АНТИКРИМИНАЛЬНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ СИЛАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Ю.П.Гармаев, доктор юридических наук, профессор

В статье констатируется, что в стране все еще не в должной мере организована система правовой пропаганды и правового просвещения для иностранцев. На основе результатов анкетирования респондентов – граждан Монголии обоснована актуальность задачи создания и широкого внедрения мультимедийных средств правового просвещения, реализуемого силами студентов-юристов. Вносится предложение о том, чтобы в каждом юридическом вузе страны проводились: 1) конкурсы студенческих просветительских работ (в том числе для иностранцев) с привлечением к их оценке юристов-практиков, преподавателей и широким внедрением результатов этих конкурсов в интернет-среду; 2) просветительские занятий для иностранных граждан, пребывающих на территории России.

Ключевые слова: правовое просвещение, правовое информирование, правовая помощь, Монголия и Россия, защита прав иностранных граждан, конкурсы студенческих работ.

 

Результаты обобщения и анализа статистических данных о преступлениях и правонарушениях, совершаемых иностранными гражданами на территории России, правоприменительной практики и опроса различных категорий респондентов (см. ниже) приводят к выводам о том, что в нашей стране не в должной мере организована система правовой пропаганды и правового просвещения для иностранцев. В частности, анализ ситуации в отношении пребывания граждан Монголии на территории России сделан в работе «Inter-branch concept of protection of rights and legitimate interests of Mongolian citizens in the territory of the Russian Federation and the citizens of Russiain the territory of Mongolia»[2], а здесь приводятся некоторые результаты проведенного исследования. Так, в отношении гостей из стран Азии сильно ощущается недостаток переводчиков и юристов, владеющих юридической терминологией на соответствующих языках, понимающих специфический менталитет представителей разных азиатских народов. Это определяет актуальность научной и прикладной проблемы создания межотраслевой концепции защиты прав и законных интересов иностранных граждан на территории Российской Федерации. Начало такому проекту уже положено, хотя еще далеко не все результаты пока получены.

Так, в рамках исследования «Защита прав и законных интересов граждан Монголии на территории Российской Федерации и граждан России на территории Монголии», поддержанного Российским фондом фундаментальных исследований, были изучены проблемы миграции между двумя странами. Ведомственные нормативно-правовые акты правоохранительных органов России среди приоритетных направлений противодействия преступности на современном этапе, включая борьбу с коррупцией и организованной преступностью, противодействие преступлениям террористической направленности, экстремизму и сепаратизму, особое внимание уделяют проблеме правонарушений и преступлений в сфере миграции.

Монголия соседствует с Россией с юго- восточной стороны, а её история и культура тесно переплетаются с историей и культурой населения таких регионов, как Республика Бурятия, Республика Тыва, Иркутская область и Забайкальский край Российской Федерации. В связи с отменой Соглашением между Правительством РФ и Правительством Монголии об условиях взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Монголии, подписанным в г. Улан-Баторе 3 сентября 2014 г., визового режима с Монголией наблюдается значительный рост числа граждан, пересекающих границу в обоих направлениях, как со стороны Монголии, так и со стороны России.

Языковые барьеры между людьми из двух стран, незнание ими соответственно российского и монгольского административного, миграционного, уголовного и уголовно-процессуального законодательства, социокультурные различия порождают ряд негативных правовых последствий, в числе которых:

– неспособность граждан Монголии в полной мере защитить свои права и законные интересы в России и наоборот: российские граждане не всегда могут защитить свои права в Монголии;

– распространенность фактов совершения иностранцами умышленных и неосторожных правонарушений (миграционного, иного административного, уголовного законодательства и др.), а также совершения ими и в отношении них преступлений на территории соседнего государства;

– неединичные факты злоупотреблений полномочиями, превышения полномочий, иных правонарушений в отношении иностранных граждан со стороны отдельных должностных лиц различных государственных органов в России и в Монголии соответственно (таможенные органы, полиция и др.).

Между тем заключение упомянутого Соглашения между Правительством РФ и Правительством Монголии о безвизовых поездках позволило гражданам двух стран соответственно въезжать, выезжать, следовать транзитом и пребывать на территории соседних государств в течение 30 дней непрерывно. Естественно, такое соглашение повлекло мощный толчок к развитию двусторонних связей. Особенно для туристов привлекательно выглядит возможность решить свои экономические проблемы (закупить «оптом» продукты питания, промышленные товары, одежду и т.д.) в связи с выгодным соотношением курсов монгольской национальной валюты – тугрика и российского рубля. В летний период граждан соседнего государства привлекает возможность посетить озеро Байкал и другие места массового отдыха.

