4. Качество товара

ПОСТАВКА. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАКЛЮЧЕНИЮ ДОГОВОРА

4.1. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ О КАЧЕСТВЕ ТОВАРА

Статья 469 ГК РФ

 

Условие о качестве определяет состояние, характеристики поставляемого товара, а также те функции, для выполнения которых он должен быть пригоден (ст. 469 ГК РФ).

 

Согласование условия о качестве товара

Надлежащее согласование этого условия обеспечивает защиту интересов обеих сторон договора, поскольку определяет их взаимные представления о качестве товара и позволяет минимизировать возможные конфликты при приеме-передаче товара.

Для согласования условия о качестве товара необходимо определить следующее:

— требования к качеству нового товара;

— соответствие товара целям его использования;

— качество товара, бывшего в употреблении, или некондиционного товара.

 

Если условие о качестве не согласовано

Поставщик обязан будет передать товар, пригодный для целей, для которых такой товар обычно используется (п. 2 ст. 469 ГК РФ), либо соответствующий обязательным требованиям, установленным законом (п. 4 ст. 469 ГК РФ). В связи с этим покупатель рискует не получить от сделки того экономического эффекта, на который рассчитывал, поскольку он имел неверное представление относительно требований к качеству ожидаемого товара.

 

4.1.1. Требования к качеству нового товара

 

Сторонам необходимо определить в договоре, каким требованиям должно соответствовать качество подлежащего поставке товара (в данном пункте настоящего материала рассматривается поставка нового товара, не бывшего в употреблении).

При согласовании в договоре качественных характеристик товара стороны должны учитывать, что требования к качеству отдельных видов товаров установлены законом, иными правовыми актами и могут иметь обязательный характер (п. 4 ст. 469 ГК РФ) или исполняться в добровольном порядке.

 

Произвольные требования к качеству

Стороны могут установить данные требования самостоятельно, т.е. указать определенные параметры, эксплуатационные показатели, характеристики энергопотребления, надежности, безопасности, нормы выработки и др., которым должен соответствовать переданный по договору товар.

 

———————————

Пример формулировки условия:

«Качество товара должно соответствовать следующим условиям: ________ (указываются перечень требований к качеству товара, требуемые характеристики товара)».

———————————

 

Несоответствие товара характеристикам, указанным в договоре, будет в силу п. 1 ст. 469 ГК РФ означать поставку товара ненадлежащего качества. Покупатель сможет предъявить требования, предусмотренные ст. 475 ГК РФ (см. Риск поставщика 4.1.1).

 

Внимание! Право предъявить требования, предусмотренные ст. 475 ГК РФ, в случае поставки товара ненадлежащего качества не означает невозможности применения иных способов защиты. Покупатель, заключивший договор поставки под влиянием заблуждения или обмана со стороны поставщика в отношении качества поставляемого товара, вправе также потребовать признания договора недействительным на основании ст. ст. 178, 179 ГК РФ (п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 10.12.2013 N 162 «Обзор практики применения арбитражными судами статей 178 и 179 Гражданского кодекса Российской Федерации»).

 

Кроме того, в договоре стороны вправе установить требования к качеству с помощью ссылки на некоторые нормативные документы, применяемые добровольно: международные стандарты (ИСО, МЭК), стандарты организаций (СТО), предусмотренные Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании», а также другие документы, содержащие условия о качестве товаров, например технические условия организаций-изготовителей (ТУ).

 

———————————

Примеры формулировки условия:

«Качество товара должно соответствовать требованиям стандарта _____ (указываются название, номер, дата, наименование принявшего органа)».

 

«Качество товара должно соответствовать техническим условиям изготовителя (указываются название, номер, дата, наименование принявшей их организации)».

 

«Качество товара должно соответствовать требованиям международного стандарта (указываются название, номер, дата, орган принятия)».

———————————

 

Обязательные требования к качеству

Если законом прямо или в установленном им порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то поставщик должен передать покупателю товар, соответствующий таким требованиям (п. 4 ст. 469 ГК РФ), независимо от условий договора. При этом в договоре может быть сделана ссылка на данные требования.

 

———————————

Пример формулировки:

«Качество товара должно соответствовать требованиям, установленным __________ (указываются номер, дата, название нормативного документа)».

———————————

 

Обязательные требования определены в следующих документах:

— санитарных правилах и нормах (ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов»);

— технических регламентах Российской Федерации (ст. ст. 2, 6, 7 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании»);

— технических регламентах государств — участников Таможенного союза (кроме Российской Федерации, в состав союза входят Казахстан и Республика Беларусь), а также документах Европейского союза, если содержащиеся в них требования введены в качестве обязательных Правительством РФ до дня вступления в силу технического регламента в соответствии с п. 6.2 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании». Такие требования предусмотрены, в частности, Постановлением Правительства РФ от 09.03.2010 N 132 «Об обязательных требованиях в отношении отдельных видов продукции и связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, содержащихся в технических регламентах Республики Казахстан, являющейся государством — участником Таможенного союза», Постановлением Правительства РФ от 20.10.2010 N 852 «Об обязательных требованиях в отношении смазочных материалов, содержащихся в решении Комиссии Европейского сообщества от 26 апреля 2005 г. об установлении экологических критериев и соответствующих оценочных и верификационных требований к присвоению экологической маркировки Европейского сообщества смазочным материалам»;

— технических регламентах Таможенного союза (Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18.11.2010, введенное в действие с 01.01.2012 решением Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2011 N 9).

 

Внимание! С момента вступления в силу технического регламента Таможенного союза соответствующие обязательные требования, установленные законодательством Российской Федерации, не применяются (п. 3 ст. 5 указанного Соглашения).

