КРЕАТИВНОСТЬ И КУЛЬТУРНЫЙ ПРОДУКТ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА: АКТУАЛЬНЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Д. Н. Боровинская, кандидат философских наук

На основе подхода культурных индустрий в статье определены роль и место креативности в процессе производства культурного продукта индустрии туризма. Креативность, являясь сущностной характеристикой культурных индустрий, способствует формированию нового культурного продукта, соответствующего потребностям современного общества, в том числе и в индустрии туризма, где особое значение приобретает культурный, креативный виды туризма.

Ключевые слова: креативность, культурные индустрии, креативные индустрии, культурный продукт, индустрия туризма, антропологический подход.

 

Актуальность исследования обусловлена активным развитием культурных индустрий, которые вовлечены в производство и распространение продуктов, прямо или косвенно влияющих на наше понимание мира. К числу подобных продуктов относятся газеты, программы новостей, документальные фильмы и аналитические программы, а также развлечения, ориентированные на формирование нашей идентичности.

Специалисты в сфере экономики культуры выделяют несколько сегментов, составляющих основу культурных (креативных) индустрий. К их числу относят и туризм как индустрию, которая в основном действует вне культурной сферы и не включает искусство в традиционном его понимании, однако производит продукты, обладающие некоторым культурным содержанием.

В свою очередь, именно креативность с позиции подхода культурных, индустрий выступает как сущностный признак культурных товаров и услуг.

Проблематика исследования связана с тем, что в существующих исследованиях, ориентированных на раскрытие туризма как культурной индустрии современности, слабо обосновывается взаимосвязь со столь специфичной и многозначной характеристикой как креативность.

Более того, если следовать категоризации культурных товаров, которую предлагают современные исследователи, то на уровне формирования тура как культурного товара индустрии туризма сложно выявить специфику продукта индустрии туризма с позиции креативной составляющей.

В связи с этим для раскрытия и методологического осмысления специфики функционирования сферы туризма в современных условиях, целью нашего исследования является определение роли и места креативности в процессе производства и потребления культурного продукта индустрии туризма.

В соответствие с поставленной целью в работе намечено решение ряда задач. Во-первых, определить креативность как сущностную характеристику культурных (креативных) индустрий, способствующую формированию продукта. Во-вторых, выявить взаимосвязь туризма с культурными ин- дустриями современности. В-третьих, соотнести характерные черты производства культурных продуктов с продуктами индустрии туризма.

Креативность как сущностная характеристика культурных (креативных) индустрий

Сравнивая культурные индустрии с другими формами капиталистического производства, Н. Гарнэм выделяет такие отличительный черты как рискованность ведения бизнеса, наличие конфликта между креативностью и коммерцией, высокие затраты на производство и низкие затраты на воспроизводство продуктов индустрий, формирование полуобщественных благ и потребность создавать дефицит [13].

По мнению Д. Хезмондалша, культурные индустрии — это индустрии, напрямую связанные преимущественно с промышленным или полупромышленным способом производства. В качестве важного критерия подобных индустрий выделяется также формирование и распространение текстов. Более того британский исследователь утверждает, что культурные индустрии, являясь проводником экономических, социальных и культурных изменений, управляют креативностью и распространяют ее [5].

Креативность является движущей силой и источником инноваций. Используя вместо термина «искусство» термин «символическая креативность», Д. Хезмондалш утверждает, что она составляет основу ключевых и периферийных культурных индустрий. Автор преимущественно акцентирует своё внимание на так называемой индустриализированной символической креативности, отводя особую роль культурным индустри- ям, развитие которых обусловлено экономическим контекстом культуры [18].

В свою очередь, размышляя о культуре в функциональном смысле, а именно как о культурной деятельности, производящей товары и услуги, к числу характерных черт культурных товаров Д. Тросби относит то, что, во-первых, при своём производстве они требуют креативности, во-вторых, воплощают форму интеллектуальной собственности, в-третьих, передают символический смысл [36].

