МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ И КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНВАЛИДОВ

Р.С.ГАЛИЕВ, кандидат юридических наук
А.Е.БАНЬКОВСКИЙ, кандидат юридических наук

Международное право, конституционное право, Конституция Российской Федерации, права человека, защита прав, инвалид, международные стандарты, равноправие, регулирование защиты прав инвалидов.

Конституция Российской Федерации устанавливает правой статус человека и гражданина в соответствии с международными стандартами прав человека. В Конституции нет норм, прямо регулирующих защиту прав инвалидов, однако такие нормы содержаться в отраслевом законодательстве. В статье проведен анализ правового регулирования защиты прав инвалидов на международном и национальном уровнях, а также конституционного регулирования защиты прав инвалидов в зарубежных странах. Делается вывод о том, что правовое регулирование защиты прав инвалидов в Российской Федерации соответствует международным стандартам и развивается по пути оптимизации и детализации национального законодательства в этой важной социальной сфере.

 

Конституция Российской Федерации 1993 года, принятая всенародным голосованием, закрепила новую модель организации высших органов власти, а также установила правовой статус человека и гражданина. В Конституции нашло отражение существенное и в определенной мере революционное переосмысление базовых ценностных ориентиров в системе координат «человек – общество – государство», она закрепила формирование новейших принципов организации государственной власти, идеологический и политический плюрализм, признание приоритета общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров над национальным законодательством России, детально регламентировала правовой статус человека и гражданина Российской Федерации.

Гл. 2 Конституции устанавливает комплекс прав и свобод человека и гражданина. Все права в России реализуются вне зависимости от расовой, национальной, половой принадлежности человека, а также состояния его здоровья. Именно поэтому права каждого отдельно взятого человека вне зависимости от его личных качеств, социального статуса или физических данных являются равными. Инвалиды как лица с ограниченными возможностями (их физические способности являются в той или иной степени ограниченными) нуждаются в особой социальной защите значительно больше, чем иные категории граждан. При этом не должны ограничиваться возможности инвалидов на проявление своей индивидуальности в различных сферах общественной жизни, в том числе в спорте, искусстве, работе, учебе, культуре.

Разрешение проблем, связанных с инвалидностью человека, является одним из ключевых направлений современной социальной политики любого цивилизованного и демократически развитого государства. Это обусловлено увеличением доли лиц с ограниченными возможностями в общей численности населения, а также значительными проблемами и трудностями полноценной интеграции данной категории граждан в жизнь общества. Необходимость разрешения вопросов, связанных с проблемами инвалидности, во многом вызвана сложностью, многообразием и масштабностью проблем реабилитации инвалидов, а также процесса интеграции их в общество. Такая интеграции предполагает:

– осуществление и разработку комплекса программных мероприятий, взаимосвязанных по конкретным срокам, целям реализации, а также исполнителям;

– необходимость в осуществлении координационных действий органов государственной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, общественных объединений инвалидов и других негосударственных некоммерческих организаций.

Полноценная и всесторонняя жизнедеятельность значительной части инвалидов невозможна без оказания им того или иного вида помощи, а также без предоставления целого комплекса услуг, которые соответствуют их специфическим потребностям. Своевременное и полное удовлетворение индивидуальных потребностей инвалидов должно обеспечивать компенсацию ограничений, имеющихся в их жизнедеятельности. Оно заключается в создании для них равных с другими категориями населения возможностей в культурной, общественно-политической, социально-бытовой, профессиональной и иных сферах. При этом государству целесообразно применять комплекс разносторонних мер, которые обеспечивают права и отвечают законным интересам инвалидов, с целью интеграции их в качестве полноправных членов российского общества, создавать качественные условия для их жизнедеятельности, а также нивелировать любую дискриминацию по признаку инвалидности (ничто не должно являться ограничивающим фактором, ухудшающим положение данных лиц в обществе).

Нормативно-правовые акты в сфере социального обеспечения и управленческие решения всегда должны отвечать высочайшим требованиям, соответствующим общемировым стандартам прав человека и международным нормам социального обеспечения. Социально-экономические права, которые призваны обеспечить духовные, физические, материальные и другие потребности личности, на сегодняшний день получили всеобщее признание, в первую очередь – на международном уровне.

