ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

В.Г.Жуков

Статья посвящена рассмотрению роли правовой культуры в становлении демократического правового государства, определяется место правосознания в формировании правовой культуры и в связи с этим – значение правового воспитания граждан. На основе рассмотренных данных предлагаются пути повышения качества правовой культуры населения.

Ключевые слова: право, правосознание, правовая культура, правовое воспитание, правовой нигилизм, правовые ценности, правовой порядок.

 

Уровень квалифицированности и профессиональности работников юридической области в значительной мере влияет на эффективность функционирования механизма правового регулирования, а также на отношение обывателей к закону и правовым явлениям – на наличие среди людей авторитета у государства и права, уровень их правосознания. От профессиональной правовой культуры юристов и зависит бесперебойное функционирование упомянутого выше механизма. [2, с. 7]

Двуединство справедливости и законности выражается в том, что принимаемые государственными органами решения должны одновременно соответствовать значениям обоих понятий: законным может быть лишь справедливое решение, несправедливость же не может быть законной. Если деятельность судьи, прокурора, следователя основана на законе и его верно понимаемой сущности, то она будет соответствовать и нравственным нормам, которые, в свою очередь, есть источник закона. Следовательно, отступление от закона можно характеризовать как безнравственность, потому что оно идёт вразрез не только с нормами права и морали, но и с профессиональной этикой юриста.

Личная убеждённость в необходимости права и выбранных способах его воплощения, ответственность за поведение и работу субъектов юридической организации государства свидетельствуют о высокой правовой культуре. «Люди лишь тогда будут испытывать доверие к правозащитнику, когда будет очевидно, что его знания, опыт и убежденность, достигнутый уровень правовой культуры всей правоохранительной системы надёжно реализуются в конкретном случае» [11, с.49]. При таком подходе к пониманию правовой
культуры рассматривается то, как юридическая практика реализуется на деле, насколько качественно и ответственно ведётся работа организаций и отдельных личностей.

Весьма показательны данные, полученные в ходе диссертационного исследования С.П. Зайцевой: «В эксперименте приняли участие слушатели Санкт-Петербургского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации в совокупном количестве 172 человека» [4, с. 96-97].

На вопрос анкеты: «Дайте определение понятию “правовая культура”» – студенты называли основные компоненты данного понятия в следующем процентном соотношении: правовые знания – 29%, правовое сознание – 23%, ценностное отношение к праву – 22%, правомерное поведение – 13%, правовые знания и умения – 8% , правовая активность – 58%.

Из этого следует вывод, что молодым людям ближе научно-теоретическое представление о правовой культуре, однако дать более детальное определение студентам было трудно.
Правовые знания, набравшие максимальный процент в данном исследовании, входят в состав правосознания, что позволяет подтвердить вывод об их особом значении в правовой культуре. Следует понимать, что деформация правового сознания, равно как и пробелы в правовых знаниях, может существенно повлиять на уровень правовой культуры, снизив его. «Соответственно, только повышая уровень правосознания, в том числе с помощью средств массовой информации, особенно в отношении молодого поколения, можно заложить базу в отношении будущей законности и правопорядка в стране» [3, с. 244-245].

Правовое воспитание играет важную роль в процессе повышения правовой культуры. «Проблема повышения уровня правовой культуры граждан, должностных лиц, преодоления правового нигилизма достаточно остро стоит на современном этапе и требует своего незамедлительного разрешения» [12, с. 74].

Правовая культура находится в прямой зависимости от уровня правового сознания общества, а именно от того, насколько население информировано в правовом отношении, как ценятся в обществе права и свободы человека.

Априори правовое воспитание – это деятельность, целью которой является передача правовой культуры и правового опыта общества из поколения в поколение.

В широком смысле правовое воспитание понимается как правовая социализация в обществе, происходящая путем влияния окружающей обстановки, должностных лиц и государства.

В узком смысле правовое воспитание – это повышение правовой культуры человека, группы людей или общества в целом.

Правовое воспитание имеет очень сложную структуру. Элементами правового воспитания выступают:

1) субъекты воспитания – ими являются государство и его органы, должностные лица, общественные организации;

2) объекты воспитания, а именно отдельные индивиды, группы населения – молодежь, военнослужащие и т.д.;

3) содержание воспитания – передача юридического опыта общества; формы и методы правового воспитания.

Что касается содержания, то целью правового воспитания является поднятие индивидуального и группового правосознания общества, а значит, и повышение правовой культуры общества. Правовая информация и опыт, которые содержатся в общественном правосознании, доставляются в сознание при помощи соответствующих средств, форм и методов.

