МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ (НА ПРИМЕРЕ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Бойкова Н.Г.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики, иных заинтересованных учреждений и ведомств по выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, оказанию им государственной помощи, социально-педагогической реабилитации и предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий. На основе проведенного анализа предложены возможные пути решения проблем организации взаимодействия органов и учреждений системы профилактики.

Ключевые слова: несовершеннолетние, профилактика правонарушений, межведомственное взаимодействие, координация взаимодействия.

 

В настоящее время одной из самых актуальных и социально значимых задач, которые стоят перед нашим обществом, является поиск путей снижения роста правонарушений среди подростков и повышение эффективности их социально-психологической адаптации.

Благополучие любого государства и общества оценивается по ряду параметров, в том числе по тому, какое существует отношение к детям. В современных условиях РФ при общем снижении численности населения и сокращении доли в нем несовершеннолетних наблюдается рост числа детей, выпадающих из нормального функционирования общественных отношений: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; безнадзорные и беспризорные . В связи с чем важную роль приобретает профилактика правонарушений, представляющая собой совокупность организационных, правовых, экономических, социальных, демографических, воспитательных и иных мер по выявлению и устранению причин и условий совершения правонарушений или их недопущению.

Проблемами защиты прав детей занимается множество организаций различной ведомственной подчиненности, основные направления деятельности по организации профилактической работы которых осуществляются в соответствии с Федеральным законом № 120-ФЗ от 24 июля 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 03.06.1967 г., Примерным положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 г. № 995.

Основная цель взаимодействия – обеспечение единства действий, взаимопомощь и объединение усилий для успешного решения общей задачи по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. При этом взаимодействие и взаимная помощь должны быть четко согласованы как по цели (задачам) действий, так и по месту и времени проведения совместных мероприятий .

Вместе с тем необходимо совершенствовать законодательные и организационные меры, направленные на координацию взаимодействия субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав. Так, недостаточно урегулирован на федеральном уровне статус комиссий по делам несовершеннолетних, их функции по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики. Отсутствуют также нормы, которые предусматривали бы ведение единого банка данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав до сих пор руководствуются в организации своей деятельности Положением о Комиссии по делам несовершеннолетних, принятым еще в 1967 г.

Нормативно-правовые акты органов законодательной и представительной власти регионального и муниципального уровней также включены в механизм регулирования проблем детской безнадзорности. В Смоленской области во исполнение требований Федерального закона от 24 июня 1999 г. J№ 120-ФЗ создана нормативно-правовая база,выстраивающая региональную систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В соответствии с областным законом от 4 сентября 2007 г. № 90-з «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» на территории Смоленской области сформирована система комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, в которую входит 29 комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальных районах, городских округах Смоленской области.

Численность несовершеннолетних, проживающих на территории Смоленской области, составляет 159 328 человек (до 14 лет – 125234, от 14 до 18 лет – 34094).

В состав Комиссии включены субъекты системы профилактики – представители органов исполнительной власти Смоленской области, правоохранительные органы и общественные организации, что позволяет создать двухуровневую вертикаль комиссий: межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Смоленской области и комиссии в муниципальных районах и городских округах, а также надведомственный характер руководства, при котором создается возможность объективно анализировать, оценивать, контролировать функционирование всех составляющих звеньев системы профилактики и принимать управленческие решения.

Таким образом, совместная воспитательно-профилактическая работа правоохранительных органов и государственно-общественных организаций по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних направлена, прежде всего, на включение подростков в общественно-полезную деятельность в сфере труда и свободного времени.

Уполномоченный по правам ребенка в Смоленской области отмечает, что важнейшими компонентами координирующей роли комиссий являются анализ, прогнозирование, выявление проблем и предложение путей их решения. И одним из инструментов межведомственного взаимодействия при решении конкретных задач являются соглашения, инициированные комиссиями и вводимые в действие ведомственными приказами – по каждому из ведомств участников соглашения .

В рамках реализации Концепции развития до 2017 г. сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N° 1430-р, на базе ОГБУ «Смоленский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Феникс» внедрена новая услуга – услуга примирения (медиации) как способа разрешения конфликтных ситуаций. Основной целью деятельности Службы примирения является оказание содействия детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, их семьям в разрешении конфликтных ситуаций, возникших с участием этих детей, в том числе с помощью добровольцев. Услугой примирения в 2014 г. охвачено 10 семей, 15 несовершеннолетних.

