Юридическая техника как средство повышения эффективности правового регулирования общественных отношений

В.С.Бялт, кандидат юридических наук,
С.Н.Трипутин

Статья посвящена исследованию вопросов, связанных с ролью и значением юридической техники в системе правового регулирования общественных отношений. Авторы на примере анализа правотворчества и правоприменения некоторых нормативных правовых актов обосновывают методологическую значимость юридической техники с позиции повышения эффективности социального регулирования и укрепления авторитета права как важнейшего регулятора отношений в обществе.

Ключевые слова: юридическая техника, юридическая деятельность, правовое регулирование, средства, правила, приёмы, правотворчество, правоприменение.

Право, являясь одним из социальных регуляторов, играет доминирующую роль в системе регулирования отношений в обществе, что обусловлено определенными признаками права: непосредственная связь с государством, регулирование наиболее важных общественных отношений, распространение своего воздействия на всё общество, принятие права от имени всего общества. Однако следует отметить, что эффективность правового регулирования напрямую детерминирована исполнением и соблюдением определённых требований в процессе правотворчества, реализации и толковании норм права, т.е. выполнение определённых правил и требований юридической техники в процессе образования, реализации и интерпретации права выступает необходимым условием качественного и результативного регулирования отношений в обществе, что, в свою очередь, обусловливает повышение в последнее время научного интереса к исследованию юридической техники как отрасли правовых знаний [9; 10; 13; 15; 18; 19; 21-24; 26; 31].

В рамках дальнейшего построения в России правого государства и создания эффективного административно-правового механизма защиты прав и свобод граждан роль юриста как представителя особой профессии, безусловно, возрастает. Не случайно Президент Российской Федерации В. В. Путин подчеркивает важность совершенствования правовой работы в обществе и государстве как одного из основных элементов системы защиты прав и свобод российских граждан [5]. Таким образом, актуальность вопросов, связанных с рассмотрением значения юридической техники как важнейшей составляющей правовой работы, очевидна.

Значение термина «техника» определяется как «совокупность приёмов, применяемых в каком-нибудь деле, мастерстве» [20, с. 650]. В философии под техникой понимается «способ добиваться чего-либо, достигать, осуществлять» [29, с. 453].

В научной литературе встречаются различные определения понятия юридической техники [30, с. 366; 8, с. 215; 25, с. 15; 27, с. 396; 16, с. 16; 14, с. 50; 28, с. 368], из чего можно сделать вывод, что современная наука выделяет два основных подхода к пониманию юридической техники: узкий (документальный) подход, согласно которому юридическую технику можно условно представить как науку о составлении юридических документов, и широкий (деятельностный), в рамках которого юридическую технику понимают как правила ведения юридической работы и составления в процессе неё юридических документов.

Целесообразным с точки зрения раскрытия содержания юридической техники представляется деятельностный подход, который не ограничивает сферу юридической техники только приёмами составления юридических документов, а учитывает всю совокупность правил ведения юридической работы, без которых понимание юридической техники было бы неполным.

Проанализировав и обобщив различные мнения учёных-правоведов о сущности и назначении юридической техники, можно сформулировать следующее определение: юридическая техника – это система средств, правил и приёмов, при помощи которых осуществляется юридическая деятельность (правотворчество, интерпретация права, реализация права, правосудие и т. п.).

Далее попытаемся выявить значение юридической техники в системе правового регулирования социальных отношений на примере исследования правотворчества и правоприменения нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в области прохождения государственной службы.
Одним из правил юридической техники является ясность правового документа, предусматривающая, что документ должен быть составлен таким образом, чтобы быть понятным всем лицам, на которых он распространяется.

С нашей точки зрения, не совсем ясной является следующая формулировка одного из оснований увольнения сотрудников органов внутренних дел: «Контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел: в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел» [2, ст. 82].

Обозначенное основание увольнения затрагивает область нравственной оценки действий сотрудников органов внутренних дел. Несомненно, в отношении сотрудников органов внутренних дел нормы профессиональной этики носят деонтологический характер [6]. Тем не менее вопрос о соотношении правового регулирования и моральной оценки действий сотрудников органов внутренних дел с позиции увольнения их со службы в связи с совершением проступка, порочащего честь, по нашему мнению, не может быть решён однозначно и, безусловно, требует комплексного научного исследования в аспекте анализа правоприменительной практики, связанной с ограничением конституционного права на труд сотрудников органов внутренних дел.

