АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ДОХОДОВ В КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РФ

Бувайлик С.И.
Сотсков А.Н., к.т.н., доцент кафедры бизнеса и финансов Ивановского политехнического университета

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена анализу структуры доходов в консолидированный бюджет РФ на основании статистических данных и налогового законодательства.

Ключевые слова: доход, консолидированный бюджет, прогноз, структура.

 

Бюджет является важной частью системы планирования в каждом государстве. Как добиться нормализации и стабильности, как в самом государстве, т.е. на уровне федерального бюджета, так и на уровне регионального, местного бюджета? Возможно ли построить фундаментальную систему долгосрочности бюджета государства на всех уровнях? Бюджет представляет собой сложную структуру, включающую в себя множество важных элементов, в которых достаточно сложно разобраться одному профессионалу, т.е. без компетентной команды. Данная команда занимается соответствующим анализом проблематики на том или ином уровне.

В данной статье говорится об анализе структуры доходов в консолидированный бюджет РФ. Прежде чем перейти к данной тематике, нужно поставить такой вопрос, что такое консолидация? Консолидация с латыни дословно переводится как «вместе укрепляю», следовательно, консолидированный бюджет – это свод на всех уровнях бюджета в единое целое, по соответствующей отрасли. Данный бюджет составляется, когда разрабатывается федеральный бюджет в виде прогноза, аналогично «распределяются» пропорции на соответствующих уровнях бюджетной системы, говоря о бюджетном прогнозе «на долгосрочный период понимается документ, содержащий прогноз основных характеристик соответствующих бюджетов (консолидированных бюджетов) бюджетной системы РФ» . Следовательно, можно сказать, что данный бюджет дает некую ясность о структуре доходов и расходов на определенных звеньях бюджета, перерастающих в уровни бюджета.

Консолидированный бюджет (далее по тексту КБ) – это «свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории» . Следовательно, в данном определении заложена структура КБ. В теории даются три уровня КБ: в первый уровень включается федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; второй уровень включает в себя бюджет субъектов и региональные внебюджетные фонды; следовательно, третий уровень раскрывается как местный бюджет, так и муниципальные внебюджетные фонды. Возможно, ли упростить данную структуру так, чтобы бюджет был стабильным в сфере производительности, т.е. одновременно упростить и усложнить структуру? По нашему мнению, упростить невозможно, если убрать один бюджет и соединить с другим, то будет действовать система усложнения, и тем самым КБ будет проанализировать сложно, нельзя будет более или менее предсказать федеральный бюджет с его доходной и расходной частью. На каждом уровне данного бюджета РФ существуют свои соответствующие налоги и, таким образом, формируется свой бюджет, о котором говорилось выше (система). Иными словами бюджеты, которые в совокупности входят в КБ РФ, по своей сути, являются полностью самостоятельными, но существуют некоторые исключения насчет федерального бюджета, о которых будет говориться ниже в соответствующем анализе в доходной и расходной части финансирования.

КБ РФ реализуют соответствующие органы на определенном этапе, в основном осуществление производится исполнительной властью, которая включает функцию управления бюджетными средствами, также реализуют налоговые и финансовые органы, которым поступают денежные средства, важно, с целевым назначением. Далее юридические лица, которые составляют отчет о доходной и расходной части бюджета организации, тем самым юридические лица в виде больших организаций (пример АО) формируют консолидированный бюджет для эффективного управления, и в заключение – это кредитные организации.

Как говорилось выше, КБ состоит из меньшей части доходной и, в большей степени, расходной части. Планировать нормализированный бюджет нельзя без информации о КБ, из последнего включаются государственные и территориальные финансовые балансы, в них входят такие данные, как: НДС, налог на имущество, таможенные пошлины, налог на прибыль, акциз и т.д.

