КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА ЗАКУПОК КАК ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

Гусейнли Имади Али Вугар оглы

Введение: введение законодательного регулирования контрактной системы показало на практике очевидное повышение эффективности как для коммерческой сферы, так и для государственных заказчиков, а в итоге и для экономического положения страны. Однако вопрос о совокупности правовых норм, оставляющих институт контрактной системы, остается открытым. Методы: методологическую основу данного исследования составили методы научного познания, среди которых основное место занимают методы системности, анализа и сравнительно-правовой. Результаты: обоснованная в работе авторская позиция опирается на законодательство и мнения компетентной научной среды по вопросу об отраслевой принадлежности института контрактной системы закупок. Выводы: по итогам проведенного исследования установлено, что ядром контрактной системы являются нормы гражданского права, а остальные при их изрядном количестве носят лишь субсидиарный характер. Указанное находит свое подтверждение в том, что при отступлении и/или несоблюдении в процессе осуществления государственных закупок и заключения государственных контрактов таких важнейших принципов гражданского права, как свобода договора и равенство участников гражданских отношений, ставится под угрозу сама система свободных рыночных отношений и развитие конкурентных начал в хозяйственном обороте. Отсутствие последних или их недостаточная развитость неизбежно приведет к командно-административной и плановой экономической системе.

Ключевые слова: контрактная система, заказчик, государственные и муниципальные закупки, способы размещения государственного заказа, предмет, метод, система гражданского права.

 

Введение

Институт контрактной системы в сфере закупок представляет собой сложный механизм, обладающий специфическими особенностями, одной из которых является обязательное участие в таких правоотношениях государства в виде государственных или муниципальных органов власти. В этой связи появляется вопрос об отраслевой принадлежности исследуемого правового института.

Традиционно контрактная система закупок рассматривается как комплексный правовой институт, связанных между собой различных правоотношений частного и публичного порядка [4, с. 43]. Сложность однозначного отнесения данного вида соглашений к какой-либо отраслевой принадлежности заключается, прежде всего, в разрозненности и рассредоточенности составляющих его норм в ряде отраслей отечественного законодательства. Указанное порождает неутихающие научные споры и дискуссии, высказываемые на страницах как учебной, так и научной литературы по определению отраслевой принадлежности контрактной системы закупок.

В основном государственный контракт относят к гражданскому или к особому виду гражданского договора, некоторые рассматривают его как договор, содержащий в себе гражданско-правовые и административно-правовые начала [5, с. 268], а кто-то относит его только к определенной разновидности административного договора [1, с. 107].

Отнесение государственного контракта к административному договору не представляется методологически верным в силу невозможности совместить административные начала власти и подчинения с принципом равенства сторон и принципом свободы заключения договора.

Отраслевая принадлежность института контрактной системы закупок

В осуществляемых закупках, в рамках контрактной системы, в первую очередь мы должны говорить об отношениях имущественного характера, так как данные правоотношения возникают в процессе удовлетворения участниками контрактной системы своих имущественных интересов. Как известно, участниками договорных отношений, в том числе и контрактной системы, являются его стороны. В связи с чем можно говорить, что государственный контракт является особым видом гражданского договора в силу присущих ему особенностей, в частности, особый предмет договора, наличие в обязательном порядке в качестве стороны государственного органа или муниципального образования, осуществление процесса финансирования из бюджета соответствующего уровня.

Если государственный контракт является разновидностью гражданско-правового договора, а ядром контрактной системы – государственный контракт, то напрашивается очевидный вывод о гражданско-правовом характере института контрактной системы.

На принадлежность института государственных закупок к отрасли гражданского права указывается и в научной литературе. Так, Я.Б. Гребенщиков пишет, что муниципальный контракт представляет собой некую общую форму договора, в которую могут облекаться любые виды предпринимательско- правовых договоров и, поскольку муниципальный контракт носит имущественный характер, он должен регулироваться ГК РФ [2, с. 18-19].

Исходя из этого, институт контрактной системы в сфере закупок как институт гражданского права можно представить в виде совокупности взаимосвязанных правовых норм, регулирующих родственные общественные отношения, возникающие в сфере обеспечения имущественных государственных и муниципальных нужд посредством участия последним в экономическом обороте через контрактную систему закупок товаров, работ и услуг.

Любая отрасль права имеет свою систему, которая может включать в себя различные элементы, такие как части, разделы, подотрасли, институты. В соответствии с теорией в системе гражданского права традиционно выделяют общую и особенную части.

Таким образом, контрактная система в сфере закупок является институтом гражданского права РФ, так как именно данная отрасль направлена на регулирование общественных отношений, возникающих в процессе удовлетворения сторонами своего имущественного интереса.
Общая часть гражданского права закрепляет основные начала гражданского права, основополагающие принципы и базисные правовые формы деятельности субъектов гражданского права, право собственности, обязательственное право и другие. Положения Общей части конкретизируются в Особенной части гражданского права, более подробно регламентирующей отдельные его институты. Таким образом, в системе гражданского права институт контрактной системы в сфере закупок является самостоятельным структурным образованием, который помимо гражданско-правовых норм включает в себя нормы иных правовых отраслей, регулирующих соответствующий объект общественных отношений.

