Часть 2. Расследование преступлений в сфере экономической деятельности

2. Типичные следственные ситуации и организация первоначального этапа расследования

На первоначальном этапе следователь намечает комплекс организаци­он­ных, оперативно-розыскных, следственных и иных действий, в зависимости от следующих следственных ситуаций:

1) известны все участники и способы совершаемых ими незаконной пред­принимательской, банковской деятельности, лжепредпринимательства, отмы­вания денежных средств;

2) известны лишь отдельные участники преступной деятельности, ее эпи­зоды  и способы;

3) имеются лишь сведения о признаках преступления, но круг лиц его со­вер­шивших не установлен;

4) задержаны только некоторые члены преступной  деятельности, не уста­новлены все соучастники, эпи­зоды, способы  преступления и размеры матери­ального ущерба.

С учетом указанных следственных ситуаций план расследо­вания должен быть направлен на выяснение об­стоятельств преступления, лиц его совершив­ших, пути поиска и способы закрепления дока­зательств, эффективность приме­нения тактико-психологических приемов, средств и ме­тодов оперативно-розы­скных, следственных дейст­вий.

Подготовительные к расследованию преступлений мероприятия заключа­ются в ознакомлении с порядком регистра­ции хозяйствующих субъектов, ли­цензирования экономической деятельности, отборе для исследования хозяйст­венных договоров, документов учета, изучении особенностей личности подоз­реваемых, уровня их благосостояния, круга связей. Необхо­димо определить ме­стонахождение офисов, филиалов, лжепредприятий, банков, где были открыты счета, через которые отмывались деньги.

Организационные мероприятия включают: создание следственно-опера­тивной группы, если преступление многоэпизодное; обеспечение сохранности изъятых до­кументов; подготовка к проведению инвентаризаций, документаль­ных ревизий, судебных экспертиз и подбор для этих целей компе­тентных спе­циалистов; определение сил, средств и методов об­наружения орудий и средств преступной деятельности; и др.

Взаимодействие следственно-оперативных служб предполагает: розыск подозреваемых лиц и изучение их личности; установление местонахождения  похи­щенного имущества и де­нежных средств; выявление свидетелей, сбор сведений для определения так­тики их допроса; получение информации о планах пре­ступников, их соучастников, попытках скрыть следы преступлений; выработка тактики проти­водействия расследованию.

Работники дознания и следствия должны принять меры к тому, чтобы ис­пользуемая в расследовании опера­тивная информация исключала разгла­шение источника и способов ее получения. Взаимодейст­вие работников правоохрани­тельных органов России с полицией зарубежных стран предполагает опера­тивно-розыскную форму расследования. Произ­водство следственных действий (допросов, очных ставок, выемок), а также передача одним государством дру­гому подозреваемых в преступлении лиц, происходит через Консульское управ­ление МИД РФ и посольство России за рубежом. Правоохранительные органы России направляют просьбы о предоставлении информации через Российское национальное Центральное бюро.

В просьбе могут быть поставлены следующие интересующие следствие вопросы: где, кем, когда зарегистрирована организация и каков ее уставной ка­питал; какую экономическую деятельность осуществляет предприятие и кто является его уполномоченным представи­телем в России; допускает ли органи­зация нарушение хозяйственного нацио­нального законодательства по приобре­тению и реализации то­варов и др.

При подготовке просьб в адрес Генерального секретариата Интерпола либо Нацио­нального Центрального Бюро страны необходимо: оформлять текст в пе­чатном варианте; полно излагать фабулу уголовного дела; не допускать проти­воре­чий с нормативной базой национального законодатель­ства страны, куда направлен запрос; сохранять смысловую нагрузку просьбы при последующем переводе ее на иностранный язык; подписать просьбу у руководителя УВД края (облас­ти) с указанием грифа «Интерпол», отправить просьбу специальной по­чтой или факсимильной связью. Российское Национальное Бюро может напра­вить фотокопию просьбы с обязательной пометкой «Оригинал на­правлен по дипломатическим каналам связи».

На первоначальном этапе расследования преступлений в сфере экономиче­ской деятельности необходимо:

– сопоставить данные в документах учета;

– назначить инвентаризацию;

– организовать проведение документальной ревизии;

– провести кри­ми­на­листиче­ский анализ документов.

