§ 1. Понятие и виды юридической ответственности за нарушение финансового законодательства

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ  ФИНАНСОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Для того чтобы понять природу юридической ответственности, нужно обратиться к трудам теоретиков и тем самым определить место юридической ответственности в системе права.

Правонарушения любого вида – явления для общества крайне нежелательные, поскольку они мешают правильному функционированию государственной власти, охране прав граждан и организаций. Поэтому и государство, и общество в целом ведут постоянную борьбу с правонарушениями. Эта деятельность включает в себя два направления: предупреждение совершения правонарушений и последовательную реализацию юридической ответственности за уже совершенное правонарушение.

В отечественной науке нет единства в трактовке юридической ответственности. Каждый автор пытается определить ее по-своему, подчеркивая те стороны, которые он считает главными, определяющими.

Большинство авторов понимают юридическую ответственность как меру государственного принуждения либо отождествляют ее с наказанием за правонарушение.

Другая группа исследователей рассматривает юридическую ответственность в рамках существующих правовых категорий. Они трактуют ее как охранительное правоотношение, специфическую юридическую обязанность, реализацию санкций правовых норм и т.д.

В последнее время сформировалось еще одно направление – анализ юридической ответственности как явления общесоциального. В результате появилась концепция позитивной юридической ответственности.

Мы возьмем за основу точку зрения большинства ученых, так как она наиболее полно отражает суть юридической ответственности.

Итак, юридическая ответственность – это мера правового принуждения, наступающая за совершенное правонарушение, возлагаемая в надлежащем юридическом порядке компетентным органом и состоящая в обязанности правонарушителя нести наказание, предусмотренное санкцией нарушенной нормы.

Юридическая ответственность обладает рядом признаков:

1) она связана с государственным принуждением, т.е. с мерой государственного принуждения, которое составляет содержание этой ответственности. Особенность государственного принуждения состоит в том, что оно строго регламентировано нормами права и не может выходить за их пределы;

2) имеет ретроспективный характер, т.е. представляет собой реакцию на уже состоявшееся поведение, на поведение в прошлом (или во всяком случае наблюдающееся продолжительное время). Субъект не может нести юридическую ответственность за свое поведение в будущем. Следовательно, основанием для привлечения к юридической ответственности является только совершенное правонарушение. Иначе говоря, если лицо не совершало правонарушения, то его нельзя привлекать к юридической ответственности. Однако для реального наступления юридической ответственности необходимы еще и приговор суда, постановление административного органа о наложении штрафа, приказ администрации предприятия, руководителя фирмы и т.п. (правоприменительные акты);

3) непременным условием наступления юридической ответственности является наличие вины. Вина выступает в качестве одного из основополагающих правовых принципов, который относится к основам правопорядка и оказывает влияние на правовой статус физических и юридических лиц;

4) юридическая ответственность всегда связана с государственным и общественным осуждением (негативной оценкой) поведения правонарушителя. Именно поэтому, например, решение выносится от имени Российской Федерации;

5) имеет штрафной характер. Суть этого признака в том, что у правонарушителя в результате совершенного им деяния возникают новые юридические обязанности (которых до правонарушения у него не было). Правонарушение есть юридический факт, вызывающий появление особого, охранительного правоотношения (между правонарушителем и государством), в рамках которого эти обязанности и возникают. Для вступления в данное правоотношение не требуется согласия обеих сторон, достаточно волеизъявления государства;

6) юридическая ответственность выступает в качестве неблагоприятных последствий для правонарушителя. Эти последствия проявляются в конкретных лишениях для правонарушителя имущественного или личного плана (например, лишение свободы, лишение права занимать определенные должности, изъятие у лица незаконного имущества, лишение специального знания и т.д.);

7) юридическая ответственность всегда конкретна: это ответственность определенного лица за доказанное нарушение точно обозначенной нормы права при обстоятельствах, заранее предусмотренных законом или другими нормативными актами;

8) юридическая ответственность может нарастать: всякий последующий акт возложения ответственности строже предыдущего;

9) возложение лишений, применение государственно-принудительных мер осуществляется в ходе правоприменительной деятельности компетентными государственными органами в строго определенных законом порядке и формах. Вне процессуальной формы юридическая ответственность невозможна.

