цифровых технологий на все сферы жизни, и при этом информационное неравенство регионов;

– актуализация конфликтного потенциала региональных сообществ в связи с проблематикой национальной, этно-, религиозной идентичности.

В этих условиях повышается роль регионов как консолидированных политико-экономических субъектов (самостоятельные решения принимаются региональной политической элитой в региональных точках принятия решений). Все вышесказанное способствует развитию отношений «по периметрам», то есть отношений с соседями путем выстраивания разных моделей межрегионального и международного сотрудничества. Политическая и экономическая инициатива при этом (в подавляющем большинстве случаев) исходит из самих регионов, а не из государственного центра. С этой точки зрения интересен опыт государственной политики Японии по позиционированию и продвижения интересов регионов именно «по периметру» отношений с учетом тенденций развития современных общественных отношений. Опыт Японии интересен для России, в первую очередь, по причинам природно- климатического многообразия регионов и наличия территорий с особыми проблемами.

На определенном этапе Япония приняла многообразие своих территорий не как недостаток дифференциации, а как достоинство, и сумела заложить не только социально-экономическую, но и голубую духовную составляющую в региональную политику государства. От стремления сгладить различия и достичь единообразия Япония перешла к многополюсному развитию и принципу относительно самостоятельного, эндогенного развития регионов. С середины ХХ в. Япония прошла большой путь государственного регулирования развития регионов, показателем чего являются такие документы, как закон «О всеобъемлющем национальном развитии земли» (1950 г.) [2], в котором правительством была сформулирована стратегия «Growth Pole» (Рост Полюса) в целях содействия развитию промышленных городов вдали от существующих крупных мегаполисов. Заметим, что задача территориальной декон- центрации производства и науки все еще является актуальной задачей японских политиков. Закон «О всеобъемлющем национальном развитии земли» до сих пор лежит в основе национальных планов Японии. Именно в Комплексных планах национального развития формулируются основные цели, принципы и направления региональной политики страны.

Первый Комплексный план национального развития Японии (1962 г.) был направлен на раскрытие экономического потенциала страны после войны. Следующий План национального развития (1969 г.) способствовал достижению целей Плана 1962 г. с помощью построения общенациональной транспортной сети автомобильных и железных дорог вместе с осуществлением крупномасштабных проектов в области промышленного развития. Развивалась региональная инфраструктура. Также регионы были классифицированы по уровню их развития, и были приняты меры по перемещению промышленности из районов с большим сосредоточением промышленного развития («районы удаления») в менее развитые районы («области продвижения»).

Третий План национального развития (1977 г.) учитывал такие особенности, как рост населения, высокий промышленный рост в сочетании с глобализацией, информационной экономикой и значительными инвестициями в социальную инфраструктуру. В 1980 г. была разработана программа технополисов на основе идеи рационального сочетания науки и производства в пределах одного города. Это была попытка связать решение проблем развития наукоемкого производства и сбалансирования территориального развития.

В четвертом Плане национального развития (1989 г.) акцент делался на Национальном столичном регионе (NCR) и его позитивной роли для развития Японии в целом. Пятый комплексный План национального развития Японии (1998 г.) получил название «Большой план развития для XXI века» [3]. Национальный План предлагает стратегические меры, которые отвечают требованиям эпохи. Разработчики плана исходили из того, что в указанный период изменится образ мышления людей, будет больше ограничений на природные и человеческие ресурсы, будет стареющее общество с низкой рождаемостью. Для реструктуризации страны при таких обстоятельствах, каждый регион должен предпринять свои собственные усилия, направленные на уникальное и автономное региональное развитие. Не только центральное правительство и местные органы власти, но и частные компании, добровольные организации, местные граждане должны быть вовлечены в активное участие в региональном развитии на основе взаимного сотрудничества, что позволит каждому из граждан показать их возможности. Данный план, ставящий во главу угла автономное региональное развитие, основывается на решении и ответственности каждого региона, раскрывает новые руководящие принципы для национально развития земли посредством участия и взаимного сотрудничества между различными субъектами.