Безусловно, ведущее место в профилактике правонарушений несовершеннолетних занимает полиция. В целях организации занятости детей и подростков, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел Смоленской области и муниципальных комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, осуществления с ними воспитательной работы в летний период УМВД России по Смоленской области инициировано проведение на территории области профильной правоохранительно-патриотической смены «Патриот». В 2015 г. в ней приняли участие 240 несовершеннолетних от 11 до 17 лет. Патриотическим воспитанием подростков занимались сотрудники УМВД России по Смоленской области, были задействованы силовые структуры области: ГУ МЧС, УФСКН, УФСИН, Бригада железнодорожных войск РФ. Проведенные ими мероприятия были направлены на сохранение, укрепление и защиту физического и психологического здоровья подростков, формирование законопослушного гражданина, кроме того, основной задачей являлся показ детям, имевшим конфликт с законом, оборотной стороны жизни, помочь им сделать правильный выбор на своем жизненном пути. Привить им чувство патриотизма и любви к Родине.

Проведенное социологическое исследование участников профильной смены показало, что 82,0 % респондентов считают себя настоящими защитниками страны и относят себя к патриотам, 80,0 % подростков готовы пойти служить в Вооруженных Силах Российской Федерации на добровольной основе, 40,0 % опрошенных хотели бы служить в полиции .

Значительная роль в профилактике правонарушений несовершеннолетних отводится общественным организациям. Волонтер- ство – важный инструмент профилактики асоциального поведения подростков и молодежи. Не случайно волонтерство сегодня называют важным ресурсом решения существующих социальных проблем современного общества.

В области накоплен немалый опыт работы института волонтеров (добровольцев) для оказания помощи наиболее социально незащищенным слоям населения. Такие общественные объединения работают во многих высших учебных заведениях области.

Волонтерский отряд Смоленского филиала МЮИ сотрудничает с одним из детских домов в пос. Кардымово и Смоленским социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних «Феникс».

Специализированная образовательная программа по направлению «Молодежное добровольчество» реализовывалась в рамках молодежного лагеря «СМОЛА». Ее целью было расширение и активизация деятельности Смоленского областного волонтерского корпуса, разработка проектов, направленных на социальную защиту молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, социализацию групп молодежи, не включенной в социум, формирование здорового образа жизни, создание и развитие молодежных мобильных групп для патрулирования территорий.

Среди проблем, возникающих при организации взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, необходимо отметить:

1. Отсутствие на федеральном уровне нормативно закрепленных способов реализации координирующей функции комиссий. В целях выявления причин и условий, способствовавших нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних, их безнадзорности и совершению правонарушений, изучения и распространения положительного опыта профилактической деятельности предлагается наделить комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав контрольными полномочиями в отношении иных органов и учреждений системы профилактики, внести соответствующие изменения в ст. 10 Федерального закона № 120-ФЗ.

2. Отсутствие на федеральном уровне единой системы мониторинга профилактической деятельности органов и учреждений системы профилактики (не определены критерии оценки эффективности профилактической деятельности органов и учреждений системы профилактики: органов опеки и попечительства, органов внутренних дел, органов социальной защиты населения, образовательных организаций и др.). Полагаем, что необходимо разработать единые методические рекомендации (стандарты) по организации в образовательных организациях.

Таким образом, дальнейшее решение задач комплексной поддержки семей с детьми, совершенствование системы защиты прав детей возможно лишь при условии эффективного обеспечения координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

 

Библиографический список

1. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс.
2. Закон Смоленской области от 04.09.2007 № 90-з «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» (принят Смоленской областной Думой 31.08.2007). [Электронный ресурс]. Режим доступа – admin-smolensk.rmorg.htm.
3. Закон Смоленской области от 31.10.2013 № 100-з «О внесении изменений в областной закон «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» (принят Смоленской областной Думой 31.10.2013). [Электронный ресурс]. Режим доступа – admin- smolensk.rmorg.htm.
4. Баскакова А.В., Данилова М.В. Характеристика основных причин совершения правонарушений несовершеннолетними // Молодой ученый. 2014. № 20.
5. Дорошенко О.М. Административно-правовое регулирование деятельности подразделений по профилактике правонарушений несовершеннолетних // Административное и муниципальное право. 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа – http://www. nbpublish.com/ammag.
6. Михайлова Н.А. Совершенствование взаимодействия органов власти, местного самоуправления и учреждений Смоленской области по профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, социального сиротства и семейного неблагополучия. [Электронный ресурс]. Режим доступа – http:// smolenskaya.rfdeti.ru/.

Источник: Научно-информационный журнал “Вестник Международного юридического института” № 3 (58) 2016

Просмотров: 4

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code