2. Осмотр места дорожно-транспортного происшествия (ДТП)

Осмотр места ДТП при столкновении транспортных средств. Признаки, позволяющие определить место столкновения транспортных средств.

Для определения места столкновения в ходе осмотра места дорожно-транспортного происшествия необходимо обнаружить, зафиксировать и в дальнейшем исследовать все объективные данные, явившиеся результатом происшествия. Такими данными, позволяющими следователю и в дальнейшем эксперту определить расположение места столкновения на проезжей части, могут быть:

1) следы перемещения транспортных средств;

2) следы перемещения отброшенных объектов;

3) расположение отделившихся от транспортных средств объектов;

4) расположение транспортных средств после происшествия;

5) расположение разлитых (разбрызганных) жидкостей и горюче-смазочной жидкости (ГСМ);

6) повреждения транспортных средств, полученные при столкновении.

Следы перемещения автомобилей, транспортных средств:

– резкое отклонение следа колеса от первоначального направления (при эксцентричном ударе по ТС или по переднему колесу);

– боковой сдвиг следа юза колеса (наиболее точно определяет положение ТС при столкновении);

– боковой сдвиг не заблокированного колеса (такие следы мало заметны и редко фиксируются);

– прекращение следа юза или разрыв в следе юза (возникает при ударе в результате дополнительной нагрузки на колесо либо его подбрасывания);

– образование следа колеса при выходе воздуха из шины, поврежденной ударом;

– следы колес обоих транспортных средств перед столкновением; определяют положение ТС в момент столкновения по месту их пересечения с учетом взаимного расположения при ударе.

При встречном столкновении следы юза могут прерываться, стать менее заметными, либо сместиться в продольном или поперечном направлении.

Если ударные нагрузки, действующие на заторможенное колесо, направлены сверху вниз, то оно может на мгновение разблокироваться, т.к. сила сцепления превысит тормозную силу. Если ударная нагрузка направлена снизу вверх, то колесо может оторваться от дороги. Иногда, наоборот, колесо в момент удара заклинивается деформированными деталями автомобиля и, перестав вращаться, оставляет на дороге след.

Наиболее характерные примеры следов шин и правила их фиксации показаны на рис. 1.

следы шин на дороге

Рис. № 1 следы шин на дороге: а, в – изменение следов при встречном столкновении; б – изменение следов при поперечном столкновении.

2.1. Следы перемещения автомобилей, следы отброшенных объектов:

– тяжелых объектов (отделившихся от ТС частей, упавших мотоциклов, велосипедов, груза и др.) в виде царапин, притертостей, последовательно расположенных выбоин. В начале их образования они имеют направление к месту отделения от ТС (близкое к месту столкновения);

– людей, выпавших из ТС в момент столкновения (на асфальтовом покрытии такие следы малозаметны);

– мелких объектов (отделившихся от ТС мелких деталей, осколков). Такие следы могут быть хорошо заметны на снегу, грязи, песке и т.п.

Определение места столкновения по месту пересечения направлений таких следов тем точнее, чем их больше установлено.

Детали кузова, ходовой части и трансмиссии транспортных средств, разрушившиеся от удара, могут оставить на покрытии следы в виде выбоин, борозд и царапин. Начало этих следов расположено, как правило, недалеко от места столкновения. Такие же следы оставляют детали (подножки, педали, руль) опрокинувшегося мотоцикла и велосипеда при волочении или отбрасывании в ходе дорожно-транспортного происшествия ДТП. Царапины и борозды на покрытии начинаются с малозаметного следа, затем глубина его увеличивается. Достигнув максимальной глубины, след резко обрывается. На асфальтобетонном покрытии в конце вмятины образуется бугорок вследствие пластической деформации массы. В ряде случаев на детали ТС, повредившей покрытие, остаются частицы его массы. Идентификация этих частиц позволяет уточнить деталь, соприкоснувшуюся с покрытием. Фиксация выбоин производится путем измерения расстояний от начала и окончания выбоины до края проезжей части, измерения расстояния от начала выбоины до неподвижного ориентира, а также измерения ширины и глубины выбоины в ее начале и окончании (рис №2).

