ЗАЩИТА ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ОТ ЧРЕЗМЕРНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

Краскина С.А.

АННОТАЦИЯ. В статье изучаются практические проблемы регулирования государственного и общественного контроля за предпринимательской деятельностью субъектов малого предпринимательства и обеспечение потребителей качественными товарами и услугами. Предлагается усовершенствовать систему контроля за осуществлением предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, извлечение прибыли, государственный контроль, уполномоченный по защите прав предпринимателей.

 

Актуальность темы данной работы состоит в том, что в настоящих условиях стремительно развивающихся рыночных отношениях важнейшим элементом регулирования предпринимательской деятельности является государственный и общественный контроль.

Конституционный принцип свободы экономической деятельности – это основной принцип в становлении и развитии предпринимательства в России. Статья 34 Конституции Российской Федерации определяет личную свободу экономической деятельности личности в сфере предпринимательства. Она развивает гарантированный ст. 8 Конституции принцип свободы экономической предпринимательской деятельности, определяя ее структуру и наполняя ее конкретным содержанием.

Изменение экономической реальности в современной России потребовало адекватного изменения правовой системы. Она призвана обеспечить юридическую базу развития рыночной экономики. Предпринимательство и связанные с ним отношения – это специфическая область жизнедеятельности общества. Эти отношения являются объектом правового регулирования. О специфическом характере предпринимательских отношений свидетельствует тот факт, что в сфере предпринимательства предмет правового регулирования составляет широкий круг общественных отношений (имущественных, производственных, социальных, трудовых, налоговых и т.д.). Субъект предпринимательской деятельности преследует цель получения прибыли, одновременно его деятельность направлена на удовлетворение общественных потребностей в производимой им продукции, выполненных работах, оказанных услугах.

Стремление государства создать наиболее благоприятные условия для развития малого бизнеса в России, применение трехлетнего периода «каникул» от разного рода контроля со стороны контролирующих организаций нередко приводит к предоставлению потребителям некачественных товаров и услуг.

Современные реалии потребовали от законодателей принятие незамедлительных мер, направленных на правовое регулирование сферы государственного и общественного контроля за деятельностью предпринимателей. Публичный контроль необходим для соблюдения принципов осуществления экономической деятельности (законности, добросовестной конкуренции и т.д.). Контроль как способ государственного публичного воздействия представляет собой установление обязанности органов государства и местного самоуправления наблюдать и в определенных случаях проверять состояние дел предпринимателя, в предусмотренных законодательством случаях принимать надлежащие меры.

Государственный контроль в сфере предпринимательской деятельности – это система проверки и наблюдения за соблюдением индивидуальными предпринимателями и организациями требований нормативных актов при осуществлении предпринимательской деятельности. Контроль со стороны органов местного самоуправления позволяет наблюдать и проверять состояние дел предпринимателя, а в предусмотренных случаях принимать надлежащие меры. Но помимо осуществления государственного контроля, законодатель предусмотрел и защиту прав предпринимателей от «перегибов» при осуществлении контролирующей функции государства. Так был принят 26 декабря 2008 г. Федеральный закон N° 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Основная цель его – снятие излишних административных барьеров в сфере малого и среднего предпринимательства.

