РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

О.П.Иванов, кандидат технических наук, доцент
Е.К.Шибанова, кандидат педагогических наук, доцент
Д.В.Аверьянова

Аннотация

В статье представлены механизмы регулирования государственной молодежной политики на основе системы сбалансированных показателей. Методика Д. Нортона и Р. Каплана, адаптированная к сфере молодежной политики, отражает паритет интересов молодежи, общества, экономики и государства. Предложена авторская система интегральных показателей молодежной политики региона, балансирующих интересы сторон; каскадирование интегральных показателей, как трансляция региональных показателей на муниципальный уровень; матрица приоритетов в планировании и реализации молодежной политики. Подготовлены рекомендации по внедрению разработанной системы сбалансированных показателей в практику управления развитием молодежи региона. Основные результаты исследования и разработок отражают научное обоснованние применения системы сбалансированных показателей для управления реализацией полномочий органов государственного и муниципального управления в сфере государственной молодежной политики. Выделение «логики» причинно-следственного взаимодействия сбалансированных показателей позволяет получить синергетический эффект и возможность достижения базовых целей основных акторов и стейкхолдеров в процессах планирования и реализации молодежной политики.

Ключевые понятия: молодежная политика, показатели, система сбалансированных показателей, управление, государственное регулирование.

 

Введение

Происходящие в мире глобальные изменения порождают целый ряд актуальных социальных проблем, требующих поиска и использования новых возможностей в управлении развитием Российской Федерации. Динамично изменяющиеся обстоятельства оказывают влияние не только на статистически измеримые показатели качества жизни населения, но и на характер восприятия и оценку населением происходящего в России и за рубежом, часто, прежде всего в молодежной среде, порождают алармистские настроения и нигилизм, ставящий под сомнение, а в крайней своей форме отрицающий еще недавно общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности и культуры. По сути, происходит активное переформатирование менталитета молодых людей.

Причиной этих изменений во многом являются научно-технический прогресс и современные технологии, существенно меняющие производственные, информационные возможности и коммуникационные отношения в обществе, в том числе и в молодежной среде. Это делает жизнь людей во многом иной, отличной от привычных жизненных установок поколения, рожденного в 50-е — 70-е гг. прошлого века. Инновационные тенденции, проникая в сознание людей, порождают совершенно новые, часто до конца не осознанные, но активно декларируемые требования к организации жизни, к экономическим и социальным условиям жизни [4, c. 67].

Наиболее восприимчивой и подготовленной к использованию технологических новшеств и создаваемых ими новых возможностей является молодежь. Одновременно она же является наиболее предрасположенной к генерации на их основе креативных идей, технологий, а также сфер и способов их использования. Молодежь в силу возрастных особеностей может иметь глубокий горизонт в планировании своей жизнедеятельности. Особенно это касается ее активной и наиболее образованной части и поэтому именно она является главным стратегическим ресурсом, определяющим перспективы развития стран, в т. ч. и России. Реальные факты и события, происходящие в самых различных странах, показывают, что в этих условиях молодежь может стать как драйвером развития страны, так и драйвером введения ее в состояние хаоса [10, c. 187].

* * *

В мире сегодня идет нарастающая конкуренция между странами за жизненно важные для развития ресурсы, главным из которых все более определенно становится интеллект. Носителем критического мышления, растущего и меняющего мир интеллекта во все времена были молодые люди. Именно за этот ресурс сегодня идет перманентная и очень жесткая борьба с использованием новейших технологий менеджмента, психологии, достижений других наук. Достаточно вспомнить речь Аллена Даллеса, директора ЦРУ на конгрессе США в 1945 г., на основе которой 18 августа 1948 г. Совет Национальной Безопасности США принял доктрину 20/1. Главным направлением в противостоянии с Советстким Союзом была обозначена борьба за умы молодежи.

Сегодня это противостояние не стало менее острым. Необходимо понять, что в условиях сегодняшнего дня использование в молодежной политике управленческих принципов и технологий, устаревших инструментов прошлого века, созданных в совершенно иных технологических, экономических, социальных и политических условиях — означает быть обреченным на проигрыш.

В программных установках и мероприятиях государственной молодежной политики России сегодня определены основные направления и мероприятия по работе с молодежью . Однако в этих документах и практических рекомендациях используются далеко не все возможности, созданные новыми управлеческими и информацион- ныими технологиями.