При сопоставлении данных в документах учета следует сверить записи о движении товарно-материальных ценностей по их поступлению,  реализации с  чеками кассо­вого аппарата, товарными чеками, что позволяет ус­тановить изъя­тие денежных средств  из кассы. Сопоставлением накладных на от­пуск товаров с оптовых баз с книгами покупок и продаж можно вы­явить незаконную реали­зацию продукции, зани­жение торго­вой выручки.

Не­соответствие записей в товарно-транспортных накладных, путевых лис­тах, счетах-фактурах, доверенностях по дате, количеству, качеству, цене, сумме указывают на количество полученных товаров, неучтенный их отпуск, завыше­ние объема и стоимости перевозки. Сверка наклад­ных о по­сту­плении (возврате) тары со счетами-фак­турами, то­варно-транспортными накладными, доверенно­стями, пропусками на вывоз по­зволит обнаружить, что продукции отправлено меньше, чем вы­пи­сано тары для ее упаковки.

Инвентаризация назначается, когда имеются: заявления граждан, средств массовой информации о фактах злоупотреб­лений, хищений; информация о не­полном оприходовании и реализации ценностей; сведения о необоснованном завышении цены на то­вары, продаже некачественного товара, обсчете, обмеривании, обвешивании покупателей и др.

В ходе инвентаризации следует проверить фактическое наличие имуще­ства организации, выполнение финансовых обязательств в сопоставлении с до­кумен­тальными данными. Инвентаризацию ценностей необходимо произвести вне­запно, с обязательным участием материально ответственных лиц, привлече­нием опытных бухгалтеров, товароведов.

Работники правоохранительных органов в присутствии понятых, предста­вителей ад­минист­ра­ции, заинтересованных лиц и членов инвентаризационной комиссии должны незамедлительно опечатать офис, склад, помещение, где бу­дет производиться проверка. При опечатывании объекта нужно убе­диться, имеет ли он от­дельные входы и выходы, предметы или приспособления, с по­мощью которых можно уничтожить следы преступления. Для опечатывания ис­пользуют запираю­щие устрой­ства, печати органа внутренних дел, составляют протокол с указанием наименования объекта, даты, должности, фамилий и под­писей участников данного действия.

Оперативный работник не должен допустить подкупа, шантажа, угроз фи­зической расправы, возможных со стороны заинтересованных лиц в отношении членов инвентаризационной комиссии.  Работник правоохранительного органа может контролировать  пересчет товаров и де­неж­ных средств, но не вправе яв­ляться членом инвента­ризационной комиссии или как присутствующее при пе­ресчете лицо своей под­писью подтверждать правильность зафиксированных в описи фактических дан­ных проверяемых ценностей.

Присутствующий при инвентаризации работник правоохранительного ор­гана контролирует правильность запол­нения инвентаризационной описи, сли­чительной ведомости, реальность отражения в них данных о цене, сорте, коли­честве остатков товаров, денежных средств. В документах производится под­счет общих итогов на каждой стра­нице, данные суммируются, прописью отме­чается количе­ство пронумеро­ванных граф и строк.

При оценке материалов инвентаризации работник органа дознания, следо­ватель должны выяснить: заключался ли договор о материальной ответственно­сти между организацией и проверяемым лицом; надлежащим ли образом кон­тролировалась деятельность ма­териально ответственных лиц; правильно ли велся учет; имелись ли номенклатурные цен­ники и ярлыки у мест хранения ценностей; опечатывались и сдавались ли под охрану в конце рабочего дня места хра­нения ценностей; правильно ли оформлялась передача цен­ностей при смене материально ответственных лиц; достоверно ли отражались в учете рас­хождения, выявленные ранее при  проверках.

Документальная ревизия назначается при: наличии информации о зло­употреблениях с использованием до­кументов учета; мотивированном ходатай­стве подозреваемых (обвиняемых) лиц о проверке их показаний; признании по­дозревае­мого (обви­няемого) в осуществлении преступной дея­тельности, под­лежащей документальному подтверждению; объективном хо­датайстве специа­листов о про­ведении проверки.

