Глава 3. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗАКУПОК. § 2. Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения конкурсов и аукционов

Комментарий к ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” № 44-ФЗ

Глава 3. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗАКУПОК

§ 2. Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения конкурсов и аукционов

Вопрос-ответ:

Есть ли единая форма оформления пакета документов по Закону N 44-ФЗ?

Пока такой формы нет, однако Правительство РФ вправе установить требования к содержанию, составу, порядку разработки типовой конкурсной документации. При этом типовая конкурсная документация будет обязательной для применения заказчиками (ч. 4 ст. 48 Закона N 44-ФЗ).

 

После вступления в силу Закона N 44-ФЗ заказчик автоматически остается на электронной площадке, на которой он работал?

Ответ на этот вопрос содержится в ч. 10 ст. 112 Закона N 44-ФЗ: со дня вступления в силу данного Закона (т.е. с 1 января 2014 г.) до даты начала функционирования вновь отобранных электронных площадок все закупки проводятся на прежних площадках.

Поэтому первое время заказчик автоматически остается на той площадке, на которой он размещает заказы в настоящее время.

Порядок и условия отбора электронных площадок будут установлены Правительством РФ, в связи с чем в будущем состоится новый отбор электронных площадок, причем число их по-прежнему будет ограниченным.

 

Подписание контракта будет осуществляться не на электронной площадке, как сейчас, а на официальном сайте?

Да, в будущем так и произойдет. Пока что действует переходная норма, закрепленная в ч. 10 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, о том, что заключение контрактов осуществляется на электронных площадках.

 

Можно ли будет при определении поставщика пользоваться только открытыми аукционами в электронной форме, не используя запрос котировок и конкурс?

Можно, но насколько это целесообразно, решать самому заказчику.

Согласно ч. 2 ст. 48 Закона N 44-ФЗ заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст. 56 (конкурс с ограниченным участием), 57 (двухэтапный конкурс), 59 (электронный аукцион), 72 (запрос котировок), 83 (запрос предложений), 84 (закрытые способы определения поставщиков) и 93 (закупка у единственного поставщика). Казалось бы, заказчику нужно проводить именно открытый конкурс в приоритетном порядке. В то же время в ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе предусмотрена обязанность заказчика проводить электронный аукцион только в случае закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ. При этом в ч. 3 ст. 59 Закона N 44-ФЗ отмечено, что заказчик имеет право осуществлять посредством электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в названный перечень.

Следовательно, заказчик может использовать электронный аукцион по своему усмотрению.

 

Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 N 2019-р утвержден Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме. Какие товары тогда можно закупать запросом котировок у единственного поставщика (до 100 тыс. руб.)?

Имеет ли заказчик право провести запрос котировок, если товар указан в данном Перечне, и сумма закупки составляет 150 тыс. руб., или заключить контракт с единственным поставщиком на сумму 5 тыс. руб.?

Обратите внимание на новую редакцию части 2 ст. 59 Закона N 44-ФЗ: в ней прямо указано, что товары, работы, услуги, которые включены в аукционный перечень, можно закупать путем запроса котировок, запроса предложений и у единственного поставщика с учетом требований, установленных Законом N 44-ФЗ. Собственно говоря, такая практика была и раньше, просто в бытность Закона N 94-ФЗ она основывалась на многочисленных разъяснениях Минэкономразвития России и ФАС России, а сейчас получила законодательное закрепление.

Так что закупки, перечисленные в вашем вопросе, возможны, несмотря на включение товара в аукционный перечень.

 

Если в документации указаны сроки поставки, а участник в заявке их не обозначил, это не будет являться причиной для отклонения заявки?

Это будет достаточным основанием для отклонения заявки. По своей юридической природе извещение и документация вкупе с ним – это приглашение сделать оферты (ст. 437 ГК РФ). В свою очередь, оферта должна содержать все существенные условия будущего договора (ст. 435 ГК РФ), следовательно, в заявке участника закупки (а именно она и является офертой) должны быть все существенные условия будущего договора, в том числе и сроки поставки.

 

Что означает термин “окончательная заявка”?

Окончательная заявка используется при проведении двухэтапного конкурса. На первом этапе предложения участников не содержат цен. На втором этапе двухэтапного конкурса конкурсная комиссия предлагает всем участникам двухэтапного конкурса, принявшим участие в проведении его первого этапа, представить окончательные заявки на участие в двухэтапном конкурсе с указанием цены контракта с учетом уточненных после первого этапа такого конкурса условий закупки. При этом заказчиком устанавливается требование об обеспечении указанных заявок.

Участник двухэтапного конкурса, принявший участие в проведении его первого этапа, вправе отказаться от участия во втором этапе двухэтапного конкурса (см. ст. 57 Закона N 44-ФЗ).

 

Должен ли заказчик проводить двухэтапный конкурс при закупке проектно-изыскательских работ?

