Статья 16.1. Компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления

Комментарий к статье 16.1 ГК РФ — Гражданского кодекса Российской Федерации в действующей редакции с последними изменениями и дополнениями

Комментируемая статья, предусматривающая компенсацию ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления, введена Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ. Как видно, законодатель не пошел по пути включения соответствующих норм в уже имеющуюся в комментируемой главе статью 16, регламентирующую возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления, хотя такое предложение звучало при работе над законопроектом, принятым в качестве Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ.

В комментируемой статье говорится о возможности компенсации ущерба, причиненного личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия.

Обращает на себя внимание то, что в отличие от ст. 16 части первой ГК РФ, регламентирующей возмещение убытков, причиненных незаконными действиями (бездействием) государственных органов и органов местного самоуправления, а также должностных лиц этих органов, в комментируемой статье говорится также об “иных” лицах, которым государством делегированы властные полномочия. Исходя из разъяснений, данных в п. 5 Постановления Пленума ВС России от 10 февраля 2009 г. N 2 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих”, к таким “иным” лицам, в частности, относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации, государственные учреждения, уполномоченные на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов (статьи 2, 21, 26, 32 Федерального закона “О техническом регулировании”), государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (статья 3 Федерального закона “О государственном кадастре недвижимости”).

В отношении же случаев и порядка компенсации ущерба, причиненного личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, комментируемая статья отсылает к законам. С учетом нормы п. 2 ст. 3 части первой ГК РФ речь идет о данном Кодексе и принятых в соответствии с ним федеральных законах, регулирующих отношения, указанные в п. п. 1 и 2 ст. 2 данного Кодекса.

Содержащуюся в комментируемой статье норму вряд ли можно считать нововведением, поскольку ранее она охватывалась более общей нормой п. 3 ст. 1064 части второй ГК РФ, в которой в качестве одного из общих оснований ответственности за причинение вреда установлено, что вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.

Примером соответствующего акта является Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ “О противодействии терроризму” <69>, в ч. 2 ст. 18 которого предусмотрено, что возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством РФ в порядке, установленном Правительством РФ. На основании данной нормы издано Постановление Правительства РФ от 13 октября 2008 г. N 750 “О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий” <70>, которым утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Названные Правила определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в т.ч. на возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.

——————————–

<69> СЗ РФ. 2006. N 11. Ст. 1146.

<70> СЗ РФ. 2008. N 42. Ст. 4822.

 

Наряду с общей нормой п. 3 ст. 1064 части второй ГК РФ существовали и существуют отдельные нормы, регламентирующие возмещение вреда, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления, а также должностных лиц этих органов. Причем эти нормы, по существу, содержат такое же регулирование. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 22 Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” вред, причиненный юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям правомерными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, возмещению не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Аналогичная норма закреплена в ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации” <71> в отношении вреда, причиненного лицам правомерными действиями таможенных органов и их должностных лиц.

——————————–

<71> СЗ РФ. 2010. N 48. Ст. 6252.

Просмотров: 156

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code