РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНВЕРТЕР ИННОВАЦИЙ КАК ЭЛЕМЕНТ ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

Т.А.Жилина, кандидат экономических наук, О.В.Зубкова, доктор экономических наук, доцент

Отражена роль конвертера инноваций как структурного элемента общественного сектора экономики в рамках региональной инновационной системы. Описаны цели функционирования регионального конвертера инноваций. Предложены организационно-правовые формы в рамках существующего законодательства, в которых конвертер инноваций может осуществлять свою деятельность.

Ключевые слова: региональная инновационная система, инновационная активность, конвертер инноваций, общественный сектор экономики, некоммерческие организации.

 

Базовые вопросы инновационного развития России подробно раскрыты в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р . Основным направлением в социально- экономическом развитии является переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития, что позволит повысить конкурентоспособность отечественной экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и на этой основе задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния.

Формирование инновационной экономической среды означает превращение интеллекта, творческого потенциала, научной и технической идеи в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности наряду со значительным повышением эффективности использования природных ресурсов и производственного капитала. Источником высоких доходов становится не только возможность получения ренты от использования природных ресурсов, но и производство новых идей, социальных технологий и инноваций, поставщиками которых являются основные субъекты инновационной сферы (организации науки, бизнеса, частных НКО и государства).

Это, в свою очередь, предполагает формирование и трансформацию общественного сектора экономики, являющего связующим звеном и каналом между разработчиками инноваций (учеными, авторами идей) и покупателями (бизнесменами) новых технологий, а также направленного на ликвидацию «неэффективных ниш» рыночного механизма (информационная асимметрия, внешние эффекты, производство общественных благ и др.).

Особое место в структуре общественного сектора занимают некоммерческие организации. Концепции, доказывающие необходимость функционирования в экономической жизни общества некоммерческого сектора, стали появляться уже в конце 60-х гг. XIX в.. Возникли и начали широко обсуждаться вопросы о роли и месте в системе экономических отношений некоммерческих организаций. Только в 70-х гг. ХХ в. эта проблематика в странах Запада стала предметом общественных дискуссий и политических программ. Общепризнанной стала ключевая роль некоммерческих структур в становлении гражданского общества, необходимость поощрения их развития. Многие авторы отмечают, что уровень развития некоммерческих организаций зависит от степени зрелости рыночных отношений.

Некоммерческие организации как самостоятельные субъекты хозяйствования имеют ряд особенностей: заполняют неэффективные экономические «пробелы» предпринимательства; обладают диверсифицированными источниками финансирования своей деятельности, имея в некоторых случаях существенную финансовую поддержку государства; некоммерческое предпринимательство способствует усилению конкуренции на рынке.

В современных условиях производства границы между коммерческим и некоммерческим секторами становятся более подвижными и гибкими, что объясняет появление различных институциональных структур и форм их взаимодействия (ассоциации, союзы, объединения и др.).

Однако и государство заинтересовано в сотрудничестве с некоммерческим сектором, что объясняется следующими моментами. Во-первых, очевидна необходимость объединения и координации усилий государственного сектора с негосударственным некоммерческим сектором экономики. Целью создания большинства государственных некоммерческих организаций является решение социальных задач, которые не могут быть реализованы на коммерческой, рыночной основе, а существование некоммерческих структур обусловлено в первую очередь ограниченностью ресурсов государства и его неспособностью удовлетворять все более диверсифицирующиеся потребности членов общества. Во-вторых, взаимодействие государства с организациями некоммерческих структур обеспечивает повышение эффективности использования финансовых ресурсов общества. В ряде случаев негосударственные некоммерческие организации функционируют успешнее и экономичнее, чем государственные структуры аналогичной направленности. Это достигается более гибкой системой управления, способностью быстро адаптироваться к изменяющимся потребностям, определенной независимостью от решения вышестоящих государственных организаций.