Согласно ч. 2 ст. 57 Закона N 44-ФЗ проектные работы и изыскания могут быть предметом двухэтапного конкурса при соблюдении одного условия: для уточнения характеристик объекта закупки заказчику необходимо провести его обсуждение с участниками закупки.

Если заказчику не требуется уточнения характеристик объекта закупки (проектно-изыскательских работ), то основания для проведения двухэтапного конкурса отпадают, следовательно, заказчик должен провести обычный открытый конкурс.

 

Каким образом осуществить обязанность заказчика по предоставлению участникам запроса котировок, открытого конкурса возможности получать в режиме реального времени полную информацию о вскрытии конвертов с заявками на участие?

Подразумевает ли это трансляцию заседания в Интернете и если да, то на каком сайте можно ее осуществить, если на официальном сайте данная функция не предусмотрена?

Для точного ответа на ваш вопрос уместно процитировать ч. 2 ст. 52 Закона N 44-ФЗ: “Заказчик обязан предоставить возможность всем участникам открытого конкурса, подавшим заявки на участие в нем, или их представителям присутствовать при вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе. Заказчик признается исполнившим эту обязанность, если участникам открытого конкурса предоставлена возможность получать в режиме реального времени полную информацию о вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) об открытии указанного доступа”.

Обратите внимание на то, о какой обязанности заказчика идет речь в этой норме: об обязанности “предоставить возможность присутствовать”, а далее речь идет о том, что приравнивается к исполнению этой обязанности – “получение информации в режиме реального времени”.

Иными словами, предоставление возможности получать информацию в режиме реального времени – это альтернативная обязанность заказчика, первично же предоставление возможности присутствовать на процедуре вскрытия конвертов. В том случае, когда заказчик не может (или не хочет) фактически организовать такое присутствие, он должен обеспечить получение участниками конкурса информации о вскрытии конвертов в режиме реального времени.

Режим реального времени – это режим обработки информации, при котором обеспечивается взаимодействие системы обработки информации с внешними по отношению к ней процессами в темпе, соизмеримом со скоростью протекания этих процессов (см. “ГОСТ 15971-90. Системы обработки информации. Термины и определения”, утв. Постановлением Госстандарта СССР от 26.10.1990 N 2698).

Вопрос сводится к тому, посредством какого ресурса обеспечить предоставление информации участникам конкурса. На мой взгляд, это может быть интернет-сайт (не официальный общероссийский сайт, а какой-либо другой). Допустим, сайт самого заказчика, сайт, на котором можно организовать веб-трансляцию (вебинар, веб-конференцию). Подходящим вариантом представляется также использование Skype в режиме конференц-связи, рассылка sms-оповещений посредством мобильного оператора и т.д.

 

Как правильно реализовать совместное предложение двух участников для участия в конкурсе? Есть два ООО, одно из которых имеет две из трех требуемых согласно условиям конкурса лицензий, а другое – недостающую одну лицензию. Как юридически правильно оформить отношения этих двух ООО для участия в открытом конкурсе?

К сожалению, правильно никак не удастся. Участник закупки должен сам соответствовать требованиям конкурсной документации, так что, если не хватает лицензии, это означает отказ в допуске. Однако практика изобилует примерами, когда допускают, присовокупляя лицензию субподрядчика (не консорциума, а именно субподрядчика). Рекомендую вам сделать запрос на разъяснение требований конкурсной документации заказчику, а дальше действовать в соответствии с его ответом. Однако подчеркну, что в точном соответствии с законом вас надо отклонить, остальное – на усмотрение заказчика, пойдет ли он на допуск субподрядчика.

 

Статья 48. Проведение открытого конкурса

Статья 49. Извещение о проведении открытого конкурса

Статья 50. Конкурсная документация

Статья 51. Порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе

Статья 52. Вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе

Статья 53. Рассмотрение и оценка заявок на участие в конкурсе

Статья 54. Заключение контракта по результатам конкурса

Статья 55. Последствия признания конкурса несостоявшимся

Статья 56. Особенности проведения конкурса с ограниченным участием

Статья 57. Особенности проведения двухэтапного конкурса

Статья 58. Привлечение экспертов, экспертных организаций при проведении конкурсов

Статья 59. Аукцион в электронной форме (электронный аукцион)

Статья 60. Особенности документооборота при проведении электронного аукциона

Статья 61. Аккредитация участников электронного аукциона на электронной площадке

Статья 62. Реестр участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке

Статья 63. Извещение о проведении электронного аукциона

Статья 64. Содержание документации об электронном аукционе

Статья 65. Порядок предоставления документации об электронном аукционе, разъяснений ее положений и внесение в нее изменений

Статья 66. Порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе

Статья 67. Порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе

Статья 68. Порядок проведения электронного аукциона

Статья 69. Порядок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе

Статья 70. Заключение контракта по результатам электронного аукциона

Статья 71. Последствия признания электронного аукциона несостоявшимся

Просмотров: 157

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code