ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫМИ ЗАПАСАМИ В СТРУКТУРАХ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ

Д.В.Гринь

Решение проблем формирования рационального уровня запасов необходимо для нормального функционирования предприятий. С этим приходится иметь дело при организации производства, торговли, обслуживании населения и т. д. Эти проблемы очень разнообразны и сложны. Существует немало причин, почему организации идут на создание запасов, например, физическая невозможность или практическая нецелесообразность поступления ценностей именно тогда, когда в них возникает необходимость.

Ключевые слова: стагнация, ТМЗ, управление запасами, товары со стабильным спросом, товары с падающим спросом, «зависшие» запасы, ПМ.

 

Управление запасами в настоящее время оказывает серьезное воздействие на деятельность организации в целом. С одной стороны, дефицит готовой продукции или сырья может привести к потере значимой доли рынка или огромным убыткам на производстве, с другой — перенасыщение складов запасами приводит к их порче, моральному устареванию, а также к неэффективному вложению оборотных средств организации. На производственных предприятиях с малоэффективным управлением запасами может быть заморожено около 80 % оборотных средств.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в период стагнации, когда потребители начинают менять и оптимизировать свои предпочтения, необходимо вовремя отслеживать изменения и принимать соответствующие меры по управлению ассортиментом и складскими запасами.

Известно, что управление запасами — ключевая логистическая функция, на долю которой, согласно разным источникам, вместе с транспортировкой приходится от 60 до 80 % общих логистических издержек [1. С. 56].

На фоне такого рода неопределенности перед руководителем торговой организации стоит задача эффективного и, главное, оперативного управления складскими запасами и их ассортиментом.

В условиях экономического спада одной из центральных проблем бизнеса является дефицит оборотных средств. В торговых компаниях существенная часть оборотных средств находится на складе, именно поэтому задача эффективного управления товарным запасом и ассортиментом в целом в период стагнации становится жизненно важной [3. С. 72].

Для того чтобы получить наиболее качественный результат с минимальными затратами материальных, трудовых и финансовых ресурсов ,необходимо сосредоточить функции управления ассортиментом и товарным запасом в руках одного должностного лица —продукт-менеджера (ПМ).

Существует ряд процедур управления товарным запасом в период стагнации:

1. Регламент формирования годового плана товарных запасов с разбивкой по месяцам.

2. Процедура ежемесячного план-фактного анализа товарных запасов.

3. Алгоритмы и процедура расчета страхового запаса, объема закупки позиций складкой программы у регулярных поставщиков и даты закупки — у нерегулярных.

4. Процедура управления резервами, которые создаются под заказы клиентов.

5. Процедура прохождения заказа на закупку товара для клиента.

6. Процедура борьбы с неликвидами [5. С. 36].

В период стагнации необходимо, в первую очередь, организовать на складе, как минимум, адресное пространство, повысив тем самым точность учета. Конкретно в это непростое время имеет смысл задействовать информационную систему, которая позволит обеспечить автоматический отбор товара с мест хранения на складе. Именно этот процесс занимает до 60 % общего времени выполнения всех складских операций.

В большинстве случаях складские площади используются недостаточно эффективно. Но если это не так, в кризисные периоды ощутимо падает спрос на те или иные товарные группы. При этом дефицит складских площадей в крупных городах по-прежнему сохраняется. Как только система автоматизации склада «выжмет» из мест хранения по максимуму, тут же возникает возможность диверсифицировать бизнес и использовать высвободившийся объем склада для оказания услуг ответственного хранения (куда интересней финансово, чем обычная аренда) другим предприятиям [4. С. 79]. Если до кризиса большинство предприятий относились к ненормативным запасам, заделам и прочим неликвидам относительно спокойно — «себе дороже их отыскивать», то сейчас, когда деньги предприятиям так необходимы, а персонал зачастую простаивает, самое время навести порядок в потоках предприятия и материальных запасах. Соответственно для этого необходимо:

1. Выявить для списания, использования или реализации в производстве невостребованные материалы и запчасти, неучтенные материальные ценности, цеховые заделы и другие неликвидные запасы.

2. Оптимизировать затраты на складской персонал.

3. Выявить источники добавочной стоимости материальных ресурсов и отказаться от большинства из них.