Если учесть названные признаки, то юридическую ответственность не следует отождествлять ни с правоотношением (охранительным), ни с юридической обязанностью. Ведь в тех случаях, когда правонарушение государством не замечено или не установлен (или не разыскан) правонарушитель, последний никаких лишений не несет и ничего не претерпевает (напротив, он может пользоваться благами совершенного правонарушения). Поэтому точнее полагать, что юридическая ответственность – это не сама обязанность, а процесс ее реализации в охранительном правоотношении. Хотя по поводу момента возникновения юридической ответственности имеются и другие точки зрения, например:

1) юридическая ответственность возникает вместе с охранительным правоотношением сразу после совершения правонарушения;

2) юридическая ответственность возникает после вынесения основного правоприменительного акта (приговора, решения), в котором фиксируются все необходимые для наступления юридической ответственности моменты <1>.

——————————–

<1> См.: Протасов В.Н., Протасова Н.В. Лекции по общей теории права и теории государства. М.: Городец, 2010. С. 417.

 

Следует также выделить стадии юридической ответственности:

1) возникновение юридической ответственности;

2) выявление юридической ответственности;

3) официальная оценка юридической ответственности в актах компетентных органов;

4) реализация юридической ответственности.

В последнее время стали говорить о так называемой положительной (позитивной) ответственности. В этом аспекте ответственность не связывается с правонарушением, а понимается как ответственность за порученное дело, за выполнение поставленной задачи.

В литературе отмечается, что в правовой сфере позитивная ответственность ассоциируется с социально-правовой активностью, проявлением инициативы при реализации правовых предписаний. По существу позитивная ответственность совпадает с понятием правовой обязанности или долга. Именно в таком смысле понимаются, например, закрепленные в положениях о многих министерствах нормы, в которых речь идет о том, что министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и осуществление им своих функций. Нужно подчеркнуть, что в публичном праве понятие позитивной ответственности чаще всего применяется именно для обозначения компетенции государственных органов и должностных лиц. К поведению граждан этот термин вряд ли вообще применим. Таким образом, хотя в законодательстве термин “ответственность” и употребляется в разных аспектах, тем не менее юридической ответственностью в специальном, правовом смысле можно считать только ответственность за совершенные противоправные деяния.

Юридическая ответственность независимо от ее направленности преследует две цели: защиту законности и правопорядка и воспитание граждан в духе уважения к праву. Следовательно, эти цели определяют и функции, с помощью которых они достигаются:

– регулятивная (организующая);

– охранительная;

– штрафная (карательная);

– предупредительная;

– правовосстановительная.

Юридическая ответственность связана в основном с охранительной деятельностью государства, с охранительной функцией права. Но она выполняет и свойственную праву в целом регулятивную (организующую) функцию.

Ближе к практике мнение о том, что юридическая ответственность выполняет в основном штрафную (карательную) и правовосстановительную функции. Профессор О.Э. Лейст в этой связи говорит не о двух функциях, а о двух типах юридической ответственности: штрафной, которая объединяет уголовную, административную и дисциплинарную ответственность, и правовосстановительной (объединяет гражданско-правовую и материальную ответственность) <1>.

——————————–

<1> См.: Общая теория права / Под общ. ред. А.С. Пиголкина. М., 1995. С. 331.

 

Предупредительная функция связана с карательной. Наказание – это всегда причинение правонарушителю духовных, личных, материальных обременений. Оно реализуется путем либо изменения юридического статуса нарушителя через ограничение его прав и свобод, либо возложения на него дополнительных обязанностей. Однако наказание правонарушителя не самоцель. Оно является также средством предупреждения (превенции) совершения новых правонарушений. Следовательно, юридическая ответственность осуществляет и превентивную (предупредительную) функцию.

Исторически юридическая ответственность возникла как средство защиты частной собственности. Зачатком последней явилось владение, а основой права как специфического регулятора общественных отношений классового общества – защита публичной властью владения, постепенно превращающегося в частную собственность. Она осуществлялась путем установления запретов и применения государственного принуждения к нарушителям. Анализ правовых актов древности показывает, что в их основе были институт собственности и его защита, а обязательственное право возникло и развивалось в форме юридических последствий нарушения прав собственника. Таким образом, юридическая ответственность есть средство, орудие формирования и укрепления частнособственнических отношений и одновременно – вытеснения устаревших, чуждых обществу общественных отношений.

В числе основных принципов юридической ответственности в теории права выделяют следующие:

– законность;

– обоснованность;

– справедливость;

– неотвратимость;

– презумпция невиновности;

– право лица, привлеченного к ответственности, на защиту;

– недопустимость привлечения к ответственности за одно и то же правонарушение два и более раза.

Теперь на основании теоретического материала мы можем вывести понятие ответственности за нарушение финансового законодательства: это мера правового принуждения, наступающая за совершенное правонарушение в сфере финансового законодательства, возлагаемая в надлежащем юридическом порядке компетентным органом и состоящая в обязанности правонарушителя нести наказание, предусмотренное санкцией нарушенной финансовой нормы.