Предмет и метод правового регулирования института контрактной системы

Определение места института контрактной системы в сфере закупок в системе гражданского права будет неполной без рассмотрения особенностей его основных признаков: предмета, метода правового регулирования и базисных принципов.

Предметом исследуемого правового института являются общественные отношения, возникающие и развивающиеся в процессе обеспечения государственных и муниципальных органов своих потребностей с целью государственных (муниципальных) нужд. Специфика предмета правового регулирования института контрактной системы в сфере закупок обусловила методы правового регулирования, применяемые в исследуемом институте.

В гражданском праве диспозитивный метод правового регулирования превалирует над императивным, в связи с чем сфера государственных (муниципальных) закупок не является исключением. Диспозитивный метод правового регулирования, в исследуемой сфере правоотношений, проявляется в предоставлении сторонам возможности выбора варианта поведения в рамках нормы права. Возможность использования в указанной сфере общественных отношений диспозитивного метода правового регулирования обусловлена правовой природой гражданско-правового договора (контракта), посредством которого происходит оформление отношений по обеспечению государственных и муниципальных нужд.

Наличие определенного удельного веса императивного метода обусловлено обязательным участием в указанных правоотношениях публично-правового субъекта в виде государственного или муниципального органа, который помимо того, что выступает равным участником в экономическом обороте с одной стороны, с другой – уполномочен издавать властные указания по координации и контролю за порядком проведения закупок товаров или услуг для обеспечения нужд.

Таким образом, к исследуемым правоотношениям могут быть применены одновременно диспозитивный и императивный методы правового регулирования.

Институт контрактной системы в сфере закупок, как и любой другой институт права, базируется на основополагающих принципах.

Специальные принципы функционирования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг закреплены в ст. 6 Закона № 44-ФЗ. В частности, к ним законодатель относит принципы информации, прозрачности, открытости, защищенной конкуренции, высокопрофессиональных заказчиков, вливание инноваций, ответственности за небезрезультатность обеспечения госнужд, эффективности осуществления закупок. Блок общеправовых принципов включает в себя основные принципы гражданского права, являющиеся базисом для всех групп гражданских правоотношений, в первую очередь таких, как автономия воли сторон, равенство участников гражданских правоотношений, свобода договора и другие.

Определение особенностей предмета, метода правового регулирования и принципов исследуемого правового института позволило подтвердить тезис о том, что контрактная система в сфере закупок является обособленным образованием, входящим в систему гражданского права.

Выводы

В основе государственного контракта лежит принцип свободы договора, равенство и имущественная самостоятельность сторон, а сама по себе контрактная система является важнейшим механизмом в процессе реализации сторонами взятых на себя гражданских прав и обязанностей.

Учитывая вышеизложенное, а также иные полученные результаты исследования, автор может утверждать, что государственный контракт является особым видом гражданского договора в силу присущих ему особенностей, поскольку помимо классических принципов гражданского права, лежащих в его основе, в нем присутствует и определенная правовая специфика. В частности, это особый предмет договора, наличие в обязательном порядке в качестве стороны государственного или муниципального органа, осуществление финансирования при выполнении контракта из бюджета соответствующего уровня.

Как у любой отрасли права, так и у ее части, правовой институт регулируется определенными методами. Для контрактной системы превалирующим методом правового регулирования является диспозитивный метод, хотя довольно значительный вес в рассматриваемых общественных отношениях составляет и императивный, что связано с самой спецификой контрактной системы.
Предметом исследуемого правового института являются общественные отношения, которые возникают и развиваются в процессе удовлетворения потребностей государственных и муниципальных образований с целью обеспечения государственных (муниципальных) нужд.

Как и любой другой институт гражданского права, институт контрактной системы строится на определенных принципах. Проведенное исследование позволило выделить в указанном институте общеправовые принципы, отраслевые принципы, свойственные только гражданскому праву, а также специальные принципы функционирования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гладков, В. С. Государственный контракт как административный договор / В. С. Гладков // Юридический вестник РГГЭУ – 2008. – №№ 2. – С. 21-25.
2. Гребенщикова, Я. Б. Правовой механизм закупки товаров, работ, услуг для муниципальных нужд : автореф. дис. … канд. юрид. наук : 12.00.03 / Гребенщикова Ярослава Борисовна. – М., 2008. – 22 с.
3. Ротенберг, А. С. Административный договор : автореф. дис. … канд. юрид. наук : 12.00.14 / Ротенберг Александр Семенович. – Ростов н/Д, 2006. – 29 с.
4. Черновол, Е. П. Понятие контрактной системы в России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд / Е. П. Черновол // Право и экономика. – 2015. – №° 4 (326). – С. 42-46.
5. Шевченко, Л. И. Проблемы формирования договорных отношений поставки в условиях становления в Российской Федерации рыночной экономики : дис. … д-ра юрид. наук : 12.00.03 / Шевченко Любовь Ивановна. – Кемерово, 2001. – 290 с.

Цитирование. Гусейнли Имади Али Вугар оглы. Контрактная система закупок как институт гражданского права // Legal Concept = Правовая парадигма. – 2018. – Т. 17, № 3. – С. 108-112.

Просмотров: 32

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code