 

Требования к качеству, установленные национальными стандартами

Национальные (ранее — государственные, межгосударственные) стандарты — ГОСТ, ГОСТ Р (например, ГОСТ 8808-2000 «Масло кукурузное. Технические условия») могут содержать обязательные требования к качеству.

Однако их требования обязательны до принятия соответствующих технических регламентов только в целях, установленных п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.07.2011 по делу N А56-32612/2010, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.02.2009 N А74-1723/08-Ф02-191/09).

Кроме того, товар должен соответствовать ГОСТу, если он входит в список продукции, которая подлежит обязательной сертификации согласно Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии». До принятия технических регламентов подтверждение соответствия осуществляется по правилам, установленным до вступления в силу Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (п. 2 ст. 46 данного Закона).

Согласно Правилам проведения сертификации в РФ (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 10.05.2000 N 26) обязательная сертификация проводилась в том числе на соответствие государственным стандартам, т.е. товар должен был отвечать требованиям этих стандартов (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.01.2009 N А74-1790/08-Ф02-6822/08). Следовательно, если в отношении товара, подлежащего обязательной сертификации, технический регламент не принят, то качество товара должно соответствовать требованиям государственного стандарта.

Если товар подлежит обязательной сертификации, то отсутствие в отношении него сертификата соответствия, выданного уполномоченным органом, может быть признано существенным нарушением требований к качеству товара. Покупатель вправе будет предъявить к поставщику требования, предусмотренные ст. 475 ГК РФ (Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Пермской области от 03.04.2006 по делу N А50-12904/2005-Г24).

В остальных случаях требования ГОСТ Р исполняются добровольно (Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании»). Поэтому, если стороны намерены применять к товару положения какого-либо ГОСТа, лучше прямо предусмотреть это в договоре и сделать на него ссылку.

 

———————————

Пример формулировки условия:

«Качество товара должно соответствовать ГОСТ Р __________________ (указываются номер, дата, название стандарта)».

———————————

 

Стороны вправе также установить в договоре повышенные по сравнению с обязательными требования к качеству товара (абз. 2 п. 4 ст. 469 ГК РФ). В таком случае передача товара, не соответствующего повышенным требованиям, является нарушением условия договора о качестве товара и дает покупателю право предъявить поставщику претензии по качеству товара по ст. 475 ГК РФ (см. Риск поставщика 4.1.2).

 

Если в договоре не указано, что товар должен соответствовать требованиям конкретного ГОСТа

В таком случае суды могут признать товар качественным, даже если он не соответствует ГОСТу.

Однако существует противоположная позиция судов, согласно которой ГОСТы применяются для определения качества товара независимо от условий договоров.

 

— Судебную практику, подтверждающую наличие двух позиций относительно признания товара некачественным, если он не соответствует требованиям ГОСТ, см. в Путеводителе по судебной практике.

 

Если товар соответствует установленным в договоре требованиям к его качеству, суд может указать, что несоответствие его ГОСТу не является основанием для признания товара некачественным (см. Риск покупателя 4.1.1).

 

4.1.2. Соответствие товара целям его использования

 

Если покупатель предполагает использовать товар строго в определенных целях (п. 2 ст. 469 ГК РФ), необходимо предусмотреть их в договоре, поскольку в таком случае поставщик обязан поставить товар, пригодный для использования в указанных целях. Так, в договоре может быть предусмотрено, что картофель приобретается для употребления в пищу или для реализации организациям общественного питания, а не для посадки.

Указание на цель использования может содержаться в наименовании товара. Так, в определение наименования могут быть включены такие признаки товара, которые исключают его использование в иных целях. Например, если наименование товара «картофель свежий продовольственный 1 сорта, ГОСТ Р 51808-2001», то очевидно, что данный товар должен быть пригодным для употребления в пищу. Если наименование товара определено как «картофель семенной класса Э, ГОСТ Р 53136-2008», это означает, что товар приобретается для посадки. Подробнее по вопросу согласования наименования товара см. п. 1.1 «Наименование товара» настоящего материала.

 

———————————

Пример формулировки условия:

«Товар по настоящему Договору приобретается для использования в следующих целях: ___________ (указываются цель использования, назначение товара)».

———————————

 

Указание в договоре целей использования товара дает покупателю определенные преимущества: при разногласии сторон в понимании условия о качестве покупатель будет иметь дополнительные аргументы для доказывания факта поставки товара ненадлежащего качества.

 

Если в договоре не указаны конкретные цели использования товара

Несоответствие товара этим целям не является основанием для признания его некачественным, поскольку цели неизвестны поставщику (см. Риск покупателя 4.1.2). Цель приобретения товара считается неизвестной поставщику и в том случае, если она была указана покупателем после заключения договора (см. Риск покупателя 4.1.3).

 

4.1.3. Качество товара, бывшего в употреблении, или некондиционного товара

 

При продаже товара, бывшего в употреблении, эксплуатации (б/у), или нового, но имеющего определенные внешние недостатки на момент заключения договора (сколы, царапины), в интересах поставщика отметить данные обстоятельства в договоре (п. 1 ст. 475 ГК РФ), а также включить в условия о качестве товара такие сведения, как срок изготовления и срок годности (службы) товара, способы и срок использования товара до передачи покупателю, состояние или степень износа товара на момент заключения договора и т.п. При таких условиях покупатель не вправе будет предъявить претензии по оговоренным недостаткам и потребовать уменьшения цены, замены товара либо предъявить другие требования, предусмотренные ст. 475 ГК РФ (см. Риск покупателя 4.1.4).