4. Оптимизировать потоки материалов в организации.

5. Использовать помещения, освободившиеся в ходе оптимизации складов, для предоставления услуг ответственного хранения и получения дохода с них [6. С. 96].

Таким образом, можно выделить две категории товара: товары с падающим спросом и товары со стабильным спросом. Для управления заказами товаров с нестабильным спросом необходимо применять политику минимизации складских запасов. Для реализации данной политики управления в «1С: Управлении торговлей 8» нужно воспользоваться инструментом «Календарный план закупок». При выборе источников информации для расчета количества учитываются заказы покупателей, планы продаж и внутренние заказы, при этом вычитаются ранее сделанные заказы и имеющиеся остатки на складах. Для группы товаров со стабильным спросом, особенно тех, по которым ожидается рост закупочной цены, применяется политика дополнительного складского запаса. Следует учитывать, что стоимость издержек складского хранения не превысит ожидаемого эффекта экономии на закупочных ценах. Для реализации данной политики управления в «1С: Управление торговлей 8» применяется инструмент «Планирования по точке заказа».

Для товаров со стабильным спросом формируется дополнительный запас, который страхует на случай проблем с регулярностью поставок и взаимоотношений с поставщиком и позволяет сэкономить на росте закупочных цен. Таким образом, в «1С: Управлении торговлей 8» замыкается контур управления складскими запасами, который адаптирован под задачи управления предприятием в период стагнации. Именно своевременное изменение принципов управления запасами может позволить организации сэкономить на закупочных ценах, не заморозить дефицитные оборотные средства на складе и получить дополнительные конкурентные преимущества [7. С. 43].

От эффективного управления запасами и поставками во многом зависит финансовое благополучие организации. Объем запасов в компании MOND составляет около 70 млн р., или более двух тысяч наименований. При этом затраты на поддержание товарных запасов составляют около 30 % от их стоимости. Поэтому необходим расчет оптимального размера заказа и формирование эффективного ассортиментного портфеля.

Целесообразно изучать статистику продаж и запасов, устанавливать норматив по оборачиваемости товарных остатков для коммерческих подразделений [2. С. 105].Только установив жесткий норматив оборачиваемости запасов для коммерческих подразделений, финансовая служба заставит их действовать по одному из следующих сценариев. Для того чтобы уменьшить товарный запас и выполнить норматив, во-первых, нужно сократить объем закупаемых партий, во-вторых, количество поставок.

Выявлено, что при снижении объема закупок, увеличиваются расходы на доставку, так как товары будут поставляться гораздо чаще. А редкие поставки приведут к сокращению страхового запаса [3. С. 116]. В итоге уровень обеспеченности спроса снизится, намного чаще будут возникать ситуации, когда востребованного клиентами товара нет на складе.

Установлено, что оптимизировать инвестиции в товары и решить проблему управления запасами на складе может помочь комплексный подход к решению проблемы [7. С. 86].

Проанализировано, что одной из основных проблем в управлении запасами является прогнозирование спроса. В настоящее время средняя ошибка прогноза в 15—20 % оценивается вполне достойно. В зависимости от вида бизнеса имеются ошибки в 30, 40, 50 %.

Обычно, прогноз продаж (спроса) носит вероятный характер. Традиционно для его получения используются различные методы вычислений лишь на основе анализа предыдущего временного ряда. С целью минимизации общей ошибки прогноз спроса должен осуществляться в два этапа: прогнозирование спроса и непосредственно прогнозирование окружающей конкурентной среды.

Очень часто системы управления запасами рассматривают ситуацию только с одним действующим лицом, которое принимает решение относительно объема заказа в зависимости от спроса, не учитывая решения других лиц [4. С. 97]. Минимизация ошибки на первом этапе возможна с вводом в модель других игроков рынка. Слияние данного двухэтапного прогнозирования в единую систему, которая приспособлена для управления в быстро изменяющихся ситуациях, позволит создать автоматизированные системы управления запасами на новом уровне.

Управление запасами предприятия является интегрированным процессом, обеспечивающим операции с запасами как внутри фирмы, так и вне ее — на всем протяжении цепи управления поставками. Эволюция логистики запасов в Европе показывает, что она становится одним из главных стратегических инструментов в борьбе с конкурентами для многих организаций бизнеса.

