ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО

Ю.А.Тымчук

Введение: в настоящее время отечественный гражданский оборот недвижимости характеризуется нестабильностью. Одним из факторов, порождающих указанное негативное явление, выступает существующая на протяжении длительного времени проблема достоверности реестра прав на недвижимое имущество.

Степень достоверности реестра прав на недвижимое имущество имеет существенное значение для субъектов гражданского оборота, которые вправе полагаться на сведения, содержащиеся в нем, не опасаясь их недействительности.

Вместе с тем анализ судебной практики свидетельствует о росте числа споров об оспаривании зарегистрированных прав на недвижимое имущество. Вызывает вопросы и подход, сформировавшийся в судебной практике, в соответствии с которым на приобретателя недвижимости возлагаются обязанности по совершению действий, направленных на проверку объекта недвижимости, учитывая, что в условиях наличия специально уполномоченных на это органов субъект гражданского оборота не должен брать исключительно на себя риски, связанные с лишением права собственности на приобретаемый объект недвижимости. Однако в условиях информатизации общества органами власти осуществляется поиск оптимальных способов минимизации рисков субъектов гражданского оборота недвижимости посредством внедрения инновационных инструментов для решения проблемы достоверности реестра прав на недвижимое имущество. В связи с этим основной целью настоящего исследования выступает определение перспектив использования инновационных инструментов в рамках механизма государственной регистрации прав на недвижимость, а также их возможностей для решения проблемы достоверности сведений государственного реестра недвижимости. Методы: в ходе исследования были использованы как общенаучные методы (диалектический метод познания, анализ, синтез, формально-логический метод и др.), так и частнонаучные методы (формально-юридический, аналитический и др.). Результаты: в работе дана оценка реализации принципа достоверности государственного реестра прав на современном этапе, а также сформулирована авторская позиция по вопросу о возможностях использования инновационных технологий в рамках механизма государственной регистрации прав. Автор доказывает, что внедрение технологии блокчейн в деятельность Росреестра не позволит полностью решить проблему достоверности данных ЕГРН. Выводы: в результате проведенного исследования выявлена необходимость создания дополнительных механизмовдля верификации данных на этапе ввода сведений в блокчейн. Кроме того, подчеркивается потребность в разработке административного регламента совершения отдельных регистрационных действий в случае принятия положительного решения о проведении эксперимента по внедрению технологии блокчейн в ЕГРН.

Ключевые слова: принцип публичной достоверности, Единый государственный реестр недвижимости, добросовестный приобретатель, электронный сервис, блокчейн.

 

Введение

Анализ практики показывает, что в настоящее время реализация отдельных принципов государственной регистрации прав на имущество, закрепленных в ст. 8.1 ГК РФ, осуществляется на уровне, не обеспечивающем должную защиту имущественных прав субъектов гражданского оборота.

В частности, особого внимания заслуживает принцип достоверности (иначе – публичной достоверности) реестра [1, с. 125].

Исходя из того, что по смыслу п. 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», п. 6 ст. 8.1 ГК РФ запись в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) не гарантирует собственнику недвижимости неоспоримости его прав, остро встает проблема защиты добросовестных лиц: добросовестного приобретателя и добросовестного собственника, который не отчуждал свою недвижимость, но лишился ее [4, с. 31].

В судебной практике сложился подход, согласно которому суды, разрешая вопрос о добросовестности приобретателя недвижимости, учитывали не только наличие записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о праве собственности отчуждателя имущества, но и то, была ли проявлена гражданином разумная осмотрительность при заключении сделки, какие меры принимались им для выяснения прав лица, отчуждающего это имущество, и т. д. [6].

Указанный подход, по справедливому замечанию Р.С. Бевзенко, ставит под сомнение фактически всю деятельность Росреестра и необходимость его существования [2]. С этим сложно не согласиться.

Данные судебной статистики свидетельствуют о росте числа споров по искам, связанным с оспариванием зарегистрированных прав на недвижимое имущество. Так, за 2016 г. общее количество поступивших исков данной категории составляет 1 723 [12], в то время как за аналогичный период 2017 г. их число выросло до 4 304 [13].

Представляется, что для эффективно функционирующей системы государственной регистрации принцип публичной достоверности реестра должен предполагать гарантиро- ванность со стороны государства действительности зарегистрированных прав, наличие ограниченной возможности их судебного оспаривания, а в случае установления недействительности этих прав должна быть установлена материальная ответственность государства, которая в настоящее время фактически отсутствует.