 

———————————

Пример формулировки условия:

«По договору передается товар, бывший в употреблении. Характеристики товара: _____________ (указываются дата изготовления, срок эксплуатации поставщиком, состояние на момент передачи, в том числе имеющиеся недостатки, назначение, цели, по которым товар может или не может использоваться)».

———————————

 

Следует учитывать, что принятие покупателем товара с указанием недостатков в товарной накладной не является основанием для признания поставки товара с дефектами согласованной, а лишь подтверждает, что недостатки выявлены при приемке и не были оговорены при заключении договора.

 

— Судебную практику, подтверждающую, что принятие товара по накладной с указанием на недостатки товара не указывает на согласование передачи товара с дефектами, см. в Путеводителе по судебной практике.

 

Если в договоре не указано, что товар б/у или с недостатками

В этом случае покупатель вправе не принять товар, который не соответствует условиям договора о качестве (п. 1 ст. 469 ГК РФ), и предъявить к поставщику требования, предусмотренные ст. 475 ГК РФ (см. Риск поставщика 4.1.3).

 

4.2. ГАРАНТИЯ КАЧЕСТВА ТОВАРА

Статьи 470, 471, 476, 477, 483, 518 ГК РФ

 

Гарантия качества товара заключается в том, что товар должен соответствовать требованиям, предъявляемым к качеству, не только на момент продажи, но и в течение определенного срока его использования (п. 2 ст. 470 ГК РФ).

Статьями 470, 477 ГК РФ предусмотрена обязанность поставщика предоставить покупателю товар, который будет пригоден для использования в течение разумного срока с момента передачи (п. 1 ст. 470 ГК РФ), но в пределах двух лет, если иное не установлено законом или договором (п. 2 ст. 477 ГК РФ). Однако стороны могут договориться о дополнительной ответственности поставщика за качество товара наряду с той, которая определена законом по умолчанию (п. 2 ст. 470 ГК РФ). Это, собственно, и есть гарантия качества товара, предоставленная поставщиком.

 

Согласование условия о гарантии качества товара, предоставленной поставщиком

Условие договора о предоставлении поставщиком гарантии качества товара защищает в большей степени интересы покупателя, поскольку на поставщика в таком случае в соответствии с п. 2 ст. 476 ГК РФ возлагается обязанность доказывать, что обнаруженные покупателем недостатки товара возникли после его передачи и не по вине поставщика. Однако в судебной практике существует позиция, согласно которой продавец, предоставивший гарантию качества, должен доказать только первое из указанных обстоятельств.

 

— Судебную практику, подтверждающую наличие нескольких позиций о том, какие обстоятельства должен доказать продавец при рассмотрении спора о недостатках, см. в Путеводителе по судебной практике.

 

Для согласования данного условия в договоре необходимо определить следующее:

— гарантийный срок и порядок его исчисления;

— объем гарантийных обязательств;

— порядок и сроки гарантийного обслуживания;

 

Если договором не предусмотрено предоставление поставщиком гарантии качества

Отсутствие в договоре данного условия не лишает покупателя права предъявлять в соответствии со ст. 475 ГК РФ требования в связи с недостатками товара, обнаруженными в течение двух лет с момента передачи товара (п. 2 ст. 477 ГК РФ). Однако в этом случае согласно п. 1 ст. 476 ГК РФ доказывать отсутствие своей вины в возникновении недостатков товара должен будет покупатель, а не поставщик (см. Риск покупателя 4.2.1).

 

4.2.1. Гарантийный срок и порядок его исчисления

 

Пленум ВАС РФ сформировал позицию по вопросу действия гарантийных обязательств поставщика после расторжения договора. См. Постановление от 06.06.2014 N 35. Соответствующие изменения будут отражены в Путеводителе при его актуализации.

 

Гарантийный срок — срок, в течение которого поставщик обязуется обеспечить соответствие качества товара условиям договора и несет ответственность перед покупателем за выявленные недостатки товара (п. 2 ст. 470, п. 3 ст. 477 ГК РФ).

Согласно п. 2 ст. 470 ГК РФ стороны вправе определить любой срок действия гарантии качества, так как закон не устанавливает ограничений по его продолжительности. Однако, если гарантийный срок будет составлять менее двух лет, покупатель все равно сможет предъявить требования в связи с недостатками товара, обнаруженными по окончании данного срока, но в пределах двух лет с момента передачи товара (п. 5 ст. 477 ГК РФ). При этом «договорная» гарантия с истечением гарантийного срока прекращается, следовательно, доказывать момент и причину возникновения недостатков обязан будет покупатель (см. Риск покупателя 4.2.2).

 

———————————

Пример формулировки условия:

«На товар устанавливается гарантийный срок продолжительностью пять лет с момента исполнения поставщиком обязанности передать товар покупателю».

———————————

 

В случае поставки комплектного товара гарантийный срок на основной товар может быть установлен большей или меньшей продолжительности, чем на комплектующие изделия (п. 3 ст. 477 ГК РФ).

 

Если гарантийный срок договором не установлен

Поставщик обязан предоставить товар, пригодный для использования по назначению в течение разумного срока после передачи (п. 1 ст. 470 ГК РФ). Покупатель вправе будет предъявить требования поставщику в связи с недостатками, обнаруженными также в течение разумного срока, но в пределах двух лет с момента передачи товара (п. 2 ст. 477 ГК РФ), если другой срок обнаружения недостатков не установлен законом или договором (см. п. 4.4 «Сроки обнаружения недостатков товара и уведомления поставщика об их выявлении» настоящего материала). Однако в этом случае согласно п. 1 ст. 476 ГК РФ доказывать отсутствие своей вины в возникновении недостатков товара должен будет покупатель, а не поставщик (см. Риск покупателя 4.2.1).

