ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ И ВРЕМЯ КАК ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Е.П.Маскайкин, кандидат экономических наук, Е.В.Маскайкина, кандидат экономических наук, О.В.Зубкова, доктор экономических наук, доцент

Представлена авторская классификация персонала предприятия с позиций участия в инновационном процессе. Исследована взаимосвязь категорий «время» и «капитал» применительно к работникам умственного труда. Представлен взгляд на управление временем как ресурсом и эффективностью. Описана суть кругооборота «умственного капитала».

Ключевые слова: интеллектуальный капитал, инновации, инновационный потенциал, кругооборот капитала, эффективность.

 

Персонал предприятия традиционно делится на производственный и управленческий. Производственный, в свою очередь, включает основной и вспомогательный. При этом с точки зрения инновационной активности всех сотрудников предприятия можно было бы разделить на четыре группы: «прикладники», «умники», «бездельники» и «лентяи».

К «прикладникам» можно отнести тех работников, которые, видя проблему, производственного ли, организационно-управленческого либо другого характера, решают ее без лишних проволочек, посредством имеющихся сил и возможностей (то есть ресурсного потенциала). Про таких работников говорят: «все у них ладится», «золотые руки». Экономика традиционно оценивает все процессы с позиции использования двух групп факторов: количественных (экстенсивных) и качественных (интенсивных). Так вот, «прикладники» являют собой пример использования количественных факторов, их часто называют «работоголиками». Их усилия реализуются внутри предприятия. Чаще всего их труд оценивается поговоркой: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».

«Умники» — представители любой категории персонала, как производственного, так и управленческого, использующие для решения возникающих в их деятельности проблем теоретические положения по профилю проблемы, опыт других предприятий и организаций, то есть данные работники в большем объеме используют потенциал внешней среды, расширяют свое информационное поле. Тем не менее, использование внешнего опыта на отечественных предприятиях затруднено в силу инертности персонала, низкой восприимчивости к нетрадиционным формам и методам организации производства. Именно по этой причине нечасто встретишь завершенный вариант внедрения таких прогрессивных зарубежных управленческих и организационных концепций, как контроллинг (США, Германия), «Бережливое производство» или Lean (Япония), Just-in-time (Япония) и др. Пословица, характеризующая функционирование данной категории работников: «Лучшее — враг хорошего». Именно так их и воспринимают на предприятиях.
«Бездельники» — представители персонала, которые без дополнительной, и нередко весьма существенной, мотивации не намерены решать возникающие в их деятельности проблемы либо решают их при угрозе потери своего рабочего места. Именно к ним применим принцип «кнута и пряника».
«Лентяи» — с позиций инновационной активности — самая полезная категория работников. Нередко решение проблем в «их исполнении» носит нетрадиционный характер, чаще используются качественные (интенсивные) факторы, отражающие повышение эффективности процессов. По мнению авторов, «лентяйство» — отличительная черта русского характера. Не зря существует ряд пословиц и поговорок, отражающих наличие таких работников и эффект от их работы: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится», «Лень — двигатель прогресса» и т. п.

Классификация персонала с использованием данного подхода является основой для более подробного раскрытия темы исследования «Время — это капитал работника умственного труда».

Начнем, пожалуй, с определения сущности капитала. Традиционно капиталом называют совокупность производственных, интеллектуальных, финансовых и прочих ресурсов, инвестирование которого в бизнес (или дело, вид предпринимательской активности) имеет целью получение прибыли и ее максимизацию в перспективе. С финансовой точки зрения капитал есть совокупность финансовых источников (собственных и заемных), привлеченных на долго- и краткосрочной основе для инвестирования в активы (внеоборотные и оборотные) с целью извлечения дохода и прибыли от функционирования данных активов. Мы придерживаемся первой трактовки капитала, включающей выделение не только финансовой или производственной составляющих, но и таких факторов, как информация, потенциал персонала и т. д.

Теперь перейдем к исследованию связи «капитал — время». Широко известно, что капитал предприятия, да и любого другого хозяйствующего субъекта (микро-, мезо- и макроуровня) функционирует в виде «кругооборота», проходя его стадии и приобретая на разных стадиях различные формы. Самой известной является такая формула кругооборота капитала: Д-Т-Д’ — то есть вложенные на первом этапе в процесс производства и продаж продукции (выполнения работ, оказания услуг) деньги, проходят через стадию товара, который продается потребителю за более крупную сумму денег В процессе кругооборота капитала происходит формирование добавленной стоимости в части добавления к материальным затратам — трудозатрат, амортизации и прибыли.

