ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Н.М.Букаев, доктор юридических наук, профессор, академик Российской академии естественных наук
И.С.Черепова
М.Г.Чепрасов, кандидат юридических наук, доцент

Цифровая экономика, законодательство, современные технологии, цифровизация, правовое регулирование цифровизации, развитие экономических отношений, экономическая деятельность, Российская Федерация.

Статья посвящена особенностям функционирования цифровой экономики в современных условиях. Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 20172030 годы» декларирует, что развитие цифровой экономики является стратегически важным вопросом для России в целом, определяющим ее конкурентоспособность на мировой арене. Анализируя особенности внедрения цифровой экономики в России, авторы приходят к выводу о достаточно низком уровне правового регулирования цифровой экономики и предлагают пути совершенствования законодательства и правоприменительной практики в этой сфере.

 

Благодаря развитию экономических отношений, мобильных коммуникаций и Интернета, а также уменьшению затрат на товары и услуги появилось такое понятие, как цифровая экономика, то есть экономическая деятельность, основанная на цифровых технологиях.

Глобальный переход на «цифру» неминуемо приведет к изменению до неузнаваемости многих секторов экономики. По сути, идет процесс цифровизации всего: меняется технологический уклад и производственные цепочки, меняется управляемость спросом и производством.

Термин «цифровая экономика» ввел в 1995 году американский ученый-информатик Николас Негропонте. Сущность данного направления лучше всех он обозначил метафорой: «Переход от движения атомов к движениям битов». Иначе говоря, цифровая экономика – это новая модель, предполагающая эффективное персональное обслуживание людей, бизнеса, вещей, масштабируемая глобально для всего мира за счет использования информационных технологий, Интернета и всех их свойств. В настоящее время этот термин применяется во всем мире, хотя процесс определения понятия еще не завершен и оно остается размытым.

По мнению В. Иванова, цифровая экономика – это виртуальная среда, дополняющая нашу реальность [4, с. 419]. На самом деле, даже главный инструмент экономики – деньги – является придуманным измерением стоимости товаров и услуг, а благодаря появлению компьютера появились электронные деньги, которые упростили товарно-денежные отношения.

На сегодняшний день безусловными преимуществами цифровой экономики перед классическими материальными товарно-денежными обменами является то, что потребитель может получить необходимые ему услуги или товар почти мгновенно, без ожидания доставки товара или оказания услуги в материальном виде, а также более низкие цены на продукцию (по сравнению с материальными товарами и услугами), что прежде всего связано с отсутствием больших расходов на логистику, хранение товаров и потребление ресурсов, необходимых для производства товара или оказания услуг. Например, если некто захочет себе купить новую книгу, то ее электронная версия будет стоить, как правило, на 25-50% дешевле, чем печатный аналог. При этом покупатель сможет получить книгу электронной почтой в оцифрованном виде и сохранить ее в облачных сервисах уже через 2-5 минут после оплаты заказа (а не через 2-5 дней, если речь идет о приобретении в магазине этой книги в печатном виде; к тому же это возможно только при условии, что книга будет в наличии, причем не исключается возможность ее потери).

Одним из основных преимуществ электронных товаров перед материальными является то, что первые в большинстве своем практически неисчерпаемы и, как правило, всегда есть в наличии на электронных сервисах (в интернет-магазинах), вторые же всегда ограничены в количестве, а доступ к ним более сложен для потребителя, чем к аналогичной электронной продукции.

В последние годы концепция электронной экономики стала выходить за рамки коммерческих аспектов. Сегодня данный вид экономических отношений включает в себя также использование виртуальных процессов в рамках деятельности крупных компаний и корпораций, в социальных сферах жизнедеятельности населения стран, а также внедрение данных процессов во внутреннюю работу правительственных организаций, структур и ведомств.

Развитие цифровой экономики значительно влияет не только на внутреннюю и внешнюю среду функционирования бизнеса, но и на политические возможности правительства страны. С точки зрения бизнеса, Интернет дает возможность любой компании реализовывать свою продукцию по всему миру, располагая при этом небольшими капитальными инвестициями, а также снижать издержки, значительно повышать эффективность и производительность труда.