 

Начало гарантийного срока

По общему правилу гарантийный срок исчисляется с момента передачи товара покупателю (п. 1 ст. 471 ГК РФ). Передача товара производится путем его вручения, при этом товар считается переданным с момента его фактического поступления во владение покупателя (абз. 2 п. 1 ст. 224 ГК РФ).

При поставке товар может быть передан двумя способами — путем доставки поставщиком покупателю либо получения покупателем в месте нахождения поставщика (ст. 510 ГК РФ). При этом в обоих случаях момент передачи товара и, как следствие, начала исчисления гарантийного срока согласно ст. 224 ГК РФ будет определяться моментом его фактического поступления во владение покупателя.

Исходя из судебной практики гарантийный срок может исчисляться с момента подписания следующих документов:

— товарной накладной (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.08.2008 N Ф04-4944/2008(9727-А46-12), решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.06.2008 по делу N А60-9919/2007-С4);

— акта о передаче товара (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2009 N 18АП-8303/2009).

В случае, когда товаром по договору является транспортное средство и начало гарантийного срока определено моментом подписания акта приема-передачи, но в дальнейшем такой акт не подписан, момент передачи товара покупателю и, как следствие, начала гарантийного срока может быть определен по дате передачи, указанной в паспорте транспортного средства.

 

— Судебную практику, подтверждающую, что начало гарантийного срока может быть определено по дате передачи, указанной в паспорте транспортного средства, см. в Путеводителе по судебной практике.

 

Поскольку норма п. 1 ст. 471 ГК РФ диспозитивна, стороны вправе определить в договоре иной момент времени, с которого начинает течь гарантийный срок. В интересах поставщика определить его таким образом, чтобы в случае нарушения покупателем обязанности по принятию товара в установленный срок (или возможности такого нарушения) начало течения гарантийного срока не откладывалось. Например, стороны могут согласовать в договоре условие о том, что начало гарантийного срока определяется моментом предоставления товара для выборки (абз. 2 п. 1 ст. 458 ГК РФ) или сдачи товара перевозчику для его доставки покупателю.

 

———————————

Примеры формулировки условия:

«Гарантийный срок исчисляется со дня уведомления поставщиком покупателя о готовности товара к выборке».

 

«Гарантийный срок исчисляется с момента передачи поставщиком товара перевозчику для доставки покупателю».

———————————

 

Покупатель заинтересован в определении такого момента начала гарантийного срока, с которого он не только получает товар в распоряжение, но также приобретает возможность использовать его по назначению. Поэтому в интересах покупателя согласовать в договоре условие о том, что гарантийный срок начинает течь с момента передачи товара конечному потребителю (розничному покупателю) при перепродаже товара или с момента ввода поставленного оборудования в эксплуатацию.

 

———————————

Примеры формулировки условия:

«Гарантийный срок исчисляется с момента перепродажи товара покупателем конечному потребителю».

 

«Гарантийный срок исчисляется с момента ввода оборудования в эксплуатацию, который подтверждается соответствующим двухсторонним актом».

———————————

 

Внимание! Необходимо помнить, что независимо от договоренности сторон гарантийный срок согласно п. 2 ст. 471 ГК РФ не начинает течь, если покупатель не может использовать товар по причинам, которые зависят от поставщика (например, в случае непредставления документации на товар, всех комплектующих деталей и т.п.).

 

Если момент начала гарантийного срока не установлен

В этом случае исчисление гарантийного срока начинается с момента передачи товара — т.е. его фактического поступления товара во владение покупателя (абз. 2 п. 1 ст. 224, п. 1 ст. 471 ГК РФ).

 

— Судебную практику, подтверждающую, что гарантийный срок начинает исчисляться с момента передачи товара покупателю, см. в Путеводителе по судебной практике.

 

Если покупатель реализует товар в розницу и в договоре не указано, что гарантийный срок начинает течь с момента передачи товара конечному покупателю (потребителю), то покупатель — розничный продавец не сможет предъявить поставщику требования в связи с недостатками товаров, обнаруженными за пределами двух лет с момента передачи ему товара поставщиком (см. Риск покупателя 4.2.3).

 

Продление гарантийного срока

По общему правилу гарантийный срок продлевается на период, в течение которого покупатель не мог использовать товар из-за обнаруженных в нем недостатков (абз. 2 п. 2 ст. 471), при условии извещения поставщика об этих недостатках в порядке, предусмотренном ст. 483 ГК РФ.

 

— Судебную практику, подтверждающую возможность продления гарантийного срока на период, когда покупатель не мог пользоваться товаром из-за обнаруженных недостатков, см. в Путеводителе по судебной практике.

 

Однако стороны вправе установить в договоре собственный порядок продления гарантийного срока или отменить возможность его продления.

 

———————————

Пример формулировки условия:

«Гарантийный срок, установленный договором, продлевается на период, когда покупатель не мог пользоваться товаром из-за обнаруженных в товаре недостатков, при условии, что поставщик был извещен покупателем об обнаружении недостатков в письменной форме в срок, установленный настоящим договором».

———————————

 

Гарантийный срок на товар, предоставляемый взамен некачественного товара

Данный срок устанавливается по договоренности сторон (п. 4 ст. 471 ГК РФ) и может быть той же продолжительности, что и гарантийный срок на замененный товар, либо меньше него. Например, если гарантийный срок на вновь предоставленный товар устанавливается с момента его передачи (замены) до окончания гарантийного срока на замененный товар (т.е. меньшей продолжительности), то общее время течения гарантийного срока будет равно первоначально установленному поставщиком сроку.

