ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА: МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ И РЕЙТИНГИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ

Е.В.Масленникова, кандидат экономических наук

Раскрыто понятие инвестиционной привлекательность региона, рассмотрены основные рейтинги, позволяющие ее оценить, дается характеристика методикам расчета рейтингов.

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность региона, рейтинг инвестиционной привлекательности регионов, методики расчета инвестиционной привлекательности региона.

 

Важнейшим фактором развития регионов в современных условиях является инвестиционная привлекательность, которую в целом можно рассматривать как совокупность различных региональных условий, способных влиять на выбор инвестором объектов инвестирования.

Проблема привлечения инвестиций является основным вопросом социально-экономического развития регионов, территорий, промышленных и экономических субъектов в существующих рыночных условиях. Динамизм и ускорение темпов развития современной экономики, обусловленные использованием новых информационных технологий, с одной стороны, открывают новые возможности для инвестирования, с другой — увеличивают риски, что определяет необходимость в большей степени оценивать инвестиционный климат и инвестиционную привлекательность регионов как объектов вложений. Таким образом, оценка инвестиционной привлекательности регионов России и оценка их инвестиционного климата становится все более актуальной задачей.

Изучение инвестиционного климата до сих пор характеризовалось большим количеством концепций и методов оценки. Кроме того, важным является определение понятий «инвестиционная привлекательность» и «инвестиционный климат».

Инвестиционный климат можно рассматривать как совокупность условий, определяющих степень привлекательности страны (региона) для размещения капиталовложений и создающих благоприятные предпосылки для ее (его) развития.

Как отмечает в своем исследовании В. В. Литвинова, инвестиционный климат региона — интегральная характеристика среды инвестирования, формирующаяся на основании оценки инвестиционной привлекательности региона в течение длительного промежутка времени (более пяти лет) и влияющая на желание потенциального инвестора осуществить вложения. При этом инвестиционная привлекательность региона — это интегральная характеристика среды инвестирования, формирующаяся на основании оценки инвестиционного потенциала и инвестиционного риска региона, отражающая субъективное восприятие региона потенциальным инвестором [1].

Инвестиционная привлекательность, таким образом, имеет субъективный характер и отражает, насколько объект инвестирования соответствует целям конкретного инвестора, то есть субъективным восприятием региона, на которое, в свою очередь, может оказывать влияние объективная оценка инвестиционного климата региона.

Что касается методов оценки инвестиционной привлекательности и инвестиционного климата, их можно условно сгруппировать по трем основным направлениям. Первое направление включает в себя методы, которые, как правило, оценивают наибольшее количество экономических параметров, показателей политического климата, правовой среды для инвесторов, условия торговли и т. д. Такие методики имеют некоторые преимущества, одно из которых — установление взаимосвязи между различными факторами, формирующими инвестиционную привлекательность региона. Тем не менее, практическое использование таких методов представляет собой большую сложность вследствие затратности и недостатка высококвалифицированных специалистов, способных обрабатывать большое количество аналитической информации. Второе направление должно включать методики оценки инвестиционного климата, делая акцент на сравнительном анализе инвестиционной среды и перспективах социально-экономического развития регионов страны .

Третье направление — методики балльной оценки инвестиционной привлекательности и инвестиционного климата. Преимуществом этих методик является возможность количественного определения основных характеристик инвестиционного климата разных территорий и выработки эффективного показателя, который учитывает изменения всех компонентов и служит критерием для определения привлекательности различных территорий для инвесторов. Именно к этой группе принадлежат рассмотренные далее методики .

Оценка инвестиционного климата региона и основных его параметров, для того чтобы служить средством привлечения инвестиций, влиять на принятие решений потенциальными инвесторами, должна проводиться регулярно и включать в себя важнейшие для инвесторов факторы. Такая оценка для регионов России осуществляется с помощью ежегодных рейтингов инвестиционной привлекательности регионов.

Наиболее авторитетными являются следующие рейтинги:

— Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ (проводится Агентством стратегических инициатив);

— рейтинг инвестиционной привлекательности регионов (проводится рейтинговым агентством Эксперт РА);

— дистанционный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов (проводится Национальным рейтинговым агентством).