Взаимосвязь туризма с культурными индустри- ями современности

Наряду с такими индустриями, как кино, музыка, телекоммуникации, печать, видео- и компьютерные игры, реклама и интернет в современной зарубежной литературе представлена точка зрения, согласно которой туризм также является культурной индустрией [32].

Если следовать определениям культурных индустрий Д. Хезмондалша и Д. Тросби, то, безусловно, в широком смысле слова, современная сфера туризма предполагает многофункциональный и высокотехнологичный процесс, ориентированный на массовые объёмы производства товаров и услуг множества компаний и организаций, начиная от различных средств размещения, транспортных, страховых компаний и заканчивая предложениями концертных залов, филармоний, галерей современного искусства и т. д.

С позиции формирования и распространения текстов, то здесь большая роль в первую очередь отводится именно культурному туризму как неиссякаемому источнику культурных ценностей.

По мнению австралийского исследователя Д. Тросби, культурная ценность содержится в некоторых аспектах культурных феноменов и обладает рядом характеристик, как-то: аутентичная ценность (эстетические характеристики — красота, гармония); духовная ценность (религиозный контекст); социальная ценность; историческая ценность; символическая ценность; ценность подлинности [4].

В свою очередь, элементы творческой составляющей, как правило, наличествуют, в отдельных составляющих культурного продукта туристской индустрии. В связи с этим особое место в зарубежной литературе отводится именно феномену культурного туризма, который ориентирован на индивидуальные требования потребителей, например, таких как посещение культурных фестивалей или отдельных культурных достопримечательностей.

По мнению Д. Тросби, в специфическом смысле туризм и культура соединяются в нишевом рынке, который стал известен как «культурный туризм». При этом именно культурный туризм, по мнению австралийского исследователя, имеет наиболее тесные отношения с культурными практиками и образом жизни принимающих сообществ.

«Культурный туризм иногда рассматривается как средство, с помощью которого турист достигает уровня личной трансформации в результате своего визита в символически значимый пункт назначения» [35. P. 186].

Тесная взаимосвязь аспектов цивилизованного туризма, культуры и экономики подробно отражена преимущественно в работах американских учёных, широко использующих антропологический подход.

Среди основных задач исследований в той области выделяются: сущность, содержание и история развития культурного туризма [6; 7; 17; 21; 33], изучение базовых культурных контекстов туризма [9; 14; 23; 25], проблемы устойчивого развития туризма с точки зрения экологических особенностей, а также культурных [15; 22; 26; 39]. Устойчивый туризм направлен на сохранение и укрепление средовых и культурных аспектов, которые в первую очередь привлекают туристов. Отдельное место в исследованиях американских учёных отводится вопросам туризма и роли искусства в промышленности [24].

Общее, что объединяет исследования в рамках антропологического подхода, — это то, что в центре внимания становятся проблемы отношений «хозяин-гость», накладывающих свой отпечаток на формирование этнического и исторического самосознания людей.

Наряду с исследованиями в области культурного туризма в зарубежной литературе можно встретить работы, посвященные изучению креативного туризма [27—31].

Согласно Г. Ричардсону и К. Раймонду, креативный туризм — это туризм, который предлагает посетителям возможность развивать свой творческий потенциал через активное участие на курсах, семинарах и даёт возможность получения полезного опыта в местах отдыха [29].

Так, являясь разновидностью культурного туризма, креативный туризм предполагает использование новых форм туризма, которые включают некоторые особенности.

Во-первых, туристу предоставляются инструменты для развития собственного творческого потенциала. Во-вторых, потребитель услуг активно участвует в творческом процессе, и это даёт возможность для подлинного обмена и взаимодействия с местным населением и местной культурой. В-третьих, — это опыт. Творческий процесс может случиться где угодно, однако очень важна взаимосвязь с местной культурой. В-четвертых, концепция креативного туризма подразумевает уровень сотворчества или совместную работу между посетителями и местными жителями. Совместное создание охватывает новый объем знаний о том, как продукты, услуги производятся совместно с производителями и потребителями.