Не в полной мере ясной и в некотором роде двусмысленной представляется статья федерального закона, предусматривающая увольнение в связи с утратой доверия государственных гражданских служащих:

«Гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:

1) непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

2) непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений:

3) участия гражданского служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом:

4) осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности;

5) вхождения гражданского служащего в состав органов управления, попечительских или наблю- . дательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и , действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации:

6) нарушения гражданским служащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» |3, ст. 59.2].

В данном случае законодателю следовало бы более ясно и понятно сформулировать указанную норму. чтобы исключить двусмысленность в толковании и неадекватность в ее применении, поскольку это связано с ограничением одного из консгитуционных прав российских граждан, а именно, права на труд.

При подготовке правового документа помимо ясности необходимо также учитывать такое правило юридической техники, как краткость, т.е. сокращение объёма документа, но, конечно же. ни в косм случае не в ущерб качеству правового документа. В связи с этим, на наш взгляд, предстааляется не вполне полной и точной формулировка основания увольнения со службы сотрудников органов внутренних дел «в связи с отчислением из образовательной организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел» [2. ст. 82]. Анализируя указанную норму, следует обратить внимание на то, что законодатель не указал форму обучения в образовательной организации, а также причину отчисления. Исходя из этого, можно предположить возникновение ситуации, когда сотрудник территориального органа внутренних дел. получая образование в ведомственном вузе по заочной форме обучения, отчисляется по собственному желанию, и у его уполномоченного руководителя появляется формальный повод к увольнению данного сотрудника. что однозначно создает условия для нарушения принципов справедливости и целесообразности в процессе применения норм федерального законодательства. По нашему мнению, правовая норма, устанавливающая обозначенную выше формулировку основания увольнения сотрудников органов внутренних дел, нуждается в корректировке и конкретизации.

Требование точности правового документа предполагает отсутствие или сведение к минимуму различных общих и абстрактных формулировок.

В соответствии с нормами федерального законодательства одним из видов отпусков, предусмотренных для сотрудников органов внутренних дел, является отпуск по личным обстоятельствам. «Отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью не более 10 календарных дней (без учёта времени проезда к месту проведения отпуска и обратно) предоставляется сотруднику органов внутренних дел приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в случае тяжелого заболевания или смерти близкого родственника сотрудника (супруга (супруги), отца, матери, отца (матери) супруга (супруги), сына (дочери), родного брата (родной сестры), пожара или другого стихийного бедствия, постигшего сотрудника или его близкого родственника, а также в случае необходимости психологической реабилитации сотрудника и в других исключительных случаях» [2, ст. 61). Из приведённой нормы следует, что отпуск по личным обстоятельствам сотруднику может быть предоставлен уполномоченным руководителем, помимо конкретно установленных случаев, также и в других исключительных случаях. На основании этого можно утверждать, что данная конструкция правовой нормы, безусловно, направлена на учёт интересов сотрудников при возникновении сложных жизненных ситуаций, но вместе с тем предусматривает возможность предоставления руководителем подчинённому отпуска по личным обстоятельствам на основе своего субъективного представления о «других исключительных случаях», что, бесспорно, не способствует единообразному толкованию и применению рассматриваемой правовой нормы.

Доступность правового документа также является одним из правил юридической техники и предполагает использование простых формулировок, понятных и легко воспринимаемых населением.
Согласно Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее – Закон о пенсионном обеспечении) одним из видов пенсии для сотрудников органов внутренних дел является пенсия за выслугу лет.

Пенсия за выслугу лет устанавливается в следующих размерах:

а) сотрудникам, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет – 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия; за каждый год выслуги свыше 20 лет – 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм;

б) сотрудникам, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет служба в органах внутренних дел: за общий трудовой стаж 25 лет – 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия; за каждый год стажа свыше 25 лет – 1 процент указанных сумм денежного довольствия [4, ст. 14].

Однако необходимо отдельно остановиться на дополнении, введённом в Закон о пенсионном обеспечении Федеральным законом от 8 ноября 2011 г. № 309-ФЗ. Данным федеральным законом ст. 43 Закона о пенсионном обеспечении была дополнена ч. 2 следующего содержания: «Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и, начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учётом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента». С нашей точки зрения, указанное дополнение вполне обосновано в аспекте существенного увеличения на тот момент должностных окладов сотрудникам органов внутренних дел, но с позиции восприятия обычными сотрудниками конструкция обозначенной правовой нормы может вызывать определенные разногласия в ее толковании [11, с. 19].

