К ВОПРОСУ ХЕДЖИРОВАНИЯ ЦЕНОВЫХ И ВАЛЮТНЫХ РИСКОВ УГОЛЬНОГО БИЗНЕСА

О.В. Жиронкина,к.пед.н., доцент, доцент кафедры гуманитарных дисциплин
А.В. Казанцев
Кемеровский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова

В статье рассмотрен опыт осуществления сделок хеджирования в России, представлены примеры инструментов хеджирования ценовых и валютных рисков российской угольной компании-экспортера.

Ключевые слова: хеджирование, ценовые и валютные риски, угольный бизнес, бизнес-риски, «финансомика»

 

Неопределенности и риски, сопутствующие бизнесу, являются одной из характеризующих его черт. Бизнес-риски – это риски, на которые идет сама компания (бизнес-структура) для достижения бизнес-целей, а также риски, которым компания может быть подвержена извне и/или изнутри. Добыча угля всегда считалась отраслью с высоким уровнем риска уже в силу применяемых технологий и механизмов, сильнейшего воздействия на окружающую среду, серьезных социальных рисков. В текущих условиях, когда российский угольный бизнес функционирует в рамках главенства экспортно-ориентированной модели развития, значительная часть рисков формируется в конкурентной рыночной среде. Следовательно, управление ценовыми и валютными рисками приобретает для угольных компаний особое значение.

В бизнесе под риском понимается вероятность потерь ресурсов, снижение уровня доходов или возникновение дополнительных расходов. Общепринятой классификации рисков не существует, компании стараются систематизировать риски в зависимости от их влияния на эффективность бизнеса. Основные риски угледобывающей компании можно представить таким образом (составлено авторами на основе [1, 150]):

– внутренние риски (производственно-технологический риск, экологический риск, геологический риск, финансовый риск, природный риск);

– внешние риски (рыночный риск, валютный риск, политический риск, внешнеэкономический риск, конкурентный риск).

Из всего перечня рисков, присущих экспорту угля, можно выделить два риска – цены на уголь и курс резервных валют к российской валюте – управление, которыми практически отсутствует в современном угольном бизнесе в России. Между тем, ценовой риск – это объективное явление, присущее любому бизнесу, а его экономическая природа определяется непосредственным влиянием на формирование конечных финансовых результатов бизнеса. Ценовой риск может сопровождаться как доходами, так и потерями для бизнеса. Важно уметь оценивать неблагоприятность последствий такого рода рисков, понимая, что ценовой риск обладает вариабельностью уровня. Валютный риск возникает при купле-продаже иностранной валюты в условиях отсутствия в стране фиксированных валютных курсов. Сейчас курсы большинства мировых валют, включая российский рубль, являются плавающими. Валютный риск несет угрозу финансовых потерь для бизнеса: резкие колебания валют, если не применять специальные инструменты, могут привести к невыгодности ранее, казалось бы, очень выгодных сделок.

Процесс управления ценовыми и валютными рисками называется в практике хеджированием. Оно может преследовать следующие цели [2, 38]: минимизировать риск, максимизировать ожидаемую доходность, максимизировать ожидаемую полезность, то есть максимизировать ожидаемую доходность с учетом риска.

Таблица 1
Основные характеристики ценовых и валютных рисков российской угольной компании-экспортера

Существует множество инструментов хеджирования, которые могут, в частности, минимизировать риск снижения цены на уголь или снижение курса доллара по отношению к рублю, начиная от обычных форвардных контрактов и заканчивая сложными опционными стратегиями такими, как Put Spread или Collar. Важно четко понимать, что именно хочет получить компания в результате применения того или иного инструмента. Каждый из них имеет свои уникальные особенности и дает максимальный эффект при использовании в определенных обстоятельствах.

Таблица 2
Примеры инструментов хеджирования ценовых и валютных рисков российской угольной компании-экспортера

Учитывая экспортно-ориентированную модель функционирования угольного бизнеса в России, представляется целесообразным разработка и применение компаниями-экспортерами политики хеджирования ключевых ценовых и валютных рисков.

Предлагаем на рассмотрение следующую концепцию «дорожной карты» проведения сделок хеджирования в угольной компании.

Первый этап: определяются контрагенты для проведения сделок хеджирования (например, коммерческие банки, с которыми заключено генеральное соглашение о срочных сделках на финансовых рынках (RISDA)).

Второй этап: компания определяет возможность заключения соглашений о маржинальности или любых иных соглашений, подразумевающих заключение маржинальных сделок с производными финансовыми инструментами (ПФИ), в каждом конкретном случае. Для окончательного принятия решения по каждой сделке составляется «портфель сделки».

Третий этап: документальное оформление и учет хеджирования. Должны быть аргументированные доказательства правомерности отнесения ПФИ в качестве сделок хеджирования.

Особое место в «дорожной карте» отводится расчету эффективности хеджирования. Эффективным считается хеджирование, которое приводит к равнозначному изменению стоимости хеджируемой статьи и стоимости инструмента хеджирования. Изменения справедливой стоимости хеджируемой статьи и справедливой стоимости инструмента хеджирования должны быть противоположенными. Хеджирование эффективно, если фактические результаты хеджирования находятся в диапазоне от 80% до 125%. Оценка эффективности хеджирования может быть фактически произведена и подтверждена в течение всего периода хеджирования данного риска. Не менее важно обосновать справедливую стоимость ПФИ. В заключении необходимо переоценить активы и обязательства по сделкам хеджирования. Стоимость активов и обязательств, возникших в сделках с производными финансовыми инструментами, выраженная в иностранной валюте, для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности подлежит пересчету в рубли по официальному курсу этой иностранной валюты к рублю, установленному Центральным банком РФ.

Впервые в практике угольного бизнеса в России модель хеджирования рисков была разработана и применена при реализации экспортных контрактов ПАО «Кузбасской топливной компании» (г.
Кемерово).

В настоящее время прослеживается устойчивая тенденция к росту финансовых рынков (валютных, фондовых, кредитных), оказывающих сильное влияние на всю сферу производства и торговли в мировой и российской экономике, что является следствием развивающейся финансовой экономики.
Рассмотренные в данном исследовании примеры инструментов хеджирования ценовых и валютных рисков российской угольной компании- экспортера подтверждают развитие «финансомики» в нашей стране. Понятие «финансомики» «введено в экономическую науку сравнительно недавно и связано, главным образом, с формированием модели «новой экономики» (неоэкономики) в большинстве западных стран, часто отождествляемой с развитием фондового рынка с упором на динамику акций компаний, функционирующих в сфере высоких, новейших технологий» [3,с. 23].

Таким образом, управление ценовыми и валютными рисками приобретает для угольных компаний особое значение, когда финансовые инновации, все чаще используемые российскими компаниями угольного бизнеса в последнее время, во многом подпитывают необходимость существенных сдвигов и ускоренного развития НТП в угольной промышленности, а появление финансовой экономики означает переход от финансового капитала к финансовой системе – самодостаточной и одновременно активно воздействующей на всю остальную экономику.

 

Список литературы

1. Воробьев С. Н. Управление рисками в предпринимательстве / С. Н. Воробьев, К. В. Балдин. – 4-е изд., испр. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2015. – 482 с.
2. Буренин А.Н. Фьючерсные, форвардные и опционные рынки. – М.: Тривола, 2016. – 232с.
3. Кудряшова И.А., Остапенко И.Н. К вопросу формирования «финансомики» в России //Проблемы социально-экономического развития Сибири, 2016, №2 (24), с.23-29.

Источник: Научно-практический журнал «Социогуманитарный вестник» № 1(18). 2018.

Просмотров: 4

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code