Характерные черты производства культурных продуктов индустрии туризма

Согласно современным подходам исследования, «креативность рассматривается как деятельность человека по созданию новых и общественно значимых продуктов или услуг. Особое место в развитии названного направления занимает подход культурных индустрий, предполагающий детальное и тщательное, поэтапное формирование критериев оценочной деятельности, необходимой до принятия окончательного решения по выпуску продукта» [1. С. 113].

В зарубежной литературе креативный продукт как экономический товар или услуга определяется через продукт, возникающий в результате творческого процесса, и обладающий экономической ценностью или стоимостью [19]. Согласно британскому исследователю Д. Хокинсу, творчество присутствует и на всех уровнях бизнеса — от управления компанией до разработки, брендирования и формирования отдельного продукта.

Создание культурных продуктов, как правило, — сложный многоуровневый процесс, в основе своей предполагающий активное использование нетрадиционных форм мышления, к числу которых относится и креативное мышление. Подобная ситуация обусловлена растущими запросами и требованиями современного общества. А также высоким уровнем конкуренции и риска, где не исключением является и индустрия туризма, которая сегодня представлена преимущественно бизнес структурами, производящими нематериальные товары. Это и различного рода стратегические альянсы (консорциумы, совместные предприятия) ведущих мировых авиакомпаний, предприятий размещения, питания и транснациональные корпорации, объединения, составляющие основу экономик многих развитых стран.

«Увеличение количества крупных предприятий частного сектора вызывает необходимость и увеличения конкурентоспособности на рынке, где главным капиталом, с экономической точки зрения, выступают специалисты с развитым креативным мышлением. Креативность становится основным источником конкурентного преимущества» [2. C. 50].

В свою очередь. многоуровневость процесса создания культурных продуктов индустрии туризма предполагает наличие нескольких этапов: создание (рождение замысла), воспроизводство (дублирование), распространение (маркетинг, реклама, дистрибьюция и оптовая продажа), розничная продажа. Каждая стадия имеет своё реальное воплощение. А использование всей совокупности заявленных этапов приводит к появлению нового продукта.

В процессе производства продукт индустрии туризма как товар наделяется количественными и качественными характеристиками, которые определяются его потребительной и меновой стоимостью.

Потребительная стоимость товара формируется исходя из его полезных свойств. Если обратиться к модели многоуровневого представления продукта Т. Левитта и Ф. Котлера [3], то ядром туристского продукта является фундаментальная польза (выгоды) или родовой продукт — основные потребности и их субъективно-социализированное отражение в виде желаний, которые будут удовлетворены в результате потребления данного продукта, и составляет основную причину, по которой он будет приобретен.

К одной из особенностей производства культурного продукта индустрии туризма также можно отнести и то, что его потребительная стоимость всегда опосредована интеллектуальным трудом.

Учитывая всю полноту и многообразие предоставляемых услуг в туризме, к их создателям могут быть отнесены все основные типы личности, предложенные Г. Гарднером: люди, решающие проблемы, создатели теорий, артистичные натуры и изобретатели, работники-энтузиасты и общественные активисты [11; 12].

Тогда как, если ссылаться на структуру проектных групп, предложенную Б. Райеном, то в число создателей могут входить: первичные креативные работники, технические работники, креативные менеджеры, маркетинговые работники, собственники и руководство, неквалифицированные и полуквалифицированные рабочие [34].

Характерной чертой отдельных продуктов индустрии туризма является также то, что они как товары и услуги — результат культурной индустрии — представляют собой совокупность экономических и культурных ценностей.

Экономические выгоды туризма подробно представлены в работах зарубежных исследователей [37; 38].