Бюджетные доходы – это денежные средства, поступающие на безвозмездной основе и соответственно безвозвратном порядке. В ст. 6 БК РФ дается определение: «доходы бюджета – это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета». В понимание дохода консолидированного бюджета субъектов РФ, региональные и местные власти стараются извлечь прибыль от имущества, которое находится в государственной и муниципальной собственности, данную прибыль достаточно нелегко извлечь, следуя закону. На 2016 г. проблематичной стала нефтегазовая добыча, это стало следствием снижения мировых цен на нефть и постепенного прекращения привлечения внешнего финансирования в связи с соответствующими санкциями. «Многие эксперты предсказывают падение нефтедобычи в России в период 2015-2020 гг., и потерю бюджета в 2020 г.» .

Расходная часть КБ РФ направлена на финансирование функции (затраты на оборону, здравоохранение и т.д.) и улучшение экономического положения государства. Как реализуется и куда направляется расходная часть КБ РФ? КБ может распределяться путем таких систем, как: субвенция – дается государством в помощь местным бюджетам на определенную цель (целевое назначение); дотация – покрытие каких-либо расходов (выдается предприятием); бюджетные ссуды и субсидии. Данные виды являются практически безвозвратными, так как возврату подлежат только ссуды и кредиты. В РФ существует неравенство субъектов в экономической сфере, в основном это выражается в низких доходах регионов. Например, в «2015 г. из 85 субъектов 71 субъекту дали дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, в 8 региональных бюджетах доля дотации из федерального бюджета в течение 2 из 3 финансовых лет превышала 40 % объема собственных доходов КБ субъекта РФ» . Соответственно данные субъекты являются зависимыми, следовательно, данные субъекты стараются выпутаться из данной ситуации, повышая налоги, например на прибыль организации, налог на физических лиц, акцизы и т.д.

Чтобы сделать соответствующий анализ бюджета РФ, нужно рассмотреть предыдущие показатели прошедшего финансового года, которые указываются в статистических данных в Федеральной Налоговой Службе. В таблице представлены данные КБ РФ и данные государственных внебюджетных фондов РФ за 2013-2015 гг.

Исходя из данной таблицы видно, что в 2015 г. наблюдается прирост сумм за тот или иной налог, но не так все оптимистично, с одной стороны. В нижней части таблицы указана общая сумма доходов в отдельном бюджете, если подсчитать все бюджеты: КБ РФ и бюджет ГВБФ РФ; ФБ РФ; бюджеты ГВБФ; КБ субъектов РФ за 2014 г., то сумма будет составлять 54228,53 млрд. рублей, за 2015 г. равна 58775,49 млрд. рублей. Разница равняется 4546,96 млрд. рублей. Видно, что сумма является положительной при сложении всех бюджетов. Данный прирост связан с прогнозом предыдущего года. В связи со статистическими данными «с 2011 по 2012 г. – на 12,8 %, с 2012 по 2013г. – 3,4 %, с 2013 по 2014 г. – на 11,3 %, с января – октября 2014 г. по тот же период 2015 г. на 11,0 % (на дату написания статьи нет)» .

В таблице предоставлена структура доходов. Стабильная динамика замечена у единственного показателя – это налог на добычу полезных ископаемых, в 2013 г. составлял 10,49 % от общей суммы дохода, в 2014 – 10,69 %, в 2015 – 11,01 %. Данная динамика является положительной для дохода в бюджет. Показатель, прочие доходы, включая безвозмездные поступления, на малую долю снижаются, с 2013 по 2015 гг. на 1,25 %. Прирост всего дохода КБ РФ и бюджет ГВБФ РФ за два года 2013-2015 гг. составляет 11,13 %.

ДОХОДНАЯ ЧАСТЬ КБ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, показывает снижение доходной части налогов в 2013 г. по сравнению с 2015 г. на 0,44 %. Одна из причин данного снижения связана с санкциями определенных государств против РФ, т.е. ввоз товаров сокращается по сравнению с другими годами. Например, 2015 г. был осуществлен запрет ввоза товаров из Турции. Следовательно, по сравнению с 2014 г. прибыль по налогу снизилась в 2015 г. на 0,29 %. Исходя из предварительных оценок специалистов в 2016-2018 гг. доход по данному налогу будет снижаться по 0,5 % за каждый год, тем самым возможно будет повышаться налог на доходы физических лиц. По сути дела, данный налог схож с таможенными пошлинами, практически все, что ввозится на территорию РФ, облагается таможенной пошлиной. Налог на таможенную пошлину, исходя из представленных выше данных. Сравнивая 2013 и 2014 гг., доход в 2014 г. снизился на 0,64 %, но в 2015 г. налог вырос на 0,73 %. Сравнивая период с 2013 по 2015 гг., налог повысился всего лишь на 0,09 %. Исходя из этого, можно сказать, что налог на таможенные пошлины не находится в динамике.