В то же время стороны могут не менять договором положение, установленное законом по умолчанию, в соответствии с которым гарантийный срок на вновь предоставленный товар устанавливается той же продолжительности, что и на замененный.

 

———————————

Пример формулировки условия:

«Гарантийный срок на товар, предоставленный поставщиком взамен некачественного товара, равен установленному договором гарантийному сроку на замененный товар. Начало гарантийного срока на предоставленный взамен товар определяется моментом вручения этого товара покупателю».

———————————

 

4.2.2. Объем гарантийных обязательств

 

Согласно п. 3 ст. 470 ГК РФ гарантия качества распространяется на весь товар в целом, включая все составляющие его части (комплектующие изделия). Однако стороны вправе установить договором иной объем гарантийных обязательств поставщика, в том числе указать, что гарантия не распространяется на какие-либо отдельные части товара (например, быстроизнашивающиеся детали, срок службы которых меньше гарантийного срока).

 

———————————

Пример формулировки условия:

«Гарантия не распространяется на следующие детали (части) товара: ___________ (указывается перечень или ссылка на документ, в котором содержится этот перечень)».

———————————

 

Объем гарантии может быть зафиксирован также в документах, относящихся к товару (например, в гарантийных талонах, гарантийных сертификатах, которые передаются вместе с товаром). В таком случае в договоре следует сделать ссылку на эти документы. По данному вопросу см. также п. 2.4 «Документы, относящиеся к товару» настоящего материала.

Покупателю следует иметь в виду следующее: если из гарантии исключены какие-либо части товара, то при обнаружении в них недостатков согласно п. 1 ст. 476 ГК РФ покупатель (а не поставщик) должен доказать отсутствие своей вины в возникновении недостатков (см. Риск покупателя 4.2.4).

 

Если в договоре не указано, что какие-либо части товара не входят в гарантию качества

По умолчанию законом гарантируется качество всего товара (п. 3 ст. 470 ГК РФ), поэтому поставщик будет обязан в течение всего гарантийного срока заменять неисправные детали товара, включая расходные материалы, если не докажет, что недостатки возникли после передачи товара и по вине покупателя (см. Риск поставщика 4.2.1).

 

4.2.3. Порядок и сроки гарантийного обслуживания товара

 

Данный порядок не закреплен законодательно и должен быть установлен в договоре. Порядок гарантийного обслуживания может включать:

— дополнительные условия для покупателя, при обязательном соблюдении которых поставщик осуществляет гарантийное обслуживание поставленного товара (покупателю может быть запрещено вскрытие, самостоятельный ремонт и иные действия в отношении товара либо предписано проведение ремонта или технического обслуживания только у поставщика или указанного им лица). В случае нарушения таких условий обязанность по доказыванию причин неисправности товара может быть возложена на покупателя (см. Риск покупателя 4.2.5);

 

———————————

Пример формулировки условия:

«В течение срока гарантии ремонт товара осуществляется ___________ (указывается наименование сервисной компании). В случае осуществления ремонта товара у другого лица гарантия поставщика прекращается».

———————————

 

— алгоритм действий сторон в случае обнаружения покупателем недостатков в товаре (например, возврат стоимости товара покупателю, передача покупателю другого товара с доплатой или без, если поставщик по объективным причинам не может осуществить ремонт или замену товара в установленные договором сроки и т.п.);

 

———————————

Пример формулировки условия:

«Если у поставщика отсутствует возможность замены некачественного товара в срок, установленный договором, поставщик обязан по выбору покупателя в течение ____ дней с момента получения некачественного товара безвозмездно предоставить покупателю во временное пользование на период замены следующий товар: ______________, либо возвратить стоимость товара».

———————————

 

— сроки выполнения поставщиком требований покупателя в соответствии со ст. ст. 475, 518 ГК РФ (в частности, устранения недостатков, ремонта, замены товара, возмещения затрат покупателя или возврата денег, уплаченных за товар);

 

———————————

Пример формулировки условия:

«Поставщик обязан устранить выявленные покупателем недостатки товара в течение ___________ рабочих дней с момента подписания сторонами акта об обнаружении недостатков. В случае невозможности устранить недостатки в указанный срок поставщик обязан вернуть покупателю уплаченные за товар денежные средства в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента предъявления покупателем соответствующего требования».

———————————

 

Если сроки ремонта, замены товара не установлены договором

В этом случае указанные сроки определяются по правилам ст. 314 ГК РФ как разумные и могут не совпадать с ожиданиями сторон. Так, срок ремонта товара может быть признан менее продолжительным, чем ожидал поставщик (Риск поставщика 4.2.2).

 

— порядок возврата некачественного товара и распределения расходов по его возврату.

Из закона следует общая обязанность покупателя вернуть поставщику некачественный товар при его замене или возврате поставщиком денежных средств согласно п. 2 ст. 475 ГК РФ, поскольку в ином случае товар будет признан неосновательным обогащением покупателя (ст. 1102 ГК РФ) и истребован поставщиком.

 

— Судебную практику, подтверждающую, что поставщик вправе истребовать некачественный товар при его замене или возврате покупателю денежных средств, см. в Путеводителе по судебной практике.

 

Однако конкретный порядок возврата товара ненадлежащего качества и распределения расходов на его замену, ремонт (например, порядок возмещения расходов на транспортировку товара от покупателя к поставщику и обратно) должен быть согласован договором.

 

———————————

Пример формулировки условия:

«Возврат некачественного товара осуществляется силами и за счет (указывается соответствующая сторона договора)».

———————————

 

Если порядок возврата некачественного товара и распределения расходов по возврату не согласован

Если возникающие по этому поводу вопросы не были урегулированы на этапе заключения договора, сторонам, скорее всего, придется решать их в судебном порядке. В частности, поставщик должен будет вывезти некачественный товар за свой счет (см. Риск поставщика 4.2.3).