В стратегии государственной молодежной политики Российской Федерации ключевая трактовка понятия «государственная молодежная политика» формулируется следующим образом: «Это система формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности» . Основным средством развития потенциала молодёжи является её вовлечение в активную социально-экономическую, общественно-политическую и социокультурную жизнь российского общества [7, с. 542]. Перед органами государственной власти стоит сложная задача: необходимо «пройти по лезвию бритвы», создавая одновременно условия свободы для развития активности молодежи и систему мотивации, обеспечивающую использование свободы для движения в позитивном и конструктивном направлении. Для этого требуются здравые взгляды и подходы на формирование и реализацию молодежной политики РФ [6, с. 158].

Стратегическим рычагом молодежной политики может быть идея управления сложными социально-экономическими объектами на основе системы сбалансированных показателей (BSC), предложенная Д. Нортоном и Р. Капланом. Сразу же следует подчеркнуть, что в контексте BSC смысл термина «сбалансированных» и главная заслуга авторов этой методики заключается в формализации и создания четкого алгоритма формирования в стратегических ориентирах паритетных условий, отражающих стремление к совмещению и обеспечению ключевых интересов основных акторов, задействованных в формировании и реализации молодежной политики. Технологическая часть этой методики состоит в трансляции стратегических целей в систему показателей и разработке соответствующих инициатив, обеспечивающих достижение поставленных целей [11, c. 71]. За прошедшие 20 лет BSC получила широкое распространение. Она все более широко входит в практику государственного и муниципального управления, в частности в сферах здравоохранения, образования, культуры, государственного управления в иных бюджетных структурах [8, c. 305].

Методика BSC предполагает в решении управленческих задач движение от миссии молодежной политики и приоритетных направлений развития к конкретным стратегическим целям и отражающим их измеримым показателям, дальнейшему их каскадированию по уровням системы управления, выходя в итоге на конкретные инициативы, обеспечивающие достижение поставленных целей. «Изюминкой» системы сбалансированных показателей в данном случае является базовый принцип соразмерности, на основе которого формируются целевые ориентиры молодежной политики, осуществляется оцифровка показателей и выбираются критерии для оценки ее результатов в матричной многомерной системе. Этот принцип ориентирует разработчиков на одновременное и паритетное удовлетворение интересов различных сторон, участвующих в процессах, так или иначе связанных с реализацией молодежной политики [5, c. 162].

Интеграция интересов ключевых участников этих процессов дает возможность получить синергетический эффект их взаимодействия в конкретных мероприятиях, повышает результативность использования имеющихся ресурсов. Основными участниками и стейкхолдерами молодежной политики являются: молодежь в возрасте от 14 до 30 лет; общество, частью которого является сама молодежь; экономика, создающая материальную основу жизни общества; государство, осуществляющее координацию всех сфер жизни населения и экономической деятельности страны. Целью данного исследования является поиск показателей, балансирующих интересы перечисленных сторон. В такой постановке задача формирования и управления реализацией молодежной политики в России и за рубежом ранее не ставилась и не решалась.

Система ключевых показателей реализации государственной молодежной политики региональными органами исполнительной власти, утвержденная приказом ФАДМ , охватывает достаточно широкий спектр работы с молодежью и содержит 46 основных показателей, распределенных по 15 группам:

1. Вовлечение молодежи в волонтерскую деятельность.

2. Вовлечение молодежи в инновационную деятельность и научно-техническое творчество.

3. Содействие профориентации и карьерным устремлениям молодежи.

4. Патриотическое воспитание молодежи.

5. Вовлечение молодежи в здоровый образ жизни и занятия спортом, популяризация культуры безопасности в молодежной среде.

6. Вовлечение молодежи в занятие творческой деятельностью.

7. Развитие молодежного самоуправления.

8. Поддержка и взаимодействие с общественными организациями и движениями.

9. Вовлечение молодежи в работу средств массовой информации (молодежные медиа).

10. Формирование у молодежи традиционных семейных ценностей.

11. Социализация молодежи, нуждающейся в особой заботе государства.

12. Содействие подготовке и переподготовке специалистов в сфере государственной молодежной политики.

13. Формирование российской идентичности, единства российской нации, содействие межкультурному и межконфессиональному диалогу.

