ПАТРИОТИЗМ В ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ В.Д. КАТКОВА

БУНЯЕВА К.В., кандидат юридических наук, доцент
БОЖКО Е.А.,

В.Д. Катков, государство, государственность, доктрина, консерватизм, консервативная государственно-правовая мысль, монарх, народ, Отечество, патриотизм, религия, самодержавие.

Статья посвящена становлению и развитию идеи патриотизма в воззрениях выдающегося представителя отечественной консервативной государственно- правовой мысли В.Д. Каткова. Значение и особенности патриотизма раскрываются сквозь призму взглядов ученого по поводу государственно- правовой действительности как неотъемлемого элемента русской государственности. Делается вывод о том, что любовь к Родине, преданность власти и подчинение законам страны рассматривались В.Д. Катковым не только как опора жизни и здоровья каждого государства, исчезновение которой приведет к его разрушению, но и как ключевые жизненные ценности.

 

На протяжении многих веков своего исторического становления и развития российское государство искало поддержку в исконно русских ценностях, традициях, стойкости народа и его преданности своему Отечеству. Особенно остро такая потребность ощущается на современном этапе, в условиях обостряющихся внешних геополитических угроз. Сегодня от каждого гражданина нашего государства требуется воспитание и проявление высоких духовно-нравственных качеств. Необходимо достойно противостоять современным вызовам, укреплять патриотизм в сердцах граждан России.

Данный концептуальный вектор развития лежит в основе существующего государственного управления как неотъемлемый элемент осуществления государственно- властной деятельности. В своем послании к Федеральному Собранию от 1 марта 2018 года Президент Российской Федерации В.В. Путин отмечает, что для всех, кто хочет работать, проявить себя, готов честно служить Отечеству и народу, добиться успеха, Россия всегда будет страной возможностей. В этом залог нашего успешного развития, уверенного движения вперед. Вместе с тем глава государства обратил внимание на то, что вызовы и большие задачи наполняют особым смыслом нашу жизнь: «Нам надо быть смелыми в замыслах, делах и поступках, брать на себя инициативу, ответственность, становиться сильнее, а значит – приносить пользу своей семье, детям, всей стране, менять мир, жизнь страны к лучшему, создавать Россию, о которой мы вместе мечтаем» [12]. Безусловно, такие посылы первого лица государства, не оставляют сомнения в необходимости формирования и воспитания патриотизма, в том числе с опорой на доктриналь- ный опыт предыдущих поколений в качестве основной движущей силы к благосостоянию и процветанию общества и государства. По мнению большинства отечественных ученых [1], именно патриотизм, как показывает исторический опыт, являлся для российского государства важнейшим средством формирования гражданского общества и укрепления единства многонациональной страны. Другие ученые рассматривают патриотизм как важнейшей элемент, формирующий общественное сознание, обусловливающий наличие огромного потенциала для возрождения и процветания России, особенно на переломных этапах ее развития [6]. В контексте исторического формирования представлений о мировоззрении и жизнедеятельности российского народа и условиях их становления патриотизм способствует стимулированию государственно- властной деятельности, направленной на обеспечение целостности общества и государства.

В настоящее время о патриотизме можно говорить как о понятии, неразрывно связанном с ключевыми идеями страны и народа. Этот институт рассматривается как один из важнейших нравственных и политических устоев, как социальное чувство, выраженное в любви к Родине. Свое выражение патриотизм получает в мировоззрении, этических и нравственных идеалах, нормах поведения человека. Как правило, он проявляется в поступках, в коллективных чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей [10, с. 251].

Патриотизм как определенное социальное явление и особенности патриотического воспитания в целом получили широкое освящение в современной отечественной литературе [2, 4, 11]. При этом в исторической ретроспективе эволюции российского государства идеи патриотизма и укрепления государственности необходимо рассматривать в неразрывном единстве [3, с. 326]. В связи с этим для изучения и рассмотрения патриотизма как одного из элементов государственно-властного управления необходимо обратиться к постулатам, сформулированным более века назад в трудах представителей отечественной консервативной государственно-правовой мысли. Именно представители консервативного течения, основывавшие свои взгляды на силе традиций и самобытности русского народа, рассматривали патриотизм в качестве неотъемлемой составляющей отечественной государственности, необходимой для нормального поступательного развития страны.