С целью повышения эффективности контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства требований законодательства России и предотвращения незаконной миграции государственными органами принимаются меры по предупреждению подделки или незаконного использования документов, удостоверяющих личность. Особое внимание уделяется борьбе с подделкой документов, печатей и штампов (ст. 327 УК РФ и другие).

Важно обратить внимание на проблему, обозначенную вице-консулом Монголии в Республике Бурятия во время «круглого стола», посвященного в том числе вопросам миграции (октябрь 20017 года, г. Улан-Удэ). Он отметил увеличение количества жалоб монгольских граждан в свое консульство по поводу, по их мнению, слишком повышенного внимания к ним со стороны сотрудников полиции России по малозначительным деяниям, которые можно было бы разрешить на месте с использованием предупредительных мер.

Упомянутые выше и иные значимые тенденции в миграционной политике обусловлены рядом факторов [5, с. 93], в том числе частыми изменениями миграционного законодательства, динамичностью потока иностранцев, высокой степенью латентно- сти административных правонарушений в указанной сфере, зависимостью тенденций их обнаружения и пресечения от качества деятельности правоохранительных органов и т.п. В то же время важно отметить, что в противоправную деятельность в сфере миграции вовлечены как иностранные, так и российские граждане.

С учетом изложенного представляется, что одной из эффективных форм профилактики противоправных деяний может стать правовое просвещение как граждан России, так и иностранцев, включая предоставление иностранному гражданину реальных возможностей воспользоваться его субъективным правом в соответствии с национальным законодательством страны пребывания.

Стоит отметить, что определенные шаги в обозначенном направлении уже сделаны. Так, в Российской Федерации действует Государственная программа «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», утвержденная постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 345. Однако анализ этого документа показал, что вектор его применения в большей степени направлен на профилактику особо опасных посягательств. Правонарушения же, рассматриваемые как менее общественно опасные, в должной степени не находят отражения в программе. В настоящее время со стороны государственных институтов Российской Федерации реализуются отдельные профилактические мероприятия: проводятся обучающие семинары для чиновников, круглые столы с представителями общественности и правоохранительных органов, ведётся разъяснительная работа посредством сети Интернет и других средств массовой информации; непосредственно в местах размещения государственных органов, занимающихся вопросами миграции, организуются стенды, «информационные уголки», содержащие сведения о порядке и способах исполнения обязанностей, а также об органах и организациях, в которые можно обращаться в случаях нарушения прав иностранных граждан и создания препятствий к исполнению ими обязанностей.

И все же следует признать, что в России пока далеко не все проблемы в обозначенной сфере решаются на должном уровне. На это в том числе указывают и данные, полученные в ходе анкетирования, в которое были вовлечены 254 монгольских гражданина, временно пребывавших на территории России (Республики Бурятия).

На вопрос: «Удовлетворены ли Вы приездом/переездом в Россию?» – положительно ответили 50% и отрицательно 11% респондентов. При этом 38% собираются вновь посетить Россию. В числе трудностей, с которыми пришлось столкнуться монгольским гражданам в России, опрошенные назвали сложности с языком/с общением – 11%, недостаток поддержки/отдаленность от родственников – 7%, экологические проблемы, напряженные национальные отношения – 7%, недружелюбное отношение населения, другое питание – 3%, проблемы со здоровьем, отсутствие знаний о законодательстве Российской Федерации/правовую безграмотность – 23%. Также было указано, что трудности возникли из-за нехватки денежных средств и отсутствия знаний о культуре и традициях россиян.

На вопрос: «При общении с сотрудниками каких государственных органов России Вам приходилось испытывать наибольшие трудности?» – были получены следующие ответы: с сотрудниками миграционной службы – 7%, таможенных органов – 24%, полиции – 19%, федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – 12%, дорожно-патрульной службы – 3%. У 23% опрошенных трудностей при общении с представителями российских государственных органов не возникло. При этом в случае возникновения трудностей правового характера на территории России граждане Монголии, как показало анкетирование, рассчитывают на помощь юристов/адвокатов – 38%, земляков/родственников – 12%, консульства – 30% , полиции – 12%.

На вопрос: «Знания каких сфер российского законодательства были бы Вам наиболее полезны?» – респонденты назвали следующие отрасли права: семейное – 15%, миграционное – 34%, административное – 30%, трудовое – 38%, гражданское – 15%, таможенное – 26%, иное – 4%.
Вызывают озабоченность данные о том, что уровень своей защищенности (безопасности) в России характеризуют как «полная» только 19% граждан Монголии, недостаточно защищенными считают себя 38%, а полностью незащищёнными – 11% респондентов. При этом 76% монгольских граждан, по их словам, знают, в какие органы государственной власти необходимо обращаться в случае совершения в отношении них правонарушений, преступлений.

