ПРОБЛЕМЫ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

А.Г.Строкаль, В.Ф.Горшенин, кандидат физико-математических наук

Статья посвящена определению роли трансакционных издержек в социально экономических и логистических системах. Всесторонне рассмотрено, и уточнено понятие трансакционных издержек, обозначены проблемы в области классификации данной категории издержек. А так же отражены причины сложности управления трансакционными издержками в логистических системах.

Ключевые слова: издержки, система, экономическая система, трансакционные издержки, хозяйственная деятельность, производственный процесс.

 

Переход экономики развитых стран к постиндустриальному этапу развития существенно сказался на составе и структуре издержек, сопровождающих процессы производства и обращения. Возникли целые отрасли экономики, такие как логистика и управление цепями поставок, где процессы управления издержками играют определяющую роль. Однако в экономических науках до сих пор отношение к проблемам издержек базируется на классических экономических теориях, отводящим им вспомогательную роль и делящих на две части: производственные издержки и трансакционные издержки.

Так, по данным Д. Норта и Дж. Уоллиса объем трансакционного сектора США с 1870 по 1970 г. вырос на 28,62 %, а его доля в структуре ВНП достигла 54,71 % и имеет тенденцию постоянного увеличения [7].

В широком смысле трансакционные издержки — это все затраты сверх собственно производственных издержек. Изменение структуры экономики в сторону увеличения доли секторов, связанных с движением потоков различной природы, с оказанием различного рода услуг (по обслуживанию процессов передачи экономических благ другим лицам, по обслуживанию отношений организации с внешней и внутренней средой и т. д.) неизбежно приводит к возрастанию количества оказываемых трансакции и возрастанию затрат на их осуществление. трансакционных издержек.

Появление новых технологий, особенно информационных, расширение видов и количества объектов интеллектуальной собственности, появление средств их защиты также увеличивает объем трансакционных издержек.

Особую роль трансакционные издержки играют в хозяйственной деятельности, связанной с обслуживанием процессов движения материальных и связанных с ними информационных, финансовых и других потоков. Ключевым фактором конкурентоспособности организации в сфере логистики и управления цепями поставок является минимизация издержек по обслуживанию потоковых процессов.

В современной экономической науке природа трансакционных издержек до сих пор является предметом дискуссионного обсуждения. Одни участники дискуссии рассматривают трансакци- онные издержки как затраты, понесенные индивидами при рыночных операциях и связывают их операциями передачи прав собственности на экономические активы, с приданием объекту управления каких-то исключительных свойств и т. п. Другой точкой зрения в дискуссии является системная реализация объектов управлении, платой за которую являются затраты на управление экономической системой. Так Р. Коуз, отталкиваясь от понятия трансакции, ввел понятие «трансакционные издержки» для оценки стоимости затрат на трансакционные операции [4].

В исследованиях Дж. Уоллиса и Д. Норта рассмотрены различные источники возникновения трансакционных издержек, что особенно важно для логистических цепей, где движение потоков сопровождается большим числом трансакций. По мнению авторов трансакционные издержки «состоят из издержек оценки полезных свойств объекта обмена и издержек обеспечения прав и принуждения к их соблюдению» [7]. Издержки трансакции суть издержек, обусловленных характером производственных отношений.

В работах Е. А. Бренделевой трансакционные издержки определяются как трансформационные издержки, которые в первую очередь связаны с процессом производства. Если рассматривать эти же издержки с позиций логистики, то они приобретаю новые системные свойства, которые обуславливаются процессами, не имеющими чисто экономического содержания [2]. К настоящему времени нет содержательных теории, объясняющих их возникновение, как не сложилось и общепринятой классификации этих издержек. Каждый исследователь выделяет с его точки зрения наиболее причины возникновения этих издержек и соответсвенно строит свою классификацию. Так «Дж. Стиглер выделил «информационные издержки», О. Уильямсон — «издержки оппортунистического поведения», М. Дженсен и У. Меклинг — «издержки мониторинга за поведением агента и издержки его самоограничения», Й. Барцель — «издержки измерения», П. Милгром и Дж. Робертс — «издержки влияния», Г. Хансманн — «издержки коллективного принятия решений». У Меклинг, М. Дженсен фирма рассматривается как сеть контрактов, поэтому необходим оптимальный выбор контрактной формы, обеспечивающий экономию агентских издержек (издержек взаимодействия между руководителями и исполнителями)» [5].

В трактовке Н. И. Бузак под трансакционными издержками понимаются те издержки по стадиям производственного цикла, для которых оценка по затратам является менее дорогостоящим способом измерения енжели иные способы их измерения. При этом предельные издержки измерения по затратам ассоциируются с предельным издержкам измерения по выпуску [3].

По определению Н. К. Моисеевой, транссак- ционные издержки — издержки экономического взаимодействия между хозяйствующими субъектами [6]. С другой стороны А. В. Андрианова трактует трансакционные издержки, как характеристику ценности ресурсов, затрачиваемых на планирование, адаптацию и обеспечение контроля выполнения взятых участниками рынка обязательств в процессе отчуждения и присвоения прав собственности и свобод, принятых в обществе [1].