К формам правового воспитания относятся правовое обучение, правовая пропаганда, правовое воспитание правонарушителей и юридическая практика. [5, с. 198].

Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а обучение так или иначе оказывает и воспитательный эффект [10, с. 58].

Различие здесь можно провести, причем весьма условно, по сфере воздействия: воспитание влияет в основном на эмоцио- нально-во левую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение – на когнитивно-рациональную с целью информационно-ознакомительного воздействия на человека. Ценностное, эмоционально-волевое воздействие, в свою очередь, очень сильно ограничено реальной правовой практикой, поскольку невозможно воспитать у человека уважение к тем ценностям, которые отсутствуют в общественном сознании и деятельности людей, но провозглашаются на словах, в пустых декларациях и демагогических заявлениях (как политическими лидерами перед населением, так и простыми воспитателями и учителями перед детьми). «Связь правового воспитания и правового обучения состоит в том, что целью этой деятельности является повышение правовой культуры общества» [9, с. 141].

Правовая необеспеченность, в свою очередь, может привести к появлению правового нигилизма, т.е. к появлению отрицательного отношения к праву, законам и правовым формам организации общественных отношений.

Чтобы не допускать формирования правового нигилизма среди населения, необходимо повышать правовую культуру общества путем информирования населения о уже существующих юридических предписаниях. Профессиональные юристы основной целью своей деятельности должны видеть защиту прав и свобод человека, что и является основным постулатом морали, нравственности и культуры в целом.

Правовая культура выражается в достигнутом уровне развития в правовой организации жизни людей, обусловленном социальным, духовным, политическим и экономическим строем, который, в свою очередь, выражается в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и правового развития субъекта, а также степени гарантированно- сти государством и гражданским обществом свобод и прав человека.

Таким образом, правовое воспитание, имея свои характерные черты и представляя собой целенаправленное воздействие на сознание и культуру поведения членов общества, которое осуществляется в целях выработки чувства уважения к праву и привычки соблюдения права на основе личного убеждения, является важным для формирования правовой культуры общества.

Уровень развития российского правового государства также зависит от уровня правосознания общества. Следовательно, правовая культура влияет как на правопорядок, так и на развитие самого государства, она глубоко проникает в правосознание людей, в их правоотношения, в законотворчество, в правопорядок, служит регулятором поведения людей, с учетом социально-культурных, исторических и других характеристик, а также выступает в качестве одного из путей достижения социальной стабильности, интеграции общества. «Если граждане имеют высокий уровень правовой культуры, ведут социальную и правовую деятельность и выступают с инициативой, повышается качество законотворчества, увеличивается эффективность реализации норм права» [7, с. 33].

Соответственно, правовая культура обуславливается экономическими, политическими, социальными и духовными показателями уровня развития общества. Как отмечает В.А. Медведев, «правовая культура, являясь разновидностью общей культуры, является мерой «освоения и использования, накопленных человечеством правовых ценностей», которые передаются от поколения к поколению в порядке преемственности» [6, с. 8].

Данные факторы оказывают непосредственное влияние на состояние правового порядка, поскольку сам правовой порядок в значительной степени относится к идеологическим явлениям, так как в случае, когда государство официально отказывается от какой- либо идеологии, оно также отказывается и от правового порядка.

Таким образом, правовая культура является существенным фактором формирования правового порядка, а его укоренение в обществе возможно в демократическом государстве, если правовой порядок становится органической частью правовой культуры общества. Явления и процессы правовой культуры образуют правовую реальность, из которой в обществе формируется правовой порядок. Развивающаяся правовая культура является основным фактором, который определяет уровень и характер правового порядка. Данное положение позволяет заключить, что само содержание правового порядка является динамической категорией, которая варьируется в зависимости от изменений в качественной надстройке правовой жизни общества.

В свою очередь, правовой порядок оказывает влияние на уровень правовой культуры общества, а также характеризует её уровень. Он, в рамках формирования правовой государственности, является одним из показателей правовой культуры общества.

В юридической литературе правовой порядок определяется по-разному. Одним из первых российских ученых данный термин использовал Г.Ф. Шершеневич, который под правовым порядком понимал объективные права и обязанности индивидуума. Он писал, что человек хотя и является субъектом права, но это не означает, что «он находится в определенных, нормированных или признанных правом отношениях к правопорядку». «Субъект в юридическом смысле не есть существо или субстанция, а данная извне, созданная волею правопорядка способность» [10, с. 144].