Таким образом, можно констатировать, что юридическая техника как совокупность инструментов ведения юридической работы и составления юридических документов имеет существенное значение в свете повышения эффективности правовой работы в обществе и государстве, поскольку:

– юридическая техника способствует интеграции права с практикой, формированию практических навыков ведения правовой работы, повышению доли практической составляющей в системе юридического образования;

– юридическая техника выступает одним из важнейших условий предупреждения и исправления юридических ошибок;

– знание и применение на практике требований юридической техники, несомненно, позволяет существенно повысить качество правовой работы;

– юридическая техника обусловливает формирование определённого правосознания, позволяющего осознать юристу-практику необходимость строгого следования определённому порядку в процессе юридической деятельности как обязательного условия повышения её эффективности [17, с. 40-43].

Представляется целесообразным реализовать следующий комплекс мероприятий по совершенствованию юридической деятельности в государстве, который будет способствовать повышению эффективности социального регулирования и дальнейшему укреплению авторитета права как важнейшего регулятора отношений в обществе:

– для развития практической направленности юридического образования представляется вполне обоснованным в образовательных организациях юридического профиля повсеместно ввести в программу обучения отдельную учебную дисциплину «Юридическая техника», изучение которой однозначно позволит обучающимся в более полном объёме выработать навыки анализа и составления правовых документов, необходимые каждому юристу в целях его профессионального развития [1, ст. 2];

– в процессе правотворчества необходимо строго следовать требованиям юридической техники, для чего следует обращать особое внимание на реализацию таких принципов правотворчества, как профессионализм и научный характер [12, с. 36];

– в рамках подготовки кадров для замещения должностей в правоохранительных органах и с целью совершенствования правоприменительной практики их сотрудников целесообразно при прохождении указанными сотрудниками первоначальной подготовки увеличить долю практических занятий, направленных на формирование умений подготовки различных видов юридических документов (рапорт, акт, протокол и пр.) [7].

Подводя итог, надлежит отметить следующее:

– исследование роли юридической техники имеет важнейшее теоретическое и практическое значение с точки зрения обобщения и систематизации имеющихся знаний в данной области, а также обоснования предложений по совершенствованию правовой работы в обществе и государстве как важнейшего элемента системы защиты прав и свобод человека и гражданина;

– уровень юридической техники как отрасли правовых знаний, имеющей прикладной характер, во многом определяет эффективность правового регулирования в обществе и государстве, что однозначно подчёркивает фундаментальный методологический характер юридической техники в аспекте социальной и инструментальной ценности права, а также с позиции реализации регулятивной функции права;

– сформулированный выше ряд предложений по совершенствованию юридической деятельности в сфере правотворчества и правоприменения позволит, с нашей точки зрения, повысить качество регулирования правоотношений и приведет к снижению уровня правового нигилизма в обществе;

– следует указать, что вопросы, связанные с те- оретико-правовым и административно-правовым анализом юридической техники как системы средств, правил и приёмов осуществления юридической деятельности, по нашему мнению, нуждаются в дальнейшем комплексном рассмотрении и исследовании.

