ЭЛЕКТРОННОЕ ГОСУДАРСТВО E-GOVERNMET

Е.А.Доценко

Аннотация. EGDI представляет собой комплексное мероприятие электронного правительства, а именно: предоставление услуг в интерактивном режиме, подключение к телекоммуникациям, и человеческого потенциала.

Ключевые слова: информационное общество, информационные и коммуникационные технологии, электронная Россия, электронное государство, электронное правительство.

 

Люди из разных уголков нашей планеты свободно общаются в режиме реального времени друг с другом, обмениваются фото-, видеозаписями, мнениями, обсуждают насущные вопросы. Все большее число людей могут с уверенностью заявить, что XXI в. – век информационных технологий, потому что эти самые технологии не отпускают их в реальную жизнь. В этих условиях возрастают потребности в большей гибкости и мобильности государственных служб на принципах прозрачности, политической нейтральности и т.п. Поскольку в настоящее время «электронное государство» находится в стадии становления, его понятие четко не сформировалось.

На сайте Правительства РФ «Административная реформа» приводится следующее определение: электронное правительство – это новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов .

Электронное правительство – это идеология, в которой государство большую часть своих функций, все свои основные услуги переводит в электронный вид. Общественная функция электронного правительства – это взаимодействие государства с бизнесом, государства с человеком и государства внутри государственных органов.

Поэтому основными моделями внутри электронного правительства являются четыре отношения :

• G2C – между государством и гражданами (Government-to- Citizen);

• G2B – между государством и бизнесом (Government-to- Business);

• G2G – между различными ветвями государственной власти (Government-to-Government);

• G2E – между государством и государственными служащими (Government-to-Employees).

Электронное правительство не будет реализовано, если правительство купит дополнительные компьютеры и создаст веб-сайт. Это позволит лишь автоматизировать часть административной деятельности и вывести ее из «бумажного мира». Скорее, электронное правление является процессом трансформации правительства; оно требует планирования, политической воли и устойчивого потока необходимых ресурсов. Ни покупка более продвинутых технологий, ни автоматизация сложных процедур сами по себе не могут повысить эффективность государственного управления или уровень общественного участия в государственной жизни. Технологические инновации не изменят менталитет чиновников, которые не рассматривают гражданина в качестве потребителя услуг правительства или как участника процесса принятия политических решений .

По мнению Дж. Демпси, электронное правительство представляет собой использование информационно-коммуникационных технологий для преобразования правительства в целях сделать его более доступным для граждан, более эффективным и более подотчетным. Согласно данному определению, оно включает в себя:

– обеспечение более полного доступа к информации через интернет (законы, законопроекты, другие нормативно-правовые акты, формы необходимых документов, а также экономические и научные данные);

– содействие гражданскому участию в государственной жизни путем создания возможностей для более удобного взаимодействия с чиновниками через электронные каналы, например обеспечение возможности заполнять требуемые документы в электронном виде;

– повышение подотчетности правительства путем повышения прозрачности его операций, что снижает риски коррупции;

– поддержку выполнения целей развития путем уменьшения времени и материальных затрат, которые субъекты малого бизнеса несут в связи с общением с государственными структурами, а также путем обеспечения сельских и других периферийных общин информационно-коммуникационной инфраструктурой .

Таким образом, электронное государство предполагает стимулирование взаимодействия между гражданами, правительственными организациями и избираемыми чиновниками, включая процессы государственного управления и выработки государственной политики. Особое внимание при его развитии необходимо уделять развитию электронной демократии – повышению степени гражданского участия, онлайн-голосования, вопросам этики, безопасности и неприкосновенности частной жизни, нераспространению персональных данных, а также повышению уровня прозрачности деятельности органов власти .

Сейчас активно пользуется спросом Электронный Портал государственных услуг, который обеспечивает доступ к электронным базам и архивам различных городских ведомств. С его помощью граждане могут получить услуги в сфере социальной защиты, жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики, а также обратиться напрямую в управы, ЗАГСы, префектуры округов и районов, ГИБДД, Мосжилинспекцию, Росреестр, Пенсионный фонд и др.

Посещаемость портала госуслуг Gosuslugi.ru за год выросла примерно в два раза: в апреле 2016 г. было зафиксировано до 15 млн в месяц посещений против 7 млн посещений в апреле 2015 г. Владимир Авербах во многом связывает это с внедрением новой версии портала госуслуг, которая с лета 2016 г. имеет основной домен www.gosuslugi.ru.

В соответствии с президентским указом в 2018 г. 90 % граждан должны быть удовлетворены качеством электронных госуслуг. Представитель Минкомсвязи отметил, что уровень качества сервисов постоянно повышается, и в большей степени – за счет обратной связи от граждан. В специальном разделе портала госуслуг можно осуществить досудебное обжалование услуги. «Вскоре кнопка «Пожаловаться» будет появляться при получении каждой госуслуги», – сказал Владимир Авербах .

