Постановление ФАС Поволжского округа от 14.05.2014 по делу N А65-17583/2013

Требование: О признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выраженного в неподготовке и незаключении договора купли-продажи земельного участка, обязании устранить нарушения прав.

Обстоятельства: Общество ссылается на то, что проект договора купли-продажи земельного участка под принадлежащими ему объектами недвижимости не был направлен в установленный срок.

Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт нарушения прав и законных интересов общества установлен.

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 14 мая 2014 г. по делу N А65-17583/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Хайруллиной Ф.В., Ананьева Р.В.,
при участии представителя:
от Муниципального казенного учреждения “Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани” – Рачкова-Чукина Т.С., доверенность от 05.09.2013,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Муниципального казенного учреждения “Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани”
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.10.2013 (судья Хасанов А.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2014 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Марчик Н.Ю.)
по делу N А65-17583/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Строительное объединение “Восход-Исса”, г. Казань, к Муниципальному казенному учреждению “Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани”, третье лицо: Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, о признании незаконным бездействия и об обязании устранить допущенные нарушения прав,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Строительное объединение “Восход-Исса” (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Муниципальному казенному учреждению “Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани”, о признании незаконным бездействия Муниципального казенного учреждения “Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани”, выраженного в неподготовке и незаключении договора купли-продажи земельного участка на основании постановления Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 05.04.2011 N 1635, об обязании Муниципального казенного учреждения “Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани” устранить допущенные нарушения прав общества с ограниченной ответственностью “Строительное объединение “Восход-Исса” путем подготовки и направления для согласования договора купли-продажи земельного участка на основании постановления Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 05.04.2011 N 1635 с определением цены земельного участка на дату подачи заявления о его приобретении в собственность – 15.09.2011 в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.10.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2014, заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие Муниципального казенного учреждения “Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани”, выраженного в неподготовке и незаключении договора купли-продажи земельного участка на основании Постановления Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 05.04.2011 N 1635, как не соответствующее требованиям действующего законодательства. Также суд обязал Муниципальное казенное учреждение “Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани” устранить допущенные нарушения прав Общества с ограниченной ответственностью “Строительное объединение “Восход-Исса” путем подготовки и направления проекта договора купли-продажи земельного участка на основании Постановления Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 05.04.2011 N 1635 с определением цены земельного участка на дату подачи заявления о его приобретении в собственность (15.09.2011) в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу.

Не согласившись с вынесенными судебными актами, Муниципальное казенное учреждение “Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани” обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. Считает, что размер выкупной цены земельного участка должен определяться на дату заключения договора.

Представитель муниципального органа в судебном заседании поддержал правовую позицию, изложенную в кассационной жалобе.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, ООО “Строительное объединение “Восход-Исса” отзыв на кассационную жалобу не представило, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя муниципального органа, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судами, заявитель 30.12.2010 обратился в Муниципальное казенное учреждение “Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани” с заявлением (вх. N 41326) о предоставлении земельного участка с кадастровым номером N 16:50:080520:5 площадью 5 400 кв. м в собственность, за плату в размере 2,5% от его кадастровой стоимости.

19.01.2011 ответчик уведомил заявителя о подготовке проекта постановления Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани “О предоставлении ООО “Строительное объединение “Восход-Исса” земельного участка по ул. Лебедева”.

05.04.2011 Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани N 1635 “О предоставлении ООО “Строительное объединение “Восход-Исса” земельного участка по ул. Лебедева” обществу был предоставлен в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 16:50:080520:5, площадью 5 400 кв. м, занимаемый административным зданием по ул. Лебедева, д. 1.

Согласно пункту 2.2. вышеуказанного Постановления обществу было предписано заключить с ответчиком договор купли-продажи данного земельного участка.

На основании пункта 2.3. постановления от 05.04.2011 N 1635 обществу было предписано зарегистрировать в Управлении Росреестра право собственности на земельный участок.

12.08.2011 общество обратилось к ответчику с заявлением N 20655 о подготовке акта установления цены продажи вышеуказанного земельного участка.

05.09.2011 ответчик, рассмотрев заявление общества N 20655, письмом N 18531 отказал в подготовке акта цены по причине расхождения данных в кадастровом паспорте земельного участка.

