ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ TQM НА РЕКЛАМНОМ РЫНКЕ В РОССИИ

И. А. Мальгина, С. А Ярушева

Рассмотрено внедрение процедур повышения качества в процессы всестороннего совершенствования производства и контроля. Выделено влияние изменений корпоративной культуры на сознание менеджеров среднего звена, их квалификации и приверженности концепции TQM.

Ключевые слова: менеджмент, всеобщее управление качеством, система менеджмента качества

 

На сегодняшний день в нашей стране особое внимание стало уделяться проблемам качества продукции и услуг. Многие фирмы уже имеют сертифицированные системы качества, которые соответствуют международным стандартам, так как понимают, что реализация именно качественного продукта является залогом успеха у потребителя.

Не менее актуальной является потребность в поиске новых методов, которые позволили бы организациям быстро реагировать на изменения в современных условиях. На наш взгляд, в качестве данной методологии сегодня может выступить развитие системы всеобщего управления качеством (Total Quality Management). Уникальность TQM заключается в том, что она сосредотачивает внимание не только на качестве выпускаемой продукции, но и также на качестве всех процессов организации.

Уже в послевоенные годы в СССР на некоторых предприятиях начинали использовать основные принципы TQM (например, системный подход к управлению, роль руководства, принятие решений, основанных на фактах, вовлечение работников) [5].

Однако недостаточное внимание уделялось проблемам внедрения систем качества на предприятиях, тем более способам их адаптации в разных сферах деятельности. Данная область стала анализироваться сравнительно недавно. Использование опыта зарубежных предприятий в значительной степени позволяет решить эту проблему и сократить информационный разрыв по вопросам управления качеством. Однако простое копирование отечественными предприятиями методов и механизмов управления качеством может привести, вопреки ожиданиям, к противоположным последствиям: серьезному осложнению экономического положения предприятий. Вследствие этого, приоритетным должен быть комплексный подход к решению проблемы внедрения TQM, охватывающий различные сферы деятельности организации, а также максимально учитывающий ее специфику.

Целью данной работы является изучение основных проблем, с которыми сталкиваются организации рекламного бизнеса в России в процессе внедрения системы менеджмента качества.

Что же такое TQM? Total Quality Management (Всеобщее управление качеством) — это философия организации, основанная на стремлении к качеству и практике управления, которая подразумевает непрерывное улучшение всего, что делает организация. Отсюда качество — это не то, что вам приходится отслеживать или добавлять на каком-то этапе производственного процесса, это сама сущность организации [2].

Исходя из этого, можно сказать, что всеобщее управление качеством — принципиально новый подход к управлению любой организацией, нацеленный на качество всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха посредством удовлетворения требований потребителя и выгоды, как для сотрудников организации, так и для общества в целом.

Кто является основоположником этой идеологии, вопрос спорный. В некоторых работах говорится об известном всему миру «гуру» в области управления качеством Арманде Фейгенбауме, внуке одного из основателей «Дженерал Электрик». Но в истории менеджмента первенство в TQM закреплено за Эдвардом Демингом, всемирно известным ученым, автором многочисленных работ в области управления качеством. [4]

Впоследствии сформировалось множество «школ» TQM, главными из которых на сегодняшний день являются японская, европейская и американская школы. Каждая школа по-своему описывает принципы действия TQM, проанализировав их можно выделить основные восемь принципов Всеобщего управления качеством [1]:

1. Ориентация организации на потребителя.

2. Ведущая роль руководства.

3. Вовлечение сотрудников.

4. Процессный подход.

5. Системный подход к управлению.

6. Постоянное совершенствование.

7. Принятие решений, основанное на фактах.

8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Изучив опыт российских и зарубежных компаний, можно сделать вывод, что современная концепция TQM во многом универсальна. Она позволяет целенаправленно и успешно осуществлять управление не только в сфере производства, но и в государственных и муниципальных учреждениях, банках, сфере услуг, образования, медицины и других областях.

При внедрении TQM в различных сферах общими для них являются следующие этапы:

— выработка стратегии компании;

— выделение приоритетных направлений ее деятельности;

— создание сети новых отношений с потребителями, поставщиками и конкурентами;

— вовлечение в процессы стратегического планирования служащих всех уровней;

— обучение персонала;

— предельная ориентация на потребителя;

— организация управления процессами;

— непрерывное повышение качества и степени удовлетворенности потребителя;

— формирование команд или рабочих групп для реорганизации работы организации;

— упразднение лишних звеньев управления и передача их функций сотрудникам.

Внедрение TQM представляет собой трудоемкий процесс и может быть обречено на неудачу при непонимании руководством, что этот процесс рассчитан на длительную перспективу, и в нем должен быть задействован весь персонал. Отсюда возникает и первая цепочка проблем, с которыми сталкиваются менеджеры рекламных компаний при внедрении TQM [5].

Любая организация, осознавшая необходимость проведения практических шагов на пути совершенствования качества продуктов и услуг, сталкивается с четырьмя барьерами, которые ей необходимо преодолеть, прежде чем будут видны осязаемые результаты:

1. Сопротивление персонала нововведениям

2. Ограниченное понимание менеджерами разных уровней взаимосвязи совершенствования качества с эффективностью деятельности организации

3. Подход к совершенствованию качества как к разовому мероприятию, или очередной новомодной кампании. На самом деле этот процесс бесконечен.

