Шпоры (шпаргалки) по философии к экзамену. Часть 1

Шпоры (шпаргалки) по философии к экзамену по дисциплинам: «История и философия науки», “Шпоры по философии и методологии науки”. Читать онлайн, скачать.

Содержание

Вопросы и ответы

  1. Предмет современной философии науки.
  2. Логико-эпистемологический, социологический и культурологический подходы к исследованию науки.
  3. Особенности научного познания. Ценность научной рациональности.
  4. Наука и философия. Логика и методология науки.
  5. Роль науки в современном образовании и формировании личности.
  6. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).
  7. Генезис науки. Понятие преднауки.
  8. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки.
  9. Средневековая наука.
  10. Становление опытной науки в новоевропейской культуре.
  11. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно- организованной науки.
  12. Научное знание как сложная развивающаяся система. Эмпирический и теоретический уровни научного знания.
  13. Особенности эмпирического исследования.
  14. Специфика теоретического познания и его формы.
  15. Основания науки и их структура. Идеалы и нормы научного исследования.
  16. Научная картина мира, ее исторические формы и функции.
  17. Динамика научного знания: модели роста.
  18. Формирование первичных теоретических моделей и законов.
  19. Становление развитой научной теории.
  20. Проблемные ситуации науки.
  21. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания.
  22. Научные революции как перестройка оснований науки.
  23. Глобальные революции и смена типов научной рациональности.
  24. Главные характеристики современной, постнеклассической науки.
  25. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира.
  26. Этические проблемы науки XXI в.
  27. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности.
  28. Эволюция способов трансляции научных знаний.
  29. Наука как социокультурный феномен.
  30. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки.
  31. Понятие социально-гуманитарного познания.
  32. Натуралистическая исследовательская программа в социально – гуманитарном познании.
  33. Антинатуралистическая исследовательская программа в социально-гуманитарном знании.
  34. Натуралистическая и антинатуралистическая исследовательские программы в юридических науках.
  35. Роль философии в формировании научных знаний об обществе.
  36. Формирование социально-гуманитарных наук. Методологический натурализм.
  37. Жизнь как категория наук об обществе и культуре (В. Дильтей , А. Бергсон).
  38. Науки о природе и науки о культуре (В. Виндельбанд)
  39. Идиогрфический (индивидуализирующий) метод в науках о культуре (Г. Риккерт).
  40. Специфика предмета социально-гуманитарных наук.
  41. Проблема выявление общего, закономерного в социально-гуманитарном познании.
  42. Особенности субъекта социально-гуманитарного познания.
  43. Проблема ценностей в социально-гуманитарном познании.
  44. Идеал объективности в социально-гуманитарном познании. Принцип «свободы от оценок» М. Вебера.
  45. Текст как «первичная реальность» в социально-гуманитарных науках.
  46. Семиотический подход в социально-гуманитарных науках (Ю. Лотман).
  47. Роль «символических форм» в социально-гуманитарном познании (Э. Кассирер).
  48. Взаимосвязь объяснения и понимания в социально-гуманитарном познании.
  49. Рациональная и интенциональная модели объяснения в социально-гуманитарном познании.
  50. Понимание как «способ бытия человека в мире» (Г.Гадамер).
  51. Структура процесса понимания.
  52. Проблема интерпретации текста в социально-гуманитарных науках (П. Рикер).
  53. Герменевтика и юридическое толкование.
  54. Роль диалога в социально-гуманитарном познании.
  55. «Диалогическая философия» М.М. Бахтина.
  56. Концепция «диалога культур» В.С. Библера.
  57. Проблемы истины в социально-гуманитарных науках.
  58. Г. Гадамер о способах научного и вненаучного постижения истины.
  59. Специфика методов социально-гуманитарных наук.
  60. Основные черты новой парадигмы социально-гуманитарного познания и его методологии.