 

4.3. СРОК ГОДНОСТИ ТОВАРА

Статьи 472, 473 ГК РФ

 

Срок годности — это период времени, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению (п. 1 ст. 472 ГК РФ). Покупатель не может предъявить требования поставщику в связи с ненадлежащим качеством товара, если недостатки товара обнаружены за пределами срока годности (п. 4 ст. 477 ГК РФ).

Срок годности не может быть определен договором. Обязанность по установлению данного срока предусматривается законом (ст. 472 ГК РФ).

Пунктом 4 ст. 5 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» такая обязанность возложена на изготовителей продуктов питания, парфюмерно-косметических товаров, медикаментов, товаров бытовой химии и иных подобных товаров. Конкретный перечень товаров (видов товаров), для которых необходимо устанавливать срок годности, законом не определен. Вопрос определения сроков годности на товары напрямую связан с защитой жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц и входит в сферу применения Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании». Об этом говорится в п. 8 письма Роспотребнадзора от 07.03.2006 N 0100/2473-06-32 «О разъяснении отдельных положений действующего законодательства» (далее — письмо Роспотребнадзора). Требования к производителям конкретной продукции, в том числе по установлению сроков годности, могут содержаться:

— в технических регламентах Российской Федерации, принимаемых в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (п. 3 ст. 7 данного Закона, п. 8 письма Роспотребнадзора);

— в технических регламентах государств — участников Таможенного союза (кроме Российской Федерации, в состав союза входят Казахстан и Республика Беларусь), а также документах Европейского союза, если содержащиеся в них требования введены в качестве обязательных Правительством РФ до дня вступления в силу технического регламента согласно п. 6.2 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

— в технических регламентах Таможенного союза (ст. 2 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18.11.2010, введенного в действие с 01.01.2012 решением Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2011 N 9). Необходимо учитывать, что с момента вступления в силу технического регламента Таможенного союза соответствующие обязательные требования, установленные законодательством Российской Федерации, не применяются (п. 3 ст. 5 указанного Соглашения).

Так, срок годности должен быть установлен, например, на товары следующих категорий:

— масложировая продукция (п. 2 ст. 14 ТР ТС 024/2011. Технический регламент Таможенного союза. Технический регламент на масложировую продукцию (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 883));

— пиротехническая продукция (пп. «и» п. 2 ст. 4 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пиротехнических изделий», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 N 770).

Также срок годности должен устанавливаться производителями новых пищевых продуктов, парфюмерной и косметической продукции, средств и изделий для гигиены полости рта, табачных изделий при разработке указанной продукции (п. 1 ст. 16, п. 2 ст. 30 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»).

При отсутствии технического регламента на поставляемый по договору товар срок годности должен быть установлен, если товар включен в Перечень товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.1997 N 720 (п. 8 письма Роспотребнадзора).

Кроме того, согласно п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» до принятия соответствующих технических регламентов производители товаров продолжают руководствоваться требованиями ГОСТов, ГОСТ Р. Следовательно, чтобы определить, нужно ли устанавливать срок годности на товар, в отношении которого не вступил в силу технический регламент, необходимо учитывать положения государственных (национальных) стандартов (см., например, ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования»; ГОСТ Р 52952-2008 «Гели косметические. Общие технические условия»; ГОСТ Р 52345-2005 «Изделия косметические гигиенические моющие. Общие технические условия»).

Сторонам следует учитывать, что указание в п. 4 ст. 5 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» на определенные товары само по себе не означает наличия у производителя этих товаров обязанности устанавливать срок годности. Для решения вопроса о необходимости установления срока годности нужно руководствоваться специальными нормативными актами (техническим регламентом, ГОСТом) для конкретного вида товара. Так, на алкогольную продукцию срок годности устанавливается не во всех случаях, а только для напитков с объемной долей этилового спирта не более 10 процентов (п. п. 4.17, 4.19 ГОСТ Р 51074-2003, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.06.2007 N Ф04-3629/2007(34972-А27-7)).

Информация о сроке годности указывается в маркировке товара или может быть доведена до покупателя (потребителя) другими способами, установленными для отдельных видов товаров (п. п. 2, 3 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»).

Если на товар установлен срок годности, поставщик обязан передать покупателю товар с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения этого срока (п. 2 ст. 472 ГК РФ).

Однако покупатель, приобретающий товары со сроком годности для перепродажи, в частности для реализации в розницу конечному потребителю, заинтересован в том, чтобы не только получить, но и успеть продать товар до окончания данного срока. При этом возможность согласовать в договоре срок годности поставляемого товара у сторон отсутствует. Поэтому в интересах покупателя установить в договоре обязанность поставщика передать товар таким образом, чтобы до истечения срока годности оставалось не менее согласованного договором срока. Это защитит интересы покупателя при поставке ему товаров с небольшим сроком годности (например, скоропортящихся продуктов питания), а также в случаях поставки товара на дальние расстояния или большими партиями.

 

———————————

Пример формулировки условия:

«Товар должен быть передан покупателю не позднее чем за 60 дней до истечения срока годности. Покупатель вправе отказаться от приемки товара, поставленного с нарушением этого условия».

———————————

 

Если покупатель приобретает товар для перепродажи, стороны в силу принципа свободы договора (п. 4 ст. 421 ГК РФ) могут договориться о том, что товар, не реализованный до истечения срока годности, возвращается поставщику.