Кроме того, возникает вопрос о том, почему при наличии специально созданных государством органов субъект гражданского оборота должен брать на себя риск лишения права собственности на недвижимость по причине недостатков, которые присущи деятельности таких органов, и при этом нести убытки, которые не будут возмещены.

Вектор на цифровизацию механизма государственной регистрации прав на недвижимое имущество

В целях минимизации обозначенных негативных тенденций, а также в рамках реализации п. 1.3, 1.12 программы «Цифровая экономика Российской экономики» [9] был проведен ряд мероприятий.

Однако прежде следует отметить, что в 2017 г. законодательство о государственной регистрации прав претерпело существенные изменения [14]. Так, 1 января 2017 г. вступил в силу новый Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ), который ввел электронный Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), состоящий из реестра объектов недвижимости, реестра прав, ограничений прав и обремене- ний недвижимого имущества, реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон и др., реестровых дел, кадастровых карт, книг учета документов (ст. 7 Закона № 218-ФЗ).

Кроме того, еще до утверждения обозначенной программы и вступления в силу Закона № 218-ФЗ 1 июня 2015 г. был запущен электронный сервис по подаче заявления на государственную регистрацию прав в электронном виде.

Безусловно, результатом введения ЕГРН, перехода на электронный документооборот должно стать повышение качества государственных услуг и в целом эффективности деятельности Росреестра, что, в свою очередь, отразится на гражданском обороте недвижимости.

Вместе с тем специалисты отмечают, что в настоящее время предусмотренный Распоряжением Правительства РФ от 01.12.2012 № 2236-р план мероприятий («дорожная карта») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» реализуется не в полной мере. Кроме того, внедрение в регионах ЕГРН происходит с большими трудностями [7], в последнее время нередки и сбои в работе системы [10]. Немаловажно и то, что при работе любой подобной информационной системы не исключены факты несанкционированного внесения изменений в данные как сотрудниками Росреестра (коррупционный фактор), так и в результате хакерских атак.

Из этого следует, что провести оценку эффективности государственного электронного реестра возможно лишь через несколько лет.

Блокчейн как инновационный инструмент обеспечения достоверности данных ЕГРН

В настоящее время Росреестр, являясь участником пилотного проекта по внедрению технологии блокчейн, проводит работу по определению возможней его использования [11].

Так, в целях создания необходимых правовых условий для использования технологии блокчейн был разработан проект постановления Правительства РФ «О проведении на территории г. Москвы эксперимента по использованию технологии “Блокчейн” в целях мониторинга достоверности сведений Единого государственного реестра недвижимости», который в настоящее время размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов [8]. Обозначенная инициатива является первой попыткой нормативной регламентации использования рассматриваемого инструмента.

В числе ключевых целей использования технологии блокчейн, согласно проекту постановления, обозначены такие, как повышение уровня доверия потребителей государственных услуг к сфере, связанной с оборотом объектов недвижимого имущества, и повышение гарантий защиты права собственности граждан и юридических лиц на объекты недвижимого имущества, расположенные на территории г. Москвы.

Предполагаемый срок реализации эксперимента – с 1 января по 1 июля 2018 года. Учитывая, что на момент написания настоящей работы проект постановления не принят, сроки реализации эксперимента, вероятно, будут скорректированы.

По итогам проведенного эксперимента планируется сделать окончательные выводы о возможности использования данной технологии.

На наш взгляд, внедрение технологии блокчейн позволит решить проблему достоверности данных ЕГРН лишь отчасти.

Действительно, с технической точки зрения возможность внедрения и несанкционированного внесения изменений в сведения, которые стали частью отдельного блока, крайне затруднительна. Поэтому с данных позиций справедливыми выглядят суждения большинства авторов о том, что блокчейн позволит обеспечить или вовсе гарантирует достоверность данных [3; 5, с. 21].

Полагаем, что исследователи, отстаивающую подобную позицию, излишне абсолютизируют возможности технологии блокчейн. Стоит обратить внимание на то, что изначально сведения в блокчейн вносятся человеком, что, в свою очередь, не исключает возможности ее изменения им на самом первом этапе. Исходя из этого требуется разработка дополнительных механизмов проверки вводимой должностным лицом информации, что в целом приведет к увеличению издержек на содержание системы.

Выводы

Проведенный анализ показал, что за последние несколько лет уполномоченными органами были предприняты определенные шаги, направленные на решение проблемы достоверности реестра прав на недвижимое имущество, в числе которых создание нового реестра прав на недвижимое имущество, а также электронных сервисов для удобства субъектов гражданского оборота.
Вместе с тем проблема достоверности реестра прав на недвижимость продолжает оставаться фактором, негативно влияющим на имущественные права субъектов гражданского оборота, о чем свидетельствуют данные судебной статистики об оспаривании зарегистрированных прав на недвижимость.