Отличительной особенностью японцев является, стремление вовлечь в развитие регионов разных субъектов путем развития у них чувства гордости за регион проживания. Подчеркнем эту культурную особенность, ибо такой подход не встречается ни в одной из известных нам стратегий региональной политики в других странах.

В документе обозначен ряд национальных приоритетных целей, достижение которых связано, в итоге, с развитием регионов, децентрализацией и повышением ответственности регионов. В числе таких целей «создание независимых регионов, вызывающих чувство гордости у граждан». Цель достигается путем стимулирования каждого региона к самостоятельному развитию, поиску своей собственной идентичности, как региона с богатой природой и культурой, вызывая гордость у граждан. В современной Японии считают важным поощрять автономное региональное развитие для реструктуризации страны вокруг более чем одной оси (чтобы обеспечить граждан большей свободой следовать своему образу жизни, чтобы обеспечить страну большим разнообразием).

Каждый регион должен развиваться как место, где граждане могут жить полноценной жизнью в высококвалифицированной рабочей среде, в полной мере используя особенности региона проживания, включая его историю, климат и культурные традиции. Это развитие должно быть автономным усилием каждого региона, основанным на его параметрах и обязанностях. Продвижение для каждого региона его независимости в соответствии с его собственными усилиями необходимо для улучшения институциональной базы, в том числе дальнейшей децентрализации. Необходимо также привнести улучшения в жизнь граждан и инфраструктуру страны в целом, в пределах определенного диапазона, для того, чтобы дать равные возможности каждому из регионов. Вместе с установлением равных возможностей ожидается, что каждый из регионов будет преобразовываться творчески и мудро в комфортный и красивый регион, используя большую часть своих индивидуальных характеристик.

Вторая приоритетная цель – сделать Японию безопасным и комфортным местом для жизни. В Японии есть территории особого риска, прежде всего, риска высокобалльных землетрясений. В этих регионах необходимо гарантировать безопасность людей. Великое землетрясение Хансин-Авадзи напомнило японцам о важности готовности к чрезвычайным ситуациям. Существует потребность увеличения гарантий и усовершенствования системы управления рисками страны. Явление стихийных бедствий довольно распространено в Японии, поэтому для страны важно оперативно реагировать целенаправленными, но гибкими мерами, которые дают людям большую защиту от стихийных бедствий, чрезмерно не нарушая природную среду. Области Хансин и Авадзи рассматриваются в современной Японии в качестве модели национального и регионального развития безопасности страны.

После землетрясения 2011 г. перед правительством Японии встала задача пересмотра региональной политики, а именно региона Тохоку. Согласно докладу Совета по планированию восстановления после Великого землетрясения, созданного на правах совещательного органа при премьер-министре: экономика страны не может быть восстановлена без возрождения пострадавших от бедствия регионов, а пострадавшие районы не могут быть восстановлены без возрождения национальной экономики. По мнению авторов доклада, стабильную занятость и нормальную жизнедеятельность обеспечит промышленность и поддержка традиционных отраслей местной экономики (сельское, лесное и рыбное хозяйство, обрабатывающая промышленность, туризм).

Кроме этого, в стратегических документах отмечаются и иные риски: будет все больше пожилых людей, будет уменьшаться численность населения, будут глобальные климатические изменения и сокращения мировых ресурсов. Вместе с увеличением численности пожилых людей и уменьшением численности детей, все больше и больше диверсифицируют ценности и образ жизни людей. Задачи ответственного самостоятельного развития регионов должны позволить каждому гражданину в полной мере участвовать в жизни общества и вести осмысленную жизнь, независимо от пола или возраста. Кроме того, чтобы справиться с глобальными климатическими изменениями и сокращениями поставок продовольствия и энергии, необходимо обеспечить население стабильными поставками воды, продовольствия, энергии и других предметов первой необходимости.

Третья стратегически приоритетная цель переводится на русский язык, как «Прекрасный и приносящий наслаждение звук благословенной природы». Признается, что окружающая среда и ее ресурсы, которые являются неотъемлемой частью основы для человеческого существования, ограничены. «Через это осознание наслаждайтесь благословением природы (и духовным, и физическим), поддерживая ее для будущих поколений», отмечается в документе.