В контексте настоящего исследования важно отметить следующее. На вопрос: «Что, по Вашему мнению, необходимо делать в направлении защиты прав иностранных граждан, прибывающих на территорию России?» – 30% респондентов ответили «организовать распространение полезной информации на границе (в форме видеороликов, информационных стендов, буклетов и пр.)», 38% считают, что следует «организовать просветительскую деятельность граждан еще до выезда за пределы своей страны», 50% лиц, принявших участие в анкетировании, считают правильным «создать специальные центры защиты прав иностранных граждан».

Изложенные обстоятельства определили создание межотраслевой концепции защиты прав и законных интересов граждан Монголии на территории Российской Федерации и граждан России на территории Монголии. Международный проект был начат в 2016 году силами Юридического факультета Бурятского государственного университета во взаимодействии с Университетом правоохранительной службы при Министерстве юстиции Монголии (г. Улан-Батор, официальный сайт Университета: www.leu.gov.mn), как уже отмечалось, при поддержке РФФИ, а также Министерства образования и науки Монголии (МОКН Монголии). С монгольской стороны к созданию концепции в коллектив научного проекта были привлечены известные монгольские ученые и опытные юристы-практики. [6]

Основное содержание проекта заключается в разработке методологии и методики формирования средств правового просвещения, издании коллективной монографии, а также кратких буклетов-памяток на нескольких языках, разъясняющих актуальные и значимые для населения двух стран вопросы административного, миграционного, уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

В ходе реализации проекта к его участникам пришло понимание того, что к разработке и, что особенно важно, к внедрению, продвижению подобного рода просветительской «продукции» для иностранных граждан могут и должны привлекаться студенты, магистранты юридических вузов. В обоснование этого тезиса есть несколько доводов.

1. Как показало исследование, опытные правоприменители, равно как и ученые-юристы, преподаватели, за годы работы зачастую отвыкают писать тексты и говорить кратким и доступным языком. Мягко говоря, далеко не всем юристам-практикам присуща доверительная и доброжелательная манера общения с людьми. Студенты, как начинающие юристы, еще не подвержены пресловутой профессиональной деформации. Они способны писать тексты, снимать видео, записывать аудио, используя простой и доступный язык изложения, юмор и креатив, применяя в «живой» и онлайн коммуникации открытую, доброжелательную форму общения, в том числе с иностранными гражданами.

2. Современной молодежи, в отличие от старшего поколения, в целом более присущ искренний интерес и доброжелательность по отношению к иностранцам. Их, как правило, привлекает возможность путешествовать, заводить онлайн и «живые» знакомства по всему миру, практиковать иностранный язык, общаться с людьми – носителями совершенно иных традиций и менталитета, нежели у соотечественников.

3. Студенты лучше адаптированы к современным информационным технологиям, им во многом проще и быстрее создать или научиться созданию современных мультимедийных просветительских материалов, особенно видео. Но, разумеется, под контролем старших коллег.

4. Подтверждение тезиса о преимуществах реализации мер правового просвещения именно студентами-юристами мы видим в литературе по педагогике и образовательному праву. Так, З.Р. Танаева и Г.А. Казарцева напоминают, что привлечение студентов юридических вузов (особенно магистрантов. – Ю.Г.) к реализации мер правового просвещения выступает как одно из условий развития у них как у будущих юристов профессиональных педагогических компетенций, среди которых способность преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне, способность управлять самостоятельной работой обучающихся, способность эффективно осуществлять правовое воспитание. [12]

С учетом изложенного в образовательный процесс юридических вузов можно было бы включить требования о том, что каждый студент, например, в рамках работы над курсовым, дипломным сочинением, магистерской диссертацией, помимо собственно традиционной – печатной – формы этой квалификационной работы должен создать на ее основе, например, памятку или краткое пособие для тех или иных групп населения – непрофессиональных юристов, плюс просветительский фильм, видеоролик. Такие просветительские продукты можно и нужно создавать, в том числе для особых адресатов – иностранных граждан. Разумеется, такая работа должна проводиться студентами при помощи консультантов – преподавателей и/или кураторов-практиков. Результаты могла бы оценивать специально созданная комиссия или консультативный совет при юридическом вузе, в обязательном порядке включающий опытных правоприменителей. Задачи внедрения указанной просветительской продукции также можно возложить на молодежь. И они лучше старшего поколения знают, как это делать. К их услугам широкий выбор бесплатных онлайн-ресурсов: социальные сети, YouTube, профильные сайты (интернет-ресурсы государственных органов, правозащитных организаций и т.д.), рассылки по электронной почте и т.п.