Для производства ревизии работник органа дознания составляет требова­ние-поручение, а следователь мотивированное постановление, которое на­прав­ляют в Контрольно-ревизионное управление Министерства Финансов Рос­сии, расположенное в данном регионе. В зависимости от обстоятельств дела на раз­решение ревизора можно поставить  вопросы:

1. Правильно ли отражены в бухгалтерском учете предприятия операции по формированию учредителями ус­тавного капитала;

2. Достоверно ли отражены в бухгалтерских документах операции по учету выпуска и реализации акций  предприятия за указанное время;

3. Имелись ли нарушения при оформлении бухгалтерскими документами  операций по приему и возврату заемных денежных средств граждан в органи­зации за период ее деятельности;

4. Правильно ли документально оформлены операции по приобретению и продаже товаров, движению подотчетных сумм в проверяемой организации  за исследуемый период времени;

5. Какова сумма материального ущерба, причиненного организации, кто ответственен за его причинение, ка­кие усло­вия, способствовали злоупотребле­ниям и препятствовали их свое­вре­менному обнаружению;

6. Кто из должностных и материально ответственных лиц является ответ­ствен­ным за организацию бухгалтерского учета и контроля на предприятии в указан­ный период времени?

­ Реви­зор перед началом ревизии должен ознакомиться с наличием и ком­плектно­стью документов учета и отчетности и иными материалами, представ­ленными по ревизуемой организации. Это регламентировано «Положением о порядке взаимодействия контрольно-ревизион­ных органов Мин­фина с Гене­ральной прокуратурой, МВД и ФСБ России при назначении и прове­дении реви­зий» от 7 декабря 1999 г. № 89н/1033/717.

В ходе исследований документов и записей учета ревизор может уста­но­вить факты осуществления экономической деятельности без регистрации, ли­цензии или по истечении срока ее действия. Он вправе требовать объ­яснений у проверяемых лиц, получать от них учетно-отчетные документы и справки, под­тверждающие исследуемые факты. Полученные объяснения ревизор обязан  сверить с документами и записями учета, по окончанию исследова­ний пись­менно изложить по ним свои выводы. Проверяемые лица должны подписать акт документальной ревизии, который после приложения к нему докумен­тов и объ­яснений направляется в правоохранительные органы.

При оценке материалов ревизии, необходимо установить: какие нарушения в документах и записях учета указывают на  подготовку, совершение и сокры­тие злоупотреблений; какова сумма материального ущерба и кто из проверяе­мых лиц является ответственным за его причинение; что в организации учета и контроля способствовало образованию ущерба и препятствовало его своевре­менному обнаружению; полно ли произведена проверка по каждому из постав­ленных во­просов; все ли документы, перечисленные в ак­те ревизии, к нему приложены; основываются ли факты и выводы, указан­ные в акте ревизии на первичных доку­мен­тах; применил ли ревизор при про­верке документов необ­ходи­мые приемы исследования, позволяю­щие выявить злоупотребления; не противоречат ли факты, выявленные ревизией материалам уголовного дела; возмещен ли ущерб, если да, то кем, когда, в каком размере.

Криминалистический анализ документов направлен на выявление призна­ков материального и интеллектуального под­логов, свидетельствующих о хище­нии товарно-материальных ценностей, денежных средств путем бестоварных операций или подчисток, пометок, исправлений. При материальном под­логе возможно как полное изготовле­ние учредительных, банковских документов, не соответст­вующих ус­тановленной форме, так и подделка, исправление от­дель­ных их частей (текста, под­писи, печатей).

Для поиска следов подделки необходимо произвести осмотр документов через увеличитель­ные при­боры, с помощью ультрафио­летового осветителя или электронно-оп­тического преобразо­вателя. Основным методом установ­ления фиктив­ности документов является проверка учета дви­жения товаров, продуктов и денежных средств у поставщика и получателя. Утвер­ждать о фиктивно­сти проверяемого документа можно при обнаружении отсутствия учета товаров у по­ставщика и фактов неоприходо­вания их получателем. Указанные приемы по­зволяют выявить признаки преступлений вне зависимости от способов их совершения и тщательности маскировки.

Часть 1.   Часть 2.   Часть 3.

Просмотров: 1404

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code