В настоящее время перспективным инструментом для решения проблемы достоверности данных ЕГРН является технология блокчейн.

Несмотря на многочисленные преимущества обозначенной технологии, а также ее поддержку, как стороны представителей научного сообщества, так и органов государственной власти, считаем, что ее использование в деятельности Росреестра не позволит полностью решить проблему достоверности данных реестра прав на недвижимое имущество ввиду наличия рисков на этапе ввода информации в систему, для устранения которых имеется объективная необходимость в разработке дополнительного механизма верификации вводимых данных.

Полагаем, что в случае принятия положительного решения о проведении эксперимента по внедрению технологии блокчейн в ЕГРН на территории г. Москвы потребуется разработать соответствующий регламент работы, устанавливающий порядок проведения конкретных административных процедур с учетом специфики обозначенного инновационного инструмента.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев, В. А. Публичная достоверность реестра прав на недвижимость: действующий принцип или дело будущего? / В. А. Алексеев // Закон. – 2016. – № 11. – С. 125-132.
2. Бевзенко, Р. С. Регистрация прав на недвижимое имущество: новый закон и старые проблемы / Р. С. Бевзенко //Академия юриста компании. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http:// www.uracademy.ru/video.php?vid=22793 (дата обращения: 04.10.2017). – Загл. с экрана.
3. Грушин, И. Ю. BlockChain – решение проблем регистрации недвижимости / И. Ю. Грушин // Московский экономический журнал. – 2018. – N° 2. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http ://qje. su/ ekonomika-apk/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-2- 2018-5/?print=pdf (дата обращения: 01.09.2018). – Загл. с экрана.
4. Демкина, А. В. Проблема обеспечения достоверности ЕГРН и защиты добросовестного приобретателя недвижимого имущества / А. В. Демкина, Е. В. Бадулина // Нотариус. – 2016. – № 1. – С. 29-33.
5. Дмитриева, О. А. Технологии «единое окно» и «блокчейн» как пути совершенствования межведомственного информационно-технического взаимодействия / О. А. Дмитриева // Таможенное дело. – 2017. – № 3. – С. 18-21.
6. Обзор судебной практики по делам, связанным с истребованием жилых помещений от добросовестных приобретателей, по искам государственных органов и органов местного самоуправления : (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.10.2014) // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2015. – № 2.
7. Проблемы межведомственного взаимодействия и сбои в системе ЕГРН тормозят регистрацию собственности //Агентство стратегических инициатив. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://asi.ru/news/91130/ (дата обращения: 01.09.2018 г.). – Загл. с экрана.
8. Проект постановления Правительства РФ «О проведении на территории г. Москвы эксперимента по использованию технологии “Блокчейн” в целях мониторинга достоверности сведений Единого государственного реестра недвижимости» // Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://regulation.gov.ru/projects#npa=74195 (дата обращения: 02.10.2018). – Загл. с экрана.
9. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы “Цифровая экономика Российской Федерации”» //Собрание законодательства РФ. – 2017. – № 32 (07 авг.). – Ст. 5138.
10. Росреестр не может оправиться от сбоя в системе // Коммерсантъ. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/ doc/3727200 (дата обращения: 31.08.2018). – Загл. с экрана.
11. Росреестр принял участие в заседании рабочей группы по внедрению блокчейн // Росреестр : [офиц. сайт]. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://rosreestr.ru/site/press/news/rosreestr- prinyal-uchastie-v-zasedanii-rabochey-gruppy-po- vnedreniyu-blokcheyn/?sphrase_id=7143882 (дата обращения: 05.10.2017). – Загл. с экрана.
12. Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2016 год // Судебный департамент при Верховном суде РФ. Данные судебной статистики. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=3832 (дата обращения: 16.01.2018). – Загл. с экрана.
13. Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2017 год // Судебный департамент при Верховном суде РФ. Данные судебной статистики. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=4476 (дата обращения: 01.03.2018). – Загл. с экрана.
14. Тымчук, Ю. А. Новый вектор развития законодательства о государственной регистрации прав на недвижимость: от бумажных свидетельств до блокчейна / Ю. А. Тымчук // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 5. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http:// eduherald.ru/ru/article/view?id=17745 (дата обращения: 08.09.2018). – Загл. с экрана.

Источник: Legal Concept = Правовая парадигма. – 2018. – Т. 17, N° 4.

Просмотров: 38

Rating: 5.0/5. From 1 vote.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code