ПРАКТИЧЕСКИЕ ШАГИ ЭКСПОРТА В КИТАИ

В.К. Малков, к.э.н., доцент, доцент кафедры менеджмента
АНО ВО «Сибирский институт бизнеса, управления и психологии»

В статье рассматриваются основные этапы продвижения товара на рынок Китая, вопросы подготовки продукции и оформления документов для ввоза, возмещения НДС экспортного груза.

Ключевые слова: экспорт, этапы продвижения, подготовка товара, налоги, документы для экспорта, возмещение НДС.

 

В связи с экономическими санкциями, введенными европейскими странами и США, снижением покупательной способности населения, многие предприниматели в России обратили свое внимание на миллионы потенциальных клиентов китайского рынка. Для российского бизнеса экспорт в Китай – это стабильный валютный поток, особенно при постоянно скачущем курсе рубля к доллару и очень большой потребительский рынок.

В 2017 г. объем товарооборота России и Китая составил 84 млрд долларов, причем объем импорта за год вырос на 14,8%, а объем экспорта из России – на 27,7% [2]. Основной статьей российского экспорта в Китай является сырье (нефть и нефтепродукты, газ, лесоматериалы, различные виды руды), но наряду с этим, повышенным спросом пользуются и российские продовольственные товары: мороженая рыба и морепродукты, зерновые, молочная продукция, подсолнечное и соевое масло, мучные кондитерские изделия, шоколад, мороженое. По итогам 2017 г. не сырьевой и не энергетический экспорт России в Китай составил 11,3 млрд долларов или около 29 % от общего объема экспорта [3].

Сейчас самыми популярными стратегиями для выхода товара в Китай являются через дистрибьюторов или интернет платформы. Вместе с тем, большинство специалистов отмечают, что выйти на китайский рынок довольно сложно: Китай являются производителем всего и вся, и очень сильно защищает свой рынок от новых игроков. Действует масса официальных и неофициальных запретов, понять которые российским предпринимателям сложно. Немногие бренды заходят на китайский рынок под «родным» именем. Чаще товар продается силами дистрибьюторов разной величины или в неофициальных, любительских онлайн магазинах на китайских торговых площадках (marketplace) с доставкой по стране. В зависимости от товара и объема инвестиций каждая компания экспортер сама выбирает свой путь.

Классическую схему продвижения товара на рынок Китая можно представить в виде следующих основных этапов:

1. оценка конкурентного преимущества экспортного товара;

2. выбор рынка Китая;

3. маркетинговые исследования (изучение конкурентной среды и стоимости товара для входа на рынок);

4. выбор торговых партнеров (подбор потенциальных покупателей, дилеров, дистрибьютера);

5. проверка репутации китайского партнера, включающая проверку документов, выписок из государственных реестров, запросов в торгово-промышленные палаты Китая и Гонконга;

6. ведение переговоров с потенциальными партнерами из Китая;

7. подготовка и перевод документов, подписание контрактов;

8. подготовка товара к отгрузке (упаковка товара, технический перевод документации, логистика товара внутри Китая). Таможенное оформление;

9. отладка процессов, после пробной партии экспорта товара, закрепление позиций на рынке.

Для оценки конкурентной среды на рынке импортных товаров в Китае целесообразно использовать данные таможенной статистики Китая. Анализ таможенной статистики позволяет получить следующую информацию:

• объемы импорта – емкость рынка импортных товаров и количество ввезенного товара за исследуемый период по заданному таможенному коду;

• страны экспортеры и место России в общем списке импортеров;

• объем импорта по таможенным постам и какие регионы ориентированы на импорт;

• предприятия импортеры (адреса, телефоны, контактные лица), их форма собственности, региональная ориентация импорта, из каких стран осуществляется импорт предприятиями;

• способы доставки и регионы продаж.

Эта информация ложиться в основу принятия стратегических решений по экспорту в Китай. Кроме того, данные таможенной статистики позволяют выявить товары с конкурентными преимуществами, определить их ценовую политику.

Одна из проблем экспортёра в КНР – внутренние требования страны ввоза. Они отличаются на разных таможенных постах. Например, на посту в Суйфэньхэ требуется один пакет документов, а в Гуанчжоу – другой и т.п. Поэтому для получения информации о процедурах импорта в Китае необходимо обращаться к профессиональным брокерам в Китае, которые в дальнейшем помогут оформить необходимые таможенные операции.

При экспорте товара в Китай компания экспортер должна оплатить три типа налогов: НДС (17% на промышленные товары и 13% – на продукты питания), потребительский налог (ставка налога варьируется от 3% (мотоциклы) до 56% (сигареты)), таможенные пошлины (размер которых зависит от страны происхождения товара). Основой для расчета данных сборов является цена товара на условиях CIF, которая сложилась на момент пересечения товаром границы Китая, то есть помимо собственно стоимости товара добавляются транспортные расходы до границы Китая и страховку. Основных ставок импортной таможенной пошлины — две: обычная и преференциальная. Преференциальная ставка применяется при ввозе из стран, с которыми заключены специальные соглашения, например, из стран, входящих в ВТО. Таким образом, для ввоза из большинства стран используется льготная ставка импортной таможенной пошлины. Например, обычная импортная пошлина на пиломатериал составляет 30 %, тогда как преференциальная – 4%. Товары из РФ, как члена ВТО, облагаются льготными пошлинами. Ставку таможенной пошлины, а также ставку импортного НДС при экспорте товара можно определить по китайскому таможенному коду (HS code). Рассчитав все необходимые сборы, можно сформировать цену товара, прошедшего таможенную очистку. Расчеты по начисленным таможенным и другим обязательным сборам необходимо проводить до того, как груз покинет таможенный пункт.