14. Развитие международного и межрегионального молодежного сотрудничества.

15. Работа с молодежью, находящейся в социально опасном положении

В целом эти показатели отражают результаты деятельности молодежи на муниципальном и региональном уровнях, однако более глубокий анализ приводит также и к другим выводам.

1. Система показателей отражает количество мероприятий и их участников, но никак не качество и результаты этих мероприятий.

2. Далеко не все показатели имеют достоверную статистическую поддержку, т. к. они либо вообще не фиксируются, либо фиксируются «на глаз», очень приблизительно.

3. Показатели, как и весь документ, отражают мероприятия, направленные на поддержку только молодежи. Это правильно идеологически, но совершенно ошибочно инструментально. Политика не может быть успешной, если она в своей реализации крайне узко учитывает интересы только одной стороны некоторых сложных социально-экономических процессов. Здесь формируется именно такая ситуация.

4. Группы показателей имеют разное количество внутренних измерителей, что порождает определенные сомнения в достоверности вариативной статистики по каждой группе.

5. Группы показателей априори имеют разный вес, что совершенно не отражено в СКП.

Между тем, вопросам формирования и реализации эффективной молодежной политики (МП) за рубежом уделяется очень большое внимание. Органы власти отчетливо понимают, что борьба за молодежь имеет высочайший приоритет в решении задач развития с горизонтом в несколько десятилетий [2]. Вот несколько ключевых моментов, касающихся МП в зарубежных странах:

1. Особенностью западной МП является ее направленность на различные группы, не только на «проблемные». Молодежь разделяют на группы, что позволяет более конкретизировать мероприятия в соответствии с возрастом, интересами, предпочтениями и пр.

2. Процесс формирования МП является не только государственной, но и межгосударственной задачей, развивается межгосударственное сотрудничество, молодёжная политика находится в фокусе внимания международных организаций, в т. ч. ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ, МОТ.

3. Законодательство большинства зарубежных стран, регулирующее вопросы МП, отличается множественностью актов законодательного и подзаконного характера. Принимается большое количество межотраслевых документов, направленных на осуществление отдельных аспектов МП.

4. Расширяется практика регламентации МП на местном уровне, акцент делается именно на работу местных органов, поскольку они наиболее приближены к потребителям услуг.

5. Важная роль принадлежит программам и проектам практической направленности, которые предусматривают определённые виды деятельности по поддержке молодёжи в разных сферах.

6. Во многих странах действует институт молодежного омбудсмена. Это Германия, Великобритания, Нидерланды, Финляндия, Польша, Новая Зеландия, Австралия [9, c. 5].

В контексте исследования практики реализации МП наибольший интерес представляют инновационные организационно- управленческие технологии ее обеспечения [3, c. 10]. Следовательно, проблемы эффективности и результативности молодежной политики обусловлены необходимостью конкретизации дефиниции «эффективность и результативность молодежной политики», следствием чего является необходимость разработки измеримых показателей для планирования и оценки эффективности МП на региональном и местном уровнях. Говоря об эффективности, следует соотносить полученные выгоды и понесенные при этом затраты. Если по затратам оценки можно сделать практически на любом уровне управления, то оценка полученных выгод — задача многократно более сложная. Многие полезные результаты с определенной долей вероятности могут быть получены и станут очевидными по истечению многих лет.

В рамках настоящего исследования авторы предлагают оценивать результативность региональной МП и ее реализации на уровне муниципалитетов, используя систему конкретных измеримых и показателей, отражающих интересы молодежи, общества, экономики и государства. Эти показатели, принципиально трансформируемые, модут быть использованы для разработки и проведения мероприятий,обеспечиваю- щих планомерное воздействие на основных участников и стейкхолдеров МП.

В классической форме процедура разработки и практического использования BSC в управлении МП может быть представлена следующим образом: BSC — на основе анализа факторов внешней среды, внутреннего потенциала организации (SWOT-анализ) и формулирования ее миссии осуществляется разработка стратегии развития организации.

1. Построение BSC — формирование и конкретизация стратегических целей; связывание стратегических целей причинно-следственными цепочками, построение стратегической карты; разработка системы показателей и определение их целевых значений, разработка стратегических мероприятий.