Традиционным является деление юридической ответственности на уголовно-правовую, административно-правовую, дисциплинарную, гражданско-правовую, материальную ответственность работников. При этом следует обратить внимание на следующие обстоятельства:

– видов юридической ответственности меньше, чем отраслей права;

– за нарушение норм права различных отраслей может применяться юридическая ответственность одного и того же вида;

– в пределах одной отрасли могут существовать различные виды юридической ответственности (например, уголовная и административная в финансовом праве).

Таким образом, можно заметить, что в основе традиционной классификации юридической ответственности лежит не отраслевой признак. Объясняется это тем, что деление отраслей в системе права происходит по характеру регулятивных норм, а ответственность непосредственно связана с охранительными нормами, которые имеют другую природу и действуют по своим закономерностям, в частности допускают универсальный характер санкций, т.е. обеспечение (санкционирование) регулятивных норм различных отраслей права.

В рамках финансового права нас интересует уголовная, административная и особый вид юридической ответственности – финансовая ответственность. Понятию и признакам последней будет посвящена целая глава.

Финансовое право включает себя две подотрасли:

– налоговое право;

– бюджетное право.

Следует отличать ответственность за нарушение бюджетного и налогового законодательства от ответственности за совершение бюджетного и налогового правонарушения. Так, за нарушение бюджетного и налогового законодательства предусмотрена административная, уголовная и финансовая ответственность, а финансовая ответственность наступает за совершение бюджетного и налогового правонарушения, которая в свою очередь включает в себя бюджетную и налоговую ответственность.

В основании юридической ответственности лежит факт совершения правонарушения, соответственно основанием применения финансовой ответственности является совершение финансового правонарушения, которому будет посвящена отдельная глава.

Правонарушение характеризуется строго определенными признаками, отличающими его от нарушений неправовых норм (норм морали, обычаев, норм общественных организаций):

1) правонарушение является действием или бездействием. Действие противоправно, если оно противоречит норме права, нарушает критерии должного поведения, установленные в законе. Бездействие противоправно, если закон предписывает, как необходимо действовать в соответствующих ситуациях. Правонарушение может составить только акт поведения, внешне выраженный правонарушителем;

2) противоправный характер действий: противоречие предписаниям права.

3) наличие вреда – совокупности отрицательных последствий; степени общественной опасности.

Правонарушение нарушает интересы, обусловливающие право и охраняемые им, и тем самым причиняет вред общественным и личным интересам, установленному правопорядку.

Вред выражается в совокупности отрицательных последствий правонарушения, представляющих собой нарушение правопорядка, дезорганизацию общественных отношений и одновременно (хотя и не всегда) умаление, уничтожение благ, ценностей субъективного права, ограничения возможностей пользования ими, стеснение своих возможностей пользования ими, стеснение свободы поведения других субъектов вопреки закону.

Вред – непременный признак каждого правонарушения. Он может носить материальный и моральный характер, быть измеримым и несоизмеримым, восстановимым или невосстановимым, более или менее значительным, ощущаемым отдельными гражданами, коллективами или обществом в целом. Та или иная характеристика вреда зависит от видов нарушенных интересов, субъективных прав, объекта правонарушения;

4) субъективный момент деяния – вина, являющаяся обязательным признаком правонарушения.

Вина – это психологическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению. Различают две формы вины: умысел и неосторожность.

Умысел (умышленная вина) – имеет место тогда, когда лицо, совершающее правонарушение, понимает, предвидит и желает наступления общественно вредных последствий своего поведения.

Умысел бывает двух видов: прямой и косвенный. Прямой умысел состоит в осознании правонарушителем общественно вредного характера совершаемого им деяния, предвидении возможности или неизбежности наступления противоправного результата, причинной связи между ними, и желания их наступления.

Косвенный умысел устанавливается в том случае, если правонарушитель осознавал противоправность своего деяния, предвидел противоправный результат, но не желал его наступления, хотя сознательно допускал или относился безразлично к его наступлению;

5) следовательно, правонарушение имеет место при наличии всех пяти перечисленных признаков: действия или бездействия, противоправного характера деяния, вреда, вины, причинной связи.

Структура правонарушения складывается из четырех элементов: субъекта, субъективной стороны, объекта и объективной стороны.

