СОЗДАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВ НЕ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПОСЛЕДСТВИЕ ОДНОГО ИЗ ПРОБЕЛОВ В ГРАЖДАНСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

О.О.Красильникова
С.А.Глотов, доктор юридических наук, профессор

Аннотация. В статье автор исследует пробел в законодательстве при создании обществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ и его последствия. Актуальность статьи определена значимостью для общественных и государственных интересов результата функционирования хозяйствующих субъектов. По результатам исследования предлагаются способы восполнения пробела.

Ключевые слова: создание, реорганизация, хозяйственные общества.

 

Несмотря на экономическую неопределенность, в России по- прежнему активно создаются новые хозяйственные общества. Наиболее популярны общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества.

Названные хозяйственные общества осуществляют деятельность в разных отраслях экономики. Это может быть сельскохозяйственное предприятие, строительная, страховая, торговая, производственная, банковская и иная организация. Их деятельность является предметом внимания обширного круга участников современных рыночных экономических отношений и государства, заинтересованного в результате функционирования хозяйствующего субъекта. Это вполне объяснимо, поскольку именно данные хозяйственные общества в настоящее время олицетворяют собой экономический базис на рынке частного капитала.

Необходимо отметить, что пути создания хозяйственных обществ находятся также под пристальным вниманием ученых и юристов. Особое внимание уделяется проблемам реорганизации обществ. К наиболее значимым, с теоретической и исследовательской точек зрения, следует отнести работу А.В. Габова «Теория и практика реорганизации (правовой аспект)» , в которой автор детально осветил весь круг проблем института реорганизации, и монографию Т.А. Нуждина «Комбинированная реорганизация коммерческих организаций: Монография» , посвященную исследованию правоотношений, связанных с проведением комбинированной реорганизации коммерческих организаций. Также нельзя не отметить работу А.П. Кузнецова и В.Н. Хохло- ва «Реорганизация должника как способ ухода от возврата задолжен- ности» . Авторами анализируются случаи реорганизации предприятия в форме выделения в целях ухода от возврата долгов, предлагаются способы защиты прав кредиторов при выявлении недобросовестных действий должников.

Хозяйственные общества могут быть созданы путем учреждения вновь и реорганизации существующего юридического лица (слияния, разделения, выделения, преобразования) по решению учредителей (учредителя). Особенности учреждения акционерных обществ с участием иностранных инвесторов могут быть предусмотрены федеральными законами. Как граждане, так и юридические лица могут учредить хозяйственное общество. Каких-либо особых, специальных норм и требований к учредителям и участникам общества законодатель практически не установил.

В соответствии с п. 2 ст. 88 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) общество с ограниченной ответственностью может быть учреждено одним лицом или может состоять из одного лица, в том числе при создании в результате реорганизации. Обществом признается созданное одним или несколькими лицами хозяйственное общество. Данная норма установлена п. 1 ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ (в ред. от 08.06.2018) «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО) .

В п. 2 ст. 88 ГК РФ и ст. 7 Закона об ООО установлено, что общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Законодателем не установлены ограничения минимального числа учредителей общества с ограниченной ответственностью, но установлен максимальный предел учредителей – пятьдесят человек. При превышении данного предела общество в течение года должно преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив. В силу п. 6 ст. 98 ГК РФ акционерное общество может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения одним акционером всех акций общества. Но оно не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица, если иное не установлено законом. Акционерное общество может быть реорганизовано в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования в общество с ограниченной ответственностью.

В гражданском законодательстве допускается так называемая «комбинированная реорганизация» – совмещенная реорганизация (сочетание различных ее форм) и смешанная реорганизация (с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если ГК РФ или другим законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм) юридического лица.

При сравнительном анализе вышеприведенных норм прослеживается значимый пробел – законодателем не установлен максимальный предел количества создаваемых обществ с ограниченной ответственностью одним лицом. Анализируя нормы создания акционерных обществ также выявляется отсутствие на законодательном уровне ограничения по количеству создаваемых одним лицом хозяйственных обществ.