Природная окружающая среда является неотъемлемой частью комфортной и приятной жизни, потому что она является залогом духовной и физической пользы. Природная окружающая среда Японии является неотъемлемой частью глобальной окружающей среды и общей основой для существования человека. Японские граждане должны иметь возможность наслаждаться изобилием благословения природы, однако они должны сохранять ее чистой для будущих поколений.

Отвечая на количественную и качественную деградацию природной среды, важно попытаться сохранить и восстановить чистые районы сельской местности, леса, реки и берега; создать структуру вокруг сети природных территорий с точки зрения обеспечения биологического разнообразия. Важно также реорганизовать отношения между деятельностью человека и окружающей природной средой. Социально-экономические мероприятия и образ жизни, вызывающий загрязнение и разрушение окружающей среды в результате массового производства, массового потребления и массовых отходов должны быть остановлены; должны поощряться переработка и эффективное использование ресурсов и энергии; использование очистительных и восстановительных сил природы. Япония нуждается в создании земельной структуры, которая является экологически чистой, основанной на естественной циркуляции материалов.

Четвертая цель – «Создание общества с развитой экономикой». В условиях активизации региональной конкуренции внутри и за пределами Японии необходимо содействие структурной экономической реформе и построение развитой экономики, обеспечивающей высокий уровень жизни и стабильной занятости.

В соответствии с дальнейшей глобализацией и быстрым ростом азиатских экономик, региональная конкуренция усиливается за пределами национальных границ, поэтому частные компании начинают быть выборочными в отношении стран и регионов, где они ведут бизнес. Вместе с увеличением численности пожилых людей и уменьшением уровня рождаемости, существуют опасения, что экономическая жизнеспособность Японии будет уменьшаться. Чтобы создать основу подходящей структуры землепользования, должно быть учреждено общество с развитой экономикой, установленное путем развития отраслей с высокой добавочной стоимостью, которые используют региональные ресурсы и создают новые отрасли, чтобы соответствовать новому образу жизни.

Поэтому важно содействовать дерегулированию и создать менее ограниченную бизнес среду, изменить дорогостоящую систему, улучшить системы распределения товара, информации и коммуникаций, а также международного обмена, в том числе в аспектах программного обеспечения. Данные меры будут гарантировать, что Япония способна продвигать международно-привлекательную производственную среду и, что компании, расположенные в Японии, могут стать конкурентоспособными на международном уровне. Также важно улучшить условия для исследований, технологического развития и развития человеческих ресурсов, создать новые отрасли промышленности и модернизировать существующие, основанные на сотрудничестве между промышленными, научными и правительственными секторами.

Пятая цель звучит, как «Открыть нацию миру», сделать каждую часть Японии открытой миру, вдохновлять каждый регион играть роль на международной арене и использовать свои индивидуальные особенности в создании контактов с остальным миром.

Как результат ожидается, что региональный обмен станет более активным в различных областях, включая экономику, науку, культуру, спорт и туризм за пределами национальных границ. Также ожидается, что в дополнение к увеличению роли японских компаний и частных лиц в мероприятиях за рубежом, все больше иностранных компаний и частных лиц посетят Японию для проведения различных мероприятий. В эпоху глобализации Япония нуждается в установлении идентичности, которой может гордиться, вместе с каждым ее регионом, составляющих часть мирового общества. Необходимо снабжать регионы всем необходимым, чтобы дать им возможность использовать свои собственные ресурсы и призвать их играть роль на международной арене и создать основу для страны, которая подлинно открыта для АТР и остального мира.

В дополнение к созданию и совершенствованию систем и инфраструктуры для международного обмена также важно иметь научную и медицинскую инфраструктуру мирового класса, которые полезны для всего мирового сообщества и, особенно, для народов АТР.

Иными словами, международное сотрудничество регионов рассматривается как один из способов развития регионов.