Продольное сечение борозды на покрытии

Рис. № 2. Продольное сечение борозды на покрытии: а) – асфальтобетонном; б) – цементобетонном

2.2. Расположение объектов, отделившихся от автомобилей (транспортных средств):

осыпь земли с деформируемых ударом нижних поверхностей ТС. После столкновения ТС на дороге в зоне дорожно-транспортного происшествия почти всегда остаются частицы, (осыпавшейся с колесных арок, днища, бамперов, редукторов мостов ТС) земли, засохшей грязи, пыли. Место расположения этих частиц довольно точно совпадает с местом положения во время столкновения детали, на которой находилась земля. Земля может осыпаться одновременно с нескольких деталей. Осыпь мельчайших частиц остается практически непосредственно на месте удара. Более крупные частицы могут смещаться по инерции в направлении движения ТС.

При осмотре места ДТП с поверхности дорожного покрытия частицы почвы изымаются с помощью совка и щетки (сметаются). Если вещество имеет вид спрессованных комочков, передающих отображение канавок рисунка протектора, которые могут быть пригодными для идентификации ТС по трасологическим признакам, то должна быть обеспечена сохранность вида и формы наслоений. Изъятие в таких случаях проводится очень аккуратно в тару с жестко фиксированными стенками (коробки).

С самого ТС необходимо также изъять образцы почвенного вещества для проведения сравнительной экспертизы с почвенными наслоениями, изъятыми с участка дороги на месте ДТП: по 1 образцу из-под крыльев, 2-3 образца с днища, по 1 образцу с переднего и заднего бампера, по 1 образцу с боковой поверхности каждого колеса. В случаях, когда места отслоений видны, образцы для сравнения берутся непосредственно от края отслоения, по возможности без нарушения поверхности.

Места изъятия образцов следует отобразить в протоколе и схеме места ДТП измерив на проезжей части расстояния до обочины и неподвижного ориентира, а при изъятии с ТС, расстояния от передней либо задней части и правой либо левой стороны ТС.

осыпь частиц лакокрасочных покрытий. Эти частицы, обладая малой инерцией, опадают в непосредственной близости от места столкновения и частично рассеиваются в направлении движения ТС после удара. Возможно их смещение потоками воздуха;

осыпь осколков стекла позволяет приближенно судить о месте столкновения, когда их свободному падению не препятствовали поверхности, от которых могло происходить рикошетирование.

Расположение наибольшего числа отделившихся от ТС при ударе объектов позволяет судить о месте столкновения приближенно, с учетом возможного их смещения от места столкновения после удара. Расположение отдельных крупных частей, как правило, не может служить признаком для установления места столкновения.

 

2.3. Расположение разлитых (разбрызганных) жидкостей и ГСМ.

Следы нефтепродуктов (НП) и ГСМ- достаточно распространенный вид следов на месте ДТП, как и следы разлитых жидкостей (тосола, антифриза), исследование которых позволяет получить информацию о предполагаемом месте столкновения ТС.

Основным объектом, носителем НП и ГСМ, является дорожное покрытие, при изъятии образцов необходимо использовать марлевые тампоны, либо если это невозможно, по причине малого количества ГСМ, произвести скол дорожного покрытия вместе с наслоением ГСМ. Для проведения сравнительного исследования необходимо изъять образцы НП и ГСМ из двигателя либо коробки переключения передач (КПП) ТС, имеющих повреждения. Упаковка изъятых объектов производится в стеклянную тару, либо в несколько полиэтиленовых пакетов для достижения герметичности.

Фиксация в протоколе и схеме ДТП производится путем измерений аналогичных фиксации осыпи стекол на проезжей части, за исключением ядра осыпи, которое в данном случае отсутствует (рис. № 3).

При проведении ОМП в темное время суток, либо при неблагоприятных метеоусловиях (туман) целесообразно зафиксировать все обнаруженные следы и объекты, обеспечить охрану места происшествия (для сохранности малозаметных следов и объектов) и незамедлительно произвести дополнительный осмотр места ДТП в светлое время суток.

правила фиксации разлитой жидкости

Рис. № 3. правила фиксации разлитой жидкости и ГСМ (2-разлитая жидкость (ГСМ))

В ходе осмотра места ДТП более тщательно производить осмотр участка проезжей части под транспортными средствами, где могут быть обнаружены следы торможения, бокового смещения, выбоины, т.к. данные участки наиболее защищены от воздействия осадков (снег, дождь).

Содержание

Просмотров: 501

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code