Отсутствие ограничения на законодательном уровне к максимальному пределу количества создаваемых обществ одними и теме же лицами и каких-либо особых ограничительных требований к учредителям и участникам общества, акционерам, порождает создание не законопослушными лицами многочисленного количества обществ, так называемых «пустышки» или «однодневки», с противоправной целью – уклонения от возврата задолженности, кредитов, возврата налоговых вычетов, уклонения уплаты налогов и впоследствии преднамеренного банкротства или ликвидации по решению налогового органа. Государство при этом не получает в бюджет налоги, несет финансовые затраты и временные ресурсы на ведение реестра юридических лиц, выполнение судами и налоговыми органами действий, предусмотренных законодательством при банкротстве и ликвидации хозяйственных обществ.

При проведении исследования информации раздела «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа» официального сайта Федеральной налоговой службы (https://service.nalog.ru) была установлена схожая цепочка создания юридических лиц. А именно, несколько физических и юридических лиц создали ООО «Альфа-НН» и ООО «Консул-Аудит». ООО «Консул -Аудит» учредило ООО «Ильинка Плаза». А ООО «Альфа-НН» учредило ООО «Компания «Новый город». Впоследствии ООО «Ильинка Плаза» и ООО «Компания «Новый город» прекратили свою деятельность в связи с присоединением к ООО «Альфа-НН». Затем из ООО «Альфа-НН» было выделено ООО «Компос», а ООО «Альфа-НН» переименовано в ООО «ГЕО» и через некоторое время признано судом банкротом. ООО «Компос» было также реорганизовано. Из него было выделено шесть обществ – ООО «Крис», ООО «Алмаз», ООО «Вереск», ООО «Эгида», ООО «Вига», ООО «Вигонь», с передачей и разделением между ними в равных долях недвижимого имущества реорганизованного юридического лица. Более того, учредителями последних шести обществ было создано ООО «Лето», которое, в свою очередь, стало учредителем ООО «Спутник».

Как правило, при таких схемах создания хозяйственных обществ применяют разные системы налогообложения, тем самым «уходят» от уплаты налогов или возврата налоговых вычетов. Недвижимое имущество, дебиторскую задолженность передают правопреемнику, а долги оставляют реорганизованному обществу.

По результатам проведенного мониторинга, изучения и анализа статистической информации на официальных сайтах Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Федеральной налоговой службы, а также статистических данных, представленных на официальном сайте Агентством правовой информации, установлены статистические сведения о количестве преступлений экономической направленности, а также количестве созданных юридических лиц, в том числе путем реорганизации, прекративших свою деятельность в порядке банкротства и в связи с исключением по решению регистрирующего органа из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ). Для лучшего понимания полученной информации представим следующие таблицы.

Таблица 1
Количество зарегистрированных правоохранительными органами преступлений экономической направленности по данным, размещенным на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации (https://genproc.gov.ru/)

На примере сведений по трем субъектам Российской Федерации видно, что за последние три года не наблюдается существенного снижения количества преступлений экономической направленности. Безусловно, в вышеприведенные статистические данные входят не только экономические преступления, связанные с преднамеренным банкротством, уклонением от уплаты налогов, но и другие преступления. Уголовным законодательством предусмотрена ответственность за незаконное образование (создание, реорганизацию) юридического лица и использование незаконных документов для этого. В частности, ответственность за их совершение предусмотрена ст. 170.1, 173.1, 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ)1. Эти преступления также отнесены законодателем к преступлениям в сфере экономической деятельности.