Выявлено, что применение одного лишь логистического подхода уже не является конкурентным преимуществом, становится необходимым использование особого методического инструментария — инновационной логистики, которая представляет собой совокупность прогрессивных научных методов, знаний и навыков изучения оптимальной и рациональной организации всех потоковых процессов, чтобы повысить эффективность их конечных результатов за счет выявления и использования дополнительных скрытых резервов управления [5. С. 43]. Примером инновационной логистики является концепция Effective Customer Response (ECR) — «Эффективная реакция на запросы потребителей», которая известна в литературе по логистике как «Эффективный ответ потребителю». Отраслевые исследования по оценке эффективности использования концепции ECR в США показали, что она позволяет сэкономить около 10,8 % потребительской цены. Филиальная структура позволяет быть рядом с местными клиентами, активно входить в новые регионы и быстро реагировать на изменения спроса. Безусловно, объективная сложность управления товарными потоками в сети складов компенсируется гибкостью ассортимента, снижением сроков поставок, уменьшением транспортных расходов и в итоге сокращением товарных остатков за счет оборачиваемости.

В целях оптимального управления запасами в период стагнации предложено ввести должность экономиста в финансовую службу. В его обязанности входит:

1. Осуществление на основе заявок всех служб планирования объема запасов на год.

2. Контроль за исполнением плана закупки, анализ состояния запасов.

3. Помесячная разбивка планового объема закупок.

Этот специалист будет полностью контролировать состояние запасов в организации, а также анализировать эффективность их использования. Контроль за состоянием запасов должны вести и начальник финансовой службы, и заместитель директора организации.

В результате предлагаемого мероприятия у организации появится система учета, планирования, контроля за состоянием запасов.

Выявлено, что сверхнормативные товарные запасы, «зависшие» на складах предприятия, ведут к убыткам и потерям, мешая при этом высвобождению оборотных средств и занимая всю полезную складскую и торговую площадь [3. С. 92]. В то же время недостаточность товарных запасов, которая вызывает постоянные «перебои» с различными видами товаров, может отрицательно повлиять на отношение клиентов.

Установлено, что оптимальная система контролирования товарного запаса, которая объединяет программу оперативного пополнения запаса и программу прогнозирования продаж, способна принести большие выгоды. Таким образом сводятся к минимуму затраты на содержание товарного запаса и вероятность устаревания товара, одновременно появляется возможность максимизировать продажи ходовых товаров.

Таким образом, товарные запасы являются основными денежными вложениями для торговых фирм и организаций, основной проблемой ежедневного контроля, основным источником получения прибыли. В настоящее время торговые компании в условиях жесткой конкуренции вынуждены уменьшать процент устанавливаемой наценки. И именно поэтому для обеспечения необходимой отдачи средств, вложенных в бизнес, для обеспечения необходимых темпов роста организации актуальным является эффективное управление товарными запасами.

Список литературы

1. Богачева, Т. В. Антикризисное управление запасами : учеб. пособие / Т. В. Богачева. — М. : Инфра-М, 2015. — 150 с.
2. Ефремов, В. С. Стратегия бизнеса : учебник / В. С. Ефремов. — М. : Финпресс-М, 2013. — 286 с.
3. Завьялов, П. С. Формула успеха: маркетинг : учебник / П. С. Завьялов, В. Е. Демидов. — М. : Инфра-М, 2012. — 240 с.
4. Лотоцкий, В. А. Модели и методы управления запасами : учебник / В. А. Лотоцкий. — М. : Инфра-М, 2013. — 230 с.
5. Окатьев, К. В. Управление запасами : учеб. пособие / К. В. Окатьев. — М. : Инфра-М, 2012. — 160 с.
6. Родионова, И. С. Оптимальный запас товаров на складе : учебник / И. С. Родионова. — М.: Финпресс-М, 2013. — 286 с.
7. Стерлинг, А. Н. Управление запасами в цепях поставок : учебник / А. Н. Стерлинг. — М.: Инфра-М, 2013. — 230 с.

Источник: “Вестник факультета управления Челябинского государственного университета” 2017. № 2

Просмотров: 1203

Rating: 5.0/5. From 1 vote.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code