СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО НА РЫНКЕ ТРУДА КАК ИНСТРУМЕНТ К ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ, ИМЕЮЩИХ ИНВАЛИДНОСТЬ

И.Л.Литвиненко, кандидат экономический наук, доцент кафедры управления и предпринимательства, Московский государственный гуманитарно-экономический университет
П.Ю.Тукарев, Московский городской педагогический университет

Аннотация. Цель исследования. Настоящая статья посвящена вопросам обеспечения конкурентоспособности лиц с инвалидностью на современном рынке труда. Целью исследования является разработка эффективного механизма содействия трудоустройству лиц с инвалидностью на основе социального партнерства. В ходе исследования авторами проанализированы основные проблемы, возникающие в процессе трудоустройства выпускников, имеющих ограниченные возможности здоровья, выявлены преимущества инклюзивной образовательной модели, позволяющей, в отличие от традиционного подхода, обеспечить не только всесторонне качественную подготовку специалистов в различных профессиональных областях, но и ускоренную интеграцию лиц с инвалидностью в трудовую сферу и общественную жизнь, что является одним из важнейших критериев результативности образовательного процесса.

Материалы и методы. В ходе подготовки данной статьи авторами были использованы научные труды, раскрывающие вопросы трудоустройства лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, исследования экспертов в области инклюзивного образования и повышения конкурентоспособности выпускников с инвалидностью. В качестве основных методов исследования были применены методы научного познания, сравнение, анализ, системный подход.

Результаты. Основным результатом исследования является сформированная структурно-логическая схема функционирования Единого федерального центра содействия трудоустройству лиц (выпускников) с инвалидностью на территории Российской Федерации с использованием преимущества социального партнерства. Разработанная авторами схема есть универсальный механизм, способствующий активизации процесса социализации данной группы граждан и повышению их конкурентоспособности на рынке труда.

Заключение. Авторами предложены пути повышения эффективности социального партнерства как системы инструментов, направленных на согласование интересов трех ключевых акторов: государства, работодателя и работника, заинтересованных в поиске оптимальных форм привлечения лиц с инвалидностью в экономику России.

Ключевые слова: социальное партнерство, лица с инвалидностью, государство, рынок труда, система образования, инклюзия, ресурсный учебно-методический центр.

 

Введение

Интеграция людей с инвалидностью в трудовую деятельность является основным показателем результативности их профессиональной реабилитации и социализации. В настоящий момент ведется постоянный поиск эффективных форм привлечения инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в экономику, так как они могут и изъявляют желание вносить свой посильный вклад в решение стоящих перед государством задач.

Социальное партнерство – система институтов и механизмов, направленных на согласование интересов трех заинтересованных сторон: государства, работодателя и работника (в данном случае инвалида), которая основана на равном сотрудничестве и взаимовыгодных условиях [6; 12; 13].

О результативности взаимодействия вышеназванных субъектов социального партнерства можно судить по различным показателям. Одним из них является трудоустройство выпускников высших учебных заведений [11].

Процент выпускников, трудоустроившихся по специальности после окончания вуза, является одним из критериев эффективности вуза и важнейшим показателем качества образования. Особенно значим этот показатель для студентов-инвалидов, которым часто приходится прикладывать существенно большие усилия для получения качественного образования, нежели их здоровым сверстникам [10].

Конкурентоспособность выпускника вуза является интегрированным показателем и формируется как результат взаимодействия многих участников, важнейшими из которых выступают государство в лице системы образования, высшее учебное заведение и сам студент.

Применительно к здоровым студентам в мире найдены методологические подходы, позволяющие адаптировать студентов к требованиям рынка труда в максимальной степени. В отношении студентов с инвалидностью данная проблема до сих пор не решена, так как образование инвалидов в действительности преследует больше целей, нежели образование здоровых студентов. Кроме необходимых компетенций, предусмотренных образовательной программой, студенты с инвалидностью получают также навыки эффективных коммуникаций в обществе и проходят социализацию [3]. Процесс обучения инвалидов часто сопровождается дополнительными усилиями со стороны преподавателя по обеспечению качества обучения студента, например в форме дополнительных занятий, дублирования каналов передачи информации для студентов с проблемами органов слуха и зрения и иными, в зависимости от нозологии студента [7].

Индивидуальный подход при обучении студента эффективен, однако часто не решает важную задачу обеспечения целостности будущего выпускника как профессионала. Часто при раздельном обучении преподаватель тратит значительные усилия на одни проблемы, прежде всего связанные с формальным освоением материала студентом, и не замечает другие, связанные с использованием этого материала в профессиональной деятельности [15].