Ряд зарубежных авторов соотносят развитие креативности с получением прибыли, удовлетворением потребностей и интересов, что чаще всего провоцирует рациональное, осмысленное поведение людей в пользу экономически выгодного положения.

Данная точка зрения широко представлена в рамках современных подходов, основу которых составляют культурные индустрии [20], креативные индустрии [8; 16], креативный класс [10].

В свою очередь культурная ценность туризма широко раскрывается в современных исследованиях, предметом которых является культурный туризм.

Анализируя процесс производства культурных товаров индустрии туризма, стоит отметить, что в силу исторически сформированного представления, столь специфическая характеристика современности, как креативность в сфере культурного производства не может быть раскрыта исключительно рамках экономического или культурного аспектов. Ибо упор на формирование, например, только экономической ценности есть лишь половина истории.

Подводя итог, отметим, что создание продуктов культуры в индустрии туризма невозможно без такого сущностного признака современного производства как креативность. Это обусловлено, с одной стороны, природой самого продукта как результата творческого процесса, обладающего экономической ценностью или стоимостью. С другой — динамизмом социальных и культурных изменений, к числу которых относятся высокий уровень конкуренции и риска.

В свою очередь, сложность определения роли и места креативности в процессе производства и в дальнейшем в процессе потребления культурного продукта индустрии туризма зависит от его многоуровневости и многообразия форм. Современная сфера туризма предполагает многофункциональный и высокотехнологичный процесс, ориентированный на массовые объёмы производства товаров и услуг множества компаний и организаций.

Основной составляющей системы производства культурного продукта индустрии туризма является именно креативность как специфическая характеристика современности.