Регионы Японии не признаются остылыми, они признаются регионами с особой идентичностью, и каждый из регионов включен в государственную экономическую систему, в соответствии со своей спецификой и потенциалом. В третьей части Пятого Комплексного Национального плана развития [4] говориться о необходимости создания мульти- осевой региональной структуры и описываются проекты, которые будут реализованы после их согласования и учета экономических и финансовых ситуаций.
Выделятся ряд региональных блоков, каждый из которых должен разработать региональные планы развития в соответствии с предложениями, обозначенными в Пятом Плане, но не должен ограничиваться этими предложениями. Границы региональных блоков не всегда равнозначны границам префектур.

Предлагается не только создание «региональных блоков», но и развитие «коридоров регионального сотрудничества» и формирования международных сфер взаимодействия».

Каждый регион Японии имеет свое предназначение, имеет некий бренд, связанный с его потенциалом, историко-культурными, природно-геогра- фическими, социально-экономическими, геополитическими и иными особенностями. Предназначение каждого региона сформулировано в тексте Пятого Плана.

Сначала описывается предназначение региона, затем основные направления развития, исходя из его потенциала (потенциал тоже кратко описывается), затем мероприятия по развитию. Например, согласно ч. 3 Пятого Плана предназначение пограничного региона «Hokkaido» – создание новой северной культуры. Другой пограничный регион «Tohoku» должен разрабатывать новые, хорошо сбалансированные образцы жизни XXI в. Регион «Kanto» признается ключевым столичным регионом в XXI в., чтобы обеспечивать сбалансированные отношения между бизнесом, жизнью и природой. Регион «Chubu» имеет предназначение мирового центра передовых промышленных технологий. Регион «Hokuriku» развивает «межрегиональное сотрудничество и международные обмены между районами, прилегающими к Японскому морю». Регион «Kinki» – «культурный и творческий центр, который делает Японию привлекательной для мира». Регион «Kyushu» – идеальный шлюз в Азию. Регион «Okinawa» – «основа для мирных обменов на Тихом океане» (Pacific перекресток).

Для каждого региона описаны свои региональные коридоры и их предназначение. Например, регион «Kinki» призван развивать следующие коридоры регионального сотрудничества в целях обменов и сотрудничества людей, вещей и информации между регионами, которые имеют другую историю и культуру:

– региональный коридор, который соединяет сотрудничество Киото, Хиого, Токусима и Кочи, простирающейся от прибрежной зоны Японского моря в прибрежной зоне Тихого океана;

– региональный коридор, который соединяет сотрудничество Фукуи, Сига и Миэ;

– региональный коридор, который соединяет сотрудничество Iseshima, Yoshinokumano и Setouchi;

– широкая площадка взаимодействия Киото, Сига, Нара и Миэ.

Таким же образом описываются коридоры для каждого региона.

В Японии выделяют территории с особыми условиями проживания. Согласно ст. 11 ч. 3 «Большого плана развития для XXI века» выделяют снежные области, удаленные острова и полуостров области [4]. Эти территории, по мнению японцев, имеют «важное значение для сохранения земли и природной среды». Они также предоставляют возможности для нового образа жизни в XXI в. в ответ на диверсификацию ценностей людей, на основе их исторических и культурных ресурсов. Ставится задача сделать жизнь на этих территориях безопасной и привлекательной. Рассмотрим подходы, касающиеся этого вида территорий.

Снежные районы, удаленные острова и полуостровные области

Для Японии снежные районы, районы удаленных остров и полуостровов имеют важное значение для сохранения земли и природной среды. Также они открывают возможность для нового образа жизни в XXI в. в ответ на диверсификацию человеческих ценностей на основе их исторических и культурных ресурсов. Поэтому важно разработать правильную структуру территории, путем реализации следующих мер:

– решить проблемы, связанные с созданием безопасной и комфортной жизни, обеспечить больше возможностей для резиденций, активировать местную промышленность, а также содействовать обмену и сотрудничеству как среди регионов, так и за их границами;

– улучшить меры по решению проблем, связанных с большим количеством снега, и развивать поселения, способные выдержать повреждения от снега. Содействовать отраслям и активировать районы с помощью снега и местных культур (прим. авторов – вероятно, здесь имеется ввиду Хоккайдо: снег используют для привлечения туристов во время проведения «Снежного праздника» в г. Саппоро).