По статистическим данным, представленным Агентством правовой информации на официальном сайте (http://legalpress.ru), за период 2016-2017 гг. количество осужденных составляет: по ст. 170.1 УК РФ – 58 человек за 2016 г., 78 человек за 2017 г.; по ст. 173.1 УК РФ – 17 человек за 2016 г., 96 человек за 2017 г.; по ст. 173.2 УК РФ – 100 человек за 2016 г., 680 человек за 2017 г. Таким образом, всего лишь за 1 год в несколько раз увеличилось количество лиц, осужденных за незаконное образование (создание, реорганизацию) юридического лица и за незаконное использование документов для образования (создания реорганизации) юридического лица.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 03.10.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2018) // СПС Консультант Плюс. http://www.consultant.ru// (Дата обращения: 14.10.2018).

Таблица 2
Количество юридических лиц, зарегистрированных за период 2014 – 2017 гг. в Российской Федерации, по статистической налоговой отчетности, размещенной на официальном сайте Федеральной налоговой службы (https://service.nalog.ru)

В результате исследования и анализа выше приведенных сведений установлено, что по состоянию на 1 января 2018 г. только за последние 4 календарных года в нашей стране было создано 1709221 обществ с ограниченной ответственностью. Из них было создано 1677624 путем учреждения и 31624 путем реорганизации. Показатели создания акционерных обществ, за приведенный период, менее внушительные. Было создано всего 6149 акционерных обществ, из них 4722 путем создания и 1427 путем реорганизации. Более две трети акционерных обществ, из общего числа созданных, были созданы до 1 июля 2002 г. Показатели можно было бы отнести к положительной динамике, но статистические сведения количества хозяйственных обществ, прекративших свою деятельность за тот же отчетный период, свидетельствуют об обратном.

Таблица 3
Количество юридических лиц, прекративших свою деятельность в Российской Федерации, по статистической налоговой отчетности, размещенной на официальном сайте Федеральной налоговой службы (https://service.nalog.ru)

За рассматриваемые отчетные периоды в совокупности прекратило свою деятельность 1861468 обществ с ограниченной отвественностью (из них по решению налогового органа 1507968) и 92212 акционерных обществ (из них 55866 по решению налогового органа), что в основном связано с «чисткой» налоговым органом реестра юридических лиц от так называемых «фирм однодневок» или в нормативной терминологии – юридического лица, созданного без цели занятия хозяйственной деятельностью.

Резюмируя вышесказанное и обобщая приведенные статистические данные, следует признать, что проблема создания хозяйственных обществ актуальна до настоящего времени как для общества, так и для государства. Разница между количеством созданных и прекративших деятельность составляет всего 152247 обществ. Таким образом, можно сделать вывод, что более чем 1,5 миллиона хозяйственных обществ было создано не в целях ведения хозяйственной деятельности, а в целях лжепредпринимательства. Как следствие, государство недополучило в консолидированный бюджет Российской Федерации установленные налоги и сборы, что является негативным экономическим фактором, влияющим в целом на объем финансовых ресурсов страны, поскольку налоги – главный источник доходов государства. В связи с этим для устранения пробела в законодательстве и в целях соблюдения как частных, так и публичных интересов представляется необходимым на законодательном уровне ввести ограничения по количеству создания хозяйственных обществ одним лицом, а также ввести дополнительные ограничительные требования к данным лицам, предоставить налоговому органу дополнительный инструмент для усиления контроля за создаваемыми хозяйственными обществами.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) [Электронный ресурс] (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) // СПС КонсультантПлюс. http://www.consultant.ru/
2. Федеральный закон от 08.02.1998 №14-ФЗ (в ред. от 08.06.2018) «Об обществах с ограниченной ответственностью» // ЭПС Система ГАРАНТ http://www.garant.ru/
3. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ (в ред. от 19.07.2018) «Об акционерных обществах» // ЭПС Система ГАРАНТ http://www.garant.ru/
4. Габов А.В. Теория и практика реорганизации (правовой аспект). – М.: Статут, 2014.
5. Нуждин Т.А. Комбинированная реорганизация коммерческих организаций: Монография. – М: Юстицинформ, 2018.

Источник: Научно-информационный журнал “Вестник Международного юридического института” № 4 (67) 2018

Просмотров: 7

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code