КУПЛЯ, ПРОДАЖА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВПОСРЕДСТВОМ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ СЕТИ ИНТЕРНЕТ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.П.Иванов

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам купли, продажи, использования и технического обслуживания транспортных средств посредством платежной системы с применением сети Интернет в эпоху цифровизации экономической деятельности.

Ключевые слова: ГИБДД, РФ, Таможенный союз, ЭПТС, ЭПСМ, ПТС, ПСМ, Электронный паспорт технического средства, электронный договор, смарт-контракт, технология.

 

Согласно статистическим сведениям Ассоциаций европейского бизнеса «AEB», в октябре 2018 г. на территории Российской Федерации продано порядка 160 тысяч автомототранспортных средств, в целом же за прошедшие 10 месяцев реализация транспортных средств составила порядка 1,4 миллионов экземпляров . По данным Государственной инспекции безопасности дорожного движения Российской Федерации, похищено 22 тысячи автомобилей и около 21 тысячи были похищены и найдены . Угнанные транспортные средства реализуются по двум основным направлениям:

1. Разбор автомобиля в целях продажи по запчастям.

2. Дальнейшая перепродажа.

Основным подспорьем злоумышленников, действующим в целях перепродажи, является подделка документов на транспортные средства, таких как:

1. Государственные регистрационные знаки (далее ГРЗ).

2. Паспорт транспортного средства.

3. Свидетельство о регистрации транспортного средства.

4. Изменение заводского VIN-номера и номерных агрегатов кустарным способом.

Прогресс в области информационных технологий позволил государственной инспекции применить на практике создание электронного документооборота и электронной базы данных транспортных средств на основании Приказа МВД России от 26.06.2018 № 399 «Об утверждении правил государственной регистрации автомототранс- портных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, образца бланка свидетельства о регистрации транспортного средства и признанием утратившим силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных положений нормативных актов МВД России» и «Соглашения о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов», заключенного в г. Москве 15.08.2014 и последняя редакция от 11.11.2015. Таким образом на территории государств – членов Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, основываясь на «Договоре об учреждении Евразийского экономического сообщества» от 10 октября 2000 г., «Договоре о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза» от 6 октября 2007 г., «Договоре о Евразийской экономической комиссии» от 18 ноября 2011 г., в целях создания условий для обеспечения свободного обращения транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники на единой таможенной территории Таможенного союза и определения порядка оформления паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств) и паспортов самоходных машин и других видов техники по единым формам согласились в ст. 1 о применении электронных паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники, оформляемых на транспортные средства (шасси транспортных средств), самоходные машины и другие виды техники, подлежащие государственной регистрации на территориях государств Сторон. Также в соглашении используются следующие термины :

1. Администратором систем электронных паспортов транспортных средств (далее ЭПТС) и электронных паспортов самоходных машин (далее ЭПСМ) и других видов техники является организация с функцией координации действий по проектированию систем ЭПТС и ЭПСМ и других видов техники, включая: ввод в эксплуатацию; эксплуатацию; оптимизацию производительности; обеспечение и контроль доступа; обеспечение безопасности; отслеживание вопросов технического обеспечения этих систем; взаимодействие с участниками систем и органами власти; включение в эти системы новых участников, а также инициирование мер, необходимых для гармонизации законодательства.

2. Под системами ЭПТС, ЭПСМ и других видов техники понимаются структурированные комплексы, включающие в себя: вычислительное и коммуникационное оборудование; программное обеспечение; лингвистические средства; информационные ресурсы; системный персонал и взаимодействующих по установленным в этих системах правилах участников и пользователей, а также реализующие информационную технологию выполнения установленных функций этих систем.

3. ЭПСМ и других видов техники – паспорт самоходной машины и других видов техники, оформленный в системе электронных паспортов самоходных машин и других видов техники в порядке, установленном в соответствии с настоящим Соглашением.

4. ЭПТС – паспорт транспортного средства (паспорт шасси транспортного средства), оформленный в системе электронных паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств) в порядке, установленном в соответствии с настоящим Соглашением.

На основании соглашения и Приказа МВД № 399 от 26.06.2018, ГИБДД России с 7 октября 2018 г. «бумажный» паспорт технического средства выдаваться будет в особых случаях, полный отказ от старого формата ПТС и переход на ЭПТС будет произведен в ноябре 2019 г. Данная мера позволяет исключить возможность подделки документов злоумышленниками, упрощает процедуру регистрации транспортных средств и их проверки в реальном времени сотрудниками полиции. Все большее развитие телекоммуникационных систем способствует выявлению нарушителей правил дорожного движения. Создание платформы электронного полиса об обязательном страховании автогражданской ответственности (далее Е-ОСАГО) позволит исключить теневой оборот и подделку полисов страхования, соответственно снизит риски автовладельцев по выплатам причиненного ущерба в дорожно-транспортном происшествии. Полис можно будет заключить на сайте страховой компании, оплатить банковской картой по сети Интернет и получить на указанную почту Е-ОСАГО. Подобная возможность у российских автолюбителей появилась 4 сентября 2018 г. ГИБДД, в свою очередь, предложила установить на дорогах общего пользования аппаратно-программные комплексы (далее АПК) с возможностью идентифицировать ГРЗ и поиском в автоматическом режиме в базе Е-ОСАГО страхового полиса. В случае отсутствия страхового полиса, в автоматическом режиме составляется протокол о фиксации правонарушения в соответствии с ч. 2 ст. 12.37 «Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195- ФЗ (ред. от 30.10.2018) и наказывается штрафом в размере восьмисот (800) рублей. Однако, согласно ч. 1 ст. 12.37 «Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.10.2018) использование транспортного средства водителем, не указанным в страховом полисе, наказывается штрафом в размере пятисот (500) рублей. Стоит отметить вопрос регулирования, связанный с проблемой идентификации водителя в автоматическом режиме АПК. Управлять транспортным средством может другой водитель, не указанный в полисе ОСАГО, но штраф выписан не будет по причине имеющегося страхового полиса ОСАГО на транспортное средство. Выявить подобное правонарушение может только сотрудник полиции. Еще одним шагом по борьбе с «черным» рынком транспортных средств является установка на все имеющиеся АПК вычислительного модуля, который в автоматическом режиме реального времени отслеживает ГРЗ на предмет дублирования его в разных местах. Целью такого модуля является систематический анализ всех проезжающих транспортных средств и выявление транспортных средств с идентичными ГРЗ, т.е. два и более транспортных средства с одним ГРЗ двигаются в разных местах в схожее время. Программный модуль выявляет подобные транспортные средства и сообщает оператору о подозрительных транспортных средствах. Далее сотрудниками полиции проводится проверка поступившей информации в установленном порядке. Подобный модуль усложнит действия злоумышленников, исключит использование подобного транспортного средства в реальной жизни.