Список литературы

1. Боровинская, Д. Н. Процесс креативного мышления: проблемы исследования / Д. Н. Боровинская // Наука и бизнес: пути развития. — 2015. — № 11 (53). — С. 112—116.
2. Боровинская, Д. Н. Экономические и культурные основания креативности / Д. Н. Боровинская // Вестн. Томск. гос. ун-та. — 2014. — № 388. — C. 47—53.
3. Котлер, Ф. Основы маркетинга : пер. с англ. / Ф. Котлер. — М. : Прогресс, 1990. — 736 c.
4. Тросби, Д. Экономика и культура / Д. Тросби. — М. : Высш. шк. экономики, 2013. — 256 с.
5. Хезмондалш, Д. Культурные индустрии / Д. Хезмондалш. — М. : Высш. шк. экономики, 2014. — 456 с.
6. Bendixen, P. Cultural Tourism — Economic Success at the Expense of Culture? / Р. Bendixen // International Journ. of Cultural Policy. — 1997. — No. 4. — P. 21—46.
7. Boniface, P. Managing Quality Cultural Tourism / P. Boniface. — London : Routledge, 1995.
8. Caves, R. Creative Industries / R. Caves. — Cambridge : Harvard Univ. Press, 2000.
9. Chambers, E. Tourism and Culture: An Applied Perspective / E. Chambers. Albany : State Univ. Press of New York, 1997. — 221 p.
10. Florida, R. The rise of the Creative Class: And How It’s Transforming Work, Leasure, Community and Everyday Life / R. Florida. — New York : Basic. 2002.
11. Gardner, H. Creating minds / H. Gardner. — New York : Basic, 1994;
12. Gardner, H. Art, mind and brain / H. Gardner. — New York : Basic Books, 1982.
13. Garnham, N. Capitalism and Communication / N. Garnham. — London : Sage, 1990.
14. Goeldner, C. R. Tourism: Principles, Practices, Philosophies / C. R. Goeldner, R. Brent. — 9th ed. — Hoboken ; New York : John Wiley & Sons, 2003. — 606 p.
15. Harris, R. Sustainable Tourism: A Global Perspective / R. Harris, T. Griffin, P. Williams. — Oxford : Butterworth-Heinemann, 2002. — 311 p.
16. Hartley, J. Creative Industries / J. Hartley. — Oxford : Blackwell, 2004.
17. Herbert, D. T. Heritage, Tourism and Society / D. T. Herbert. — London : Mansell, 1995.
18. Hesmondhalgh, D. Media Production / D. Hesmondhalgh. — Maidenhead ; Milton Keynes : Open Univ. Press : The Open Univ., 2006.
19. Howkins, J. The Creative Economy: How people make money from ideas / J. Howkins. — London : Allen Lane : Penguin, 2002. — 288 p.
20. Capitalisme et Industries Culturelles / A. Huet, J. Ion, A. Lefebvre, B. Miege. — Grenoble : Presses Universitaires de Grenoble, 1978.
21. Ivanovic, M. Cultural Tourism / M. Ivanovic. — Riga : Juta and Company, 2009.
22. Judd, D. R. The Tourist City / D. R. Judd, S. S. Fainstein. — New Haven : Yale Univ. Press, 1999. — 340 p.
23. Kirchenblatt-Gimblett, B. Destination Culture: Tourism, Museums, and Heritage / B. Kirchenblatt- Gimblett. — Berkeley : Univ. of California Press, 1998. — 326 p.
24. Lippard, L. R. On the Beaten Track: Tourism, Art, and Place / L. R. Lippard. — New York : The New Press, 1999. — 182 p.
25. McKercher, B. Cultural Tourism / B. McKercher, H.Cros. — 2nd ed. — London : Routledge, 2015.
26. Mowforth, M. Tourism and Sustainability: New Tourism in the Third World / M. Mowforth, I. Mun. — London : Routledge, 1998. — 363 p.
27. Raymond, C. Creative Tourism New Zealand: The practical challenges of developing creative tourism / C. Raymond // Tourism, Creativity and Development / eds. G. Richards, J. Wilson. — London : Routledge, 2007. — P. 145—157.
28. Richards, G. Cultural Tourism: Global and local perspectives / G. Richards. — New York : Haworth Press, 2007.
29. Richards, G. Creative Tourism / G. Richards, C. Raymond. — ATLAS News. — 2000. — No. 23. — P. 16—20.
30. Richards, G. Developing Creativity in Tourist Experiences: A Solution to the Serial Reproduction of Culture? / G. Richards, J. Wilson. — Tourism Management. — 2006. — No. 27. — P. 1209—1223.
31. Richards, G. Tourism, Creativity and Development / G. Richards, J. Wilson. — London : Routledge, 2007.
32. Roberts, K. The Leisure Industries / K. Roberts. — Basingtoke : Palgrave Macmillan, 2004.
33. Robinson, M. Managing Cultural Resources for the Tourist / M. Robinson, N. Evans, P. Callaghan. — Newcastle : University of Northumbria, 1996.
34. Ryan, B. Making Capital from Culture: The Corporate Form of Capitalist Cultural Production / B. Ryan. — Berlin : Walter de Gruyter, 1992.
35. Shackley, M. L. Managing Sacred Sites: Service Provision and Visitor Experience / M. L. Shackley. — London : Thomson Learning, 2001. — 207 p.
36. Throsby, D. Economics and Culture / D. Throsby. — Cambridge : Cambridge Univ. Press, 2001. — 228 p.
37. Tribe, J. Economics of Leisure and Tourism: Environments, Markets and Impacts / D. Throsby. — Oxford : Butterworth-Heinemann, 1995.
38. Vellas, F., Becherel, L. International Tourism: An Economic Perspective / F. Vellas, L. Becherel. — London : Macmillan, 1995.
39. Weaver, D. Sustainable Tourism: Theory and Practice / D. Weaver. — Oxford : Elsevier Butterworth- Heinemann, 2006. — 240 p.

Источник: Вестник Челябинского государственного университета. 2017. № 13 (409). Философские науки Выпуск 4

Просмотров: 11

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code