Решить указанную проблему позволяет инклюзия. Помещение студента в среду, состоящую как из здоровых лиц, так и из лиц, имеющих инвалидность более тяжелой или более легкой формы, нежели форма инвалидности данного студента, обеспечивает возможность постоянного самоанализа. В частности, студент может:

– выявить свои сильные стороны, позволяющие ему конкурировать на рынке труда наравне со здоровыми выпускниками;

– оценить свои слабости для дальнейшей совместной работы с преподавателями и психологом по их устранению;

– изучить сильные стороны других студентов с аналогичными нозологиями, для того чтобы их перенять и использовать при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности;

– получить опыт общения в смешанных группах, состоящих из здоровых лиц и лиц с инвалидностью, что окажется полезным при дальнейшем трудоустройстве в организацию, в которой работают преимущественно здоровые сотрудники.

Следует отметить, что эффективность инклюзивного образования во многом зависит от сотрудников вуза, реализующих образовательный процесс. Действительно, само по себе пребывание студента с инвалидностью среди здоровых людей не является фактором, однозначно определяющим их дальнейшую конкурентоспособность. Напротив, студенты, особенно обладающие ранимой психикой, могут замкнуться в себе и отказаться от использования тех возможностей, что дает им вуз. Чтобы избежать такого развития событий, следует обеспечить вовлечение студента в жизнь студенческого коллектива с самого начала. При этом следует найти разумный баланс между максимальной загрузкой студента учебой и общественной работой с учетом его нозологии и разумной помощью в целях компенсации тех ограничений здоровья, которые снижают его эффективность при совместной работе смешанного коллектива [2].

Ресурсный учебно-методический центр как инструмент социального партнерства

Для решения вышеобозначенных проблем существует множество служб содействия трудоустройству и развитию потенциала инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, реализующих принципы социального партнерства. Так, продуктивно развиваются в Москве и субъектах Федерации ресурсные учебно-методические центры (далее – РУМЦ), созданные для помощи вузам и сотрудничающие со структурами, которые занимаются вопросами инклюзивного образования на разных уровнях (см. таблицу).

Важнейшим критерием, определяющим эффективность инклюзивной модели как фактора успешного трудоустройства выпускника, является способность коллектива вуза создавать конкурентную среду. Перед студентом должны изначально ставиться задачи, которые он должен решать на конкурентной основе сообразно его возможностям. Успехи и провалы студента должны систематически регистрироваться, после чего с данным студентом должна проводиться работа по анализу ошибок в его поведении и нахождению путей для их устранения в будущем.

Целью такой работы является осознание студентом себя как участника конкурентных отношений, выявление индивидуальных особенностей и в конечном счете формирование наиболее приемлемой модели взаимодействия с внешней средой, являющейся имитацией реального рынка труда [9].

При реализации инклюзивной модели существенная роль должна отводиться общественной работе, так как именно при неформальных контактах между студентами и преподавателями, педагогами, специалистами на различных мероприятиях студенты могут раскрыть свой потенциал с неожиданной стороны. Кроме того, активное участие в общественной жизни вуза позволяет устранить барьеры между здоровыми студентами и студентами с инвалидностью [14].

По окончании вуза, использующего инклюзивную модель образования, студент с инвалидностью имеет конкурентные преимущества перед выпускниками других вузов:

– качественная теоретическая и практическая подготовка;

– благоприятная социальная адаптация;

– способность оптимально применять знания и навыки, полученные по результатам образовательного процесса, с учетом нозологии студента;

– эффективная профессиональная ориентация при возможном наличии первичных контактов с потенциальным работодателем.

На сегодняшний день принять человека с инвалидность готовы 1 124 образовательные организации высшего образования в разных регионах Российской Федерации, что является большим прорывом, так как молодые люди с инвалидностью все больше имеют возможность учиться практически по месту жительства, тем самым студенту не придется испытывать трудности адаптации в новом социуме, куда входит не только вуз, но и целый город [8].

Формирование Единого федерального центра содействия трудоустройству лиц (выпускников) с инвалидностью

Таблица
Ресурсные учебно-методические центры, действующие на территории Российской Федерации

Примечание. Составлено авторами.

По результатам проведенного исследования авторами предлагается создание единой централизованной системы социального партнерства между государством, работодателем и работником (инвалидом или лицом с ограниченными возможностями здоровья), представленной на рисунке 3 [1; 4; 5].

Формирование данного механизма предполагает создание при Федеральной службе по труду и занятости (Роструд) Единого федерального центра и региональных подразделений по трудоустройству инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, функционал которых будет направлять и контролировать работу отделов по трудоустройству инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В свою очередь, отделы по трудоустройству инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья представляют собой структурные подразделения при имеющихся центрах занятости населения (см. рисунок).

Работу по содействию трудоустройству инвалидов следует активно и централизованно проводить совместно с некоммерческими организациями (НКО), оказывающими социально ориентированные услуги инвалидам и лицам с ОВЗ, коммерческими рекрутинговыми и кадровыми агентствами, государственными социальными учреждениями и организациями.