Такого рода конкурсы авторы проекта инициировали в двух вузах: на юридическом факультете Бурятского госуниверситета и в Новосибирском юридическом институте (филиале) Томского госуниверситета (официальный сайт Университета: http://www.n-l-i.ru). Настоящей статьей обращаемся к коллегам из юридических вузов с предложением поддержать данную инициативу и инициировать организацию и регулярное проведение:

– просветительских занятий для иностранных граждан, пребывающих на территории России, силами студентов-юристов,

– конкурсов студенческих просветительских работ, в том числе адресованных гостям нашей страны.

Имеется видение новых направлений исследований и путей практической реализации их результатов, а потому от лица указанного международного коллектива предлагаем нашим коллегам – ученым-юристам, преподавателям, ученым – представителям различных отраслей права и научных (учебных) дисциплин, студентам-юристам и аспирантам из Российской Федерации, стран Азиатско-Тихоокеанского региона, всех стран мира – откликнуться на предложение о взаимодействии в рамках обозначенного проекта (обращения и предложения могут быть направлены по адресу: garmaeff1@mail.ru).

В результате можно ожидать повышения уровня правосознания и правовой культуры населения, прежде всего самой молодежи, повышения эффективности профилактики преступлений и иных правонарушений со стороны иностранных граждан, продвижение положительного имиджа и привлекательности нашей страны во всем мире.

Библиографический список

1. Yury P. Garmaev, Diana A. Stepanenko& Cong Fengling. Preventionof Corruption Crimesin Chinaand Russia: Problems and Ways of Solution // Asian Social Science; Vol. 11, № 18; 2015. P. 266-272.
2. Yury Petrovich Garmaev, Yury Vladimirovich Kharmaev, Lydia Petrovna Chumakova. «Inter- branch concept of protection of rights and legitimate interests of Mongolian citizens in the territory of the Russian Federation and the citizens of Russia in the territory of Mongolia» Vol. 39, 2018 of the journal Espacios.
3. Борисова, И.Д. Российско-монгольские отношения и государственная трансформация Монголии в начале XX в. / И.Д. Борисова // История государства и права. – 2010. – № 16. – С. 41-44.
4. Бородуля, Е.В. Ответственность за преступления, связанные с незаконным оборотом леса в Монголии и Китае / Е.В. Бородуля, Л.И. Лавдаренко // Российский следователь. – 2009. – № 2. – С. 34-37.
5. Ващук, А.С. Состояние административной деликтности в сфере миграции в 20102014 гг. / А.С. Ващук, О.Е. Шишкина // Азиатско-тихоокеанский регион: экономика, политика, право. – 2015. – № 3 (36). – С. 90-100.
6. Гармаев, Ю.П. Проблемы защиты прав и законных интересов граждан Монголии на территории Российской Федерации и граждан России на территории Монголии: теоретические и организационные основы решения / Ю.П. Гармаев // Международное публичное и частное право. – 2016. – № 6. – С. 46-49.
7. Долинина, И.Г. Правовое просвещение: концептуальные основы / И.Г. Долинина, Е.А. Шакирова // Высшее образование сегодня. – 2013. – № 3. – С. 49-52.
8. Жидких, А.А. Правовое просвещение граждан / А.А. Жидких // Законность. – 2010. – № 8. – С. 58-60.
9. Козлов, А.П. Правовое просвещение как метод предупреждения совершения правонарушений / А.П. Козлов // Право и безопасность. – 2010. – Т. 34. – № 1. – С. 110-113.
10. Кошелев, Н.Г. Правовое воспитание и просвещение молодежи как элемент правовой культуры общества / Н.Г. Кошелев, Ю.В. Мазеина // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2013. – № 1 (17). – С. 198-202.
11. Миникес, И.А. Конституция Российской Федерации и Конституция Монголии: сравнительный анализ в аспекте индивидуального правового регулирования / И.А. Миникес // Конституционное и муниципальное право. – 2009. – № 8. – С. 35-38.
12. Танаева, З.Р. Участие студентов в правовом просвещении как условие развития педагогических компетенций / З.Р. Танаева, Г.А. Казарцева // Правопорядок: история, теория, практика. – 2013. – № 1(1). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchastie-studentov-v-pravovom- prosveschenii-kak-uslovie-razvitiya-pedagogicheskih-kompetentsiy (дата обращения: 20.09.2018).
13. Юридическая памятка для граждан Монголии на территории России / сост. Ю.П. Гармаев [и др.]. Вып. 1. – Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2016. – 30 c.

Источник: Вестник Сибирского юридического института МВД России № 4 (33) 2018

Просмотров: 26

Rating: 5.0/5. From 2 votes.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code