В настоящее время в российской практике можно выделить следующие направления по взаимодействию некоммерческого сектора экономики с государством: предоставление льгот по уплате налогов, таможенных и других сборов и платежей; полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом; финансирование размещенных на конкурсной основе государственных или муниципальных социальных заказов, грантов и социальных программ, что позволяет сэкономить некоторый объем средств государственного бюджета; предоставление льгот по уплате налогов юридическим и физическим лицам, оказывающим материальную помощь НКО; предоставление льгот по уплате подоходного налога гражданам, получающим помощь от НКО.

В числе приоритетных направлений достижения устойчивого и динамичного развития экономики Челябинской области выбрано развитие инновационной деятельности региона на основе использования ее научно-технического потенци- ала [2], которое предполагает активное развитие инновационной инфраструктуры с включением организаций общественного сектора (НКО).

К базовым элементам, обеспечивающим перспективы развития инновационной системы региона и формирования организаций общественного сектора экономики, целью деятельности которых стало бы ускорение инновационного развития, следует отнести следующее: Правительством Челябинской области, которая является одним из первых регионов РФ, принявших закон о стимулировании инновационной деятельности, установлены региональные налоговые льготы для технопарков и инвестиционных проектов. В регионе существует более двухсот организаций, выполняющих научные исследования и разработки, действуют технопарки и бизнес-инкубаторы, парк индустриальных инноваций; представительство Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Тем не менее, существуют и определенные барьеры на пути повышения инновационной активности субъектов хозяйствования: неразвитость механизмов защиты интеллектуальной собственности; преобладание бюджетного финансирования всех форм научной деятельности; недостаточная скоординированность действий элементов инновационной инфраструктуры.

Формирование адекватной инновационной системы предопределяет и развитие, совершенствование, реорганизацию, модернизацию деятельности субъектов общественного сектора. Субъекты хозяйствования, региональные и государственные органы власти все больше осознают связь между эффективностью общественного сектора и общей производительностью национальной экономики. Как следствие, получают развитие инновационные инициативы, направленные на достижение высоких экономических показателей в период снижения темпов роста производства и обострения социально-экономических проблем.

Бурное развитие информационно-коммуникационных технологий способствует развитию новых методов администрирования, управления и производства товаров и услуг в общественном секторе. Это также привело к изменению роли, которую общественный сектор играет в генерировании роста в других секторах экономики.

Решению указанных выше проблем на пути повышения инновационной активности способствует создание такого элемента общественного сектора экономики в рамках региональной инновационной системы, как конвертера инноваций, выполняющего роль проводника от заказчика — потребителя инноваций — к исполнителю — создателю инновационных продуктов. Цели деятельности данного структурного элемента региональной инновационной системы зависят от двух групп факторов, формирующих стимулы к инновациям. В систематизированном виде они представлены в табл. 1.

Одной из подцелей регионального конвертера инноваций является актуализация системы мотивации к повышению инновационной активности. Под источниками инноваций понимают людей, которые формулируют и продвигают новые идеи. Важность правильного определения источников инноваций обусловлена необходимостью формирования эффективной системы стимулов к инновациям. В частном секторе основным стимулом к инновациям становится финансовое вознаграждение. В общественном секторе более приоритетным является формирование положительного имиджа организации, деловой репутации. Отчасти существование различных систем стимулов связано с тем, что в общественном и частном секторе существуют разные источники инноваций. В частном секторе разработчиком идеи, которая может стать инновацией, как правило, является организация-новатор. Если идея заимствуется из других организаций, то она адаптируется и внедряется заимствующей организацией самостоятельно. В общественном секторе идея, как правило, приходит из-за пределов организации: источниками могут выступить специализированные исследовательские институты, организации частного сектора, однако, в отличие от частного сектора, идея, как правило, не адаптируется внедряющей ее организацией самостоятельно. Для формирования банка идей и их адаптации к специфике конкретной деятельности и необходимо создание регионального конвертера инноваций как организации общественного сектора экономики. Конвертер инноваций, являясь некоммерческой организацией, не имеет своей целью извлечение прибыли (в качестве основной цели своей деятельности), но вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей основным целям. К основным целям деятельности регионального конвертера инноваций отнесем:

— активизацию персонала предприятий региона к повышению заинтересованности к инновационной деятельности;

— повышение заинтересованности руководителей и собственников предприятий (организаций) региона к созданию систем мотивации инновационной активности персонала;

— ликвидацию информационного провала и устранение «инновационной неграмотности» участников инновационного процесса;

— создание и поддержание в работоспособном состоянии базы инновационных идей и «запросов»;

— организацию и поддержку экспертных процедур по оценке инновационных идей и проектов;

— координацию и взаимодействие с другими участниками инновационных, социально- трудовых, организационно-управленческих процессов для обеспечения достижения национальных приоритетов и др.