Однако следует подчеркнуть, что технологические изменения создают новые рыночные правила ведения бизнеса, в связи с чем необходимо искать новые конкурентные стратегии и повышать эффективность конкурентной борьбы. Правительство приобретает возможности оценивания общего прогресса в использовании цифровых технологий, выявления удачных практик в цифровой сфере на местном уровне, развития технологий в сфере государственных услуг, изменения правил и регуляций.

Развитие цифровой экономики в государственном секторе стало возможным с утверждения 28 июля 2017 года программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [1]. Об активном использовании функционала цифровой экономики на государственном уровне говорят следующие данные. В 2017 году количество зарегистрированных пользователей Единого портала государственных и муниципальных услуг (далее – ЕПГУ) увеличилось на 25 млн и составило 65 млн. Всего с 2012 года количество пользователей портала увеличилось почти в 20 раз. В 2012 году на ЕПГУ было зарегистрировано 3,6 млн граждан, в 2013 – 6,9 млн, в 2014 – 13 млн, в 2015 – 22,5 млн, в 2016 – 40 млн. Портал госуслуг активно расширяется: в 2017 году появилось 207 новых федеральных услуг, сейчас пользователям доступно 968 федеральных госуслуг [2].

Чаще всего пользователи ЕПГУ запрашивали информацию о наличии налоговой и судебной задолженностей, о состоянии лицевого счета в Пенсионном фонде России. Популярностью также пользовались услуги по регистрации транспортных средств, оформлению водительских удостоверений, загранпаспорта, регистрации по месту жительства и пребывания. Самыми популярными региональными госуслугами стали: запрос на оказание адресной материальной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию; содействие гражданам в поиске подходящей работы; постановка на учет и зачисление детей в детские сады. Всего в 2017 году через портал было оказано 1,3 млрд госуслуг, что в три раза больше, чем годом ранее.

Такой существенный рост обеспечила готовность граждан взаимодействовать с государством в электронном виде и возможность оплатить госпошлину за услугу с понижающим коэффициентом 0,7. Изменения в Налоговый кодекс, которые позволяют сэкономить при онлайн-заказе и онлайн-оплате госуслуги, вступили в силу 1 января 2017 года.

Более плотной работе с гражданами порталу госуслуг мешает недостаточная развитость доступного Интернета в регионах России. Серьезные проблемы сейчас наблюдаются с применением интернет-технологий в органах местного самоуправления: «только 10% муниципальных образований отвечают установленным в законодательстве Российской Федерации требованиям по уровню цифровиза- ции» [1]. Это означает, что на нижнем уровне госуправления, непосредственно взаимодействующем с населением, органы власти многих регионов страны не располагают информационно-аналитическими инструментами для оценки своего социально-экономического состояния и планирования своего развития.
Применение интернет-технологий расширяет возможности бизнеса, и сегодня мы видим, как Интернет осваивает экономическое пространство, цифровизация затрагивает все сферы жизни, особенно это касается финансов и системы налогообложения.

Цифровизация – это горизонтальное изменение традиционных моделей экономики, и быстрое распространение таких инновационных финансовых технологий, как блокчейн и криптовалюты, является подтверждением того, что в экономике происходят системные сдвиги.

Блокчейн – это тип распределенной книги. Записанные в цифровой форме данные называются блоками (их можно сравнить с одним листом бумаги). Каждый блок затем «привязан» к следующему блоку с использованием криптографической подписи. Это позволяет использовать цепочки блоков, такие как регистр, которые могут быть доступны любому, у кого есть соответствующее разрешение. Также блокчейн открывает большие возможности для государственных органов, особенно в проектах, связанных с земельным кадастром. Так, при использовании блокчейна повышается уровень безопасности дистанционного оформления документов и понижается стоимость регистрации прав на землю.

Посредством современных технологий люди продают товары и зарабатывают деньги, а значит и интернет-операции должны подлежать налогообложению. В налоговой системе должны найти свое отражение сопровождающие цифровую трансформацию смещение точек создания стоимости и изменение форм бизнеса. Игнорирование этих изменений неизбежно приведет к негативным последствиям: либо существенно сократятся поступления в бюджет, либо налоговая система начнет тормозить развитие новых форм бизнеса, образующего ту самую цифровую экономику, о которой сейчас так много говорят и пишут. Отчасти эти проблемы видны уже сейчас, некоторые из них лежит на поверхности, для их анализа не требуется изощренных методов. Более глубокие проблемы можно увидеть, используя математические модели и анализируя различные подходы к определению стоимости применительно к цифровой экономике.