2. Каскадирование BSC — декомпозиция целей верхнего уровня на более низкие уровени организации с целью их передачи и конкретизации в BSC нижестоящих структурных подразделений (например, от региональных органов власти на уровень муниципалитетов). Это обеспечивает взаи- мосвяь системы показателей верхнего уровня (региональное Управление МП) и нижестоящих структурных подразделений (ответственные структуры муниципалитетов), а также формирует единый и непротиворечивый вектор развития объекта управления в целом.

3. Контроль выполнения стратегии — оценка степени достижения целевых показателей по уровням и по «горизонту». Одновременно осуществляется оценка результативности работы всех структурных подразделений и персонала, решаются вопросы по мотивации трудовой деятельности.

В целом логика, структура и последовательность разработки системы сбалансированных показателей как инструмента управления реализацией полномочий и оценки деятельности уполномоченных органов в сфере государственной МП на региональном и муниципальном уровнях» выглядят следующим образом (рис. 1).

Рассмотрим некоторые аспекты использования методики BSC в формировании молодежной политики: миссия, SWOT-анализ и ее приоритетные направления на примере Челябинской области.

Рис. 1. Концепт логики решения задачи формирования и управления реализацией региональной МП

Миссия как предназначение региональной молодежной политики в обеспечении жизнедеятельности государства как социально-экономической системы более высокого уровня должна отражать интересы: молодежи, ориентированной на собственное развитие и достижение высокого уровня качества жизни; общества, частью которого является молодежь как социальной среды жизнедеятельности молодежи; экономической среды, генерирующей ресурсы
для реализации задач развития региона и государства, в т. ч. органов государственного и муниципального управления как структуры, обеспечивающей координацию в использовании всех видов ресурсов с целью социально-экономического развития . Максимально возможное совмещение интересов и целей четырех перечисленных сторон может обеспечить высокую результативность МП. Это обстоятельство является необходимым условием для появления синергетического эффекта как результата взаимодействия основных акторов МП, взаимного усиления и повышения результативности их совместных действий в реализации всего пакета конкретных проектов реализации молодежной политики .

В настоящее время известно достаточно большое число формулировок миссии МП как таковой. Они весьма разнообразны. Например, «смысл молодежной политики состоит в том, чтобы создать в обществе условия и стимулы для жизнедеятельности новых поколений, которые способствовали бы проявлению, развитию и реализации задатков, способностей и талантов молодых людей в целях социально-экономического и политического прогресса российского общества» . В проекте Федерального закона «О государственной молодежной политике в Российской Федерации» государственная МП определяется как «система формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России, ссоци- ально-экономического развития страны, обеспечения ее конкурентоспособности и укрепления национальной безопасности» .

Руководитель Росмолодежи сформулировал суть миссии молодежной политики следующим образом: формирование мировоззрения молодежи, «достижение успеха, патриотические цели, здоровый образ жизни, бережное отношение к природе. Развитие у молодежи востребованных компетенций: креативное мышление, способность генерировать инновации, коммерциализация идей, наличие предпринимательских навыков, гражданское участие, осознанное и ответственное социальное поведение, жизненная навигация, выстраивание профессиональных компетенций, проектное мышление, умение управлять проектами» . В стратегии развития МП регионов, например Ставропольского края, миссия звучит следующим образом: «Содействие формированию личности молодого человека с активной жизненной позицией посредством обеспечения его прав, интересов и поддержки его инициатив» .

Представляет определенный интерес и такая формулировка миссии: миссией МП является только одно — выстраивание доверительных и понятных коммуникаций между молодежным сообществом, старшим поколением и действующей властью с целью передачи, усвоения, сохранения ценностных ориентиров — глубинных архетипов народного сознания, посредством которых и развивается историческая сущность и предназначение нации, народа [1].

Для формулирования миссии на основе паритетного (сбалансированного) сочетания интересов сторон: молодежи и основных акторов и стейкхолдеров среды ее жизнедеятельности может быть использована следующая схема:

1. Определение круга акторов и стейк- холдеров, определяющих эффективность и результативность МП.

2. Выполнение SWOT-анализа состояния МП с целью выявления ее сильных и слабых сторон, а также внешних благоприятных возможностей и угроз.

3. Формирование переченя ключевых слов (фраз), отражающих интересы акторов и стейкхолдеров МП.

4. Используя ключевые слова (фразы) как носителей смысла, формулирование миссии в полном с точки зрения информационной наполненности варианте.