Причина возникновения трансакционных издержек связана с системной природой объектов управления, которые рассматриваются открытые системы, находящиеся в постоянном взаимодействии с окружающей средой. Эти объекты не способны существовать изолированно от внешней среды. В рыночной среде они вынуждены взаимодействовать с другими экономическими объектами в процессах закупки сырья и материалов, оказания услуг третьими лицами, продвижении на рынке своей продукции и услуг, поиске и найме персонала, и т. д.). В этом заключена сущность рассматриваемых издержек.

С другой стороны рыночную среду можно представить как систему бизнес-процессов, где процессное взаимодействие в рамках рыночной координации сопровождается трансакционными издержками.

Аналогично можно рассматривать и внутрифирменные системы, которые также осуществляют внутрифирменная координации, сопровождаемую трансформационными издержеками. Следовательно, создав механизмы управления бизнес-процессами можно субъективно влиять на уровень трансакционных и трансформационных издержек.

Различная природа трансакционных издержек, ограничения сроков и места их действия затрудняют решение задач их оптимизации, вследствие чего организациям приходится затрачивать на эти издержки значительное количество как финансовых, так и информационных, интеллектуальных и организационных ресурсов.

Очевидно, что теория трансакционных издержек, связанных с потоковыми процессами к настоящему времени носит слишком общий, описательный характер. В таких условиях трудно проводить конкретные исследования, поскольку их результаты неизбежно будут носить достаточно субъективный характер и станут вновь предметом обсуждений.

Сравнение различных подходов к содержанию и определению трансакционных издержек актуализирует проблему типизация трансакционных издержек по системным признакам отношений с государственными органами, с изменением прав собственности, с заключением и защитой контрактов, с действием внутрифирменных механизмов принятия решений и т. п.

Другой острой проблемой теории трансакционных издержек является методология их измерения. В силу большого разнообразия этих издержек, отсутствия для некоторых из них механизмов экономической формализации, а также недостаточной информации об их наличии и вероятности реализации современная экономическая наука пока не нашла точных и действенных методов подсчета трансакционных издержек, которые бы базировались на прочной методической базе. Это связано с различиями подходов к определению понятия трансакционные издержки, наличием альтернативных решений, с отсутствием легко измеримых и доступных индикаторов величины издержек

Необходимо также менять представление о трансакционных издержках как о чистом вычете из экономического роста, что является не совсем справедливым. Создается впечатление, что речь идет о какой-то уникальной области экономики, где есть потери, но нет выгод. Но такой подход противоречит самому экономическому образу мышления, в основе которого лежит банальное сопоставление выгод и потерь.

Минимизируя трансакционные издержки можно столкнуться и с уменьшаем выгоды, которые приносит осуществление трансакций. Задача состоит скорее не столько в том, чтобы снизить общий уровень трансакционных издержек, сколько в том, чтобы усовершенствовать их структуру, увеличить долю полезных трансакционных издержек.

Возможно, было бы очень продуктивным использовать в отношении трансакций не только термин «издержки», но и понятия «доходы» и «прибыль». Использование данных понятий позволило бы оценивать институциональную структуру с несколько иной позиции, нежели просто минимизация трансакционных издержек.

Наиболее продуктивный путь состоит в оптимизации соотношения между трансакционными издержками и трансакционными выгодами, подобно тому, как в неоклассике находится оптимальное соотношение между предельными трансформационными доходами и издержками. В данном случае можно говорить об оптимизации соотношения выгод и потерь от трансакций.

Список литературы

1. Андрианова, Н. В. Роль логистики и маркетинга при управлении трансакционными издержками в закупках / Н. В. Андрианова, П. А. Нечаева // Науч. обозрение. — 2015. — № 22. — С. 12—16.
2. Бренделева, Е. А. Неоинституциональная экономическая теория : учебник / Е. А. Бренделева. — М. : Дело и Сервис, 2016. — 352 с.
3. Бузак, Н. И. Учетно-аналитическое обеспечение управления трансакционными издержками: проблемы и перспективы / Н. И. Бузак, В. В. Эйнзель // Вопр. экономики и управления. — 2016. — № 4. — С. 3—6.
4. Коуз, Р. Фирма, рынок и право : учебник / Р. Коуз. — М. : Дело, 1993. — 210 с.
5. Меклинг, У. Экономика организаций : учебник / У. Меклинг, М. Дженсен ; под ред. А. Г. Худокормова. — М. : Инфра-М, 1996. — 160 с.
6. Моисеева, Н. К. Экономические основы логистики : учебник / Н. К. Моисеева. — М. : Инфра-М, 2008. — 528 с.
7. Норт, Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики : учебник / Д. Норт, Дж. Уоллис. — М. : Наука, 1997. — 250 с.

Источник: “Вестник факультета управления Челябинского государственного университета” 2017. № 2

Просмотров: 29

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code