УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ВНУТРИФИРМЕННОГО КОНВЕРТЕРА ИННОВАЦИЙ

О.В.Зубкова, доктор экономических наук, доцент, Е.В.Маскайкина, кандидат экономических наук

Раскрывается понятие и структура инновационного потенциала промышленного предприятия. Представлен авторский подход к формированию инновационной политики промышленного предприятия. Раскрыто содержание функций внутрифирменного конвертера инноваций как инструмента повышения инновационной активности предприятия.

Ключевые слова: промышленное предприятие, инновации, инновационный потенциал, инновационная политика, конвертер инноваций.

 

В настоящее время все более актуальным направлением экономической науки и практики выступает исследование путей инновационного развития субъектов различного уровня хозяйствования, а также механизмов обеспечивающих устойчивость такого развития.

В качестве объектов научных исследований рассматриваются такие категории, как «инновационный рынок», «инновационный процесс», «инновационный климат», «инновационная активность», «инновационное развитие», «инновационный потенциал» и ряд других.

На рис. 1 предпринята попытка обобщения места и взаимосвязи данных категорий.

В процессе нашего исследования мы придерживаемся следующих положений при определении сущности данных категорий.

Инновационный рынок, или рынок инноваций, — это совокупность рыночных отношений, возникающих в процессе создания, освоения, передачи и использования технологий, товаров и услуг. В качестве объектов формирования спроса и предложения на инновационном рынке могут быть представлены результаты любой стадии инновационного процесса, то есть не только готовые продукты, но и незавершенные интеллектуальные продукты (в виде результатов фундаментальных или прикладных исследований, результатов освоения производства).

Специфика инновационного рынка заключается в следующем:

— повышается интеллектуальная составляющая в продукте (новые знания, передовой опыт);

— на рынке инноваций могут реализовывать- ся не только отдельные нововведения, но и комплексы технологий;

— рынок инноваций имеет большую неопределенность и характеризуется большим уровнем рискованности решений;

— одновременно несколько субъектов участвуют в трансфере инноваций, как на отечественном инновационном рынке, так и на мировом уровне.

На состояние инновационного рынка влияют следующие основные факторы:

1) мировой порог знаний (дающий представителям науки ориентир для дальнейших фундаментальных и прикладных исследований);

2) инновационные ресурсы, необходимые для инновационной деятельности (зависящие от географического положения, социально- правовой и экономической и институциональной среды);

3) инновационные предприниматели (связующее звено между новаторами — авторами оригинального научно-прикладного продукта — и сферами производства и потребления);

4) инновационный потенциал характеризует готовность экономики и общества в целом, как к технологическим, так и социальным изменениям; в масштабах организации, инновационный потенциал определяет инновационную активность хозяйствующих субъектов;

5) инновационная активность — это целенаправленная деятельность субъектов предпринимательской деятельности относительно конструирования, создания, освоения и производства качественно новых видов техники, предметов труда, объектов интеллектуальной собственности (патентов, лицензий и др.), технологий, а также внедрения более совершенных форм организации труда и управления производством;зависит от концентрации потенциальных объектов приложения знaноBинaвыкoв наноответствующих иерархических уровнях, территориях, в определенных видах деятельности.

Рис. 1. Взаимосвязь и место категорий, связанных с инновациями

На макроуровне повышению уровня инновационной активнонти спосонкевуют:
1) увеличение темпов роста государственных pевxoдив настзввтвeваyки и oOpaзтсaнне;
2) рациональная государственная инновационная политика;

3) налоговая, кредитная, амортизационная политика, включающие стимулирующие рост инновационной активности элементы и т. д.

Помимо указанных факторов повышению на инновационную активность государства влияют интеллект нации, народа (совокупность способностей и творческих дарований людей, нх об- разовательно-квалнфикационный и культурный уровни), оптимальное сочетание рыночных рычагов саморегулирования экономики с государственным и надгосударственным регулированием, конкуренция и т. д.

На мезоуровне такими факторами являются холдинговые и отраслевые организационные структуры управления предприятиями, количество венчурных предприятий, внедрение прогрессивных форм и систем оплаты труда, элементов инновационного менеджмента, и инновационной промышленной политики.

К признакам инновационной активности относят наличие инновационной стратегии, высокий
уровень мобилизации инновационного потенциала, увеличение привлеченных капиталовложе-
ний (инвестиций), использование современных методов, элементов инновационной культуры,
ориентированных на проведении изменений, оперативность реакции менеджмента на необходи-
мость проведения стратегических инновационных изменений.