 

1. ПРЕДМЕТ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

–специаль­ная философская дисциплина, предметом которой является наука. Философия как система взглядов на мир в целом и на отношение человека к миру Предмет философии – то, чем она занимается, что изучает. В современной философии много внимания уделяется проблеме отдельного человека, его сознанию. Предмет современной философии – «целостный человек». Предмет философии науки – наука. Влияние науки на жизнь и деятельность людей заставляет философию обратить внимание на науку и сделать ее предметом изучения. Философия науки ставит своей главной целью исследование процесса познания в науке. Философия науки имеет своим основным предметом исследование общих закономерностей по производству, проверке и обоснованию научного знания на разных этапах истории развития общества.

 

2. Логико-эпистемологический, социологический и культурный подходы к исследованию науки.

Слово «эпистемология» —образованно из двух слов: знание, и учение (наука, понятие). В античной Греции под эпистемологией понимали учение о доказательном, достоверном знании, к которому относили математику и логику, а также частично астрономию. Все остальное считалось мнением. Парменид и Платон рассматривали эпистемологию как знание по истине и противопоставляли ее мнению, основанному на чувственных наблюдениях. В современной философской литературе под эпистемологией чаще всего подразумевают теорию научного познания. Для обозначения общей теории познания нередко используют термин «гносеология». По мнению К. Поппера, эпистемология есть теория научного познания, «которая пытается объяснить статус науки и ее рост».  Социологический подход к науке раскрывает зависимость науки от потребностей развития техники, от существующих социально-политических структур, от складывающегося научного сообщества, его ценностей и норм, от религиозных ориентаций ведущих англ. учёных 17 в. В рамках культурологического подхода к науке все существующие на Земле цивилизации были разделены на традиционные и технократические. Традиционные общества характеризуются замедленными темпами социальных изменений. Низкий уровень развития. Этот тип социальной организации сохранился и до наших дней: многие государства третьего мира сохраняют черты традиционного общества. В техногенных цивилизациях всё не так.

 

3. Особенности научного познания. Ценность научной рациональности.

Особенность науч. познан.- объективность науки при изучении объектов (учитываются законы их функционирования и развития). Это отличает от других форм познавательной деятельности. Так, например, в процессе художественного освоения действительности много субъективного. Любое отражение предметов объективного мира в искусстве одновременно выражает отношение человека к предмету. Рациональность — тип мышления. Эффективная деятельность  по достижению поставленных целей, то есть соответствие намерений целям. Различают закрытую и открытую рациональность: 1) закрытая реализуется в режиме заданных целеориентиров, но является универсальной. Рациональное в закрытой рациональности м. не быть таковым в открытой. Например, решение производственных проблем не всегда рационально в экологическом контексте; 2) открытая позволяет проводить рефлексивный анализ альтернативных познавательных практик, предполагает внимательное и уважительное отношение к альтернативным картинам мира. Её связывают с антидогматизмом. Н. рациональность — специфический вид рациональности, характерный для н. Отличается более точным объяснением всех основных св-в и максимально достижимой определенностью.

 

4. НАУКА И ФИЛОСОФИЯ. ЛОГИКА И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ.

Специальные науки служат отдельным конкретным потребностям общества: технике, экономике. Философию интересует мир в целом. Нау́ка – вид человеческой познавательной деятельности, направленный на получение объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Свои выводы наука формулирует в теориях, законах и формулах, вынося за скобки личностное, эмоциональное отношение ученого к изучаемым явлениям. Философия же в первую очередь стремится выяснить исходные предпосылки всякого знания. Функцией науки является выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Цель науки – описание, объяснение процессов и явлений действительности. Если определенная наука может развиваться, не учитывая опыт другой науки (физика, например, может существовать без опыта истории искусства), то в философии все иначе. В ней принимается совокупный опыт: науки, искусства, религии, права и др. В философии ярко выражен национальный элемент. Есть русская философия, немецкая, французская и греческая. Однако нет ни русской, ни немецкой химии, физики, математики. К основным разделам философии относятся логика и методология. Методология – система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.). Метод – совокупности определенных правил, приемов, способов познания и действия. Главное предназначение метода – решение познавательных и практических проблем. Логика, главное внимание направляет на прояснение структуры знания, на описание его формальных связей и элементов на языке символов и формул при отвлечении от конкретного содержания высказываний и умозаключений.