В литературе высказано мнение, что в случае, если поставщик надлежащим образом исполнил обязательство по поставке, возврат товара осуществляется на основании нового договора поставки, в котором первоначальный поставщик выступает покупателем (см. статью В.В. Авдеева Торговля: возврат товара как второй договор поставки, его частичное обоснование/Налоги (газета), 2012 N 14). Это справедливо, если товар находится в собственности покупателя на момент возврата. Соответственно, стороны могут осуществить возврат на основании дополнительного соглашения, в котором будут определены наименование и количество поставляемого (возвращаемого) товара, являющиеся по смыслу п. 3 ст. 455, п. 2 ст. 465, п. 5 ст. 454 ГК РФ существенными условиями для договора поставки, а также цена товара. Подробнее о согласовании условий договора поставки о наименовании, количестве и цене товара см. п. п. 1.1, 1.2 и 6 настоящих Рекомендаций.

В первоначальном договоре поставки можно определить общие условия возврата товара (срок, распределение расходов на возврат).

При этом обязательство покупателя по оплате товара по первоначальному договору может быть на основании ст. 410 ГК РФ полностью или частично прекращено зачетом встречного требования об оплате поставщиком возвращенного товара.

 

———————————

Пример формулировки условия:

«При достижении соглашения о возврате поставщику товара, не реализованного до окончания срока годности, возврат осуществляется в течение ___________ дней. Расходы по возврату товара возлагаются на ______».

———————————

 

Если товар по условиям договора находится в собственности поставщика до его оплаты (ст. 491 ГК РФ), и на момент возвращения товара он не оплачен, отношения купли-продажи между сторонами не возникают.

Покупателю, осуществляющему торговлю посредством организации торговой сети, при приобретении продовольственных товаров следует учитывать, что он не вправе навязывать поставщику условие о возврате таких товаров, не проданных по истечении определенного срока. Исключения составляют случаи, когда возврат допускается или предусмотрен законодательством РФ (пп. «и» п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»). Навязыванием условия признается направление хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, договора с невыгодными для контрагента условиями, которые им правомерно оспариваются, и отказ или уклонение от принятия предложений контрагента. При этом добровольное включение в договор условия о возврате товара не является нарушением закона (пп. «а» п. 6.2 Методического пособия для предпринимателей «Антимонопольное регулирование в области торговой деятельности» (утв. ФАС РФ)).

Возврат поставщику товаров по истечении определенного срока может быть предусмотрен нормативными актами и документами. Так, в соответствии с п. 3.11.8 Санитарных правил и норм «Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий» СанПиН 2.3.4.545-96 по истечении определенного срока после выхода хлебобулочных изделий из печи их продажа запрещается и они возвращаются поставщику. Однако согласно разъяснениям Федеральной антимонопольной службы РФ навязывание поставщику хлебобулочных изделий условия о возврате со ссылкой на положения указанных Правил также не допускается. В то же время добровольное включение такого условия или предложение его включить в договор нарушением закона не является (пп. «ж» п. 6.2 Методического пособия для предпринимателей «Антимонопольное регулирование в области торговой деятельности» (утв. ФАС РФ)).

При нарушении покупателем запрета на навязывание указанного условия ему может быть выдано предписание антимонопольного органа об устранении нарушения (ч. 3 ст. 16 Федерального Закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»). За данное правонарушение покупатель может быть привлечен к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 14.40 КоАП РФ.

 

Если в договоре не указаны специальные условия поставки товаров со сроком годности

Покупатель не вправе будет отказаться от оплаты поставленного товара в связи с истечением срока его годности, если суд установит, что товар мог быть реализован до этого момента (см. Риск покупателя 4.3.1).

 

4.4. СРОКИ ОБНАРУЖЕНИЯ НЕДОСТАТКОВ ТОВАРА И УВЕДОМЛЕНИЯ

ПОСТАВЩИКА ОБ ИХ ВЫЯВЛЕНИИ

Статьи 190 — 194, 483, 477, 518 ГК РФ

 

Согласование сроков обнаружения недостатков и уведомления поставщика об их выявлении

В случае поставки товаров, которые не соответствуют условиям договора о качестве, покупатель вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные ст. 475 ГК РФ. Данные требования могут быть предъявлены в том случае, если недостатки обнаружены и поставщик уведомлен о них в определенный срок (ст. ст. 477, 483 ГК РФ).

Покупатель может обнаружить недостатки как при принятии товара, так и в ходе его использования.

В отношении недостатков, которые могут быть выявлены покупателем при использовании товара, стороны вправе установить в договоре:

— срок их обнаружения (п. 1 ст. 477 ГК РФ);

— срок уведомления поставщика о недостатках (п. 1 ст. 483 ГК РФ).

Что касается недостатков, которые могут быть выявлены при принятии товара, то сроки их обнаружения и уведомления о них поставщика определяются в соответствии с п. 2 ст. 513 ГК РФ. Так, сроком для обнаружения этих недостатков является срок, установленный законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота для осмотра и проверки товара. Обо всех недостатках, выявленных в результате осмотра и проверки товара, покупатель должен сообщить поставщику незамедлительно. Подробнее о согласовании сроков осмотра и проверки товара, а также о порядке и сроках уведомления поставщика о выявленных недостатках см. п. п. 9.3.1, 9.2.5 настоящего материала.

 

Если договором не установлены сроки обнаружения недостатков при использовании товара и уведомления о них поставщика

Покупатель вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные ст. 475 ГК РФ, если обнаружит недостатки в течение гарантийного срока или срока годности. При отсутствии указанных сроков эти требования нужно предъявить в пределах двух лет после передачи товара (ст. 477 ГК РФ). Покупатель должен известить поставщика о недостатках в разумный срок (ст. 483 ГК РФ).