15.09.2011 заявитель в ответ на письмо ответчика от 05.09.2011 направил письмо – разъяснение с повторной просьбой подготовить и выдать акт установления цены продажи земельного участка и договор купли-продажи земельного участка.

29.09.2011 ответчик подготовил акт N 1530 установления цены продажи земельного участка.

Стоимость земельного участка была рассчитана исходя из размера двух с половиной процентов от кадастровой стоимости земельного участка согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.01.2008 N 18 “Об установлении цены земельных участков, отчуждаемых собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений”, которая составила 1 332 327,15 руб., действий по подготовке и направлению проекта договора купли-продажи в адрес заявителя ответчик не произвел.

04.10.2011 заявитель повторно обратился к ответчику с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка. Ответчик повторно не подготовил и не направил в адрес заявителя проект договора купли-продажи земельного участка.

02.07.2013 общество, согласно постановлению Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани N 1635 от 05.04.2011 и акту установления цены продажи земельного участка N 1530 от 29.09.2011, перечислило платежным поручением N 2 на реквизиты ответчика выкупную стоимость земельного участка в размере 1 332 327,15 руб.

04.07.2013 заявитель в третий раз обратился к ответчику с заявлением на заключение договора купли-продажи земельного участка N 12494/КЗИО-ВХ.

Ответчик в адрес заявителя проект договора купли-продажи земельного участка не направил.

29.07.2013 заявителю был выдан новый акт установления цены продажи земельного участка N 1623, а именно: 5 526 493,02 руб. Выкупная стоимость рассчитана ответчиком по состоянию на 29.07.2013 с учетом положений решения Казанской городской Думы от 24.10.2011 N 12-8, постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.10.2012 N 827.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества в суд с настоящим заявлением.

В силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений.

Данное право осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.

Пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Согласно пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

С учетом указанных норм права размер выкупной цены земельного участка определяется на дату подачи заявления о приватизации земельного участка либо в месячный срок после его принятия, так как согласно пунктам 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации право заявителя требовать заключения договора купли-продажи возникает именно с момента подачи заявки. Уполномоченный орган обязан в месячный срок со дня поступления заявления совершить действия необходимые для оформления земельного участка в собственность.

Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

К компетенции и полномочиям МКУ “Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани”, как органа Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, в соответствии с Уставом муниципального образования города Казани и Положением о МКУ “Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани”, отнесены в том числе и полномочия по владению, пользованию, распоряжению и управлению от имени муниципального образования муниципальным имуществом города Казани и земельными участками, заключение договоров и иных сделок с юридическими и физическими лицами по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации документы, суды установив, что объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности, были отчуждены из государственной собственности и заявитель обладает правом на получение земельного участка на льготных условиях, при этом с заявлением о предоставлении находящегося в муниципальной собственности земельного участка обратился 30.12.2010 с приложением требуемых документов, пришли к выводу, что обязанность подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка возникла у уполномоченного органа с момента подачи заинтересованным лицом заявления о выкупе земельного участка, соответствующего требованиям закона (п. 6 ст. 36 ЗК РФ).

Как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, нарушение ответчиком срока принятия решения в установленный срок с момента подачи соответствующего заявления привело к изменениям в законодательстве, а именно, размера стоимости испрашиваемого земельного участка и лишения заявителя права на льготную покупку испрашиваемого земельного участка, заявление на которое подано в рамках срока, предусмотренного Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” до 01.07.2012, то есть до истечения срока на льготную покупку земельного участка.

С учетом этого суд правомерно признал обоснованными доводы заявителя, что выкупная цена испрашиваемого земельного участка должна рассчитывается в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.01.2008 года N 18 (в редакции от 26.01.2012) – в размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 15.09.2011.

Выводы суда о моменте определения выкупной цены не противоречат правовой позиции, изложенной в пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 “О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства”.

Иных доводов, имеющих существенное значение для настоящего дела и влияющих на правильность выводов арбитражных судов, заявителем в кассационной жалобе не приведено.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах коллегия считает необходимым оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.10.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2014 по делу N А65-17583/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА

Судьи
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
Р.В.АНАНЬЕВ

Просмотров: 14

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code