На международном уровне правовой статус инвалидов закреплен как на конвенциональном уровне, так и в нормах «мягкого права». Прежде всего следует выделить универсальные и региональные международные соглашения, устанавливающие, что каждый человек обладает всеми предусмотренными в них правами и свободами без какого бы то ни было различия: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международная конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Конвенция о правах ребенка, Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г.

Рассматривая хронологию формирования международно-правовых основ прав инвалидов, следует выделить несколько соглашений и решений международных организаций. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 37/52 от 3 декабря 1982 г. была принята Всемирная программа действий в отношении инвалидов [12], которая послужила началом нового этапа развития отношений в сфере защиты прав инвалидов. В Декларации об искоренении насилия в отношении женщин (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 48/104 от 20 декабря 1993 г. [13]) отражена обеспокоенность международного сообщества тем, что женщины, имеющие инвалидность, особенно подвержены насилию. Резолюцией 48/96 от 20 декабря 1993 г. Генеральная Ассамблея ООН утвердила Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов [14]. Данный документ обращен непосредственно к государствам и содержит 22 правила, закрепляющие обязательства политического и морального характера, направленные на принятие необходимых мер по обеспечению защиты инвалидов.

Важной вехой развития международно-правового регулирования прав инвалидов стало принятие Генеральной Ассамблей ООН Резолюцией 61/106 от 13 декабря 2006 г. Конвенции о правах инвалидов [15]. Конвенция воплощает все прогрессивные достижения международно- правового регулирования прав инвалидов и содержит международные стандарты в сфере защиты прав данной категории людей, придавая им юридически обязательный характер. Российская Федерация ратифицировала данную Конвенцию [11]. При этом Конвенция о правах инвалидов не заменяет указанные выше Всемирную программу и Стандартные правила, а развивает их положения и предусматривает более широкие обязательства государств-участников. Принятие Конвенции о правах инвалидов заложило основу построения международной системы прав инвалидов и унификации национальных законодательств государств-участников в части, касающейся правового статуса данной категории граждан, а также развития государственной политики в рассматриваемой сфере.

Однако не менее важным фактором является детальная проработка соответствующих вопросов на уровне национального законодательства. В первую очередь в нем данные вопросы должен быть отражены на конституционном уровне. Возможны два варианта такого отражения: либо прямое указание на лиц с ограниченными возможностями, либо регулирование их статуса в рамках вопроса о социальном обеспечении. Первый вариант реализуется редко, но тем не менее необходимо отметить конституции некоторых стран. Например, п.п. 1 и 2 ст. 15 ч. 1 Конституционного акта Канады 1982 года устанавливает, что закон не делает различий для лиц и в равной мере применяется ко всем, и все имеют право
на равную защиту и равное покровительство закона, независимо от каких-либо различий, в частности, основанных на признаках расы, национального или этнического происхождения, цвета кожи, религии, пола, возраста или возникших вследствие психических или физических недостатков. Программы по социальной защите не препятствуют принятию законов, программ или деятельности, направленных на улучшение положения отдельных лиц и групп населения, находящихся в неблагоприятных условиях, в частности, вследствие их расы, национального или этнического происхождения, цвета кожи, исповедуемой религии, пола, возраста или вследствие психических или физических недостатков. Именно термин «лица с психическими или физическими недостатками» используется в канадском законодательстве в отношении инвалидов, и он имеет конституционное закрепление [1, с. 472]. Конституция Федеративной Республики Германия в ст. 74, определяя совместную законодательную компетенцию федерации и ее субъектов, дает прямое указание на регулирование правового статуса «инвалидов войны».

Подобные подходы прослеживаются и в конституциях некоторых других стран [2, с. 267-268]. Однако наиболее распространенным является определение конституционно-правового статуса инвалидов через указание в конституции на вопросы социального обеспечения граждан с последующим принятием на этой основе специального закона, посвященного правовому положению инвалидов.

Что касается нашей страны, то в соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации правовое регулирование отношений в сфере социального обеспечения (включая статус инвалида) отнесено к совместной компетенции федерации и ее субъектов. Реализация указанного конституционного положения на практике связана с принятием федеральных законов, федеральных подзаконных актов, а также различных нормативных правовых актов на уровне субъектов Российской Федерации. Такой порядок нормативно-правового регулирования общественных отношений в сфере социального обеспечения позволяет сочетать централизованное регулирование с региональным.