 

4.4.1. Срок обнаружения недостатков товара

 

Покупатель вправе предъявить требования в связи с ненадлежащим качеством товара при условии, что недостатки выявлены в течение одного из сроков, установленных ст. 477 ГК РФ, а именно:

— срока обнаружения недостатков, предусмотренного договором (п. п. 1, 2 ст. 477 ГК РФ);

— гарантийного срока (п. 3 ст. 477, п. 2 ст. 470 ГК РФ);

— срока годности товара (п. 4 ст. 477, ст. 472 ГК РФ);

— в пределах двух лет после передачи товара, если продолжительность гарантийного срока менее двух лет и он истек (п. 5 ст. 477 ГК РФ);

— в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара, если в отношении него не установлены срок годности, гарантийный срок или иной более длительный срок выявления недостатков (п. 2 ст. 477 ГК РФ).

В силу диспозитивности п. 1 ст. 477 ГК РФ стороны могут по своему усмотрению согласовать срок обнаружения недостатков любой продолжительности. В этом случае суды могут не применить сроки, предусмотренные другими пунктами ст. 477 ГК РФ, к отношениям сторон.

 

— Судебную практику, подтверждающую применение установленного договором срока обнаружения недостатков, см. в Путеводителе по судебной практике.

 

———————————

Примеры формулировки условия:

«Покупатель вправе предъявить поставщику требования в связи с недостатками поставленного товара, если они обнаружены до «__» __________ 20___ года».

 

«Срок обнаружения недостатков товара, поставленного по настоящему договору, составляет ___ (_________) рабочих дней с момента принятия товара покупателем».

 

———————————

 

На практике стороны часто согласовывают срок для предъявления требований или претензий в связи с выявленными недостатками. Однако следует учитывать, что практика судов по вопросу толкования данного условия неоднозначна.

Так, одни суды указывают, что в силу п. 1 ст. 477 ГК РФ при наличии договорного срока предъявления претензий сроки, установленные другими пунктами этой статьи, не применяются. Другие суды, наоборот, указывают, что покупатель не лишается права предъявить претензии, если недостатки обнаружены в течение, например, срока годности.

 

— Судебную практику, подтверждающую существование двух позиций судов о применении сроков, установленных ст. 477 ГК РФ, при наличии в договоре срока предъявления претензий, см. в Путеводителе по судебной практике.

 

Если покупатель выполнит условия закона или договора о сроках обнаружения недостатков и своевременно уведомит поставщика о допущенных им нарушениях, он может предъявить ему требования, предусмотренные ст. 475 ГК РФ. Как указывают суды, если недостатки в товаре обнаружены в течение сроков, установленных ст. 477 ГК РФ (например, в течение гарантийного срока), покупатель вправе предъявить требования после их окончания, но в пределах срока исковой давности.

Однако если в договоре установлен срок для предъявления претензий, суд может признать, что этот срок является одновременно и сроком обнаружения недостатков.

 

— Судебную практику, подтверждающую существование двух позиций по вопросу соотношения сроков обнаружения недостатков и срока предъявления претензии, см. в Путеводителе по судебной практике.

 

Если договором не установлен срок обнаружения недостатков товара

Покупатель вправе предъявить требования в связи с недостатками товара при условии, что они обнаружены в сроки, установленные п. п. 2 — 5 ст. 477 ГК РФ.

 

4.4.2. Срок уведомления поставщика о недостатках,

выявленных при использовании товара

 

Покупатель до предъявления требований в связи с недостатками товара обязан сообщить поставщику о выявленных недостатках (п. 1 ст. 483, ст. 518 ГК РФ).

Срок, в который покупатель обязан уведомить поставщика о недостатках товара, выявленных в ходе его использования (эксплуатации), может быть установлен договором (п. 1 ст. 483 ГК РФ).

Срок уведомления определяется по правилам ст. ст. 190 — 194 ГК РФ, а именно истечением периода времени, исчисляемого в часах, днях, неделях, месяцах или годах с момента, когда недостатки товара были или должны были быть обнаружены.

 

———————————

Примеры формулировки условия:

«В случае обнаружения недостатков товара покупатель обязан направить поставщику соответствующее уведомление в течение __ (_____) рабочих дней».

 

«Уведомление об обнаруженных в ходе эксплуатации недостатках должно быть направлено поставщику в течение первого рабочего дня, следующего за днем обнаружения недостатков».

———————————

 

Внимание! Требования в связи с ненадлежащим качеством товара могут быть предъявлены покупателем в том случае, если поставщик, уведомленный о недостатках товара, не заменил его качественным товаром (п. 1 ст. 518 ГК РФ).

 

Дополнительно о сроке уведомления поставщика о недостатках товара, выявленных при его приемке, см. п. 9.2.5 «Срок уведомления поставщика о выявленных несоответствиях и недостатках товара» настоящих Рекомендаций.

 

Если договором не установлен срок уведомления поставщика о недостатках, выявленных при использовании товаров

Покупатель должен сообщить о выявлении этих недостатков в разумный срок (п. 1 ст. 483 ГК РФ). Поставщик вправе отказаться от удовлетворения требований покупателя в связи с недостатками, если тот нарушил разумный срок уведомления об их обнаружении (п. п. 1, 2 ст. 483 ГК РФ).

Содержание

1. Предмет договора
2. Прочие условия о товаре
3. Тара и упаковка
4. Качество товара
5. Срок поставки товара и срок действия договора
6. Цена товара
7. Оплата товара
8. Порядок поставки товара
9. Порядок приемки товара
10. Переход права собственности на товар, риска случайной гибели или случайного повреждения товара
11. Ответственность сторон
12. Порядок изменения и расторжения договора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code