ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ

Г.С.ЗАКРЕВСКАЯ, доктор экономических наук, доцент

Финансовый контроль, мониторинг, финансы, социально-экономическое развитие, система управления финансами, государственные финансы и муниципальные финансы.

В статье отмечена роль мониторинга в управлении государственными и муниципальными финансами. Подчеркнуты направления совершенствования деятельности мониторинговых служб на уровне субъекта Российской Федерации и муниципалитета. Отмечено, что только совершенная система финансового контроля и мониторинга, которая органично вписывается в политическую и экономическую жизнь страны, может способствовать успешному продвижению реформ в сфере экономики и финансов.

 

Мониторинг – это наблюдение, оценка, анализ и прогноз состояния отдельных процессов, а также природной и общественной среды в целом [1]. Начало развитию финансового мониторинга в России было положено в 2000-2003 гг. В этот период был создан Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу, разработана и утверждена нормативно-правовая база его деятельности.

Задачами Комитета по финансовому мониторингу являлись сбор, обработка и анализ информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации. Кроме того, на него возлагалось создание информационной системы и ведение базы данных в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

За 2000-2003 гг. был выполнен большой объем работ в различных направлениях функциональной деятельности КФМ – от отработки нормативно-правовых актов до получения и обработки информации по незаконно совершенным финансовым операциям и сделкам, приведшим к потере огромных сумм государственных средств.

В настоящее время функции по противодействию легализации незаконно полученных денежных средств выполняет Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфин- мониторинг). Произошедшие в сфере общественных финансов реформы и появление новых форм и методов управления централизованными финансовыми ресурсами выдвинули новые требования к расширению и выполнению функций финансового контроля и финансового мониторинга в обновленной системе государственных и муниципальных финансов [2]. Особую актуальность этот вопрос имеет на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, заметно отстающих во введении новых бюджетных технологий, вопросах среднесрочного планирования по ряду организационных и финансовых (недостаток финансовых ресурсов) причин.

Особая роль мониторинга в системе управления финансами на местном уровне обусловлена важностью управленческой деятельности местных органов власти по социально-экономическому развитию, регулированию финансово- хозяйственных отношений муниципальных предприятий и организаций, бюджетных учреждений [3, 4]. Поэтому задачи повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами делают необходимым расширение функций мониторинга в области финансово-хозяйственной деятельности как финансового метода управления (система мониторинга на региональном и местном уровнях управления представлена на рисунке 1).

Рис. 1. Система мониторинга на региональном и местном уровнях.

Для этого нужен инструментарий – методика оценки эффективности социально-экономического развития как фактически достигнутого уровня, так и динамики развития. Необходима разработка системы критериев и показателей уровня развития объектов наблюдения и показателей заинтересованности в повышении их уровня развития. Это может стать базой или основанием для выделения финансовой помощи (таблица 1).

Только система мониторинга, включающая комплекс охватываемых программ развития, движения денежных ресурсов, способов и методов проведения наблюдений, индикаторов, может обеспечить качество управления бюджетными ресурсами в рамках системы показателей результативности. При разработке новых программ, имеющих те же цели, необходимо использование результатов мониторинга реализации целевых программ.

Отдельно следует остановиться на мониторинге результативности бюджетных расходов. Это наименее разработанная сфера мониторинга, находящего свое применение в практике оценки результативности бюджетных расходов. Мониторинг результативности бюджетных расходов связан с системой планирования и контроля за осуществляемой деятельностью – на основе показателей, позволяющих проследить достижение результатов по отношению к поставленным целям [5]. Эффективность мониторинга результативности бюджетных расходов во многом определяется налаженным процессом планирования деятельности муниципалитета, а именно определением того:

– кто получит выгоду от тех или иных услуг (исполнения программ);

– какие меры необходимы для реализации программы;

– какие затраты повлечет предоставление услуг;

– каково ожидаемое качество;

– какие задачи будут решены для достижения поставленных задач;

– каким образом оценивать работу поставщиков услуг и результаты деятельности администрации.

Таблица 1.
Система мониторинга, разрабатываемого в рамках Программы реформирования государственных (муниципальных) финансов

Далее с учетом обозначенных вопросов и задач разрабатываются показатели мониторинга, позволяющие отследить ход предоставления услуг, исполнения программ и разрабатывать бюджет в соответствии с избранными направлениями расходования и объемами средств. То есть мониторинг результативности бюджетных расходов постепенно интегрируется во все аспекты управления, в том числе в стратегическое планирование и формирование бюджета, что представлено на рисунке 2.