Также важно продвигать обмен и сотрудничество с другими районами внутри и за пределами Японии, путем использования характеристик снежных районов;

– для обеспечения безопасного, комфортного передвижения в зимний период, необходимо совершенствовать систему по своевременному удалению снега с логистических путей, включающих в себя высокоскоростные транспортные связи, такие как главные автомобильные магистрали, ж/д пути для высокоскоростных поездов, аэропорты, а также пешеходные пути. Кроме того, создать или улучшить превентивные мероприятия по чрезмерному выпадению снега и снеготаянию и осуществлять меры по техническому обслуживанию и управлению;

– принять контрмеры относительно замороженных дорожных поверхностей. В ответ на регулирование по использованию шипованных шин, повысить производительность шин и транспортных средств для зимнего вождения и создать транспортную инфраструктуру, способную выдержать сложные климатические условия;

– для предоставления информации о погоде, дорожном трафике, событиях и т. д., улучшения качества повседневной жизни и развития промышленности, создать современные информационные и коммуникационные инфраструктуры;

– сохраняя богатство окружающей среды и красивые пейзажи снежных регионов, улучшить условия жизни граждан и воодушевлять их наслаждаться снежной погодой, чтобы создать новую «снежную культуру». Создавать возможности, чтобы другие узнавали богатые природные блага и традиционный образ жизни снежных районов, и тем самым способствовать межрегиональным или международным обменам;

– поддерживать усилий местных властей по расчистке и удалению снега, а также строительство домов, устойчивых к сложным климатическим условиям для пожилых людей и других категорий граждан, а также создать спортивные и медицинские учреждения, парки, уделяя особое внимание их использованию в зимний период. В сельских поселениях построить объекты для проживания в зимний период и больше поддерживать стареющие поселения. В городах улучшить средства по таянию снега: прокладывать электропровода под землей и строить прогреваемые дома. Обеспечить речную и канализационную системы более мощными снегоуборочными аппаратурами, а также для того, чтобы развивать городское сообщество, устойчивое к сложным климатическим условиям, не сбрасывать удаленный снег в общественных местах;

– принять меры против бедствий, обусловленных большим количеством снега, включая лавины, снежные бури, весенние оползни, во время снеготаяния, и ущерба, причиняемого сильными землетрясениями во время снежного сезона;

– способствовать сельскому, лесному и рыбному хозяйствам, основываясь на характеристиках снежных районов, а также развивать отрасли, в которых используется технология хранения сельскохозяйственной продукции и т. д. в ледниках. Организовать снежные курорты, используя местную окружающую среду и культуру, и развивать продукцию, связанную со снегом. (Здесь имеются в виду сувениры, возможно, местная еда, пропагандирующая образ снега и т. д.);

– улучшить систему мониторинга за снегопадом, использовать машины для утилизации снега, а также содействовать научным исследованиям и развитию технологий по преодолению снега или использованию его, в том числе, по использованию его энергии охлаждения.

Удаленные острова.

Для Японии удаленные острова являются важным основанием для сохранения и управления землей, включая особые экономические зоны. Рассматривая значение и различные условия каждого острова, необходимо создать безопасные и комфортные условия жизни и внедрить различные меры по улучшению инфраструктур, чтобы активировать островные области. Важно также продвигать регион за счет универсальных и характерных ресурсов и культуры данного региона.

Основываясь на этих взглядах, следует:

– создать или улучшить транспортную инфраструктуру, включая порты, аэропорты, дороги и мосты через море. Ввести высокоскоростные пассажирские суда и реактивные самолеты, обеспечивать легкий доступ и установить транспортные сети, соединяющие отдаленные острова между собой, с Японией или с зарубежными странами в целях расширения сферы взаимодействия;

– установить современные информационную и коммуникационную сеть инфраструктур для передачи и приема широкого спектра информации, касающейся повседневной жизни и т. д.;

– улучшить инфраструктуру, включая рыбные порты, рыболовные угодья, сельскохозяйственные угодья, сельскохозяйственные дороги и лесные дороги, а также систему обработки и распределения;