Рассмотрим указанные рейтинги и дадим краткую характеристику применяемым методикам расчета.
Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ проводится с 2014 г., в 2017 г. в рейтинге на общих условиях приняли участие все регионы России, 51 регион по результатам Рейтинга продемонстрировал общий рост интегрального показателя по сравнению с прошлым годом.

Основными задачами проведения рейтинга являются следующие:

— выявить лучшие практики по работе с инвесторами в регионах;

— создать систему стимулов для региональных властей;

— создать систему изменений инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности в регионах на основе лучших практик.

Рейтинг состоит из 45 показателей, которые группируются в 17 факторов, составляющих 4 направления:

— регуляторная среда;

— институты для бизнеса;

— инфраструктура и ресурсы;

— поддержка малого предпринимательства.

Получение информации по показателям осуществляется путем проведения опросов предпринимателей и экспертов, а также с использованием статистических данных. Затем производится агрегирование показателей и расчет рейтинга.

Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России традиционно строится на основе официальной информации Росстата и статистики федеральных ведомств: Минфина, Банка России, Минсвязи, МВД и Минприроды.

Инвестиционная привлекательность в рейтинге оценивается по двум параметрам: инвестиционному потенциалу и инвестиционному риску.

Потенциал показывает, какую долю регион занимает на общероссийском рынке, риск — какими могут быть для инвестора масштабы тех или иных проблем в регионе. Суммарный потенциал состоит из девяти частных: трудового, финансового, производственного, потребительского, институционального, инфраструктурного, природно-ресурс- ного, туристического и инновационного.

Интегральный риск — из шести частных: финансового, социального, управленческого, экономического, экологического и криминального. Вклад каждого частного риска или потенциала в итоговый индикатор оценивается на основе анкетирования представителей экспертного, инвестиционного и банковского сообществ.

По соотношению величины совокупного потенциала и интегрального риска каждый регион России относится к одной из 12 рейтинговых ка- тегорий .

Дистанционный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов представляет «Национальное Рейтинговое Агентство», он основан на собственной методике НРА. Его целью является выявление наиболее привлекательных регионов России с точки зрения реализации инвестиционных проектов.

Согласно методике рейтинга, инвестиционная привлекательность региона складывается из семи факторов региональной инвестиционной привлекательности, для оценки которых используется 54 показателя.

Показатели, используемые в методике НРА для оценки факторов инвестиционной привлекательности региона, можно разделить на три группы:

1) статистические показатели;

2) опросы предпринимательского сообщества;

3) экспертные оценки.

Наибольшее значение для совершенствования инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности региона имеют разработанные целевые модели, в основе которых лежат лучшие региональные практики. Графическая модель состоит из двух замкнутых геометрических фигур. Один из них не основан на показателях, существующих в регионе, по показателям, которые требуется достичь к концу следующего года на базовом уровне. Если регион стремится стать лидером в этой области, то он должен превысить указанные значения показателей. У регионов- лидеров различия между фигурами меньше, так как их показатели и лежат в основе разработки целевых моделей. Таким образом, улучшение инвестиционной привлекательности регионов через совершенствование инвестиционного климата в Российской Федерации осуществляется на основе государственных целевых моделей, которые должны быть внедрены во всех регионах.

Рассмотрим содержание целевых моделей и дадим им краткую характеристику.

— первая устанавливает показатели качества регионального инвестиционного законодательства;

— вторая — показатели качества работы организации, специализирующейся на привлечении инвестиций и работе с инвесторами (региональные корпорации инвестиционного развития и тому подобные структуры);

— третья — качество регионального инвестиционного портала;

— четвертая модель характеризует эффективность обратной связи инвесторов и руководства региона;

— пятая — качество государственного кадастрового учета;

— шестая — качество государственной регистрации прав;

— седьмая — процесс получения разрешения на строительство;

— восьмая и девятая — процесс технологического присоединения к сетям — соответственно, электрическим и газовым;

— десятая — процесс подключения к коммунальным сетям;

— одиннадцатая модель связана с качеством контрольно-надзорной деятельности;

— двенадцатая — с эффективностью господдержки малого и среднего бизнеса [2].