Таблица 1
Факторы, влияющие на формирование инноваций

Для реализации данных целей организационно- правовая форма регионального конвертера инноваций должна предполагать возможность осуществления побочной коммерческой деятельности. Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана . Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и пр.

К подобным ОПФ некоммерческих организаций относятся: фонды, некоммерческие партнерства и автономные некоммерческие организации (АНО).

Учредителями некоммерческой организации в зависимости от ее организационно-правовых форм могут выступать физические и (или) юридические лица. Число учредителей некоммерческой организации не ограничено, может как сокращаться, так и увеличиваться в зависимости от «входа» или «выхода» конкретного участника инновационного процесса в/из деятельности регионального конвертера инноваций.

Таким образом, активизация инновационной деятельности в регионе зависит не только от производителя и потребителя инноваций, но и от организаций общественного сектора, которые осуществляют координационные, стимулирующие, информационные, маркетинговые функции.
Спектр целей и задач регионального конвертера инноваций не ограничивается представленными в статье и может актуализироваться в зависимости от появления новых участников инновационного процесса с их потребностями.

В рамках настоящего исследования и первой цели функционирования регионального конвертера инноваций — «активизация персонала предприятий региона к повышению заинтересованности к инновационной деятельности» — было проведено анкетирование производственного и управленческого персонала ряда предприятий Южного Урала. Для этого представителямданно- го персонала были выданы анкеты разного типа (табл. 2 и 3 соответственно).

Таблица 2
Анкета «Выявление проблем в производственной и управленческой деятельности предприятия и перспектив их решения»

Таблица 3
Анкета «Выявление проблем в производственно-хозяйственной деятельности предприятия и перспектив их решения»

Целью анкетирования, в первую очередь, было выявление степени заинтересованности персонала предприятий в выявлении и решении проблем текущей деятельности. Наибольший интерес представляли анкеты, в которых респондентами указывалось на возможность решения тех или иных проблем.

В табл. 4 представлен фрагмент результатов обработки анкет работников управленческого звена. На остальные, не представленные в табл. 4, вопросы респонденты № 1, 2, 3 ответили положительно, а № 2 указал в качестве мотивационного инструмента повышения инновационной активности еще не только премии, но и карьерный рост персонала.

В табл. 5 представлен фрагмент результатов обработки анкет производственных работников. Необходимо отметить, что если управленческие кадры «видят» проблему, то большая их часть старается определить направления ее решения.

Часть управленческих кадров, тем не менее, не рассматривает процедуру анкетирования в качестве перспективного направления к организационно-управленческим изменениям и не проявляет в достаточной мере серьезного к ней отношения. Производственный персонал большей частью демо- тивирован к решению проблем отсутствием роста заработной платы, не говоря уже о дополнительных механизмах мотивации, таких как премирование по результатам, авторские вознаграждения, четкая привязка передвижений по карьерной лестницы к достигнутым результатам деятельности.

Таблица 4
Фрагмент результатов обработки анкет работников управленческого звена

Таблица 5
Фрагмент результатов обработки анкет производственных работников

Тем не менее, даже такие результаты, которые мы видим в табл. 5, могут помочь руководству предприятия при формировании инновационной стратегии и при оперативном производственном управлении, поскольку позволяют выявить проблемы, которые управленческие кадры «не видят», «не хотят слышать» и т. п., то есть решается задача «ликвидации информационного провала». В продолжении исследования планируется на основе обработки всей совокупности анкет представить их результаты руководителям предприятий для реализации корпоративных проектов инновационного развития.

Источник: Научный журнал “Вестник факультета управления Челябинского государственного университета”. 2017. № 2

Просмотров: 11

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code