– основываясь на улучшении и непосредственном сотрудничестве с родственными компаниями, содействовать производству продукции на отдаленных островах. Особенно поддерживать рыболовство, как основное местное производство. Кроме этого, создать больше туристически привлекательных мест, путем организации курортов («островная терапия») или организации «голубого туризма» – пользуясь прекрасной окружающей средой, включая океанический климат;

– для улучшения жизнедеятельности людей, осуществить меры против нехватки воды, в том числе улучшение плотин, транспортировка воды из других областей и опреснение морской воды;
– улучшить систему медицинской помощи, включая предоставление неотложной медицинской помощи. Кроме того, ввести образовательные или медицинские системы, которые используют спутниковые коммуникации для обеспечения людей равными возможностями образования и медицинской помощи;

– создавать и совершенствовать средства по сохранению земли для обеспечения безопасности, включая борьбу с наводнениями, сохранение лесного массива и охрану прибрежных зон. К тому же принять всеобъемлющие меры по предотвращению стихийных бедствий, включая создание системы сообщения в случае бедствия. Кроме того, сохранять окружающую природную среду, защищать красивые достопримечательности поселений и развивать традиционную культуру.

Особенно в национальной стратегии выделяют острова Амами, находящиеся в Тихом океане. Для этого региона актуально укреплять сотрудничество с регионом Окинава дать ему новое значение в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Для островов Огаса- вара актуально продолжить развитие, используя своеобразную природную среду области, включающую субтропический климат и географические особенности расположения островов на крайнем юге страны. А также укрепление сотрудничества с районом Токио.

Полуостровные области.

Для полуостровных зон важно содействовать обменам и сотрудничеству с периферийными районами, чтобы сохранить и увеличить жизнеспособность каждой области, используя свой потенциал. В частности:

— улучшить главные транспортные инфраструктуры, включая дороги, такие как кольцевые дороги, и порты, принимая во внимание географическое положение полуостровных районов. Вместе с этим, улучшить местные транспортные инфраструктуры и создать передовые информационные и коммуникационные инфраструктуры;

— создавать и совершенствовать средства по сохранению земли для сохранения лесов, борьбы с наводнениями, охраны прибрежных зон, а также развивать водные ресурсы с помощью создания плотин и т. д. Кроме того, установить очистные сооружения, чтобы улучшить местную среду обитания;

— повышать уровень жизни путем надлежащего обеспечения престарелых и детей социальными услугами;

— способствовать развитию новых отраслей промышленности путем совершенствования производственных инфраструктур, обработки и распределения систем сельского, лесного и рыбного хозяйств, путем разработки местных отраслей промышленности и путем привлечения компаний- инвесторов и научно-исследовательских институтов, которым необходимо расположение в богатой природной среде;

— создавать привлекательные и насыщенные туристические маршруты путем поощрения сотрудничества с прибрежными районами, включающими в себя примыкающие полуостровные районы и отдаленные острова, а также путем сохранения и использования туристических достопримечательностей, включая природную среду и традиционные культуры. Особенно поддерживать развитие уникальных поселений в каждом районе на базе культуры, свойственной полуостровам, и создать новую «полуостровную культуру» посредством культурных обменов и сотрудничества в пределах и за пределами Японии.

Таким образом, в национальном плане весьма подробно описывается значение и направления развития каждого региона.

С целью регионального развития в Японии широко используются промышленные кластеры. Информация о промышленных кластерах (крупных компаниях, связанных с научно-исследовательскими институтами и т. д.) в различных регионах Японии представлена на сайте Japan External Trade Organization (JETRO) [5]. Важной составляющей промышленных кластеров в Японии являются исследовательские институты, институты образования, инновационные системы. Описание каждого кластера в Японии начинается с описания научно- исследовательской и образовательной базы. Например, промышленный кластер в Ниигата имеет базу в трех университетах. Ниигата университет (факультет машиностроения), Нагаока технологический университет, и Ниигата фармацевтический университет работают на развитие человеческих ресурсов и проводят исследования и разработки в сотрудничестве с компаниями. Разрабатываются технологии, патенты, продукты и промышленной группой научно-исследовательского института префектуры Ниигата.