Базовым нормативным правовым актом в сфере регулирования вопросов инвалидности является Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Его положения раскрываются в ряде постановлений Правительства Российской Федерации [3]. Так, например, конкретизирующими подзаконными актами являются постановления от 20 февраля 2006 г. № 95 (ред. от 29.03.2018) «О порядке и условиях признания лица инвалидом» [4], от 7 декабря 1996 г. № 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» [5], от 17 июня 2015 г. № 599 «О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности» и др. [6].

Субъекты Российской Федерации на основании и во исполнение федерального законодательства принимают собственные нормативные правовые акты, которые улучшают (по сравнению с федеральными нормами) положение социально слабо защищенных граждан, в том числе и инвалидов. К числу примеров такой законотворческой деятельности можно отнести Закон Республики Татарстан от 24 июля 2006 г. № 60-ЗРТ «О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите» [7], Закон Омской области от 26 июля 2011 г. № 1373-ОЗ «О социальной защите инвалидов в Омской области» [8]. Что касается Алтайского края,то к такими нормативными правовыми актами являются: Закон Алтайского края от 6 июля 2006 г. № 59-ЗС «Об установлении в Алтайском крае квоты приема на работу инвалидов» [9], Постановление Администрации Алтайского края от 26 марта 2014 г. № 142 «О компенсации затрат родителей (законных представителей) на обучение детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому самостоятельно в Алтайском крае» [10].

Таким образом, исходя из анализа правового регулирования защиты прав инвалидов, необходимо отметить, что в рассматриваемой сфере существует достаточно содержательная правовая база как на международном, так и национальном уровнях, в которой четко определен правовой статус инвалидов. Конституция Российской Федерации относит правовое регулирование отношений в сфере социального обеспечения к совместной компетенции федерации и ее субъектов, оно реализуется в рамках федерального и регионального законодательства, а также путем принятия подзаконных нормативных актов, в том числе программного характера. Правовое регулирование прав инвалидов в Российской Федерации соответствует международным стандартам и развивается по пути оптимизации и детализации национального законодательства в этой важной для любой страны социальной сферы.

Библиографический список:

1. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. проф. В.В. Маклаков; 2-е изд., исправ. и доп. М.: БЕК, 2006. 584 с.
2. Избранные Конституции зарубежных стран: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Отв. ред. Б. А. Страшун; 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2014. 852 с.
3. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 48. Ст. 4563.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95 (ред. от 29.03.2018) «О порядке и условиях признания лица инвалидом» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 9. Ст. 1018.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 № 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 51. Ст. 586.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.06.2015 № 599 «О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов
и услуг в установленных сферах деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 26. Ст. 3894.
7. Закон Республики Татарстан от 24.07.2006 № 60-ЗРТ «О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите» // Ведомости Государственного Совета Татарстана. 2006. № 7 (I часть).
8. Закон Омской области от 26.07.2011 № 1373-ОЗ «О социальной защите инвалидов в Омской области» // Омский вестник. 2011. № 31.
9. Закон Алтайского края от 06.07.2006 № 59-ЗС «Об установлении в Алтайском крае квоты приема на работу инвалидов» // Сборник законодательства Алтайского края. 2006. № 123. Ч. 1. С. 106.
10. Постановление Администрации Алтайского края от 26.03.2014 № 142 «О компенсации затрат родителей (законных представителей) на обучение детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому самостоятельно в Алтайском крае» // Алтайская правда. 2014. № 86.
11. Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» // СПС «КонсультантПлюс».
12. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/37/53 от 03.12.1982 «Осуществление Всемирной программы действий в отношении инвалидов» // Официальный сайт Организации Объединенных Наций // URL: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=A/ RES/37/52 (дата обращения – 11.07.2018).
13. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/48/104 от 20.12.1994 «Декларация об искоренении насилия в отношении женщин» // Официальный сайт Организации Объединенных Наций // URL: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=A/RES/48/104 (дата обращения – 11.07.2018).
14. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/48/96 от 20.12.1993 А/48/РУ.85 «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» // Официальный сайт Организации Объединенных Наций // URL: http://www.un.org/ru/documents/ods. asp?m=A/RES/48/96 (дата обращения – 11.07.2018).
15. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/61/106 от 13.12.2006 «Конвенция о правах инвалидов» // Официальный сайт Организации Объединенных Наций // URL: http:// www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=A/RES/61/106 (дата обращения – 11.07.2018).

Источник: Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 3 (53)

Просмотров: 12

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code