 

5. Роль науки в современном образовании и формировании личности.

Нау́ка —вид человеческой познавательной деятельности, направленный на получение объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Образованиеэто процесс развития личности, который осуществляется как педагогами, так и личностью самостоятельно. Наука есть во всех сферах человеческой деятельности. Особенно значима ее роль в образовании. Наука оказывает большое влияние на образовательный процесс и может изменить всю структуру обучения. Процесс образования служит интересам общества и личности. Формирование современного типа личности не просто передача знаний, но и процесс обработки, окультуривания личности учащегося. Образование – непрерывный процесс, который проходит в рамках учебных заведений и в процессе всей жизнедеятельности людей. Процесс образования объединяет в себе обучение и воспитание. Без повышения качества образования невозможно эффективное применение современной техники. Наука формирует убеждения и отношение человека к миру. Наука составляет одно из приоритетных направлений деятельности любого цивилизованного государства.

 

6. Функции науки в жизни общества.

Наука – вид человеческой познавательной деятельности, направленный на получение объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении.Наука всегда опирается на сложившиеся в обществе культурные традиции, нормы и ценности. Основная функция науки – производство новых знаний об окружающем мире. Эти знания необходимы, чтобы объяснить факты, с которыми приходится встречаться. Предсказательная функция позволяет предвидеть новые явления и события. Функция понимания событий и явлений. Культурная функция науки обнаруживает себя как процесс формирования человека в качестве субъекта деятельности и познания. Проблема, связанная с классификацией функций науки, до сих пор остается спорной потому, что наука, развиваясь, возлагает на себя новые и новые функции. В настоящее время выделяются 2 общие для образования и науки функции. Во-первых, это функция направлена на выживание человечества и заключается в передаче накопленных знаний последующим поколениям. Вторая, тесно связанная с ней экологическая функция направлена на сохранение природы для существования человека.

 

7. Генезис науки. Понятие преднауки.

Наука – вид человеческой познавательной деятельности, направленный на получение объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Генезис, в науке – описание происхождения, возникновения, развития объектов. Генезис науки – процесс, растянутый во времени на тысячелетия. Периоды развития науки: Преднаука – зарождение науки в цивилизациях Древнего Востока: астрологии, геометрия, грамоты. (Преднаука появляется в ответ на простейшие, но настоятельно необходимые запросы хозяйственной жизни людей: счет предметов, измерение площадей земельных участков, объемов те) Античная наука — формирование первых научных теорий : астрономия, ботаника, геометрия. Средневековая магическая наука — формирование экспериментальной науки на примере алхимии. Научная революция и классическая наука — формирование науки в современном смысле. Неклассическая наука — наука эпохи кризиса классической рациональности: теория эволюции Дарвина, теория относительности Эйнштейна.

 

8. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки.

Наука – вид человеческой познавательной деятельности, направленный на получение объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Генезис, в науке – описание происхождения, возникновения, развития объектов. Генезис науки – процесс, растянутый во времени на тысячелетия. Периоды развития науки: Преднаука – зарождение науки в цивилизациях Древнего Востока: астрологии, геометрия, грамоты. Античная наука — формирование первых научных теорий: геометрия и др. Условиями возникновения первой теоретиче­ской науки, как геометрия, стало введение абстрактных объектов (точки, прямые и плоскости). Переход от преднаучной к научной стадии раз­вития в античной геометрии был связан с отказом от эмпирическо­го изучения предметов и обращением к теоретическому исследованию их геометрической формы. Средневековая магическая наука — формирование экспериментальной науки на примере алхимии. Научная революция и классическая наука — формирование науки в современном смысле. Неклассическая наука — наука эпохи кризиса классической рациональности: теория эволюции Дарвина, теория относительности Эйнштейна.