В Японии принята Национальная кластеровая программа [6], реализацию которой координирует Министерство экономики, торговли и промышленности Японии. Цель программы – создания новых предприятий и отраслей при сотрудничестве промышленности, университетов, правительства, укрепление конкурентоспособности отраслей японской промышленности, таких как информационные технологии, биотехнологии, охрана окружающей среды и обрабатывающая промышленность. Региональные предприятия малого бизнеса используют результаты инновационных исследований, полученных в университетах и научно-исследовательских институтах.

Программа рассчитана на три этапа.

Первый этап: 2001-2006 гг. Национальное правительство играет центральную роль в развитии промышленного кластера на основе существующих кластеров и политических потребностей. Были сформированы на 18 региональных промышленных кластеров и обозначены участники. Например, проект создания биозавода в Токай объединил около 130 компаний и 52 университета. Проект создания обрабатывающей промышленности в Хокурику объединил 410 компаний и 18 университетов. В регионе Хоккайдо проект «Стратегия ИТ инновации» объединил 340 компаний и 3 университета. Другой проект в Хоккайдо в области биотехнологий объединил около 160 компаний и 26 университетов.

Второй этап (2006-2010 гг.) – продолжение укрепления сети предприятий, проведение реформы в корпоративном управлении, создание новых компаний.

Третий этап (2011-2020 гг.) – продолжение развития сети предприятий, достижение финансовой независимости и автономного роста.

В 2010 г. Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий создало Проект по разработке инновационных систем в целях укрепления индустриального, академического и государственного сотрудничества и продвижения самостоятельность регионов путем слияния Инициативы Научного Кластера, Программы городского пространства (целью которой было создание фундамента для индустриального, академического и государственного сотрудничества) и Проекта по стратегическому развитию индустриального, академического и государственного сотрудничества). Цель: создание конкурентоспособных научных кластеров мирового уровня, привлечение кадров, технологий и средств со всего мира. Это будет достигнуто путем сотрудничества с другими регионами внутри и за пределами Японии и развитием стратегически широкого спектра мероприятий, таких как содействие комплексной научно-исследовательской деятельности по отраслям, научным кругам и правительствам, расширением научных кластеров.

Таким образом, в Японии не существует закона о региональной политике, но она обозначена в национальных планах. В Японии не говорят о слаборазвитых регионах, а говорят о регионах с особой идентичностью. В регионах с особыми условиями проживания политика поддержки населения проводится путем создания благоприятных условий жизни, развития инфраструктуры, профилактики влияния неблагоприятных условий на человека, а не развитием системы различных дополнительных выплат. Интересен опыт Японии с точки зрения позиционирования регионов, обозначения национальной, региональной и международной миссии каждого региона. Миссия разрабатывается с учетом природно-географической, геополитической, культурно-исторической, экономической и политической специфики каждого региона. В рамках миссии, указанной в Национальном плане, разрабатываются программы развития регионов. Этот опыт весьма интересен для России, регионы которой играют не только внутриполитическую, но и огромную внешнеполитическую и внешнеэкономическую роль.

 

Литература

1. Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 16.01.2017 № 13. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41641
2. О всеобъемлющем национальном развитии земли: закон Японии. 1950. URL: http://www.koku- dokeikaku.go.jp/document_archives/ayumi/11 .pdf

4. Пятый Комплексный Национальный план развития. Ч. 3. Основное направление регионального улучшения. URL: http://www.mlit.go.jp/kokudokeikaku/zs5- e/part3.html
5. Japan External Trade Organization (JETRO) URL: https://www.jetro.go.jp/en/invest/region/icinfo/
6. Industrial Cluster Project – 2009. URL: http://www.meti.go.jp/policy/local_economy/tiikiinnovation/s ource/2009Cluster(E) .pdf

Источник: Международный научно-теоретический и прикладной журнал «Социально-экономические явления и процессы». Тамбов, 2018. Т. 13. № 1

Просмотров: 0

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code