Было бы крайне безответственно оставлять вопрос об оптимизации налоговой системы и ее адаптации к условиям цифровой экономики на откуп специалистам по налогам, так как «узкие» специалисты обречены на блуждание в рамках знакомых им схем. В данном случае могут потребоваться нестандартные решения, основанные на понимании ситуации в целом, включая функции налоговой системы, специфику цифровой экономики, возможные последствия принимаемых решений.

В настоящее время налоговыми органами создана система налогообложения основанная на принципах прозрачности действий налогоплательщиков, кроме того функционирует система электронной отчетности, которая легко контролируется и отслеживается налоговыми органами. Но как отследить и проконтролировать правильность начисления и уплату налогов с деятельности на основе платформ? Возникает проблемная ситуация с цифровыми платформами, обеспечивающими сокращение трансакционных издержек на основе технологии блокчейн. Их широкое применение сулит существенные преимущества и покупателям, и продавцам, как обычно утверждают апологеты таких платформ, за счет «исключения посредников». Не так громко, но все же достаточно отчетливо звучит тема отказа от денег во внутренних расчетах и замены их клиринговыми взаимозачетами или расчетами в криптовалютах. Вопрос цен и налогообложения при таких взаимозачетах, как правило, не обсуждается. Но это не означает, что он успешно решен или его вообще не существует. Напротив, он существует и требует как минимум внимательного изучения и обсуждения.

Прежде всего это касается применения технологии блокчейн и криптовалют вместо обычных денег. При взаимозачетах или использовании во взаиморасчетах криптовалют, не имеющих официального статуса денег, возникает соблазн не считать сделками промежуточные операции. Выход в данной ситуации, на наш взгляд, один: системное изменение законодательства, правовое закрепление использования криптовалют, технологии блокчейн и т.п., выработка методических рекомендаций и на их основании определение принципов налогообложения сделок с использованием криптовалют, разработка технологий, позволяющих отследить их использование.

Анализируя особенности внедрения цифровой экономики в Российской Федерации, приходим к выводу о достаточно низком правовом регулировании этой сферы. Основной целью деятельности, касающейся нормативного регулирования, в данном случае является формирование новой регуляторной среды, обеспечивающей благоприятный правовой режим для возникновения и развития современных технологий, а также для осуществления экономической деятельности, связанной с их использованием в цифровой экономике. Это потребует не только точечных изменений в отдельных нормативных правовых актах, но и прежде всего системных поправок в базовых отраслевых законах: Гражданском, Арбитражном процессуальном, Гражданском процессуальном, Трудовом кодексах Российской Федерации и др.

На этом направлении деятельности предполагается добиться реализации следующих задач:

1) создать постоянно действующий механизм управления изменениями и компетенциями (знаниями) в области правового регулирования цифровой экономики, что предполагает текущий контроль за нормативной правовой базой и ее изменениями, оперативное реагирование на быстро меняющуюся цифровую среду;

2) снять ключевые правовые ограничения и создать новые отдельные правовые институты, ориентированные на реализацию первоочередных мер по формированию цифровой экономики, что потребует внесения суще-
ственных системных поправок во многие законодательные акты;

3) сформировать комплексное законодательное регулирование отношений, возникающих в связи с развитием цифровой экономики, что означает приведение базовых законодательных актов к единому знаменателю в понятийном аппарате и отражению в них общих принципов регулирования цифровой экономики;

4) принять меры, направленные на стимулирование экономической деятельности, связанной с использованием современных технологий, сбором и использованием данных;

5) сформировать политику по развитию цифровой экономики на территории Евразийского экономического союза, гармонизировать подходы к нормативному правовому регулированию, способствующие развитию цифровой экономики на пространстве ЕАЭС;

6) создать методическую основу для развития компетенций в области регулирования цифровой экономики, то есть разработать методические документы для развития компетенций юристов в сфере цифровой экономики, а также государственных служащих и иных лиц, участвующих в процессе подготовки, принятия и применения нормативных правовых актов в сфере цифровой экономики (программы обучения, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и т.п.).

Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» предполагает решение вопроса правового регулирования цифровизации в три этапа (2018-2024 гг.), однако развитие современных технологий осуществляется со значительно большей скоростью, чем разработка и принятие нормативно-правовых актов в нашей стране. Несомненно, правовое регулирование цифровой экономики должно вестись значительно более быстрыми темпами, нежели те, которые закреплены в вышеуказанной программе.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что цифровая экономика – это новый вид экономических отношений во всех отраслях мирового рынка, который сейчас развивается стремительными темпами и уже в ближайшем будущем благодаря росту уровня применяемых высоких технологий может стать основным видом товарно-денежных обменов в глобальных масштабах.

К причинам, замедляющим развитие цифровой экономики в России, можно отнести то, что Интернет в настоящее время доступен только 40% населения страны. Этот процентный показатель стабильно растет, однако отдаленные регионы по сравнению с центральными мало осведомлены о современных информационных технологиях. Вытекающее из этого отсутствие у них соответствующих знаний тормозит развитие цифровой экономики в целом. Ожидается, что к 2020 году 95% населения России будет подключено к Интернету, а порталом госуслуг будут пользоваться 70% [3].

При этом подчеркнем, что необходимо прогнозировать проблемы, связанные с обеспечением национальной безопасности, которые могут возникать в связи с повышением уровня информатизации населения. Ведь от киберугроз, как показывают события последнего времени, не защищены даже лидеры ведущих государств мира.

Нельзя оставлять без внимания и тот факт, что далеко не все иностранные компании, действующие в сфере информационных технологий, соблюдают законодательство Российской Федерации. Эту проблему можно рассматривать в качестве серьезного препятствия для развития цифровой экономики, если взять во внимание то, что уже возникали скандалы, например, вокруг компании «Google», которая отказывалась выполнять требования российского антимонопольного законодательства.

На этом фоне одной из стратегических целей должно стать обеспечение безопасности участников цифровой экономики, в том числе надежной защиты персональных данных отечественных производителей. Безусловно, встанет вопрос и о неотложности реформирования налоговой системы и законодательства в целом. Не говоря уже о вопросах создания равных конкурентных возможностей для российских и иностранных компаний.

Что касается регионального аспекта, то можно утверждать, что цифровые технологии усиливают неравенство между регионами и компаниями, так как в различных регионах наблюдается разный уровень развития информационно-коммуникационных технологий и неодинаковые возможности доступа к сети Интернет. Соответственно, это порождает монополизацию рынка более сильными компаниями. Впрочем, согласимся с тем, что нельзя предъявлять ко всем регионам равные требования, надо учитывать различия в уровне их развития [5, с. 179].

Слабым местом цифровой экономики также является отсутствие единой методики оценки ее макроэкономического эффекта, что исключает возможность однозначного подсчета темпов роста или убыли валового внутреннего продукта в цифровой экономике.

Итак, для того чтобы в России эффективно функционировала цифровая экономика, как представляется, необходимо укреплять защиту от киберугроз, повышать устойчивость всех элементов инфраструктуры, финансовой системы, государственного управления, а также провести ряд мероприятий по реформированию образования (в частности, в сфере подготовки кадров для тех отраслей, которые связаны с развитием информационных технологий). При этом нельзя забывать о том, что многие современные бизнес-процессы берут начало в физической экономике, затем осуществляется их перевод в цифровую, после чего вновь реализуются физические процессы, а завершается цикл готовым продуктом или неким событием. При такой цикличности, наблюдается параллельное функционирование физической и цифровой экономик.

Библиографический список:

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 32. Ст. 5138.
2. Доклад Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации об итогах работы Единого портала государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) в 2017 году // Официальный сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации // URL: http://minsvyaz.ru (дата обращения – 31.01.2018).
3. Экспертный совет представил свое видение концепции программы «Цифровая экономика» // Официальный сайт Открытого правительства // URL: http://open.gov.ru/ events/5515775/ (дата обращения – 21.12.2017).
4. Еремейчук К.Ю. Цифровая экономика – будущее России // Аллея науки. 2017. № 14. С. 419-422.
5. Шомахова З.А. Цифровая экономика – светлое будущее // Проблемы и перспективы экономического развития регионов. 2017. № 1 С. 179-182.

Источник: Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 3 (53)

Просмотров: 63

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code