Инновационный процесс — это процесс превращения идеи в товар или процесс преобразования научного знания в инновацию, который в ряде случаев может и не заканчиваться разработкой и внедрением инновации, а останавливаться, как это было сказано выше, на результатах фундаментальных. прикладных исследований или освоения производства. С другой стороны, инновационный процесс может не прерываться и после внедрения инновационного продукта на рынок, так как по мере распространения новшество совершенствуется делается более эффективным, приобретает новые потребительские свойства, что открывает для него новые области применения, новые рынки, а следовательно, и новых потребителей, которые могут воспринимать данный продукт, технологию или услугу как новые именно для себя.

Таким образом, инновационный процесс охватывает цикл отработки научно-технической идеи до ее реализации заказчику или на коммерческой основе на рынке, поскольку инновации ориентированы на рынок, на конкретного потребителя или потребность.

Следовательно, инновационный процесс определяется как комплекс последовательных работ от получения целенаправленных новых знаний до использования новшества, созданного на основе этих новых знаний, потребителем [4].

Различают три формы инновационного процесса:

— простой внутриорганизационный (натуральный), предполагающий создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы;

— простой межорганизационный (товарный), при котором новшество выступает как предмет купли-продажи. При этом происходит отделение функции создания и производства новшества от функции его потребления;

— расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в ликвидации монополии производителя инновационного товара, что способствует посредством усиления конкуренции совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара.

Субъектов инновационного процесса можно разделить на следующие группы:

— новаторы (частные изобретатели, научно- исследовательские организации) являются генераторами научно-технических знаний, заинтересованными в получении части дохода от использования изобретений;

— ранние реципиенты (предприятия, первыми освоившие производство инновационных товаров-заменителей), стремящиеся к получению дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшества на рынок;

— раннее большинство (фирмы, первыми внедрившими новшество в широкое производство, что обеспечивает им достаточную, но не максимальную прибыль);

— отстающие (фирмы, выпускающие «устаревшие» нововведения), что не ведет к росту дополнительной прибыли, но может сопровождаться дополнительными затратами.

Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам.

Основные этапы и характеристики инновационного процесса по форме «предложение — спрос» представлены следующим образом:

— на первом этапе проводятся фундаментальные исследования (в академических институтах, высших учебных заведениях и отраслевых специализированных институтах, лабораториях). Финансирование осуществляется, в основном, из государственного бюджета на безвозвратной основе;

— на втором этапе проводятся исследования прикладного характера. Они осуществляются во всех научных учреждениях и финансируются как за счет бюджета, так и за счет заказчиков. Поскольку результат прикладных исследований далеко не всегда предсказуем, сопряжен с большой долей неопределенности, на этом этапе и далее велика вероятность получения отрицательного результата. Именно с этого этапа возникает возможность риска потери вложенных средств, поэтому инвестиции в инновацию носят рисковый характер и называются рискоинвестициями, а коммерческие организации, занимающиеся рискоинвестициями, — рискофирмами (венчурными);

— на третьем этапе осуществляются опытно-конструкторские и экспериментальные разработки. Они проводятся как в специализированных лабораториях, опытных производствах, так и в научно-производственных подразделениях крупных промышленных предприятий. Источники финансирования те же, что и на втором этапе, а также собственные средства организаций;

— на четвертом этапе осуществляется процесс коммерциализации от запуска в производство и выхода на рынок и далее по основным этапам жизненного цикла продукта [3].

С позиции утверждения: «Спрос рождает предложение» — рассматриваемый процесс выглядит иначе:

1. Исходным является желание потребителей получить наукоемкие товары — инновация призвана удовлетворить их запросы. Величина спроса является наилучшим сигналом для производителей наукоемких товаров;

2. В свою очередь, производители товаров предъявляют спрос на коммерцилизирован- ную форму новых знаний — то есть результаты НИОКР, пригодные для производства новой наукоемкой продукции. Спрос производителей удовлетворяется исполнителями прикладных исследований, стремящимися предложить такие результаты своего научного труда, которые способны сделать продукцию производителей конкурентоспособной.

Инновационный климат — своеобразная «питательная среда», обеспечивающая благоприятный фон для взаимодействия всех факторов. Она включает систему необходимых социальных, юридических, экономических, информационных и других институтов, поддерживающих как инновационную деятельность, так и самих новаторов.