5. Оптимизация формулировки миссии с позиций логики, филологии, психологической привлекательности и непротиворечивости, а также ее краткости.

Ниже представлена схема (рис. 2), в которой приведены ключевые понятия, отражающие главные интересы молодежи, государства, общества и экономики в успешном и эффективном осуществлении молодежной политики.

Перечисленные понятия должны стать главными (реперными), работающими на уровне подсознания, смысловыми элементами в формулировке миссии. Следует также в этой связи вспомнить слова Президента Российской Федерации В. Путина, подтверждающие многоаспектность молодежной политики: «Когда мы говорим о молодежной политике, то имеем в виду целый комплекс экономических, социальных вопросов, проблем демографии, науки, образования, жилищной политики. Это продолжение нашей стратегической линии на инвестиции в человеческий капитал».

По мнению авторов, миссия молодежной политики на основе баланса интересов основных акторов может быть представлена следующим образом: «Создание условий для успешного физического и интеллектуального развития молодежи, обеспечивающего высокий уровень жизни и социальный комфорт общества на основе предприимчивости, профессиональных компетенций и инновационного менталитета нового поколения, га- рантитующих национальную безопасность и экономическое процветание России.

Следующим шагом в стратегическом планировании и формировании BSC является SWOT-анализ текущего состояния молодежной политики на примере Челябинской области (табл. 1).
Результаты SWOT-анализа позволили сделать следующие выводы:

1. Молодежь является главным и наиболее активным ресурсом, на основе которого формируется будущее всех без исключения стран. Борьба за умы молодежи — это борьба за будущее страны.

2. Внешняя по отношению к России среда в настоящее время содержит как позитивные, так и негативные факторы влияния на молодежную политику страны. Искусство управления заключается в умении использовать первые и парировать вторые.

3. Задача создания благоприятных условий для жизни и развития молодых людей становится все более актуальной как для государства, так и для отдельных территорий, городов, населенных пунктов. Приоритет в создании условий для развития молодежи имеет стратегический характер и должен стать доминирующим в решении задач развития общества.

4. Решение этой задачи требует формирования активной и результативной молодежной политики, пронизывающей все уровни и срезы российского общества. Разработка и реализация эффективной молодежной политики должны опираться на современные возможности техники и технологий, новейший инструментарий менеджмента и достижений в других сферах науки.

5. Эффективная молодежная политика в современных условиях роста идеологической конкуренции за умы молодежи немыслима без использования гуманных, эксклюзивных технологий управления людьми, ориентированных на глубокое понимание специфики объекта управления — молодежной части населения России.

Рис. 2. Ключевые понятия, отражающие сущность главных интересов молодежи, государства, общества и экономики

Таблица 1
SWOT-анализ молодежной среды Челябинской области

6. Ситуация в Челябинской области, постепенно теряющей лидирующие позиции в экономике среди регионов России, и растущая миграция молодежи в более успешные регионы определяют повышенную актуальность своевременного формирования эффективной региональной молодежной политики на основе современных технологий менеджмента.

7. Используемые сегодня методики и процедуры формирования и инструментарий реализации молодежной политики во многом базируется на разработках прошлого времени, но произошедшие изменения в сфере технологий, социальной и экономической сферах, а также в политической жизни страны и мира делают их применение малопродуктивным и малоэффективным. Актуальной задачей становится поиск и создание нестандартных и соответствующих современным реалиям принципов, подходов и инструментов формирования и реализации молодежной политики.

8. Формирование и осуществление эффективной молодежной политики должно базироваться на принципе паритетного сочетания и максимально возможного сближения интересов основных действующих сил: самих молодых людей, общества, экономики и государства (региона, муниципалитета).

9. Молодежная среда, перманентно являющаяся наиболее активной и инновационно настроенной частью общества, требует особенных, «продвинутых» мероприятий по разумной и мягкой координации ее развития, целенаправленного создания естественных условий для ориентации активности и энергии в направлении самосовершенствования, социальной толерантности.

Таким образом, приоритетные стратегические направления политики развития молодежи могут быть представлены следующим образом:

1. Создание условий для повышения образовательного и профессионального уровня молодых людей.

2. Создание новых рабочих мест в сфере hi-tech для молодых людей, обладающих набором профессиональных компетенций высокого уровня.

