АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ

А.С.Ахметов, доктор Ph.D, ассоциированный профессор (доцент)

Введение: создание целостной концепции в области повышения правовой культуры гражданина и всего общества напрямую зависит от качества системы правового воспитания. Изучение сущности и содержания правового воспитания, которое является важнейшим средством повышения уровня правовой культуры современного общества, становится особо необходимой составляющей деятельности любых государственных органов. Правовое воспитание наряду с правовым обучением является одним из средств повышения уровня правовой культуры общества. Совершенствование всей системы правового воспитания положительно влияет на проводимые в государстве реформы, а также способствует росту активности участия каждого гражданина в деятельности государства. На сегодняшний день существующие научные исследования, направленные на изучение данного феномена, недостаточно раскрывают его природу и сущность, поэтому актуальность представленной темы исследования не вызывает сомнений. Целью научной работы является изучение сущности и содержания правового воспитания, которое оказывает активное воздействие на повышение уровня правовой культуры индивида и всего общества. Методы: при написании научной работы методологическую основу данного исследования представили общенаучные и специальные юридические методы познания. Результаты: в научной работе проведен анализ сущности и содержания правового воспитания как процесса целенаправленного и систематического воздействия на сознание и поведение человека со стороны государства, различных общественных организаций и отдельных граждан. Выводы: в результате данного научного исследования на основе отечественных и зарубежных источников изучена сущность и содержание правового воспитания как одного из основных средств формирования уровня правовой культуры общества.

Ключевые слова: правовое воспитание, общество, культура, правовая культура, индивид, гражданское общество, государство, правовое образование.

 

Введение

В современной правовой науке присутствует большое количество вопросов, которые касаются проблемы изучения правового воспитания, так как оно является неотъемлемой частью формирования правовой культуры общества. На сегодняшний день существует множество различных подходов, которые раскрывают в определенной степени сущность и содержание правового воспитания, систему механизмов его развития, а также особенности повышения качества процесса усвоения индивидом всех правовых знаний. Научные исследования, проводимые учеными, юристами-практиками в этом направлении, безусловно, заслуживают должного внимания и анализа в силу актуальности изучения данного феномена.

Целью правового воспитания является формирование человека, который знает и уважает закон, противодействует правонарушениям, борется с правовым нигилизмом, коррупцией и т. п. Для этого необходимо, чтобы человек всегда имел высокие нравственные идеалы и соответствовал им [5, с. 28].

Процесс правового воспитания преследует главную цель – развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом, что в итоге даст возможность ему соответствовать правовому поведению, которое согласовывается с потребностями и ценностями правового государства. Суть правового воспитания выражается в формировании установок на согласование собственных ожиданий, устремлений и интересов с ожиданиями социума. Для этого очень важно, чтобы потребности человека не противоречили потребностям всего общества и его ценностям. Правовое воспитание довольно тесно взаимосвязано с правовым обучением, так как процесс воспитания практически невозможен без процесса обучения, а обучение, как правило, несет в себе воспитательный эффект.

Сущность и содержание правового воспитания

Правовое воспитание – это процесс формирования правовой культуры у отдельных граждан или в обществе в целом. Этот процесс осуществляется посредством СМИ, государственными органами, должностными лицами, всеми учебными заведениями, а также неправительственными организациями. Если говорить о правовом воспитании, то оно выражается в широком и узком смыслах. В широком смысле важно говорить не о правовом воспитании, а о правовой социализации человека, то есть когда на человека оказывается воспитательное воздействие окружающей обстановки в целом, всей системой юридической практики, а также поведением должностных лиц – представителей государственных органов правовой сферы. Если говорить о правовом воспитании в узком смысле, то здесь необходимо отметить, что оно выражается своей направленностью на повышение уровня правовой культуры отдельного человека, группы людей или общества в целом [1, с. 364].

По мнению О.А. Рузаковой, А.Б. Руза- кова, правовое воспитание – это определенный процесс систематического воздействия на сознание человека, на уровень его культуры поведения, который осуществляется для достижения необходимого уровня правовых знаний, а также выработки уважения к законам и правил точного соблюдения его требований на основе личных убеждений [7, с. 10].

Например, З.З. Гумерова считает, что правовое воспитание – это диалектический процесс формирования и закрепления системы определенных ценностей правосознания, которые задают направленность социальному поведению субъектов [4, с. 173].

По мнению Л.М. Матвиенко, под правовым воспитанием необходимо понимать сам процесс формирования личности с наличием широкого диапазона знаний в области права, возможностью осознанного восприятия законов, а также способность человека к правомерному поведению и собственной сформированной активной правовой позиции [6, с. 127].

Стоит обратить внимание на позицию Т.В. Синюковой, которая считает, что «…правовое воспитание – это необходимое систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования у него определенных положительных взглядов, представлений, ценностных ориентаций, установок, которые обеспечивают соблюдение, исполнение и использование правовых норм. Правовое воспитание – это сложная система деятельности, как со стороны государственных органов, так и со стороны самого общества, направленная на формирование правового сознания и правовой культуры у каждого индивида…» [8, с. 121].

Правовое воспитание требует вариативную модель использования технологий обучения и воспитания. Совокупность параметров правового воспитания, ее технологии включены в многочисленные государственные программы, которые предусматривают в себе активное использование IT-технологий и различных коммуникационных систем. Основные технологии формирования правовой культуры включают в себя информатизацию, правовое образование и правовое воспитание в школах и вузах, проведение различных практико-ориентированных научных исследований, систематическое повышение квалификации юридических кадров.