В настоящей статье объектом углубленного исследования выступает «инновационный потенциал» промышленного предприятия.

До настоящего времени отсутствует формализованный инструментарий измерения, оценки и учета инновационного потенциала промышленного предприятия, его формирования и воспроизводства.

В конце 1970-х — начале 1980-х гг. вышло много публикаций, содержащих различные аспекты понятия «потенциал». В большинстве работ отмечалась важность изучения проблем оценки потенциала и указывалось на существование значительных различий в определении самого понятия потенциала, его сущности, состава и соотношения с другими категориями.

Инновационный потенциал как объект научных исследований все чаще появляется в научных публикациях.

Инновационным потенциалом называют предполагаемые или уже мобилизованные на достижение инновационной цели (реализацию инновационной стратегии) ресурсы и организационный механизм (технология деятельности и организационная структура).

Инновационный потенциал есть стратегия поведения субъекта хозяйствования по отношению к процессу инноваций [6].

Ряд авторов рассматривают инновационный потенциал предприятия как совокупность его характеристик, выражающую готовность совершенствовать производственную деятельность, и наличие внутренних средств и методов, обеспечивающих эту готовность [1].

Мы придерживаемся мнения о комплексном характере экономической категории инновационного потенциала промышленного предприятия, с одной стороны раскрывающей внутрифирменные возможности, зависящие от ресурсов, эффективности управления самим предприятием, а с другой — раскрывающей возможности предприятия рациональным образом реагировать на изменения факторов внешней среды. Отличие «инновационного потенциала» промышленного предприятия от его потенциала в целом проявляется в целепо- лагании использования данного потенциала для осуществления «целенаправленной деятельности по созданию, освоению в производстве и продвижению на рынок продуктовых, процессных, организационных и управленческих нововведений с целью получения инновационно-активными предприятиями коммерческой выгоды и конкурентных преимуществ» [7].

Структура инновационного потенциала промышленного предприятия представлена на рис. 2.
Информационный инновационный потенциал проявляется в возможности получения из внешней среды информации о существующих новшествах и инновациях в сфере производственно-хозяйственной деятельности по профилю предприятия, в политике раскрытия информации об инновациях предприятия во внешнюю среду.

Ресурсный инновационный потенциал проявляется в наличии и способности приобретать и рационально использовать инновационную технику, активизировать инновационный потенциал персонала предприятия.

Временной инновационный потенциал проявляется в скорости реакции организационно- экономических, производственных процессов на появление инноваций, их внедрение, коммерциализацию.

Технологический инновационный потенциал может представлять собой возможности внедрения инноваций в существующие технологические и организационно-управленческие процессы предприятия, либо создание инновационных процессов «с нуля».

Результирующий инновационный потенциал проявляется в возможности аккумулирования результатов инновационной деятельности и получения от них коммерческой выгоды посредством самостоятельного использования либо продажи.

Активизация инновационного потенциала промышленного предприятия может осуществляться двумя путями:

1) от создателей инноваций к потребителям инноваций (наука → рынок; инновационный толчок; предложение → спрос на инновации и т. п.);

2) от потребителей инноваций к их создателям (рынок → наука; спрос → предложение; инновационное вытягивание и т. п.).

Считаем, что представленные концепции инновационного процесса в «чистом виде» существуют в очень ограниченном сегменте. Для большинства промышленных предприятий необходимо формировать собственную политику управления инновациями, включающую элементы обоих подходов.

Целесообразной стала бы классификация инновационной политики промышленного предприятия, например, с использованием традиционных видов: агрессивная, умеренная и консервативная инновационная политика.

Рис. 2. Структура инновационного потенциала промышленного предприятия

Признаками агрессивной инновационной п – литики выступают существенные объемыфинан- сирования инновационной деятельности, высокая сксфость реакцнинепоявление инноваций,что требует качественного информационного инновационного потенциала. Данная политика характеризуется большей открытостью и ориентацией на внешнюю среду как на «входе», так и на «выходе» из инновационного процесса.

Признаками консервативной инновационной политики выступает более широкое задействование внутрифирменного ресурсного и технологического инновационного потенциала. Политика ориентирована больше на внутреннюю среду предприятия и предполагает внутрифирменное использование результатов инноваций.

Умеренная политика рациональным образом использует возможности внешней и внутренней среды для создания, внутрифирменного применения инноваций, а также для их продажи сторонним потребителям. В табл. 1 представлена матрица формирования инновационной политики промышленного предприятия с акцентом на составные части инновационного потенциала.