3. Включение молодежи в реальный процесс инновационного развития региона через создание условий и мотивации для раскрытие талантов и реализации потенциала личности.

4. Ресурсная поддержка молодежных инициатив и стимулирование ее предпринимательской активности.

5. Разрешение сложностей социальной адаптации молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, как в плане социальной психологии, так и финансовой, физиологической и др.

6. Воспитание молодого поколения в духе нравственности, толерантности, патриотизма и готовности служить родине.

7. Поддержка ориентации молодежи на здоровый образ жизни и гармоничное физическое развитие.

Миссия и результаты SWOT-анализа региональной молодежной политики позволяют сформировать основные стратегические цели верхнего, регионального уровня. Последующее их каскадирование, трансляция на следующие уровни иерархической структуры системы управления молодежной политикой позволит получить еще одну систему конкретных целей, но уже для структурных подразделений управления молодежной политикой и муниципальных образований.

Система интегральных показателей региональной молодежной политики представлена в табл. 2.

Далее в соответствии с принципами методики Д. Нортона и Р. Каплана осуществляется каскадирование — трансляция региональных показателей на муниципальный уровень [5, c. 217]. Каскадирование интегральных показателей молодежной политики региона на муниципальный уровень в зависимости от конкретных условий, целей и задач молодежной политики может включать 24, 36 или 48 конкретных измеримых, обеспеченных регулярно формируемыми статистическими данными показателей, раскрывающих и детализирующих на уровне муниципалитетов стратегические цели региональной молодежной политики, а также те ожидаемые результаты, которые должны быть получены при достижении этих целей. Число показателей в каждой из 12 групп должно быть равным, что также обеспечивает паритет интересов основных акторов Приведем в качестве примера фрагмент, в частности направление «Интересы молодежи» (табл. 3).

Таблица 2
Система интегральных показателей молодежной политики региона, балансирующих интересы сторон

Таблица 3
Каскадирование интегральных показателей молодежной политики региона на муниципальный уровень (фрагмент)

Представленные в табл. 2 целевые ориентиры и показатели для планирования мероприятий и оценки их результатов являются открытой системой и полностью соответствуют понятию «SMART-цели». Они также актуальны и отражают интересы основных акторов и стейкхолдеров. Все показатели конкретны и измеримы либо прямым измерением, либо на уровне экспертных оценок. В решении вопросов планирования необходимо четко соблюдать один из ключевых принципов планирования: мероприятия, обеспечивающие достижение целей, должны иметь необходимые для успешной реализации ресурсы.

Рис. 3. Матрица приоритетов в планировании и реализации молодежной политики

Таблица 4
Схема причинно-следственного взаимодействия BSC молодежной политики

Предлагаемая система также позволяет на уровне экспертных оценок определять зоны приоритетной концентрации ресурсов региональных Управлений молодежной политики (УМП). Всего в соответствии с весовыми характеристиками показателей можно выделить 4 зоны. Первая — зона максимальной и полной концентрации, вторая — зона высокой концентрации с учетом актуальности, третья — зона концентрации при наличии возможности и ресурсов, четвертая — зона концентрации по остаточному принципу. Результаты экспертного анализа весовых коэффициентов по трехуровневой шкале могут быть представлены, например, в виде матрицы (рис. 3).

Важным моментом является формирование условий для появления синергетическо- го эффекта взаимодействия и взаимовлияния ориентиров и показателей молодежной политики. Возможная логика причинно- следственных связей представлена в табл. 4.

Синергетический эффект и возможность достижения базовых целей основных акторов и стейкхолдеров определяются следующей логикой причинно-следственного взаимодействия сбалансированных показателей:

1. Физически здоровая, успешная в личном развитии и живущая в достатке молодежь формирует успешное общество будущего.

2. Общество, живущее в мире и согласии, видит перспективы своего будущего и формирует благоприятные условия для развития экономики.

3. Успех в экономике — это рост благополучия населения, экономической силы и авторитета государства, новые горизонты развития.

4. Экономически сильное, социально благополучное государство становится привлекательным для людей и инвестиций.

Разработка стратегических карт по методике BSC Р. Каплана и Д. Нортона должен обязательно осуществляться с прямым участием руководителей и исполнителей мероприятий по реализации молодежной политики.