Рисунок 2 демонстрирует, что система включает в себя четыре фазы (стратегическое планирование, составление бюджета, исполнение бюджета, формирование и предоставление отчетности), на трех из которых осуществляется мониторинг результативности деятельности. На всех этапах задействованы показатели мониторинга, которые позволяют определить ожидаемые результаты (эффект), полученные результаты, а также результативность и эффективность осуществляемой деятельности. При стратегическом планировании деятельности разрабатываются показатели, позволяющие определить результаты (эффект), которые ожидаются через 3-5 лет, и другие показатели, которые непосредственно связаны с разработкой бюджета на очередной год.

Показатели мониторинга могут быть использованы также в процессе оценки работы сотрудников администрации, разработки и корректировки процедур управления, составления договоров на оказание услуг, реализации стратегического плана деятельности и нормативно-правовых актов (используя текущий бюджет).

Таким образом, введение мониторинга результативности расходов бюджета на муниципальном уровне должно на соответствующих этапах определять:
1) организаторов и участников мониторинга;
2) цели, задачи мониторинга;
3) предмет и объект мониторинга;
4) показатели и индикаторы;
5) источники информации;
6) методы сбора, обработки и анализа информации; а также должны осуществляться:
7) формулирование выводов;
8) выработка рекомендаций;
9) принятие управленческих решений.

Только такая система мониторинга, включающая комплекс охватываемых программ, в том числе целевых, региональных программ развития, движения денежных ресурсов, способов и методов проведения наблюдения, индикаторов, может обеспечить качество управления финансовыми ресурсами в рамках системы показателей результативности.

Содержание финансового мониторинга, действенной формы контроля, преследующей цель выявления значительных сумм финансовых ресурсов, сокрытых от налогообложения, должно быть предусмотрено в Концепции финансового контроля. Субъектом такого контроля в настоящее время является аппарат Росфинмониторин- га, осуществляющий свою деятельность в рамках законодательства о борьбе с отмыванием денег, легализацией доходов, полученных преступным путем. Также на уровне закона должны быть определены сферы деятельности, которые подвергаются обязательному мониторингу, особенно в связи с тем, что новый закон о местном самоуправлении предоставляет большую свободу местным органам власти, в том числе в вопросах, касающихся их внутренней организации.

Следует отметить, что в настоящее время особого внимания заслуживает мониторинг социально-экономического развития регионов, выступающий как:

– специфический инструмент в механизме территориального управления, который обеспечивает возможность устойчивого развития территориальных образований и управления в критических ситуациях;

– особый метод приращения знаний о противоречиях и закономерностях формирования социально-экономического пространства региона;

– основа для выявления причин отклонений от нормального хода событий для программирования и планирования.

В практике осуществления мониторинга решаются задачи получения достоверной и объективной информации об основных социально-экономических и общественно-политических процессах в регионах; выявления факторов, вызывающих экономические и социальные угрозы в настоящее время и в перспективе; обеспечения доступности информации для органов власти и населения [6]. В основу деятельности мониторинговых служб должны быть заложены принципы комплексности его проведения, непрерывности осуществления мониторинговых наблюдений, сопоставимости данных, достоверности результатов наблюдения.

Организацию регионального мониторинга можно представить как двухуровневую, имеющую политическую и экономическую составляющие: политическими и экономическими центрами отслеживаются динамика развития регионов, степень стагнации отдельных из них, действенность помощи из федерального бюджета, потенциал саморазвития. В деятельности по осуществлению регионального мониторинга уклон сделан в сторону направлений саморазвития. В первую очередь это наблюдение за развитием инвестиционного климата, финансовыми потоками и финансовым обеспечением (прежде всего социальной сферы), динамикой конкурентоспособности экономики субъектов Российской Федерации, а также за другими направлениями саморазвития, способствующими решению задач выравнивания социально-экономического потенциала регионов.

В связи с переносом центра тяжести социально-экономического управления на места необходимо дальнейшее развитие регионального мониторинга – на основе укрепления его научной базы, его организационной и методической основ.

Библиографический список:

1. Прошунин М.М., Татчук М.А. Финансовый мониторинг (противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Калининград: БФУ им. И. Канта, 2014.
2. Василенко Г.Н. Правовые основы финансового контроля в России и Европейском Союзе. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
3. Архипова А.И. и др. Финансы: Учебник / Под ред. А.И. Архиповой, И.А. Погосова. М.: Проспект, 2009. 640 с.
4. Мельников С.Б. Формирование корпоративного управления муниципальными образованиями России в условиях кризиса. М.: АРиНА, 1996.
5. Лапицкая И.В. и др. Муниципальный менеджмент: территориальные финансово-промышленные группы (ТФПГ). М.: ЗелО, 1998.
6. Экономическая безопасность: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. В.А. Богомолова; 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 295 с.

Источник: Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 3 (53)

Просмотров: 57

Rating: 5.0/5. From 1 vote.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code