При экспорте товара в Китай важно подготовить продукцию для ее ввоза. Это могут быть различные упаковки и наклейки с информацией о товаре на национальном языке. Российский поставщик несет на себе ответственность за сертификацию и качество продуктов, которая проводится Генеральной администрацией по контролю над качеством, осмотру и карантину КНР (AQSIQ). Поставщик отдельно оплачивает 500 юаней за регистрацию каждого стикера продукции и 500 юаней за лабораторный анализ 1 вида продукции.

Китайский потребитель ищет информацию о товарах и услугах, используя китайские наименования торговых марок. В случае отсутствия китайского названия китайские покупатели не могут осуществлять поиск товара в Интернете. При переводе торговых марок на китайский язык необходимо учитывать, что восприятие китайских потребителей имеет свои эстетические особенности. Успешные китайские названия торговых марок обеспечивают вербальную идентичность, привлекательную для местной целевой аудитории. Поэтому важно придумать правильное название товара, учитывая особенности китайского менталитета.

При экспорте товара в Китай необходимо защитить авторские права. В противном случае при узнаваемости и востребованности вашего товара начнется его подделка.

К основным документам необходимым для экспорта относятся:

1. Таможенная декларация.

2. Внешнеторговый договор (контракт).

3. С 1 марта 2018 г. не надо в уполномоченном банке оформлять паспорт сделки, но экспортный контракт, превышающий сумму 6 млн. руб., должен быть зарегистрирован в банке и поставлен на валютный контроль.

4. Счет-фактура (инвойс, счет-проформа), отправляемая с товаром. Все данные должны совпадать с условиями контракта.

5. Товарно-транспортные документы (международная товарно- транспортная накладная CMR или коносамент).

6. При наличии экспортных пошлин – документ, подтверждающий оплату таможенных платежей по ставкам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.09.2013 г [1]. В таможенную стоимость обязательно включаются расходы на услуги посредников, упаковку, тару и др. Если их не учесть самостоятельно, таможенные органы сделают это за продавца.

В каждом индивидуальном случае список основных документов может дополняться и изменяться.
При экспорте товаров у российского продавца появляется право вернуть ранее уплаченный НДС от 10 до 18% в зависимости от товара. Возмещение НДС экспортного груза осуществляется в следующей последовательности: получение оплаты товара, валютный контроль сделки, подготовка документов для возмещения НДС по экспорту товаров из России, передача в налоговые органы документов для возмещения НДС согласно ст. 165 НК [4].

Чтобы «не замораживать» собственные средства в виде «экспортного НДС», специалисты советуют для крупного предприятия открыть отдельное юридическое лицо для возмещения НДС из бюджета и наладить взаимодействие с налоговыми и таможенными государственными органами, а также документооборот с иностранным партнером. Для компаний малого и среднего бизнеса, когда еще не до конца понятны перспективы выхода на внешний рынок лучше обратиться в фирму, которая давно и успешно занимается экспортом, чтобы избежать дополнительных расходов и ошибок, а также камеральной проверки, проводимой налоговыми органами.

И в заключение, перед подписанием контрактов с китайскими предпринимателями надо обязательно проверить партнера, составить грамотный договор, продумать схему платежей, одним словом, разработать систему управления рисками. Критерии оценки благонадежности контрагентов в Китае: репутация компании и отзывы в Интернете; проверка уставных документов, реквизитов, задолженностей по уплате налогов, арбитражные дела; деловая активность компании, количество сделок за прошедший год, суммы сделок с контрагентом, срок поставки товара. Систему проверки благонадежности и местонахождение китайских компаний можно найти в интернете(http://sd.gsxt.gov.cn/index.html) и в поисковой системе baidu.com. Кроме того, можно использовать Российские онлайн- сервисы www.egrul.ru или www.kontragenta.net. С их помощью в онлайн- режиме можно запрашивать информацию и документы компаний в более чем 150 странах мира.

 

Список литературы

1. Постановление Правительства РФ от 30.08.2013 N 754 “Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств – участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»
2. Годовой обзор состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности Китайской Народной Республики в 2017 году. Торговое представительство Российской Федерации в Китайской Народной Республике. Пекин, 2018 г. 157 с.
3.Экспорт и импорт в Китай. Аналитика за 2017 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru-stat.com/analytics/4100
4.Рекомендации по экспорту российских продуктов питания в КНР.
Торгово-промышленная палата Московской области [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://mosobl.tpprf.ru/ru/special/moric/materialy-po- podderzhke-ved/rekomendatsii-po-eksportu-rossiyskikh-produktov-pitaniya-v- knr/.

Источник: Научно-практический журнал «Социогуманитарный вестник» № 1(18). 2018.

Просмотров: 3

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code