К числу таких патриотов, как по духу, так и по мировоззрению, можно отнести выдающегося теоретика консервативно-правовой доктрины русской государственности, юриста, правоведа, философа, профессора Императорского Новороссийского университета Василия Даниловича Каткова (1867-1919) [5, с. 222]. Христианское происхождение ученого, его глубокие религиозные убеждения, искренняя преданность своей Отчизне, являются лейтмотивом пронизывающим педагогическую, научную и публицистическую деятельность профессора В.Д. Каткова. Поэтому вполне объяснимо преобладание, в той или иной степени, практически во всех трудах В.Д. Каткова патриотических начал, составляющих базовую основу представлений ученого о праве, государственности, школе, религии, обществе. Для профессора В.Д. Каткова патриотизм – не только определенная ценность человеческой души, но и неотъемлемый элемент поведения человека, характеризующий его как достойного сына своего Отечества. Ученый писал, что «понимать величие патриотизма может каждый, но понимать его так, что в этом понимании сливались бы мысль и воля, слово и дело, – такое понимание доступно только избранным натурам, тем редким людям, которые составляют украшение человеческой истории» [7, с. 49].

Профессор В.Д. Катков верил, что только истинный патриот, с чистой и неподдельной преданностью своей Родине, обладающий высокими нравственными установками, способен единолично и достойно управлять российским государством и служить народу, тем самым, рассматривая патриотизм как базовый элемент неограниченной самодержавной власти монарха, составляющей основу русской государственности. «Кто хочет служить народу, – отмечает он, – кто любит свою Родину, кому дороги ее благополучие, честь, слава, будущее, тот должен служить русскому Самодержавию» [7, с. 31].

Сильная самодержавная власть невозможна без русского народа, сила и воля которого являются образцом патриотизма. «Самодержавие русское есть продукт нравственных сил страны, великий этический институт, – писал В.Д. Катков. – Ради создания и сохранения Русского государства, Самодержавия поколения людей в течение целых веков жертвовали тем, что было дороже всего им на этой земле: своим имуществом, личным счастьем и благополучием близких и милых сердцу людей, здоровьем и самой жизнью. Кости миллионов людей в лучшей поре своей жизни создали тот фундамент, на котором покоится русское государство и русское Самодержавие» [7, с. 31]. Незыблемой составляющей русского народа и самодержавной власти, по мнению ученого, всегда являлась вера как основа нравственных начал русского самодержавия. «Без веры, – отмечает В.Д. Катков, – не может быть той нравственности, которая нужна для великого подвига служения своему народу, служения не по своему личному, немощному и ограниченному разуму, а служения в повиновении той высшей мудрости, которая дается историей народа и искусственным подбором, при помощи государственного механизма управления, лучших сил нации» [7, с. 58].

Русскому народу и государству свойственна идея патриотизма, не подлежащая искоренению под воздействием существующих вызовов и угроз, а также инородного вмешательства, как определенный вектор развития отечественной государственности. В.Д. Катков пишет: «Как идеи, создавшие государства, пока они живучи, патриотизм и лояльность останутся вечными двигателями человечества. Никакими бомбами и браунингами, никакими пулеметами и адскими машинами нельзя вытравить их из человеческой души. «Нельзя бороться пушками с идеями», – говорила Екатерина II [7, с. 77].

Вместе с тем ученый рассматривал патриотизм как неиссякаемый источник отечественной государственности, уходящий глубоко корнями в историю становления и развития нашего государства, опирающийся на специфический менталитет русского народа. В связи с этим глубокое чувство патриотизма и неподдельная любовь к Родине – в крови каждого гражданина, они обусловлены самобытностью и национальными особенностями российского государства. Это, по сути, и отличает русский народ от других. В связи с этим В.Д. Катков указывает: «Русское государство, как наше общее достояние, возлагает на нас, русских, больше обязанностей, чем на других. «Русская народность» не есть упрек какому-либо инородцу, а подчеркивание наших более серьезных обязанностей к стране по охране и защите ее. Принимая во внимание массы, мы можем признать, например, превосходство немецкого населения России в отношении трудолюбия, честности, культурности и еще кое в чем, но это не должно затемнять нам другой вопрос: на нас больше лежит обязанностей по отношению к истории страны, чем на немецких ее элементах. Полного равенства здесь провести нельзя. Если на инородце лежит долг лояльности, то на русском лежит обязанность хранить заветы прошлого, славу и честь Родины, беречь ее будущность как целого» [7, с. 59].

В представлениях В.Д. Каткова, что и подобает истинному патриоту, прослеживается особое понимание Отечества как фундаментального ядра зарождения патриотизма в любом государстве. «Отечество это то, – пишет он, – чему мы обязаны всем в своей жизни: здоровьем, до- стояньем, семьей, самой жизнью. Отечество есть то, что существовало раньше каждого из нас и что создало те условия семейной и общественной жизни, при которых только и могли вырасти мы. Вместе с тем с одной стороны, Отечество это все: ласки матери, любовь отца, заботы учителя, личная безопасность, средства существования, семья, собственность и т.д. Отечество с другой стороны – это жизнь для других: для своих детей, близких друзей, сограждан, для чести и славы своей страны, для ее благосостояния, ее будущности» [7, с. 79].