Еще одним шагом в использовании транспортного средства является цифровизация технического осмотра транспортного средства и внесение его в электронную базу данных. Таким образом, владельцы транспортных средств, находящиеся на пункте технического осмотра, обязаны предоставить идентификационные данные о ТС, такие как: VIN номер, ГРЗ, серию и номер ПТС или ЭПТС, данные о полисе ОСАГО. В будущем при проверке сотрудниками полиции на дорогах Российской Федерации достаточно будет ввести ГРЗ либо иные сведения о ТС (VIN-номер), данные водительского удостоверения и произвести следующие действия: проверить полис ОСАГО или выявить его отсутствие, или неуказанного в нем водителя; произвести анализ выявленных нарушений ПДД, составленных как на водителя, так и на ТС; проверить действие диагностической карты; выявить транспортное средство, находящееся в розыске.

Направленные действия органов власти, принимаемые законодательные и локальные нормативно-правовые акты, позволяют снижать уровень преступности, повышать тем самым безопасность на дорогах страны, поддерживать и повышать социальную ответственность граждан.

В последующем покупка транспортных средств при помощи сети Интернет станет проще и доступнее. Выбранное транспортное средство бывшее в употреблении, размещенное в объявлении на интернет- ресурсе купли/продаж, можно проверить, «не выходя из дома» по ряду критериев:

1) когда и где ТС было произведено;

2) когда и где ТС было ввезено на территорию РФ;

3) соответствие VIN-номера с ГРЗ и указанным владельцем;

4) реальный пробег, благодаря диагностической карте;

5) наложенные на ТС аресты банками и иными организациями;

6) дополнительно возможно проверить наличие полиса ОСАГО, в целях понимания реального использования ТС.

С новыми транспортными средствами покупка транспортных средств при помощи сети Интернет доступна у некоторых официальных представителей с использованием конфигуратора, однако требуется личное присутствие в офисе дилера в целях подписания документов о заказе ТС. С развитием технологий данное появление у официального представителя перестанет быть необходимым. Предполагаю также размещение дилерами информации на портале в сети Интернет об имеющихся ТС на складах с указанными комплектациями, ценами. Метод фильтрации желаемого оборудования и комплектации упростит выбор покупателем ТС, а его оформление посредством заявки на определенное ТС по сети Интернет и внесения предоплаты посредством интернет-платежа вовсе исключит необходимость общения и появления у официального дилера. Подать заявку для осуществления банковской операции по кредитованию можно уже в настоящее время, а добавление функции отправки одобрения в офис официальному дилеру по сети Интернет позволит ускорить процедуру оформления ТС, его выдачу и снизит финансовые риски дилеров, связанных с доставкой ТС со склада на территорию офиса.

Подобный процесс возможно перевести на технологию блокчейн, подразумевающую процесс в автоматизированной среде. Данная технология снизит бумажный документооборот, затраты, повысит качество оказываемых услуг и покупательскую способность. Весь процесс можно составить следующим образом: Покупатель на интернет- портале официального представителя находит желаемую модель и комплектацию, указывает желаемое дополнительное оборудование и дополнительное дооснащение ТС, в автоматическом режиме на 1 час ТС бронируется за покупателем, пока приобретатель отправляет с портала в выбранный банк заявку на кредит, и в случае одобрения информация в полном объеме поступает в выбранный офис. Далее при получении ТС на территории офиса дилера или доставки ТС по адресу покупателя, по подписанию электронного договора купли-продажи, средства со счета банка в автоматическом режиме в течении суток поступают на счет официального дилера. Данная схема возможна на практике и без кредитного договора, при 100 % погашении выставленного счета официальным представительством посредством интернет-платежа.

Таким образом, развитие цифровых технологий влечет развитие цифровой экономической деятельности и снижение рисков, преступных экономических схем.

 

Библиографический список

1. Приказ МВД России № 399 «Об утверждении правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, образца бланка свидетельства о регистрации транспортного средства и признанием, утратившим силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных положений нормативных актов МВД России» от 26.06.2018.
2. Соглашения о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов. 15.08.2014.
3. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества. 10 октября 2000 г.
4. Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза. 6 октября 2007 г.
5. Договор о Евразийской экономической комиссии. 18 нояб. 2011.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.10.2018).
7. Ассоциация Европейского Бизнеса «АЕБ». http://www.aebrus.ru
8. http://гибдд.рф

Источник: Научно-информационный журнал “Вестник Международного юридического института” № 3 (66) 2018

Просмотров: 5

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code