Применительно к основному капиталу кругооборот упрощенно включает стадии: 1) формирования основных средств; 2) их эксплуатации и износа в процессе эксплуатации, компенсации износа посредством применения механизма амортизации; 3) воспроизводства основного капитала (простого и расширенного).

Применительно к оборотному капиталу стадии его кругооборота включают: привлечение источников финансирования оборотных средств и их вложение в запасы сырья, материалов; производственный процесс, в ходе которого производственные оборотные фонды из запасов сырья через стадию незавершенного производства преобразуются в готовую продукцию; процесс продажи готовой продукции, в котором фонды обращения проходят стадии товарной продукции, дебиторской задолженности и денежных средств; погашение обязательств.

Любой кругооборот характеризуется таким важным параметром, как скорость, или время осуществления. Каждый кругооборот капитала приносит предприятию прибыль, регламентированную значением торговой наценки или рентабельности оборота (продаж), и от того, сколько кругооборотов капитала произойдет за период зависит годовой объем прибыли предприятия. То есть количество кругооборотов капитала, а следовательно, прибыль, напрямую зависит от сокращения времени осуществления одного кругооборота. Данная зависимость хорошо комментируется поговоркой: «Время — деньги», поскольку прибыль, в конечном счете, после погашения всех обязательств покупателей перед предприятием, приобретает денежную форму.

Таким образом, «время как капитал работника умственного труда» может трактоваться с двух позиций.

Первая касается скорости реакции работника на решение проблем, возникающих в его деятельности, поскольку работник умственного труда, по нашему мнению, и отличается тем, что выполняет не рутинные производственные функции, а применяет «умственные» способности для решения проблемоориентированных задач. В этом случае, чем меньше времени на кругооборот «умственного капитала» от постановки проблемы до ее качественного решения затрачивает работник, тем больше прибыли приносит предприятию и тем выше данная его способность должна оцениваться работодателем. То есть мотивация к повышению скорости решения проблем должна выражаться в уровне оплаты труда работника либо другой нематериальной выгоды.

Решение проблем может быть достигнуто как с помощью экстенсивных факторов (и здесь мы возвращаемся к «прикладникам»), так и с помощью интенсивных факторов («умники» и «лентяи»). При этом результат есть произведение ресурса (экстенсивного фактор) на эффективность его использования (интенсивный фактор). С первой позиции время действует как проявление категории эффективности.

С другой позиции, время является ресурсом, причем достаточно дефицитным. И здесь работнику «умственного труда» приходится делать выбор о рациональном направлении использования своего времени, то есть ресурса. А для этого необходимо оценивать свой капитал (время) с позиции его инвестиционной привлекательности, то есть способности приносить максимальную прибыль с минимальным риском пустых потерь времени. Именно это и является «двигателем прогресса», то есть проявлением «лени».

Таким образом, в условиях требований повышения инновационной активности как на уровне персонала предприятий, так и на уровне предприятия, отрасли, региона и страны в целом видится перспективным максимизация задействования времени как капитала работников умственного труда, причем всех категорий, как «прикладников», так и «умников» и «лентяев». Темпы роста результата использования времени-капитала будут зависеть от правильной организации взаимодействия данных категорий работников, чтобы обеспечить кумулятивный эффект их усилий, то есть обеспечить произведение «времени — ресурса» на «время — эффективность».

Видится разумным подключение к инновационному процессу в первую очередь «умников» и «лентяев», генерация ими инновационных идей, оценка этих идей, а затем на этапе реализации включение в процесс «прикладников» и «бездельников».

Постановка проблемы «время как капитал работников умственного труда» также выводит на первый план вопросы оценки данного капитала, что подтверждается возникновением и развитием в теоретических научных исследованиях проблем оценки человеческого, интеллектуального капитала. «Время как капитал работников умственного труда» — именно в этой формулировке содержится вариант оценки персонала как актива (или капитала), в том числе с позиций инвестиционной и инновационной эффективности, что является одним из направлений научных интересов авторов.

Источник: “Вестник факультета управления Челябинского государственного университета” 2017. № 2

Просмотров: 16

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code