Основной задачей Единого федерального центра содействия трудоустройству инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, по мнению авторов, должно быть динамичное повышение количества трудоустроенных лиц с инвалидностью и ОВЗ, а также закрепление за ними рабочих мест во избежание формального трудоустройства при формировании отчетности в адрес контролирующих служб.

Рисунок. Структурно-логическая схема функционирования Единого федерального центра содействия трудоустройству лиц (выпускников), имеющих инвалидность

Примечание. Составлено авторами. 1* – отделы по трудоустройству лиц (выпускников) с инвалидностью.

Для четкой и слаженной работы также предлагается:

– разработка и реализация федеральной целевой программы «Социальное партнерство для содействия трудоустройству инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья» (далее – Программа);

– формирование и мониторинг Единой федеральной базы обучающихся и выпускников, которые относятся к категории инвалидов и лиц с ОВЗ;

– формирование и мониторинг Единой федеральной базы данных коммерческих и некоммерческих организаций, участвующих в Программе;

– создание на базе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Единой информационной платформы для освещения комплекса мероприятий, направленных на социальную интеграцию и трудоустройство инвалидов и лиц с ОВЗ.

Заключение

Предложенный авторами механизм содействия трудоустройству инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья будет способствовать как усилению процесса социализации данной группы граждан, так и интенсификации вовлечения человеческого капитала инвалидов в социально-экономические процессы Российской Федерации.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Базаева, Т. И. Социальное партнерство как фундаментальная основа развития инновационной экономики / Т. И. Базаева // Управление человеческими ресурсами – основа развития инновационной экономики. – 2017. – № 7. – С. 49-59.
2. Байрамов, В. Д. Профессиональное обучение и карьерное развитие лиц с нарушениями ОДС: сущность и основные детерминанты / В. Д. Байра- мов, Д. С. Райдугин // Социально-гуманитарные знания. – 2015. – № 4. – С. 132-140.
3. Давлетшина, Л. Х. Моделирование процесса формирования социально-трудовой компетентности учащихся на основе социального партнерства / Л. Х. Давлетшина // Поволжский педагогический поиск. – 2016. – № 1 (15). – С. 32-34.
4. Данилова, З. Г. Социальное партнерство как механизм развития качества подготовки кадров / З. Г. Данилова, М. К. Семечева // Профессиональное образование. Столица. – 2017. – № 4. – С. 35-40.
5. Иванова, М. В. Социальное партнерство органов государственной власти Российской Федерации и институтов гражданского общества / М. В. Иванова // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. – 2017. – № 9. – С. 70-74.
6. Котикова, О. В. Социальное партнерство в сфере общественный отношений – культурно-исторический аспект / О. В. Котикова // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 55-9. – С. 80-86.
7. Научно-исследовательская лаборатория по проблемам профессионального образования инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы : Фундаментальные научно-исследовательские работы. – М. : Экон-Информ, 2012. – Т. 2. – 289 с.
8. Пихтелев, А. М. Социальное партнерство в системе социальных отношений / А. М. Пихтелев // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. – 2017. – Т. 11, № 4. – С. 59-61.
9. Посохина, С. А. Социальное партнерство как фактор профессионального становления и адаптации студентов вуза / С. А. Посохина // Интерактивная наука. – 2017. – № 6 (16). – С. 32-34.
10. Профессиональная ориентация инвалидов в условиях многоуровневого образования: теория и практика / [А. В. Герасимов и др. ; под общ. ред. B. Д. Байрамова]. – М. : Экон-Информ, 2017. – 451 с.
11. Радостева, М. В. Социальное партнерство в сфере образования на современном этапе / М. В. Ра- достева // Дискурс. – 2017. – № 9 (11). – С. 60-70.
12. Рябова, Т. М. Социальное партнерство в трудовой сфере России / Т. М. Рябова, Ю. В. Кузнецов, О. В. Рогач // Современные научные исследования и инновации. – 2017. – № 4 (72). – С. 821-823.
13. Санжаров, С. Н. Отдельные аспекты социально-трудовых отношений в системе социального партнерства / С. Н. Санжаров // Актуальные проблемы права: теория и практика. – 2016. – № 34. –
C. 33-42.
14. Серая, Е. А. Социальное партнерство в сфере труда / Е. А. Серая // Science Time. – 2017. – № 5 (41). – С. 111-115.
15. Сергеева, М. Г. Социальное партнерство как фактор инновационного развития профессионального образования / М. Г. Сергеева // В мире научных открытий. – 2011. – Т. 15, № 3-1. – С. 609-616.

Источник: “Вестник Волгоградского государственного университета”. Серия 3.Экономика. Экология. 2019. Т. 21. № 1

Просмотров: 2

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code