Рассмотрим реализацию концепции электронного правительства России в сравнении с другими государствами. Главный показатель, который отражает положение РФ среди других стран – индекс готовности к электронному правительству, E-Government Development Index (EGDI). Это составной индикатор, измеряющий готовность и способность органов власти использовать информационные технологии и технологии связи для оказания услуг населению. Он является средним арифметическим следующих показателей:

• широта и качество онлайн-услуг (Online Service Index, OSI);

• уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры (Telecommunication Infrastructure Index, TII);

• объем человеческого капитала (Human Capital Index, HCI).

По показателю OSI Россия в 2014 г. заняла 27-е место, по TII – 33-е, по HCI – 37-е. Итоговый индекс составил 0,7296, что позволило занять 27-е место из 133. Однако он слегка уменьшился при сохранении занимаемого места по сравнению с 2012 г., когда произошел скачек с 59-го на 27-е с присвоением индекса 0,7345. Резкий рост позиций России по сравнению с другими государствами можно объяснить реализацией комплекса стратегий, концепций и программ, направленных на информатизацию общества и развитие системы электронного правительства .

Однако 29 июля 2016 г. ООН опубликовала рейтинг стран по уровню развития электронного правительства. Россия опустилась на 8 пунктов относительно 2014 г.

Динамика положения РФ в рейтинге развития e-Government

Падение в общем рейтинге объективно, объяснимо и связано с динамикой двух индексов – индекса телекоммуникаций и индекса онлайновых услуг.

Основные подындексы рейтинга ООН развития e-Government – данные для России

Индекс онлайн-услуг (Online Services Index. OSI) – комбинированный показатель, оценивающий возможность онлайн-обще- ния граждан с правительством. Под индексом человеческого капитала (HCI) подразумевается грамотность населения, валовый показатель посещаемости учебных заведений, расчетная продолжительность обучения в школе и количество лет, затраченное на получение образования среднестатистическим взрослым.

Индекс телекоммуникационной инфраструктуры (Telecommunication Infrastructure Index. TII) представляет собой среднее арифметическое из пяти индикаторов: число пользователей интернета на 100 жителей: число пользователей стационарным телефоном на 100 жителей: количество абонентов мобильной связи на 100 жителей; число пользователей беспроводного широкополосного доступа на 100 жителей: число пользователей фиксированного широкополосного доступа на 100 жителей. Основным источником этих данных является Международный союз электросвязи.

Особо сильное снижение произошло по показателю «ИКТ-инфраструктура» – с 0.6413 до 0.6091. подындекс «Человеческий капитал» упал с 0.8388 до 0.8234. подындекс «Электронные услуги и сервисы», напротив, вырос за два года с 0.7087 до 0.7319.

В последние годы страны-лидеры начали полномасштабное внедрение технологий электронного правительства нового поколения – цифрового правительства. Не случайно первое место в рейтинге ООН заняла Великобритания, ставшая пионером внедрения цифровых государственных услуг, а первую десятку рейтинга составляют страны, принявшие и реализующие проекты цифровой трансформации своих систем государственного управления.

Интересное развитие электронного правительства показала Республика Корея, которое развивается по четырем направлениям. Главными из них считаются предоставление новых комплексных услуг на основе мобильных технологий и индивидуального подхода, а также предоставление в интерактивном режиме гражданам услуг, основанных на анализе больших данных.

Развитие «Интернета вещей» (IoT) нацелено на выявление и удовлетворение спроса на новые услуги для общества на базе IoT в рамках предупреждения преступлений, защиты детей, реагирования на стихийные бедствия, контроля парковок и незаконных свалок.

Философия вышерассмотренных моделей заключается в доведении информации до граждан до того, как они сами придут за ней, – это и есть открытое правительство, и то, к чему стремятся правительства всех стран .

К сожалению, в результате изменений, которые вносились в российскую госпрограмму «Информационное общество», начиная с 2012 г., она в настоящее время приобрела вид набора мероприятий, направленных на выполнение отдельных поручений, слабо связанных между собой. Отсутствие доступа к технологии, бедность и неравенство не позволяют людям в полной мере воспользоваться потенциалом ИКТ и электронного правительства в интересах устойчивого развития. Для ИКТ, чтобы действительно превратить государственный сектор в инструмент устойчивого развития, эффективность оказания услуг должна быть в сочетании с социальной справедливостью и обеспечением того, чтобы все люди могли получить доступ к качеству услуг. Такие усилия имеют жизненно важное значение.

Однако Россия стремится к развитию электронного государства (правительства). В одном из проектов постановления правительства, разработанных ФМС в августе 2014 г., указано, что на электронном паспорте предлагается размещать в визуальной форме и чипе удостоверения личности более 20 наборов данных, в том числе информацию о детях гражданина, его СНИЛС, ИНН, группу крови, данные о заключении и расторжении брака, сведения о регистрации по месту жительства, отношение к военной обязанности и пр. Что, в свою очередь, упростит создание электронного правительства .

К сожалению, правительство отложило выпуск электронных паспортов как минимум до марта 2018 г. Это следует из постановления правительства РФ от 16.04.2016 № 315 «О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы…».

Связано это с таким обстоятельством, как экономия средств. Но надеемся, что к рейтингу стран по уровню развития электронного правительства ООН 2018 г. Российская Федерация займет лидирующую позицию.

Источник: Научно-информационный журнал “Вестник Международного юридического института” № 3 (58) 2016

Просмотров: 3

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code