 

9. Средневековая наука

Наука – вид человеческой познавательной деятельности, направленный на получение объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Периоды развития науки: Преднаука – зарождение науки в цивилизациях Древнего Востока: астрологии, геометрия, грамоты. Античная наука — формирование первых научных теорий: геометрия и др. Средневековая магическая наука — формирование экспериментальной науки на примере алхимии. Особенности С.Н. являются: 1. Рациональность – постижение явлений на основе разума и чувственного опыта. 2. Объяснение явлений с точки зрения религии. 3. Экспериментальность – утверждение, что мир создан для человека, который имеет право его переделывать. 4. Явления природы делаются символами церкви, например, Луна – это образ Церкви, отражающая божественный свет; ветер – символ Духа и т. д. 5. Знания о природе познаются через познание Бога. Основные черты С.Н.: – Всякая деятельность человека, противоречащая догматам церкви, запрещалась. С помощью пыток и сожжения на костре инквизиция жестоко пресекала всякое инакомыслие. Открытия законов природы, противоречащие церкви, стоили средневековым ученым жизни. Это привело к застою научного познания. Развивались арифметика, астрономия, необходимые для вычисления религиозных праздников. Новые взгляды на мир и человека сделали научные открытия, новые теории и подготовили базу последующей научной революции. Были сделаны открытия идея бесконечности Вселенной. Научная революция и классическая наука — формирование науки в современном смысле. Неклассическая наука — наука эпохи кризиса классической рациональности: теория эволюции Дарвина, теория относительности Эйнштейна

 

10. Становление опытной науки в новоевропейской культуре.

Наука – вид человеческой познавательной деятельности, направленный на получение объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Эпоха нового времени в западноевропейской истории знаменуется быстрым развитием естественных наук: физики, химии, астрономии, математики, среди которых ведущей становится физика. Развитие естествознания диктует основную проблему философской рефлексии – проблему построения универсального метода и универсальной науки. Гносеологическая проблематика становится центром философствования в XVII в. Новое время провозглашает науку наиболее важной деятельностью человека, способной избавить его от всех бед и страданий. В период Нового времени происходит разложение феодализма происходит зарождение и развитие капитализма, что связано с прогрессом в науке и технике, увеличением производительности труда. Меняется сознание людей и мировоззрение в целом. Бурно развивается наука, в особенности экспериментальное естествознание, основы которого заложил Г. Галилей. Основные результаты новоевропейского мышления, выразившие революционизацию духовной сферы: 1) происходит освобождение науки от влияния Святого Писания, анализ святых писаний считается уделом монастырей, а не университетов. 2) Демократизация и эффективация научного поиска. 3) Натурализация мышления, которое опирается теперь на основу законосообразности, объектно-сущей природы.

 

11. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки.

Научная дисциплина понимается как систематизации научного знания, связанная с осознанием общих норм и идеалов научного исследования, с формированием научного сообщества, научной литературы, с созданием автономных организаций, ответственных за образование и подготовку кадров. Дисциплинарная организация науки обеспечивает доведение результатов научной работы до людей, превращает их в образцы на основании которых создаются учебники и излагаются знания. Дисциплинарно организованное знание возникает, когда накопленное знание передается другим поколениям. Для обучающегося знание это дисциплина, а для обучающего – доктрина (т.е. учение, принцип). Стремление все организовывать, систематизировать, приводить в порядок, приводит к тому, что все знания преподносятся как дисциплины, которые делятся на научную и учебную. В средних веках были созданы университеты, которые выполняли 2 функции: учебного заведения и научных лабораторий. Дисциплинарная организация учеб. процесса, основана на палочной дисциплине. Подчинение учащихся определенным нормам. Уставы университетов определяли порядок чтения книг Библии и т. д. Была введена оплата труда преподавателей. Формами обучения в это время были лекции и диспуты (спор сознаний). У истоков науки как профессиональной деятельности стоит Френсис Бэкон, утверждавший, что наука нуждается в обновлении. Для этого нужно создать сообщества ученых, в которых разделить труд: одни собирают сведения из книг, другие проводят опыты, третьи делают выводы.

 

 

12. НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ КАК СЛОЖНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА. ЭМПИРИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВНИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.