Внедрение моделей представляет собой задачи различного уровня сложности, которые зависят, с одной стороны, от исходной позиции, на которой находится регион, с другой стороны, от сложности содержания самой модели. Так, например, если совершенствование регионального инвестиционного портала можно осуществить довольно быстро, то для достижения целевых показателей в сфере контрольно-надзорной деятельности нужны усилия всех уровней власти, начиная от федерального и заканчивая муниципальным. Кроме того, на это влияет уровень профессиональной подготовки участников этого процесса.

Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на значимость внедрения целевых моделей для формирования инвестиционной привлекательности и совершенствования инвестиционного климата в регионах России, их эффективность будет зависеть от ресурсного потенциала территорий, качества и последовательности реализация государственной поддержки инвестиционной деятельности, кадрового и информационного обеспечения.

Учитывая обострение конкуренции между регионами за привлечение инвестиций, значение рейтинга возрастает, давая инвесторам объективную информацию по инвестиционной привлекательности регионов. Однако Национальный рейтинг инвестиционной привлекательности является не только зеркалом, отражающим текущую ситуацию, но и инструментом совершенствования ситуации в сфере привлечения инвестиций через выявление лучших практик и их внедрение в регионах.

Несмотря на различие в методологиях и методиках расчета показателей, лежащих в основе рейтинга, в лидерские группы с благоприятным инвестиционным климатом попадают практически одни и те же регионы. В частности, Татарстан, Белгородская область, Москва есть среди лидеров во всех трех рейтингах. Эти территории действительно успешны с точки зрения инвестиционного климата.

Еще рейтинги показывают, что, чем сильнее разница между регионами с точки зрения инвестиционной привлекательности, тем больше разрыв между показателями рейтинга, то есть развиваются успешные, а слабо развитые регионы еще больше смещаются в конец рейтинга.

Анализ результатов национального рейтинга инвестиционного климата в Российской Федерации в 2017 г. показал, что, несмотря на значительное улучшение ситуации в отдельных регионах, общий инвестиционный климат в стране изменился незначительно, а средние национальные показатели страны выросли всего на 2,6 %. Кроме того, если изменения рейтинга территорий в 2016 г. зависело от усилий федеральных властей, то в 2017 г. — от слаженной работы региональных команд по внедрению целевых моделей для достижения заданных показателей по основным параметрам и составляющим инвестиционного климата.

Основными факторами, влияющими на инвестиционную привлекательность, являются наличие природных ресурсов, отношения с федеральным центром, уровень экономического развития территории, а также конкуренция за инвестора среди российских регионов. Кроме того, территории, которые смогли улучшить инвестиционный климат, демонстрировали рост уровня и качества жизни населения, доходов и позитивную динамику экономического развития.

Возможности экономического роста и позитивных изменений инвестиционной привлекательности региона находятся в основном в руках местных лидеров, зависят от их способности создавать благоприятные условия стимулирования инвестиций в экономику региона. Совершенствование инфраструктуры развития бизнеса, сокращение административных барьеров — все это может быть достигнуто благодаря частным партнерствам, внедрением государственных кластеров и эффективной работе с заемными средствами.

Список литературы

1. Литвинова, В. В. Инвестиционная привлекательность и инвестиционный климат региона : монография / В. В. Литвинова. — М. : Финансовый ун-т, 2013. — 116 с.
2. Раичев Д. Модельный ряд. Регионам предстоит улучшить инвестиционный климат к концу 2017 / Д. Раичев // Рос. газ. — № 7162 (294). — URL: https://rg.ru/2016/12/27/reg-cfo/regionam-uluchshat- inve sticionnyj -klimat-k-koncu-2 017-go. html.
3. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России НРА: тенденции по итогам 2016 года. — URL: http://www.ranational.m/sites/default/files/analitic_article/НРА_Рейтинг%20инвестиционной%20привлекательности%20регионов%20РФ%202016_ИТОГ.pdf

Источник: “Вестник факультета управления Челябинского государственного университета” 2017. № 2

Просмотров: 164

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code