М.Н. Марченко понимает под правовым порядком завершающий этап всех правовых форм, а также процессов. С точки зрения С. К. Бельского «правовой порядок является сердцевиной общественного порядка и составляет его основу, а также определяет сущность и содержание правомерного поведения» [8, с. 217].

Правовой порядок является важнейшей основой для достижения желаемого порядка социальных и общественных отношений, формирующихся в процессе их реализации. Правовой порядок выступает как существенный стабилизирующий фактор развития правовой культуры в обществе, обеспечивающий упорядоченность социальных связей в государстве и в определенной степени подтверждающий идеи гуманизма и справедливости. Очевидно, что «правовой порядок имеет жизненно важное значение для развития демократии, формирования цивилизованного гражданского общества и правового государства» [1, с. 241].

Правовая культура в современном правовом государстве обуславливается экономическими, политическими, социальными и духовными показателями уровня развития общества, которые накапливались и осваивались на протяжении многих сменяющих друг друга поколений общества, материализуется в правовых ценностях, сложившихся и накапливающихся в обществе, которые служат регулятором юридически значимого поведения его индивидуумов, являет собой качественную характеристику общества, указывая на степень его развития.

Гарантиями правового порядка выступают разные факторы, связанные как с общественным сознанием, так и с правовой культурой, например чувство справедливости, мировоззрение, правосознание и идеологическое многообразие, повышение правовой культуры общества, нравственность, мораль, уважение требований закона, передовая правовая наука, которые оказывают непосредственное влияние на состояние правового порядка, поскольку сам он в значительной степени относится к идеологическим явлениям.

Итак, для повышения качества правовой культуры может применяться целый комплекс мероприятий на основе богатого инструментария в различных направлениях: совершенствование законодательства, правоприменения, воспитание объектов правовой культуры через средства массовой информации.

На наш взгляд, было бы целесообразно провести социологические исследования формирования правовой культуры, используя возможности институтов и университетов МВД России. Инициировать фундаментальные научные исследования проблемы. Опираясь на результаты исследования и методологические выводы ученых, можно было бы создать выверенную и эффективную систему формирования знаний граждан о праве.

Библиографический список

1. Бельский, С.К. Полицейское право : лекционный курс / С.К. Бельский. – М., 2004.
2. Глобенко, О.А. Значение правовой культуры в современном обществе / О.А. Глобенко, А.Э. Мамедов // Общественная безопасность, законность и правопорядок в третьем тысячелетии : сборник статей по итогам международной научно-практической конференции. Уфа, 2017.
3. Деформированное правосознание как угроза юридической безопасности / О.А. Глобенко [и др.] // Научное и образовательное пространство: перспективы развития : материалы IV международной научно-практической конфереции (Чебоксары, 29 янв. 2017 г.). – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017.
4. Зайцева, С.П. Социально-культурные условия формирования правовой культуры студенческой молодёжи средствами игровых технологий : дис. … канд. пед. наук / С.П. Зайцева. – Тамбов, 2015.
5. Земскова, В.П. Значение правового воспитания в формировании правовой культуры общества / В.П. Земскова // Гуманитарные и правовые проблемы современной России : материалы XIII межвузовской студенческой научно-практической конференции. – Новосибирск: Новосибирский государственный аграрный университет, 2017.
6. Медведев, В.А. Правовая культура российского общества: особенности и тенденции развития : автореф. дис. … канд. юрид. наук / В.А. Медведев. – Казань, 2004.
7. Оборочан, Т.П. Правовая культура и правовой порядок / Т.П. Оборочан // Экономика, социология и право. – 2018. – № 1.
8. Общая теория государства и права: академический курс : в 3 т. / отв. ред. М.Н. Марченко. – М., 2016. – Т. 3.
9. Перевалов, В.Д. Теория государства и права : учебник / В.Д. Перевалов. – М., 2017.
10. Терехова, Л.Н. Теория государства и права / Л.Н. Терехова. – М., 2017.
11. Халиулина, В.П. Профессиональная этика юриста / В.П. Халиулина. – М., 2017.
12. Шеяфетдинова, Н.А. Особенности воздействия средств массовой информации на формирование правосознания / Н.А. Шеяфетдинова // Юристь-Правоведъ. – 2016. – № 2.

Источник: Вестник Сибирского юридического института МВД России № 4 (33) 2018

Просмотров: 40

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code