Таблица показывает, что налог страховые взносы на обязательное страхование имеет неопределенную тенденцию. С 2013 г. доход повысился в 2014 г. на 0,91 %, что демонстрирует положительный скачок на 1 %. Как свидетельствуют аналитические обзоры, данный подъем был не запланированный. В 2015 г. доход на данный налог снизился на 0,39 %, и общий доход за три года вырос на 0,52 %. По- видимому, в будущем доход по данному налогу будет снижаться примерно на сотые процентов. Налог на прибыль организации является нестабильным, с 2013 по 2014 гг. доход снизился на 1,45 %, в 2015 г. доход повысился на 0,4 %, но с 2013, это составляет 10,05 % от общего дохода за год по 2015 г. (равен 9 %) налог снизился на 1,05 %. Снижение налога связано с тем, что в РФ присутствует несовершенная конкуренция, т.е. большие фирмы поглощают малые фирмы разными путями, тем самым некоторые организации работают на самоокупаемость, в результате дохода нет, а налог минимален. Анализ таблицы также показывает, что если один налог снижается, то повышается другой налог и тем самым практически компенсируются убытки.

Возможно ли, что бюджет будет только расти, а прогнозировать будет легче? Конечно же, нет. Да, существует прирост в бюджете, данный факт является признаком хорошего управления государством, но не нужно забывать и о расходной части бюджета государства. На данный факт влияет много факторов, одним из них является политика иностранных государств по отношению к РФ.

Расходная часть состоит из следующих статей: общегосударственные вопросы; национальная оборона; национальная безопасность и правоохранительная деятельность; национальная экономика; ЖКХ; охрана окружающей среды; образование; социальная политика. По данным Министерства финансов в 2014 г. в КБ РФ и бюджете ГВБФ РФ расходная часть превышает доходную, но в 2015 г. доходная часть превышает расходную часть, последняя составляет в общей сумме «17551,54 млрд. рублей» . В 2015 г. расходы местных бюджетов в составе КБ РФ равняются 18 %, видно, что множество субъектов РФ, как говорилось выше по тексту, являются дефицитными, но в большей степени это относится к муниципальным образованиям.

Существует множество прогнозов роста КБ РФ на несколько лет вперед. На данный момент предсказания проблематичны: о росте, возможно, цифры практически будут неизменны в доходе, но в расходной части могут предвидеться неплановые траты. Вероятно, государство на федеральном, региональном и местном уровне будет повышать налоговые ставки, в большей степени для налогов на физические лица. Чтобы преодолеть дефицит КБ РФ нужно развивать промышленность (разные направления) и предпринимательскую деятельность, сохранить определенные расходы, которые были в 2015 г., или увеличить их, если данное увеличение не ухудшит положение в финансовой сфере, т.е. данные факты говорят о самоокупаемости государства.

 

Библиографический список

1. Братко Т.Д. Основные проблемы обеспечения самостоятельности субъектов Федерации в сфере формирования бюджетных доходов // Сравнительное конституционное обозрение. 2016. № 3.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 1.09.2016) // Собрание законодательства РФ. 3.08.1998. № 31. Ст. 3823.
3. Германова М.А. Налог на финансовый результат как альтернатива НДПИ // Право и экономика. 2015. № 9.
4. Землянская Н.И. Некоторые теоретические и законодательные аспекты финансово-правовой политики Российского государства // Налоги. 2016. № 2.
5. Назаров О.В. О проблемах, связанных с возбуждением уголовных дел о налоговых преступлениях // Адвокат. 2016. № 2.
6. http://info.minfin.ru/

Источник: Научно-информационный журнал “Вестник Международного юридического института” № 4 (59) 2016

Просмотров: 20

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code