Заключение

Будущее Российской Федерации во многом будет зависеть от того, насколько нынешняя молодежь окажется способной профессионально встроиться в экономику, каков будет уровень ее активности, патриотизма и культуры. Молодежная политика должна создать в стране благоприятные для развития молодых людей экономические, социальные и правовые условия. Все это станет возможным, если в молодежной политике сегодняшнего дня мы сможем найти решения и осуществить мероприятия, совмещающие интересы самой молодежи, общества, в котором она живет, экономики, предоставляющей молодежи возможность профессиональной самореализации, государства как системы, создающей необходимые условия для жизнедеятельности населения во всех его проявлениях. В стратегическом плане эта задача относится к числу важнейших для Российской Федерации.

Принцип паритета интересов основных акторов и стейкхолдеров молодежной политики заложен в основу разработок данной методики. Базовым инструментарием решения поставленных задач по совершенствованию планирования и реализации молодежной политики послужили: методика управления на основе системы сбалансированных показателей Д. Нортона и Р.Каплана, методика управления результативностью (эффективностью) Performance management, а также технология «мягкой силы» Soft Power.

Использование системы сбалансированных показателей в управлении молодежной политики позволяет:

1. Построить реально действующий, стандартизованный и одновременно гибкий механизм стратегического планирования и оценки результатов деятельности в сфере молодежной политики.

2. Сформировать комплексную систему сбалансированную показателей, равномерно, на принципах паритетности охватывающих в стратегии и инициативах молодежной политики интересы основных акторов и стейкхолде- ров: молодежи, общества, экономики, государства.

3. Осуществить визуализацию плановых ориентиров и показателей эффективности (результативности), а также результатов выполнения этих планов с возможным построением рейтингов достижений муниципалитетов и отслеживанием для каждого муниципалитета временных трендов динамики показателей эффективности.

4. Определить в молодежной политике зоны особой напряженности, требующие повышенного внимания и дополнительных ресурсов для устранения негативных тенденций.
Результаты выполненых исследований позволяют рекомендовать предложенную методику формирования системы сбалансированных показателей для управления молодежной политикой на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

______________________

1. Артин В. Молодёжная политика: миссия. URL: http://www.vzsar.ru/blogs/657 (дата обращения: 25.05.2018).
2. Белоконев С. Ю. Система мер по повышению эффективности государственной молодежной политики // Министерство образования и науки РФ. URL: [пОр^/минобрнауки. рф/media/events/files/41d4701a45d6785bb30b. pdf (дата обращения: 09.06.2018).
3. Зырянов С. Г. Горелова Г. Г. Место образования в системе ценностей студенческой молодежи // Социум и власть. 2015. № 4. С. 7—14.
4. Зырянов С. Г., Зырянова В. М. Особенности электоральной культуры современной российской молодежи // Социум и власть. 2016. № 2. С. 65—74.
5. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей: от стратегии к действию. М. : Олимп-Бизнес, 2017. 320 с.
6. Николаева Л. А. Основные направления социальной работы с молодежью в России: (на примере Челябинской области) // Молодежь в науке и культуре XXI века : материалы междунар. науч.-творч. форума, 6—8 нояб. 2014 г. / сост. Е. В. Швачко. Челябинск : УрСИ, 2014. Ч. 2. С. 157—160.
7. Новая философская энциклопедия : в 4 т. Т. 4 / под ред. В. С. Стёпина. М. : Юрайт, 201 1. 736 с.
8. Райзберг Б. А. Программно-целевое планирование и управление. М. : Инфра-М, 2002. 428 с.
9. Рожнов О. А. Управление молодежной политикой в современной России : автореф. дис. … канд. соц. наук. М., 2006. 21 с.
10. Куленко И. К. Молоденый научный проект «Семь-Я!» // Социально-экономическое развитие России: возможности, проблемы, перспективы. Взгляд молодых : ст. и тез. докладов XIX Междунар. молодеж. науч. конф. Челябинск : УрСЭИ (филиал) ОУП ВПО «АТиСО», 2014. 412 с.
11. Norton D., Kaplan R. The Balanced Scorecard — Measures That Drive Performance. Harvard : Business Review, 1 992. Р. 71—79.

Источник: Научный журнал “Социум и власть”. 2018. № 5 (73). C. 57—70.

Просмотров: 21

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code