Наука – вид человеческой познавательной деятельности, направленный на получение объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Научное знание – система знаний о законах природы, общества, мышления. Научное знание составляет основу научной картины мира. Основа научной картины мира эксперимент, который позволяет подтвердить достоверность суждений. В основе религиозной картины мира лежит вера. Научное познание – развивающаяся система знания, которая включает в себя два уровня – эмпирический и теоретический. Каждый из них имеет свою специфику. Эмпирический – основанный на опыте, изучении фактов, опирающийся на непосредственное наблюдение, эксперимент. Эмпиризм придает значение фактам и недооценивает мышление, которым невозможно выявить объективные законы. Единственным источником познания считается опыт, чувственное познание (живое созерцание). При этом содержание знания сводится к описанию этого опыта. Теоретические представления возникают на основе обобщения эмпирических данных. В то же время они влияют на обогащение и изменение эмпирических знаний. Теоретический уровень научного знания – установление законов, на основании которых описываются и объясняются эмпирические ситуации, то есть познания сущности явлений.

 

13. ОСОБЕННОСТИ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Научное познание – развивающаяся система знания, которая включает в себя два уровня – эмпирический и теоретический. Каждый из них имеет свою специфику. Эмпирический – основанный на опыте, изучении фактов, опирающийся на непосредственное наблюдение, эксперимент. Эмпиризм придает значение фактам и недооценивает мышление, которым невозможно выявить объективные законы. Единственным источником познания считается опыт, чувственное познание (живое созерцание). При этом содержание знания сводится к описанию этого опыта. Теоретические представления возникают на основе обобщения эмпирических данных. В то же время они влияют на обогащение и изменение эмпирических знаний. Теоретический уровень научного знания – установление законов, на основании которых описываются и объясняются эмпирические ситуации, то есть познания сущности явлений. Сбор фактов, описание наблюдений, их систематизация, классификация – характерные признаки эмпирического познания. Эмпирическое, опытное исследование направлено на объект (описание, сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент), а его важнейшим элементом является факт. Любое научное исследование начинается со сбора и систематизации фактов (фрагментов действительности, объективные события и др.).

 

14. СПЕЦИФИКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ И ЕГО ФОРМЫ

Научное познание – развивающаяся система знания, которая включает в себя два уровня – эмпирический и теоретический. Каждый из них имеет свою специфику. Эмпирический – основанный на опыте, изучении фактов. Эмпирический уровень выступает в качестве основы, фундамента теоретического. Теоретические представления возникают на основе обобщения эмпирических данных. В то же время они влияют на обогащение и изменение эмпирических знаний. Теоретический уровень научного знания – установление законов, на основании которых описываются и объясняются эмпирические ситуации, то есть познания сущности явлений. Результатами теоретического по­знания становятся гипотезы, теории, законы. На теоретической стадии науки преобладающим является мышление – процесс отражения действительности, раскрывающий на основе чувственных данных ее закономерных связей, понятий, категорий и др. Формы теоретического познания – проблема, гипотеза, теория и закон. Проблема – то, что не познано человеком и нужно познать. Гипотеза – предположение, которое нуждается в доказательстве. Теория – отображение закономерности действительности. Например классическая механика Ньютона, эволюционная теория Ч. Дарвина и др.

 

15. Основания науки и их структура. Идеалы и нормы научного исследования.

Наука – вид человеческой познавательной деятельности, направленный на получение объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Научное познание – развивающаяся система знания, которая включает в себя два уровня – эмпирический (опыты) и теоретический (мышление). Истина — основная цель и ценность науки. Основания научных знаний: – научная картина мира; идеалы и нормы познания, характерные для данной эпохи. Научная картины мира, его основа эксперимент, который позволяет подтвердить достоверность суждений. В основе религиозной картины мира лежит вера. Идеал – наглядно созерцаемый образ цели. Идеал перестает существовать при достижении цели. Нормы познания – регулирует, указывает границы своего применения. Проблемы оснований науки в том, что научный прогресс развивается непрерывно.

Часть 1  Часть 2  Часть 3  Часть 4

Просмотров: 1737

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code