Особое место в мировоззрении ученого занимает пропитанная искренними патриотическими чувствами любовь к Родине. Именно Родина является для профессора В.Д. Каткова определенной совокупностью всего того, что дала нам история и что течет в наших жилах, составляет часть нашей души и оживляет нас на жизнь для других и великие подвиги, а также освящается нравственным чувством и религией, объединяя всех истинных граждан. Понятие Родины рассматривается им в качестве фундаментального элемента государственно- властной деятельности, обеспечивающей осуществление верховной власти, поскольку, как отмечает В.Д. Катков, «понятие Родины обнимает и верховую власть: ее Вождя. Без этой власти не было бы и Родины; без Родины не было бы и власти. Так тесно связаны эти два понятия. Мы имеем в виду, конечно, действительную Родину и действительную власть, а не построения воображения» [7, с. 80]. В преданности интересам Родины и верности своему долгу до самопожертвования, по мнению ученого, и кроется такая крупица великой святой силы, как патриотизм, вдохновлявшей великих русских мастеров слова и художников, оставивших нам чудесные страницы и картины, незабвенные для каждого.

Необходимо отметить, что ученый рассматривал патриотизм как определенное духовное явление, без которого невозможно духовное становление и развитие личности и государства. В связи с этим неотъемлемыми спутниками патриотизма для В.Д. Каткова являются религия и школа, научные и публицистические труды ученого, посвященные данным проблемам [8, 9], пронизаны духом патриотизма. В частности, он отмечает: «Жизнь и труд для Родины, самопожертвование во имя ее, лояльность по отношению к ее Вождю, защита трона и Отечества – все это идеи, освященные религией и Церковью. Внушая нам идеи о наших обязанностях вообще, религия освещает и обязанности по отношению к Родине и Государю. Верность своему долгу, в качестве детей своей Родины и помощников, есть обязанность каждого из нас. Обязанность не только юридическая и нравственная, но и религиозная. Самопожертвование во имя Родины и ее Вождя – часть нашей религии» [7, с. 81]. По мнению В.Д. Каткова, наша школа никогда не стремилась к упразднению религии и патриотизма. Путем хорошей школы правительство может усилить государство, упрочить собственное свое положение и поддержать гегемонию национальности, создавшей Россию.

Идеи патриотизма составляли основу христианского мировоззрения В.Д. Каткова и отложили глубокий отпечаток на его жизни и творчестве, они способствовали формированию и становлению одного из выдающихся представителей отечественной государственно-правовой мысли. Любовь к Родине, преданность власти и подчинение законам страны рассматривались ученым не только как определенные опоры жизни и здоровья каждого государства, исчезновение которых приведет к его разрушению, но и как ключевые жизненные ценности. Это позволяет говорить о В.Д. Каткове как о настоящем патриоте своего Отечества.

Библиографический список:

1. Алиева С.Т., Магомедова З.И. Патриотическое воспитание молодежи в современных условиях // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2012. № 1. С. 19-23.
2. Абрамов М.А. Социальная представительность патриотизма: методологический и общетеоретический аспекты // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 6-7. С. 1-7.
3. Банкерова Е.И. Феномен патриотизма как идеологическая основа гражданского правового государства // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. № 9. С. 325-330.
4. Беляева Е.В. Факторы воспитания патриотизма в современной России // Гуманизация образования. 2010. № 3. С. 26-31.
5. Зархина С.Э. У истоков отечественной юрислингвистики – первая работа В.Д. Каткова // Проблемы законности. 2011. № 117. С. 221-229.
6. Иванова С.Ю. Государственный патриотизм – альтернатива идеологии национализма и космополитизма // Социально-гуманистические знания. 2003. № 3. С. 292-302.
7. Катков В.Д. Христианство и государственность. М.: Издательство «ФИВ», 2013. 296 с.
8. Катков В.Д. Религия и общественная жизнь // Харьковские губернские ведомости. 1907. № 138.
9. Катков В.Д. К вопросу о школе. М., 1909.
10. Криворученко В.К. Патриотизм // Знание. Понимание. Умение. 2008. № 3. С. 249-251.
11. Шевченко О.В., Мурюкина Е.В. Патриотическое воспитание и медиакультура // Медиаобразование. 2011. № 3. С. 84-93.
12. Послание Президента Федеральному Собранию // Официальный сайт Президента Российской Федерации // URL: http://kremlin.ru/events/president/news/56957.

Источник: Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 3 (53)

Просмотров: 15

Rating: 5.0/5. From 1 vote.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code