Список литературы

1. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (в ред. от 29 я июля 2017 г.) // СЗ РФ. – 2012. – № 53. – Ч. 1. – Ст. 7598; 2017. – № 31. – Ч. 1. – Ст. 4765. 3
2. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные зако- ( нодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ (в ред. от 3 апреля 2017 7 г.) // СЗ РФ. – 2011. – № 49. – Ч. 1. – Ст. 7020; 2017. – № 15. – Ч. 1. – Ст. 2139. 20
3. О государственной гражданской службе Российской Федерации : федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (в ред. от 29 июля 2017 г.) // СЗ РФ. – 2004. – № 31. – Ст. 3215; 2017. – № 31. – Ч. 1. – Ст. 4824.
4. О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей : закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 (в ред. от 1 июля 2017 г.) // Российская газета. – 1993. – 26 февраля; СЗ РФ. – 2017. – № 27. – Ст. 3951.
5. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. // Российская газета. – 2016. – 2 декабря.
6. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих : одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 года (протокол № 21) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 16.10.2017).
7. Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 31 марта 2015 г. № 385 (в ред. от 26 июля 2016 г.) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. – Режим доступа: http:// www.pravo.gov.ru (дата обращения: 16.10.2017).
8. Алексеев, С. С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. – М.: Статут, 2003. – 632 с.
9. Белов, В. А. Юридическая техника российского налогового законодательства: общетеоретический анализ : дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01 / Белов Владимир Александрович. – Н. Новгород, 2002. – 191 с.
10. Бокова, И. Н. Юридическая техника в уголовном законодательстве: теоретико-правовой анализ главы 22 УК РФ : дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08 /Юокова Ирина Николаевна. – Н. Новгород, 2002. – 258 с.
11. Бялт, В. С., Трипутин, С. Н. Институт пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел: актуальные проблемы и пути решения // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2014. – № 4 (64). – С. 17-20.
12. Бялт, В. С., Трипутин, С. Н. Законотворчество как вид правотворчества: теоретико-правовая характеристика // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2016. – № 2 (70). – С. 35-38.
13. Голенок, С. Г. Юридическая техника в системе регионального нормотворчества (теоретико-прикладной аспект) : дис. . канд. юрид. наук: 12.00.01 / Голенок Светлана Геннадиевна. – СПб, 2005. – 245 с.
14. Давыдова, М. Л. Юридическая техника: проблемы теории и методологии. – Волгоград: Издательство Волгоградского ГУ, 2009. – 318 с.
15. Давыдова, М. Л. Теоретические и методологические проблемы понятия и состава юридической техники : дис. … докт. юрид. наук: 12.00.01 / Давыдова Марина Леонидовна. – Волгоград, 2010. – 408 с.
16. Карташов, В. Н. Юридическая технология или юридическая техника? Некоторые методологические аспекты исследования // Юридическая техника. – 2007. – № 1. – С. 16-24.
17. Кашанина, Т. В. Юридическая техника : учебник / 2-е изд., пересмотр. – М.: Норма: Инфра-М, 2011.- 496 с.
18. Краснов, А. И. Юридическая техника российского экологического законодательства: общеправовой анализ : дне…. канд. юрид. наук: 12.00.01 /Краснов Алексей Николаевич. – Н. Новгород, 2008. – 230 с.
19. Максимова, Е. В. Юридическая техника как средство повышения эффективности нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти : дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01 /Максимова Екатерина Владимировна. – Уфа, 2009. – 202 с.
20. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. – 20-е изд., стереотип. – М: Рус. яз., 1989. – 750 с.
21 .Плотницкий, А. В. Юридическая техника и её использование в уголовно-процессуальном нормотворчестве : дис…. канд. юрид. наук: 12.00.09 / Плотницкий Алексей Владимирович. – М., 2008. – 208 с.
22. Савченко, Л. В. Юридическая техника в правотворчестве субъекта Российской Федерации : дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01 / Савченко Лариса Васильевна. – М., 2004. – 175 с.
23. Соколов, А. Ф. Преступления в сфере оборота оружия (ст. 222, 223 УК РФ): проблемы юридической техники и дифференциации ответственности : дис…. канд. юрид. наук: 12.00.08 / Соколов Александр Фёдорович. – Ярославль, 2002. – 218 с.
24. Соловьёв, О. Г. Преступления в сфере налогообложения (ст. 194, 198,199 УК РФ): проблемы юридической техники и дифференциации ответственности : дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08 / Соловьёв Олег Геннадьевич. – Ярославль, 2002. – 222 с.
25. Сырых, В. М. Предмет и система законодательной техники как прикладной науки и учебной дисциплины // Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование : сб. ст.: в 2 т. / под ред. В. М. Баранова: в 2 т. – Т. 1. – Н. Новгород, 2001. – С. 9-24.
26. Тенетко, А. А. Юридическая техника правоприменительных актов : дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01 / Тенетко Алексей Алексеевич. – Екатеринбург, 1999. – 200 с.
27. Теория государства и права: учебник для вузов / под ред. М. М. Рассолова, В. О. Лучина, Б. С. Эбзеева. – М.: Юнити-Дана, 2000. – 738 с.
28. Червонюк, В. И. Правовые технологии («правовая инженерия»), или прикладная юриспруденция: методологические и дидактико-методические приемы внедрения в систему вузовской подготовки правоведов // Юридическая техника. – 2009. – № 3. – С. 368-381.
29. Философский энциклопедический словарь: Более 3500 статей, раскрывающих содержание понятий всех областей философии: гносеологии, метафизики, психологии, этики, эстетики, философии права, истории и культуры и др. / ред.-сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. – М.: Инфра-М, 2003. – 576 с.
30. Черданцев, А. Ф. Теория государства и права : учебник для вузов. – М.: Юрайт, 1999. – 429 с.
31. Чигидин, Б. В. Юридическая техника российского законодательства : дис…. канд. юрид. наук: 12.00.01 / Чигидин Борис Викторович. – М., 2002. – 189 с.

Источник: Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (77) январь – март 2018 г.

Просмотров: 17

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code