Но каковы же основные элементы системы правового воспитания? Прежде всего необходимо выделить формы (способы) организации воспитательного процесса. В настоящее время к формам правовой работы с населением можно отнести:
– пропаганду права посредством средств массовой информации;
– организацию правового всеобуча;
– организацию правовоспитательной работы в связи проведенными конституционными мероприятиями (референдум, выборы).

К основным средствам правового воспитания можно отнести:
– организацию правовой пропаганды;
– систему правового обучения;
– применение юридической практики;
– процесс самовоспитания.

В основе применения всех вышеназванных средств правового воспитания лежит обеспечение правовой информированности, которая предполагает прямую передачу, восприятие, а также преобразование и использование правовой информации.

Определенный интерес вызывает парадигмальный подход к изучению правового воспитания, предложенный Т.В. Губаевой и З.З. Гумеровой. Содержание этого подхода сводится к следующему. Парадигма правового воспитания – это система устоявшихся на текущий момент различных теоретических воззрений, которая предопределяет дальнейшее продуктивное развитие научных знаний об исследуемом объекте (например, правовом воспитании). Представленная парадигма включает в себя следующие признаки: 1) обладает инструментальным характером (то есть является способом познания, а также средством осуществления различных исследовательских программ); 2) выражается посредством диалектического синтеза знаний (основана на предшествующем, то есть обращена к перспективе); 3) актуализирует имеющиеся множественные междисциплинарные связи [3, с. 179].

Выводы

Процесс формирования гражданского общества напрямую связан с устранением таких явлений как правовой нигилизм, коррупция и т. д. При этом важное значение играет уровень правосознания и правовой культуры населения, поэтому для этого необходимо создать продуманную систему правового воспитания. Практически абсолютным решением актуальной проблемы современности – правового нигилизма – является развитие правового воспитания. Правовое воспитание – это целенаправленный процесс воздействия на сознание индивида с целью формирования у него достаточно высокого уровня правовой культуры. Данное воздействие может осуществляться органами государственной власти, общественными объединениями, правозащитными движениями в целях формирования и повышения уровня правовой культуры [2, с. 78].

К основным направлениям правового воспитания как деятельности, которая направлена на повышение уровня правовой культуры человека, прежде всего относятся конкретные способы организации воспитательного процесса. К ним можно отнести:
1) процесс формирования правосознания и правовой культуры в семье;
2) систему обучения правовым знаниям и правовой культуры в школах;
3) наличие профессиональной правовой подготовки в вузах юридического профиля;
4) процесс самовоспитания;
5) организацию выпуска и распространение разнообразной юридической литературы;
6) организацию правовой пропаганды всеми государственными органами, должностными лицами;
7) организацию пропаганды права посредством средств массовой коммуникации и художественной литературы;
8) создание общедоступной компьютерной базы данных, а также распространение правовой информации посредством сети Интернет [9, с. 52].

Таким образом, можно сделать вывод, что правовое воспитание – это определенный процесс воздействия на сознание и поведение человека со стороны государства, общественных организаций и отдельных граждан, который имеет целенаправленный и систематический характер. Данный процесс осуществляется в целях формирования у индивида системы мировоззрений, представлений, взглядов, ценностных ориентаций, которые обеспечивают соблюдение, исполнение и практическое использование правовых норм (правил поведения).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Балшикеев, С. Б. Средства формирования правовой культуры личности / С. Б. Балшикеев, М. М. Карасартова // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – № 6 (31). – С. 364-367.
2. Ватаева, Л. А. Правовая культура на современном этапе / Л. А. Ватаева, Т. Т. Царикаева // Система ценностей современного общества. – 2014. – № 38. – С. 78-81.
3. Губаева, Т. В. Правовое воспитание: пара- дигмальный подход / Т. В. Губаева, З. З. Гумерова // Вестник экономики, права и социологии. – 2015. – № 4. – С. 179-182.
4. Гумерова, З. З. Идея права как детерминанта правового воспитания / З. З. Гумерова // Вестник Костромского государственного университета. – 2016. – № 7. – С. 172-174.
5. Дерюгина, Т. В. Нравственность и право как основы правового воспитания и правомерного осуществления субъективных гражданских прав / Т. В. Дерюгина, А. О. Зайцев // Правовая парадигма = Legal Concept. – 2017. – Т. 16, № 1. – С. 28-33. – DOI: https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2017.1.4.
6. Матвиенко, Л. М. К вопросу о значимости правового воспитания / Л. М. Матвиенко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2014. – № 31. – С. 127-129.
7. Рузакова, О. А. Проблемы правового воспитания и просвещения детей в Российской Федерации / О. А. Рузакова, А. Б. Рузаков // Правовая парадигма=Legal Concept. – 2017. – Т. 16, № 1. – С. 1015. – DOI: https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2017.1.1.
8. Синюкова, Т. В. Правовое воспитание в современных условиях / Т. В. Синюкова // Потенциал современной науки. – 2015. – № 3. – С. 121-124.
9. Скубак, Н. Ю. Правовое воспитание и правовое обучение в процессе формирования правовой культуры / Н. Ю. Скубак, М. Е. Норсеева // Технологии гражданской безопасности. – 2011. – № 8. – С. 52-55.
University, Mira St., 60, 140000 Pavlodar, Kazakhstan, arman. ahmetov@mail. ru.
Информация об авторе
Арман Серикович Ахметов, , профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин, Павлодарский государственный педагогический университет, ул. Мира, 60, 140000 г. Павлодар, Казахстан, arman.ahmetov@mail.ru

«Legal Concept = Правовая парадигма». 2018. Т. 17. № 2

Просмотров: 46

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code