Кроме того, следует упомянуть о санкции. Данный термин многозначен. В теории права он толкуется как “нормативное определение мер государственного принуждения, применяемых в случае правонарушения и содержащих его итоговую оценку”. Санкция, будучи обязательным элементом любой правовой нормы, представляет собой прежде всего указание на меры государственного принуждения, применяемые к нарушителям данной нормы. “Основная цель санкций – предупреждение правонарушений, а если правонарушение совершено, то применение и реализация санкции направлены на осуществление задач общей частной превенции, исправление и перевоспитание правонарушителя, восстановление во всех возможных случаях нарушенного правопорядка” <1>.

——————————–

<1> Лейст О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву (теоретические проблемы). М., 1981. С. 7.

 

О.Э. Лейст, исходя из функционального назначения и социальной роли, выделяет два основных вида санкций: правовосстановительные – направленные на устранение непосредственного вреда, причиненного правопорядку, и тем самым выполняющие также задачи предупреждения правонарушений, и штрафные, карательные, задача которых – общая и частная превенция правонарушений, исправление и перевоспитание правонарушителей. Он считает, что это основная классификация санкций, а не равноценная общепринятым двум другим классификациям (по отраслевой принадлежности и по степени определенности) <1>.

——————————–

<1> Там же.

 

Санкция – обязательный третий элемент любой нормы права. Правовые веления не могут быть без санкции, так как подобное веление – ничто без силы, способной обеспечить его исполнение. Без санкции нормы права растворились бы среди других видов социальных норм, так как потеряли бы свое специфическое государственно-принудительное значение <1>.

——————————–

<1> См.: Серегина В.В. Государственное принуждение по советскому праву. Воронеж, 1991. С. 28.

 

Правонарушения в финансовом праве делятся на несколько видов.

1. Во-первых, преступления, ответственность за которые установлена УК, например за нарушение налогового законодательства предусмотрено четыре статьи (ст. ст. 198 – 199.2), а за нарушение бюджетного законодательства – две (ст. ст. 285.1 – 285.2 УК). Для того чтобы определить, является ли совершенное правонарушение преступлением, важно установить размер совершенного деяния. Так, в ст. 198 УК в примечании 1 говорится о том, что является крупным и особо крупным размером. Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 600 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1,8 млн. руб. Особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 3 млн. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 9 млн. руб.

В примечании 1 к ст. 199 УК также говорится об этом признаке: крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 6 млн. руб., а особо крупным размером – сумма, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 10 млн. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 30 млн. руб. Положения примечания 1 ст. 199 УК справедливы и для ст. ст. 199.1 и 199.2 УК.

В бюджетных преступлениях также важен размер совершенного деяния. В примечании к ст. 285.1 УК указано, что принято понимать под крупным и особо крупным размером. Крупным размером признается сумма бюджетных средств, превышающая 1,5 млн. руб., а особо крупным – 7,5 млн. руб. Эти же положения применяются и к ст. 285.2 УК.

Санкции за преступления в сфере финансового законодательства бывают нескольких видов:

– штраф;

– арест;

– лишение свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на определенный срок или без такового.

2. Административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена в гл. 15 КоАП РФ. Для признания правонарушения административным важно знать размер совершенного деяния, он должен быть меньше указанных в УК размеров. Административные правонарушения налогового законодательства освещают ряд статей КоАП РФ (ст. ст. 15.3 – 15.9), за них предусмотрена такая санкция, как административный штраф. Правонарушения в бюджетной сфере также регулируются КоАП РФ (ст. ст. 15.14 – 15.16), и за них также предусмотрен административный штраф.

3. Финансовые правонарушения, которые в свою очередь делятся на налоговые и бюджетные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена соответственно гл. гл. 16 и 18 НК и частью четвертой БК. Санкции за налоговые правонарушения – это пени и штраф, а за бюджетные – штраф. Пеня как санкция в бюджетном праве не определяется, она обычно применяется как дополнительная к основной мере наказания. Следует также отметить, что БК предусмотрено 18 составов правонарушений, и все они имеют ссылку на КоАП РСФСР, который утратил силу, следовательно, нужно обращаться к КоАП РФ, но в новом Кодексе из 18 составов, предусмотренных БК, прописаны лишь три, что, несомненно, является проблемой для привлечения правонарушителя к ответственности.

Содержание

Просмотров: 1685

No votes yet.
Please wait...

2 comments for “§ 1. Понятие и виды юридической ответственности за нарушение финансового законодательства

  1. Татьяна
    02.09.2015 at 1:53 пп

    К кому обратиться по поводу консультаций по этому вопросу в правовом поле?

    No votes yet.
    Please wait...
  2. Татьяна
    28.09.2015 at 12:36 пп

    Уже нашла хороших юристов, все утрясли).

    No votes yet.
    Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code