21 июня 2012 г. на Петербургском международном экономическом форуме Президент России Владимир Путин объявил о своем решении назначить уполномоченным по защите прав предпринимателей главу «Деловой России» Бориса Титова. Указ о назначении был подписан на следующий день, 22 июня 2012 г. С 1 января 2015 г. статус был изменен: Уполномоченный и его аппарат стали государственным органом, самостоятельным юридическим лицом, финансируемым из федерального бюджета, который призван обеспечивать соблюдение законных интересов и прав предпринимателей, не допускать произвола органов публичной власти и ее представителей в отношении предпринимательского сектора. С принятием закона регионы также получили право вводить у себя аналогичные должности. Его основная цель – защита прав и законных интересов предпринимателей в их отношениях с различными органами власти на федеральном и региональном уровнях. Субъекты предпринимательской деятельности вправе обратиться к региональному Уполномоченному, когда они сталкиваются с нарушениями своих прав, бюрократическим давлением, коррупцией, административными барьерами. Так, в Омской области было разработано Положение об общественных помощниках Уполномоченного по защите прав предпринимателей, на основании которого устанавливается порядок отбора, наделения полномочиями, допуска к осуществлению деятельности общественных помощников Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Омской области и организации их деятельности. Главная цель – обеспечение защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. Основными задачами общественного помощника являются: общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в Омской области; регулярное информирование Уполномоченного о положении дел по вопросу состояния законности в сфере защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности; организация работы по правовому и экономическому просвещению субъектов предпринимательской деятельности, повышению уровня предпринимательской культуры и этики, социальной ответственности субъектов предпринимательской деятельности.

Нередки случаи, когда предприниматели обращаются в органы местного самоуправления и в правоохранительные органы с жалобами на действия таких лжеобщественных организаций. Вместе с тем общественные проверки необходимы и являются инструментом защиты потребительского рынка от противозаконных действий недобросовестных предпринимателей. Поэтому в настоящее время необходимо выработать единый подход к совместной работе потребителей и контролирующих органов по работе в данной сфере.

В некоторых областях центральной полосы России от действий общественных организаций пострадали более 15 предпринимателей. Действуют эти организации по одной схеме: к предпринимателю приходит группа лиц с видеокамерой, представляются общественной организацией по защите прав потребителей, которая проводит проверку по выявлению нарушений. Когда нарушения выявлены, бизнесмену предлагают следующие варианты: обратиться в суд с иском о защите прав неопределенного круга потребителей, отправить информацию о выявленном нарушении в органы Роспотребнадзора, или предприниматель может пройти в общественной организации обучение по разъяснению норм действующего законодательства стоимостью около 4 000 рублей. В этом случае информация о нарушении не будет никуда передана. Вопрос о борьбе с лжеобщественными контролерами находится на контроле в аппарате Уполномоченного по защите прав предпринимателей в данной области, ведется работа по разработке рекомендаций, которые позволят предпринимателям защитить свои права и интересы от таких организаций.

О правовых последствиях проверки, об основаниях проведения и действиях общественных организаций по результатам проверки прокуратурой данной области были даны разъяснения как предпринимателям, так и общественным организациям, которые выразились в следующем: «Представители общественных объединений потребителей не вправе требовать документы, обязанность предоставления которых по требованию потребителей не предусмотрена законом, а также проводить проверки с составлением акта и требовать деньги. В случае обращения представителей общественных организаций с аналогичными фактами, предпринимателям рекомендуется обращаться в правоохранительные органы, прокуратуру и информировать Территориальный отдел Роспотребнадзора».

Призываю не забывать, что все субъекты предпринимательской деятельности созданы для того, чтобы предоставлять потребителям качественные товары и услуги, и обязаны руководствоваться в своей деятельности основными принципами предпринимательской деятельности: презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принцип законности – согласно данному принципу, с одной стороны, сама предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении законодательства, с другой – государством должно быть обеспечено соблюдение законности в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по отношению к субъектам предпринимательской деятельности.

 

Библиографический список

1. Зайцева Г.Г. Новый механизм общественного контроля // Руководитель автономного учреждения. 2014. N 8, август.
2. Бородушко И.В. Институт контроля в Российской Федерации: организационно-правовые основы и система контролирующих органов. СПб., 2002.
3. Буров В.Ю. Основы предпринимательства: Учебное пособие. Чита, 2011.
4. Круглова Н.Ю. Основы бизнеса (предпринимательства): Учебник / Н.Ю. Круглова. М.: КНОРУС, 2010.
5. Алексеева Д.Г., Андреева Л.В., Андреев В.К. Российское предпринимательское право / Под ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. М.: Велби, Проспект, 2010.

Источник: Научно-информационный журнал “Вестник Международного юридического института” № 4 (59) 2016

Просмотров: 2

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code