ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В.В.Никитин

Аннотация: освещаются вопросы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

Ключевые слова: обязательное пенсионное страхование, страховыяе взносыя, персонифицированны1Й учет, СНИЛС, отчетная кампания, страхователь, застрахованныю лица.

 

Целью данной работы является изучение правовых основ системы обязательного пенсионного страхования, права и обязанности участников системы и ее необходимость в современном мире.

Актуальность научной работы выражается в реализации гражданами Российской Федерации права на пенсионное обеспечение. Правоотношения между гражданами и Пенсионным фондом Российской Федерации приобретаются по факту рождения и продолжаются в течение всей жизни. Некоторые аспекты пенсионного страхования могут быть осуществлены и после смерти застрахованного лица. Ввиду быстроменяющегося законодательства в части пенсионного страхования необходимо более детальное рассмотрение правовых положений Федерального законодательства системы обязательного пенсионного страхования, а также прав отдельной категории лиц в рамках формирования пенсионных накоплений и правоотношений, при которых в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию выступают два лица.

Система обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации является результатом большой пенсионной реформы 2002 г., когда по всей стране вступил в силу Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее по тексту — Закон № 167-ФЗ). Однако первое понятие застрахованных лиц появилось ранее, когда вступил в силу с 1 января 1996 г. на территории отдельных административно-территориальных единиц пяти субъектов Российской Федерации, определяемых Правительством Российской Федерации, а с 1 января 1997 г. — на всей территории Российской Федерации Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N° 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее по тексту — Закон №27-ФЗ).

В последующие годы определения участников системы обязательного пенсионного страхования часто менялись и дополнялись. Таким образом, в настоящее время можно выделить три определения для каждого субъекта системы:

1) Страховщик — обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации . Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом Российской Федерации могут являться негосударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом .

2) Страхователи — лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица; адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой .

3) Застрахованные лица — лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), временно пребывающие на территории Российской Федерации; работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества или по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства; самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями); являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств; работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов в соответствии со ст. 29 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования; священнослужители; иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с настоящим Федеральным законом

Документом, подтверждающим вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, является карточка Обязательного пенсионного (государственного) страхования, содержащая страховой номер лицевого счета (далее по тексту: СНИЛС); Фамилию, Имя, Отчество застрахованного лица; дату и место рождения; пол и дату регистрации. В целях упрощения анкетирования застрахованных лиц, в каждом регионе Российской Федерации существуют Соглашения между региональными Отделениями ПФР и органами ЗАГС о предоставлении сведений на новорожденных, в рамках которого, после выдачи Свидетельства о рождении ребенка, органы ЗАГС передают сведения в Пенсионный фонд, который осуществляет открытия лицевого счета в ПФР на ребенка с последующей выдачей страхового свидетельства законному представителю ребенка. При этом сохранен и прежний порядок анкетирования, при котором гражданин может самостоятельно или через работодателя обратиться в территориальный орган ПФР и представить Анкету застрахованного лица.

Лицевой счет, открытый в пенсионном фонде, является уникальным и выдается застрахованному лицу один раз. В случае изменений ФИО, даты рождения, места рождения или пола — СНИЛС остается неизменным, а в лицевой счет вносятся соответствующие изменения в соответствии с заявлением застрахованного лица 6.

Введение индивидуального учета и системы обязательного пенсионного страхования позволило персонифицировать страховые взносы, начисляемые и уплачиваемые в пользу работающих застрахованных лиц с целью детального формирования пенсионных прав застрахованных лиц. При этом сама система уплаты страховых взносов, введенная в 2002 г., за 14 лет существования претерпела массу изменений.

Так, в первой редакции Закона №167-ФЗ распределение страховых взносов в зависимости от года рождения выглядело следующим образом:

Таблица 1. Распределение страховых взносов в 2002—2004 гг.

Однако уже с 2005 г. распределение страховых взносов выглядело следующим образом:

Таблица 2. Распределение страховых взносов с 2005 г.

Такое положение страховых взносов сохранялось до 2010 г. При этом стоит отметить, что приобретенные застрахованными лицами средства пенсионных накоплений не сгорели, а остались в составе накопительной части, участвовали в процессе инвестирования средств пенсионных накоплений в соответствии с нормами Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» (далее по тексту: Закон № 111-ФЗ).

Тем временем, знаменитым Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее по тексту — Закон № 212-ФЗ) полномочия по сбору страховых взносов были переданы из Федеральной налоговой службы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Вступление в силу Закона № 212-ФЗ привело к изменению ряда Федеральных законов системы обязательного пенсионного страхования, в том числе и в Законы № 167-ФЗ и № 27-ФЗ, где изменились размеры страховых взносов в зависимости от предельной базы для начисления страховых взносов, которые определялись на каждый год.