4. Придание совершенствованию качества статуса не управленческого, а статистического мероприятия.

Если суммировать эти четыре барьера, то вопрос заключается в изменении стиля управления людьми и их реакции на пребывание в организации. Суть этого изменения заключается в том, что качество продукта или услуги реально ставится на один уровень с затратами и своевременностью выполнения плановых заданий.

Внедрение процедур повышения качества зачастую требует коренного изменения корпоративной культуры. Особое внимание при этом необходимо уделить менеджерам среднего звена, их квалификации и приверженности концепции TQM. Именно от этого управленческого уровня зависит, удастся или нет вовлечь рядовых сотрудников организации в процессы всестороннего совершенствования производства и контроля качества, внедрить в сознание рядовых работников понимание обратной связи между уровнем качества и уровнем затрат [3].

Следовательно, организация, предоставляющая услуги в сфере рекламы, сталкивается или столкнется со следующими проблемами, которые должны быть устранены для успешной реализации TQM:

1. Отсутствие вовлеченности руководства. В этом случае руководство организации говорит о TQM, но действия противоречат философии постоянного улучшения качества. Это приводит к краху ожиданий эффекта у сотрудников. Предпринять еще одну попытку по внедрению принципов TQM становится очень сложно. Чтобы достичь цели, руководство должно четко и регулярно информировать всех о выгодах применения, быть последовательным в применении принципов TQM, а не использовать ее как временное увлечение для получения быстрых выгод.

2. Отсутствие изменения культуры организации. Изменение организационной культуры — чрезвычайно сложный и длительный процесс. Персонал часто сомневается, что изменения в процессах могут привести к изменению культуры работы, и многие не хотят изменять свою работу. Поэтому если мотивация к изменениям привычных действий в работе будет недостаточной, то через некоторое время внедрение TQM станет вызывать у сотрудников негативное отношение.

3. Слабая подготовка изменений. До начала внедрения руководство должно довести до персонала и объяснить свое видение пользы от TQM, разъяснить миссию и цели внедрения. Если не проводить такую предварительную подготовку, то у персонала не будет доверия к проводимым изменениям. Это приведет к тому, что персонал не будет вовлечен в процесс совершенствования деятельности.

4. Отсутствие объективной информации и данных. Внедрение TQM требует полагаться на объективные данные при принятии решений. Для внедрения и поддержки данные о работе должны регулярно и своевременно собираться и анализироваться. Если данных недостаточно либо они поступают нерегулярно, то становится сложно принимать правильные решения, и в конечном итоге это может привести к отказу от дальнейшего внедрения TQM.

Внедрение TQM в рекламном бизнесе, как и любые другие перемены, сопровождаются рядом барьеров, одни из которых — отсутствие желания у руководства, другие — отсутствие желания у персонала.

Проблема обеспечения стабильно высокого качества производимых услуг — комплексная. Ее нельзя решить проведением отдельных и даже крупных, но разрозненных мероприятий. Только путем системного и комплексного, взаимосвязанного и одновременного осуществления технических, организационных, экономических, правовых и социальных мероприятий, которые позволят совершенствовать качество всей организации.

Для преодоления этих барьеров в области качества необходимо не только довести техническое оснащение организаций, технологию и культуру оказания рекламных услуг до уровня ведущих промышленно развитых стран, но и решить задачи подготовки профессиональных работников, интересующихся не только собственным успехом, но и успехом всей организации в целом. Ведь именно от этого в первую очередь зависит восприятие происходящего всеми участниками процесса. Каждый из них обязан профессионально выполнять свою роль:

— потребители — защищать и отстаивать свои интересы;

— компании — удовлетворять требования и пожелания потребителей;

— наука — формировать научную и методологическую базу для адаптации философии качества;

— образование — готовить грамотных специалистов для осуществления преобразований;

— государство — устанавливать вектор развития и способствовать формированию культуры качества в политике, в экономике, в социальной сфере.

Таким образом, можно подытожить, что рынок, в свою очередь, являясь макроэкономическим регулятором и индикатором, обеспечит эволюционное развитие процесса внедрения TQM на Российском рынке, динамика же этого процесса зависит от эффективности деятельности каждого из его участников.

Список литературы

1. Басовский, Л. Е. Управление качеством : учебник / Л. Е. Басовский, В. Б. Протасьев. — М. : Инфра-М, 2011. — 212 с.
2. Гличев, А. В. Управление качеством продукции / А. В. Гличев, М. И. Круглов. — М. : Экономика,
2009. — 32 с.
3. Дафт, Р. Менеджмент : пер. с англ. / Р. Дафт. — 6-е изд. — СПб. : Питер, 2012. — 738 с.
4. Качалов, В. А. Энциклопедия ошибок в менеджменте качества. Стандарты и качество / В. А. Качалов. — M. : Высш. шк., 2008 — 72 с.
5. Михеева, Е. Н. Управление качеством / Е. Н. Михеева, М. В. Сероштан. — М. : Дашков и Ко,
2010. — 404 с.

Источник: “Вестник факультета управления Челябинского государственного университета” 2017. № 2

Просмотров: 17

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code