На 3 балла оценивается максимально возможное использование структурного элемента инновационного потенциала, на 2 балла — среднее, на 1 балл — минимальное.

На предприятии, относящемся к любому виду экономической деятельности, возможно создание инновационных продуктов, инноваций в области оргатгоационнк-нирав ленчесиеыттехнологи- ческих процессов. Руководству требуется лишь вбеспееиевдостаточ^юнтсинациюпер сонала к развитию ресурсосберегающих или повышающих эффективность деятельности техники и технологий. Чаще, чем в фундаментальной науке, на практике проявляются малые инновации, решающие текущие проблемы производства и реализации продукции. Для повышения инновационной активности предприятия предлагается задействовать механизм внутрифирменного конвертера инноваций. Его функционирование реализуется посредством проведения конкурсов на научно- технические, рационализаторские в широком смысле (управленческие, организационные) инновационные идеи и предложения; посредством «мозговых штурмов», проводящихся с использованием «тренера-конвертера», который, обладая специфическим управленческим инструментарием, мотивирует коллектив или его представителей на выдвижение и обоснование проектов по повышению инновационной активности конкретного бизнеса, учит правильному оформлению проектов и определению их экономической и инновационной эффективности и т. п. [2].

К целям функционирования внутрифирменного конвертера инноваций относятся: выявление видения проблем производственно-хозяйственной деятельности предприятия посредством
анкетирования производственного персонала и представителей управленческого аппарата предприятия; выявления внутренних способов разрешения проблем; выявление и согласование вариантов мотивации персонала предприятия со стороны руководства предприятия и внешних заинтересованных сторон (потенциальных внешних потребителей инноваций); проведение обучения персонала по составлению, обоснованию и представлению инновационной заявки на внутрифирменный конкурс инновационных проектов; проведение отбора и оценки инновационных проектов с привлечением экспертных комиссий по профилю проектов; формирование «пакета» инновационных проектов и согласование с руководством предприятий параметров их реализации в рамках существующей и перспективной корпоративной инновационной политики, сопровождение и промежуточный контроль реализации отобранных проектов.

В качестве реализаторов функций внутрифирменного конвертера инноваций могут выступать временные коллективы, сформированные из внешних для предприятия квалифицированных «тренеров», включая представителей вузов, представителей профсоюзных комитетов, руководства и коллектива предприятий.

Таблица 1
Матрица формирования инновационной политики промышленного предприятия

Данная форма повышения инновационной активности видится более перспективной, поскольку активизация внутрифирменных инновационных процессов происходит с использованием «внешнего реагента», что предполагает разделение задач и ответственности и способствует реализации всех этапов заявленных функций внутрифирменного конвертера инноваций.

Список литературы

1. Дупленко, Н. Г. Методика анализа инновационного потенциала персонала предприятия / Н. Г. Дупленко // Вестн. Балт. федерал. ун-та им. И. Канта. — 2015. — № 3. — С. 33—40.
2. Зубкова, О. В. Управление инновационной активностью региона на основе использования механизма конвертера инноваций / О. В. Зубкова, Е. П. Маскайкин, Е. В. Маскайкина // Региональная конкурентоспособность и образование в контексте глобальных вызовов : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. IV Урал. вернисажа науки и бизнеса (Челябинск, 3 марта 2017). — Челябинск : Энциклопедия, 2017. — С. 133—137.
3. Петрухина, Е. В. Основные факторы инновационного развития регионов / Е. В. Петрухина // Науч. вед. Белгород. гос. ун-та. — 2012. — № 7-1 (126). — С. 56—65.
4. Рыбальская, Е. А. Инновационная деятельность государства / Е. А. Рыбальская // Вестн. Псков. гос. ун-та. — 2011. — № 13.— С. 198—203.
5. Чурмантаев, Т. З. Проблемы развития инновационной активности предприятий / Т. З. Чурмантаев // NovaInfo.Ru. — 2016. — № 42. — С .2.
6. Шамина, Л. К. Инновационный потенциал предприятия / Л. К. Шамина // Инновации. — 2007. — № 9. — С. 58—60.
7. Экономическая энциклопедия / под ред. Л. И. Абалкина. — М. : Экономика, 1999.

Источник: “Вестник факультета управления Челябинского государственного университета” 2017. № 2

Просмотров: 44

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code