Так, с 2010 по 2016 гг. распределение страховых взносов выглядит следующим образом:

Таблица 3. Распределение страховых взносов с 2010 по 2016 гг.

Стоит отметить, что в процессе формирования пенсионных прав застрахованных лиц участвуют только две из трех частей страховых взносов: страховая и накопительная. Солидарная (фиксированная) часть участвует в финансировании базовой (с 1 января 2015 г. — фиксированной части пенсии) и в лицевом счете не отображается, в то время как страховая часть преобразуется в индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК), а накопительная часть участвует в инвестиционном процессе.

Тем временем, если формирование накопительной части пенсии определялось федеральным законодательством, то в течение 2014—2015 гг. застрахованному лицу дано было право самостоятельно определить удобный для него вариант формирования пенсии: с учетом накопительной части или без таковой.

В Закон №?111-ФЗ были внесены изменения, в соответствии с которыми, если застрахованное лицо распорядится накопительной частью до 31 декабря 2015 г., то после завершения «Года тишины » — возобновится формирование накопительной части пенсии, одновременно с этим те, кто не распорядится накопительной частью, теряют возможность формирования накопительной части в будущем и такие лица определены как «молчуны».

Однако упомянутый закон подразумевает возможность формирования накопительной части пенсии для лиц, которые начнут трудовую деятельность после 1 января 2016 г. А именно выбрать вариант формирования накопительной части смогут лица:

1) в срок до 31 декабря года, в котором истекает пятилетний срок с момента начисления первых страховых взносов 22, 23;

2) в срок до 31 декабря года, в котором лицу исполняется 23 года в случае, если пятилетний срок истек .

Стоит отметить, что по умолчанию накопительная часть формироваться не будет.

Но возникает вопрос: «В чем же отличие страховой части от накопительной?». Несмотря на то, что страховые взносы являются собственностью Пенсионного фонда, накопительная часть, в отличие от страховой, является более мобильной структурой, а именно: если страховая часть всегда является собственностью Пенсионного фонда Российской Федерации, то накопительная часть может перейти во временное управление Негосударственного пенсионного фонда по выбору застрахованного лица. Этот выбор может быть обусловлен более высоким процентом инвестирования визави процентной ставки Пенсионного фонда. Одновременно с этим накопительная часть пенсии подлежит выплате правопреемникам в случае, если застрахованное лицо, формирующее эту часть, умерло до достижения страхового случая или до назначения накопительной части.

На всей территории Российской Федерации действует Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N° 711 «Об утверждении Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов», в рамках которого правопреемники первого (или за неимением таковых, второго порядка) вправе получить средства пенсионных накоплений умершего застрахованного лица . При этом, если застрахованное лицо формировало накопительную часть в Негосударственном пенсионном фонде, выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется Негосударственным пенсионным фондом .

В рамках работы указанных Постановлений, правопреемники вправе обратиться за выплатой средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица: при наличии одного правопреемника средства выплачиваются единолично. В случае если правопреемников более одного, пенсионные накопления суммируются с инвестиционным доходом и в равных долях делятся между всеми правопреемниками (при округлении копеек — сумма делится в пользу правопреемника).

Стоит отметить, что в отличие от наследственного права, правопреемник не может отказаться от получения пенсионных накоплений умершего в пользу кого-то из претендующих. Отказ осуществляется как таковой, а подлежащая выплате сумма делится в равных долях на оставшихся правопреемников.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что сегодня Правительство Российской Федерации предоставляет каждому застрахованному лицу самостоятельно участвовать в формировании будущей пенсии, исходя из так называемой «белой заработной платы», так как сокрытие прибыли приведет к сниженному размеру пенсии и крайне низкому размеру накопительной части. А прозрачность всех пенсионных прав застрахованного лица можно проверить не выходя из дома: достаточно лишь сформировать Выписку из лицевого счета застрахованного лица на портале Государственных услуг или на сайте Пенсионного фонда Российской Федерации. Сегодня каждый из застрахованных лиц может проверить правильность и, что самое главное, законность формирования своих пенсионных прав.

 

Библиографический список:

1. Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете».
2. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
5. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
6. Федеральный закон от 4 декабря 2014 г. № 351-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения».
7. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 410-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам формирования пенсионных накоплений».
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. № 933.
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2011 г. № 974.
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. № 1276.
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2013 г. № 1101.
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2014 г. № 1316.
13. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2014 г. № 710 «Об утверждении Правил выплаты негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионных счетах накопительной пенсии».
14. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2014 г. № 711 «Об утверждении Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов».
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2015 г. № 1265.

Источник: Научно-информационный журнал “Вестник Международного юридического института” № 2 (57) 2016

Просмотров: 11

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code